Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития рынка нефти




Заключение

Список литературы

 


 

Введение

 

Раскрыть механизм рыночного равновесия, в частности взаимодействие спроса и предложения, возможно выяснив сущности товарно-денежных отношений, рынка и его структуры. В истории мировой экономической мысли уже более двух столетий разные направления, течения и школы пытаются определить главные условия и механизм достижения рыночного равновесия. Поскольку практика постоянно вносит что-то новое в развитие экономической системы, усложняется механизм ее функционирования, появляются новые модели и теории рыночного равновесия.

В представленной работе рассматривается тема рыночного равновесия и участия государства в его достижении. «Предложение» и «спрос» - два важных понятия экономики. Их можно рассматривать отдельно, но на практике это два неразрывных явления. В рыночной экономике спрос определяет предложение, но это не значит, что предложение меньше по своей значимости. Его изучение так же необходимо для правильного понимания и решения проблем, актуальных и в настоящее время.

Также не следует недооценивать роль государства в современной рыночной экономике. Прежде всего, государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами. К инструментам государственного регулирования рыночного равновесия можно отнести налоги и дотации, фиксированные цены.

Цель курсовой работы - анализ формирования равновесия между спросом и предложением в рыночной экономике на примере мирового рынка нефти. В рамках достижения цели были поставлены задачи выяснения понятий спроса и предложения, факторов, влияющих на них, причины нарушения рыночного равновесия. Также, в работе рассмотрено влияние государства на рыночное равновесие.


 

. Теоретические аспекты исследования рыночного равновесия

 

Рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения

 

К числу важнейших проблем макроэкономики относится проблема обеспечения общеэкономического равновесия. Базовой макроэкономической моделью в исследовании данной проблемы является модель «Совокупный спрос - Совокупное предложение».

В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это, прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающий природной среды и другие цели.

В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и другие цели. Одним из важнейших факторов в рыночной экономике является рыночное равновесие.

Для того, чтобы понять рыночный механизм необходимо сначала определить понятие рынка, охарактеризовать элементы его функционирования - спрос и предложение, рассмотреть отдельно каждый из элементов и проанализировать их изменения в зависимости от определенных факторов.

Рынок - это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.

Логику поведения главных субъектов рынка - покупателей и продавцов - отражают две рыночные силы - спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка - соглашение сторон о купле-продаже товара или услуги в определенном количестве и по определенной цене.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.

Совокупный спрос (AD) - это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного периода времени.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется кривой спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

На рис. 1.1 показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной - цена на него (P). Из рис.1.1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны.

 

                        Р           D

                       P1

                         P2

                                       Q1       Q2         Q

Рис. 1.1. Кривая спроса

 

Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых неценовых факторов.

К числу таких факторов следует отнести:

а) денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.

б) потребительские ожидания. Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия).

в) наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.

г)  субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (например эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).

Изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой спроса, показывая изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене.

Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.

Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена предложения. Величина (объем) предложения - то количество товаров, которое готовы продать продавцы.

Объём предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.

Помимо цены на продукт на величину предложения влияют и другие факторы. К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:

а) издержки производства. Чем ниже производственные затраты, тем выше прибыльность производства и значительнее рыночное предложение товаров;

б) уровень налогообложения. Сокращение величины налогов с компаний, как правило, является положительным фактором развития и также ведет при прочих равных условиях к росту предложения;

в) технология производства. Усовершенствование технологии ведет в конечном счете к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и также увеличивает предложение.

г)  экономические ожидания производителей. В большинстве случаев благоприятные ожидания экономических субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и, как следствие, ведут к росту предложения;

д) количество производителей. Чем большее число фирм действует на рынке данного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение;

е)  цены на сопряженных рынках: цены на товары-конкуренты в производстве (рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи «химии») и цены на товары, производимые «совместно» с рассматриваемым товаром (рост цены на нефть может вызвать рост предложения нефтепродуктов).

 

                            Р                                  S

                            P2

                            P1

 

 

                                                  Q1   Q2 Q

Рис. 1.2. Кривая предложения

 

По более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара, то есть объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена. На рис. 1.2. изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.

Закон предложения - это прямая зависимость между ценой и величиной предложения. Закон предложения звучит так: если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения данного товара увеличивается.

На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может - у потребителей больше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег. Под рыночной ценой понимается фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. У производителей-продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предлагают цены предложения - такие предельные минимальные цены, по которым производители-продавцы еще готовы продавать свои товары. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки.

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

 

Парето-эффективность конкурентного рынка

 

Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос и предложение находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом. Т.е. объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене.

В этом смысле синоним термина “Равновесие <http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%B5/>” - сбалансированность. Цены <http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%B0/> и объемы благ <http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0/>, при которых наблюдается рыночное равновесие, соответственно называются равновесными ценами <http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0/> и равновесными объемами <http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BC/>: равновесный объем - это объем спроса и предложения товара при равновесной цене; при равновесной цене объем спроса на рынке <http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA/> равен объему предложения.

Устойчивым (стабильным) рыночное равновесие может быть в условиях, когда силы, воздействующие на рынок в разных направлениях уравновешиваются. Но поскольку условия постоянно меняются, то равновесие остается во многом абстракцией, недостижимой на практике в полном объеме и тем более на относительно длительное время.

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

 

                         Р          Избыточное             

                                   D предложение S

                                                    Е      

                           Ре                      

                                       Избыточный спрос                             

                                                       Qe                   Q

Рис. 1.3. Рыночное равновесие

рыночный спрос предложение равновесие

Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис. 1.3. и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Pe - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Qe - величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

Отклонения от точки Е приводят либо к неудовлетворённому спросу (дефициту) - когда цена совокупности благ ниже равновесной, либо к избытку этих благ в противоположном случае.

На рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний. Оптимум по Парето показывает экономическое состояние общества, при котором нельзя достичь богатства определенного лица или нескольких лиц без ухудшения благосостояния какого-либо другого лица или других лиц.

Таким образом, по словам самого Парето <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BE,_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BE>: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением». Значит, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.

Множество состояний системы, оптимальных по Парето, называют «множеством Парето», «множеством альтернатив, оптимальных в смысле Парето», либо «множеством Парето-оптимальных альтернатив».

Ситуация, когда достигнута эффективность по Парето - это ситуация, когда все выгоды от обмена исчерпаны.

Эффективность по Парето является одним из центральных понятий для современной экономической науки. На основе этого понятия строятся Первая <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F> и Вторая <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F> теоремы благосостояния <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5>.

Первую теорему благосостояния <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5> можно сформулировать следующим образом: распределение (p,x,y), характеризующее общее равновесие в экономике, будет являться также Парето-оптимальным <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BF%D0%BE_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BE> при условии, что функции полезности всех потребителей локально ненасыщаемы.

Вторая теорема благосостояния <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5> - теорема, которая утверждает, что парето-оптимальное <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BF%D0%BE_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BE> состояние на рынке можно реализовать в качестве равновесия.

Вторая теорема благосостояния является обратной по своей формулировке первой. Вместе эти теоремы имеют гигантское значение для современной экономической науки.

Одним из приложений Парето-оптимальности является т. н. Парето-распределение ресурсов (трудовых ресурсов и капитала) при международной экономической интеграции, то есть экономическом объединении двух и более государств. Интересно, что Парето-распределение до и после международной экономической интеграции было адекватно математически описано.

Анализ показал, что добавленная стоимость секторов и доходы трудовых ресурсов движутся противонаправленно в соответствии с хорошо известным уравнением теплопроводности аналогично газу или жидкости в пространстве, что дает возможность применить методику анализа, используемую в физике, в отношении экономических задач по миграции экономических параметров.

Оптимум по Парето гласит, что благосостояние общества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82> экономической системы.

 

1.3 Влияние государства на рыночное равновесие

 

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

Государство устанавливает правила и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

Основными средствами государственного воздействия на рыночный механизм являются:

а) Налоги.

В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Наиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, и т.д.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара. Практически не имеет значения, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Рассмотрим последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом (рис. 1.4.).

 

                          Р                        S1

                                                                 S0

                          Р1                            T

                         Р0

                                                           D0

                                                Q1 Q0     Q

Рис. 1.4. Влияние налогов на рыночное равновесие

 

Введение акциза сдвигает кривую «S» влево на величину налога (Т). Спрос и предложение уравниваются при цене Р1, которая выше цены Р0. Однако, изменение цены, как правило, меньше налога. Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т×Q1) зависит от наклона кривых «D» и «S» или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий наклон графика) платит меньшую часть налога (Т).

б) Дотации.

Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары и др.).

Дотация, как и налог, распределяется между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации - покупателю или продавцу - в свою очередь, зависит от соотношения эластичности

спроса и предложения.

в) Фиксированные цены.

Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены.

Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне, либо на более высоком, либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

Заниженные фиксированные цены применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям.

Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, т.е. дополнительного налогооблажениях отдельных товаров (алкоголь, золото и т.д.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (сельское хозяйство). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

Подводя итоги анализу воздействия государства на рыночное равновесие, следует подчеркнуть, что ни одна страна не обходится без него. Но при этом важно правильно представлять себе последствия административного вмешательства и выбирать средства, наиболее соответствующие преследуемым целям. С помощью модели спроса и предложения можно предсказывать последствия различных программ регулирования рыночных цен.


 

. Практическое использование теории спроса и предложения на примере мирового рынка нефти

 

Спрос и предложение на мировом рынке нефти

 

Нефть является основным источником энергии во всем мире, производство и потребление которой динамично развивается в связи со стремительным развитием мировой экономики. Сырая нефть является самым продаваемым сырьем во всем мире. Вся добываемая нефть на мировом рынке отличается по качеству. Данное явление связано с географическим расположением месторождений нефти. Рынок нефти является специфическим промышленным рынком, имеющим свой ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проведении конъюнктурного анализа. Следует учитывать специфику самого товара, его месторождение, состав, сорта и марки. Так же необходимо учитывать особенности, характеризующие спрос и предложение на данном рынке, а так же цели реализации и потребления нефти.

Показатели конъюнктуры мирового рынка нефти состоят из соотношения спроса и предложения на данном рынке при сложившемся уровне цен. Таким образом, в первую очередь необходимо произвести анализ предложения на мировом рынке.

Анализ предложения на мировом рынке нефти показал, что производство нефти во всем мире растет с каждым годом. Небольшой спад производства наблюдается лишь в годы мирового экономического кризиса. Однако, в более или менее стабильных условиях внешней среды мировое производство нефти растет. Наибольшее количество крупнейших месторождений легкой нефти находится в России - 13 месторождений, Иране - 12 месторождений, Саудовской Аравии - 8 месторождений, а так же в Китае и Ираке - по 7 месторождений. Крупнейшие месторождения тяжелой нефти находятся преимущественно в Канаде, а так же в Венесуэле и Мадагаскаре. Проанализировав динамику мирового производства нефти, можно сделать вывод, что крупнейшими странами-производителями нефти в мире являются Саудовская Аравия, Россия, США, Иран, Китай, Мексика, Канада, ОАЭ и Венесуэла.

Со времени зарождения нефтяной промышленности к настоящему времени в мире обнаружено около 40 тысяч нефтяных месторождений. Более чем 90% из них содержат в своих недрах незначительные запасы и не оказывают существенного влияния на суммарную добычу нефти. Основное значение в этом плане имеют сверхгигантские и гигантские месторождения.

Сверх гигантским считается месторождение, начальные извлекаемые запасы нефти которого превышают 700 млн. т, а гигантским - всякое месторождение, начальные извлекаемые запасы которого колеблются от 70 до 700 млн.т. К настоящему времени в мире известно всего 37 сверх гигантских нефтяных месторождений, но в недрах этих месторождений содержится 51% всей нефти, найденной на земном шаре. 26 из этих сверх гигантских месторождений находится в нефтегазоносном бассейне Персидского залива. Если суммировать запасы нефти, содержащейся в недрах 37 сверх гигантских месторождений и 300 гигантских, известных к настоящему времени, то на их долю придется примерно 80% всех запасов нефти, выявленных на земном шаре. Кроме того, в мире известно примерно 1 тысяча месторождений, запасы каждого из которых колеблются от 70 до 7 млн.т. На их долю приходится примерно 15% разведанных мировых запасов нефти. Таким образом, 95% мировых извлекаемых запасов нефти содержится в недрах менее чем 5% выявленных в мире нефтяных месторождений.

В настоящее время на мировом рынке нефти и нефтепродуктов присутствует ряд крупнейших мировых нефтяных компаний. Лидером по добыче нефти является нефтяная компания Saudi Amarco (Саудовская Аравия), за ней следует компания NIOC (Иран) и Exxon Mobil (США). Российская компания Газпром находится на восьмом месте в рейтинге мировых нефтедобывающих компаний.

Основную массу предложения на мировом рынке нефти составляет страны, входящие в международную межправительственную организацию ОПЕК, а именно, такие страны как Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Венесуэла, ОАЭ, Нигерия, Индия и др. Основными странами - экспортерами нефти на мировом рынке, является Россия, а так же Ближний Восток, объединенный в международную межправительственную организацию ОПЕК, во главе с Саудовской Аравией.

 

Рис. 2.1. - Добыча нефти (2010г.) млн. барр. в сутки

 

Следующим шагом в исследовании конъюнктуры мирового рынка нефти, является анализ спроса на нефть при сложившемся уровне цен.

Спрос на мировом рынке нефти представляет собой совокупный спрос стран, приобретающих нефть и нефтепродукты как товар, для дальнейшей переработки. Большая часть добываемой на мировом рынке нефти расходуется на транспортные цели, а именно на производство топлива, а так же на электроэнергию и промышленность.

Спрос на мировом рынке нефти динамично растет с каждым годом. Основными регионами, потребляющими нефть, являются регионы, входящие в организацию ОЭСР, а именно Северная Америка, Европа, Азия и Океания, а так же остальные страны Азии, Среднего востока, Латинской Америки и СНГ. В основную десятку стран - потребителей нефти на мировом рынке входят такие страны, как США, Франция, Германия, Италия, Испания, Китай, Япония, Россия, Бразилия, а так же Саудовская Аравия, Корея, Канада и Латинская Америка. Основными импортерами на мировом рынке нефти являются США, Китай, Япония, Южная Корея, а так же страны Европы, такие как Германия, Франция, Италия и Испания.

Спрос и предложение на мировом рынке нефти складываются при определенной рыночной ситуации, а так же при определенном уровне цен на нефть и нефтепродукты. Цена на нефть на мировом рынке с 1998 г. увеличивается, наблюдается тенденция роста. Цена на сорт Brent динамично изменяется в большую сторону, а цена на сорт WTI резко упала в 2012 г. Данное явление наблюдалось из-за небольшого спада спроса на данный сорт, но в 2013 г. цена резко возросла и стабилизировалась. (см. рис. 2.1.).

При приведении оценки конъюнктуры мирового рынка в качестве показателя, характеризующего потребительский спрос, был выбран объем мирового потребления. В качестве показателей, характеризующих товарное предложение - мировой объем производства нефти.


 

Рис. 2.1. Динамика изменения цен на нефть

 

Проанализировав соотношение покупательского спроса и товарного предложения на мировом рынке нефти, можно сделать вывод, что в течение 6 лет, потребление на рынке нефти незначительно превышает производство за исключением 2008 г. - производство нефти превысило спрос на 1 млн. барр в сутки. Данное явление объясняется мировым финансовым кризисом в данный период времени. Данное колебание отклонения спроса от предложения в ту или иную сторону позволяет сохранять равновесие на мировом рынке нефти.

В настоящее время мировой рынок нефти вступает в продолжительный период стагнации. препятствовать росту цен и подталкивать их к снижению в долгосрочной перспективе будет сложившийся на рынке устойчивый избыток предложения нефти. Начиная с 1999 года, то есть уже 15 лет, рыночная стоимость нефти была как минимум в два раза выше средней себестоимости ее производства. Стабильно высокий и растущий уровень цен привел к началу разработки значительных запасов, ранее считавшихся нерентабельными, а также стимулировал увеличение расходов на интенсификацию добычи, доразведку и расконсервацию старых месторождений.

Целый ряд стран сумел предложить рынку новые объемы нефти и газа, причем значительные. Падение цен на газ в результате сланцевой революции в США (с 550 до 70-150 долларов за 1 тыс. куб. метров) переключило внимание разработчиков залежей сланцевого газа на добычу сланцевой нефти. Канада развернула активную добычу и переработку природных битумов. Австралия начала активно наращивать добычу сланцевого газа и мощностей по сжижению - по прогнозу, к 2017-2018 годам страна станет лидировать в мире по объему экспорта СПГ, обогнав нынешнего лидера - Катар. Одновременно мы видим значительные перспективы роста добычи в ближайшие годы на шельфе Бразилии и в странах Африки, а уже лет через пять в роли активного участника мирового рынка нефти выступит Мексика, которую пока что не считают перспективным игроком. Кроме того, активную работу по разведке и разработке собственных месторождений углеводородов начали такие страны, как Италия, Великобритания, Венгрия и Румыния.

Эта тенденция приняла столь значительный размах, что, несмотря на рост потребления нефти развивающимися странами, объемы ее дополнительного производства в последние два года начали превышать объемы потребления; цены на нефть не только стабилизировались, но и делали попытки просесть. Однако различные обстоятельства (волна арабских революций, гражданская война и падение добычи в Ливии, обострение отношений между суннитскими и шиитскими государствами, гражданская война в Сирии, реальная угроза начала войны между Ираном и Израилем, а также эмбарго на экспорт нефти из Ирана) не позволяли ценам пойти вниз. Когда оглядываешься назад, даже трудно себе представить, что все эти события произошли за последние два года в одном регионе с высокой концентрацией нефтедобычи, однако мы не увидели скачка цен хотя бы до 150 долларов за баррель - цены на нефть стабильно оставались примерно на одном уровне.

Бурный рост добычи в странах, которые прежде не были серьезными игроками на мировом рынке нефти, и перспективы дальнейшего роста были уравновешены нестабильностью политической обстановки в нефтедобывающем регионе. Однако это равновесие куда более хрупкое, чем кажется.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...