Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как подойти интегрально к вопросу благосостояния. Или что нужно сделать, чтобы увеличить денежный поток, обеспечить стабильность своему делу и укрепить благополучие.




 

Некоторое время я наблюдаю как применяется интегральный подход разными уважаемыми людьми и меня немного смущает некоторая поверхностность его смущения. Кто-то сводит интегральный подход к уровням, кто-то к секторам. Кому-то просто нравится, что Уилбер просветленный гений, который красочно описывает свои состояния. Когда дело касается конкретных примеров, особенно направленных на решение простых человеческих вопросов, на мой взгляд, дух интегрального подхода теряется (а это ни много ни мало – недвойственное воззрение!). Даже в статьях таких пионеров как Шон Харгенс я не нашел адекватного описания, например, идеи состояний, чтобы было понятно зачем они в модели вообще нужны и что практически полезного дают.

Пока что я не встретил подробных примеров рассмотрения интегрального видения и потому решил попробовать бегло изложить свое его понимание. Это не будет буквальным повторением слов Уилбера, за что сразу приношу прощения у всех, кто склонен следовать букве, а не видению, и допускаю, что это может вызывать некоторое сопротивление. Что же, будет тема для дискуссий. Все описанное ниже является просто наброском, скетчем. Это не введение в интегральный подход. Цель этой статьи – показать, что интегральный подход намного ближе и доступнее, чем может казаться на первый взгляд. Он сочетается и включает многие известные направления. Это попытка изложения его существенных моментов размашистыми и грубыми мазками, практически на пальцах, используя «народные», культурно близкие и не совсем научные метафоры. Так чтобы это могло быть прочувствовано и понято самой широкой аудиторией, нередко критикующей Уилбера и его коллег за чрезмерную наукообразность.

Итак, всем, кто ищет практического применения интегрального подхода (ИП), стоит осознать, что ИП – это про причинность. Если у вас есть задача и вы хотите учесть в ее решении все возможные в Космосе факторы, то он для вас. Если вы хотите быть практически неуязвимы и гармоничны с Космосом, то вам просто необходимо знать все категории причин и быть уверенным, что других причин у рассматриваемого явления нет. Уилбер посвятил свою жизнь нахождению всех возможных способов (методов) отражения и описания реальности (настоящего момента, сознания, бытия, и т.п.), так что интегральная карта сводит воедино все, что может быть осознано о любом феномене.

 

В самом общем смысле интегральный подход опирается на три больших принципа. Это элементы состояний, секторов и уровней или иначе духовный принцип, принцип полноты осознания настоящего момента, и эволюционный принцип. Еще два элемента интегральной карты – линии и типы – являются в некотором смысле вспомогательными и уточняющими аспектами для уровней и секторов соответственно. Эти три принципа в том или ином виде заявили о себе в исследованиях многообразия человеческого опыта в течение тысячелетий и являются минимальным и несводимым друг к другу числом элементов, необходимым для описания и согласования различных подходов и методологий к познанию. Эти же три принципа присутствуют в любом явлении, с которым вы столкнулись и все возможные причины можно отнести к одной из этих трех категорий.

 

Практически, идея интегрального подхода состоит в том, чтобы столкнувшись с любым явлением, вы бы могли учесть все возможные различные аспекты, его формирующие, и ниже мы проделаем такой эксперимент. ИП утверждает, что если вы учитываете эти элементы интегральной карты, то вы гарантированно рассмотрите феномен со всех возможных точек зрения и получите о нем исчерпывающую информацию. Именно поэтому ИП еще называют «теорией всего». С ней вы будете понимать, где вы не дорабатываете, что не учитываете, не осознаете. В любой сфере. Будь то собственное развитие или деятельность в мире. Если вы найдете такие факторы, которые не укладываются в интегральную карту, сообщите о них нам, и мы вернем ваши деньги.

 

Для рассмотрения мы возьмем один из самых актуальных для большинства людей вопросов – вопрос о деньгах и финансовом благополучии. Это затрагивает многих. Ниже мы обсудим все те факторы, что с интегральной точки зрения влияют на ваше финансовое состояние, хотя аналогично можно проследить любую другую тему, от здоровья до политики. Первым элементом интегральной карты мы рассмотрим состояния.

 

 

Часть первая. Состояния.

 

Состояния – это временные или быстротечные аспекты нашего опыта. ИП выделяет 3 типа состояний, которые доступны человеку: феноменальные, измененные и естественные. Они покрывают весь диапазон возможного опыта первого лица от простых эмоций до мистического единения. Феноменальные состояния – это весь диапазон привычных изменчивых состояний. Измененные – это необычные медитативные, околосмертные, психоделические состояния, состояния потока и т.п.

 

Естественные состояния - бодрствования, сновидений и сна без сновидений - переживаются всеми людьми (от младенцев до просветленных) каждые 24 часа и на их фоне происходят феноменальные и измененные состояния. Вы не можете находиться в различных естественных состояниях в одно и то же время, за исключением предельного недвойственного состояния. Естественные состояния – это изначальные миры опыта, которые можно рассматривать как контейнеры, заполняемые различными переживаниями. Естественные состояния поддерживаются энергетическими телами и умами, называемыми грубым, тонким и причинным (или каузальным).

 

Состояние бодрствования – это обычное состояние материального мира и ощущений, которое поддерживается грубым физическим телом. Состояние сновидений включает эмоции, мысли, образы, видения, светимость, не подчиняется законам грубого мира и поддерживается тонким световым телом или телом сновидений. Состояние глубокого бесформенного сна – это основа бытия, ясная и бесконечная осознанность пустоты, поддерживаемая безмолвным причинным телом. Оно же часто именуется свидетельствованием. Недвойственное состояние – это единство всех состояний, когда свидетель и свидетельствуемое сливаются и мир форм видится неотделимым от бесформенной пустоты.

 

---

 

 

Каждый из нас имеет все три энергетических компонента - тела, сопровождаемых своими когнитивными и чувствующими компонентами - умами. Это три субъекта, которые живут в каждом из нас. В состоянии бодрствования задействованы (но не обязательно осознаются) все три тела/ума, в сновидении – только тонкое и причинное тела/умы, в состоянии глубокого сна без сновидений – только причинное тело/ум. Одной из особенностей этих тел/умов и естественных состояний является то, что каждое состояние имеет свою особую форму существования. Например, в состоянии сновидения понятия времени, пространства, причинности имеют совершенно иные характеристики, чем в состоянии бодрствования. Аналогично в бесформенном сиянии этих понятий и вовсе нет.

 

Фактически, эти три тела/ума - это три самостоятельных языка, на которых возможно описание реальности. Три подхода, характеризующие постижение с опорой на грубое, тонкое и причинное; на тело, речь и ум; на отречение, преображение и освобождение; на сутры, тантры и адвайту, на мир действия, мир формирования и мир сотворения; на нирманакайю, самбхогакайю, дхармакайю и т.д. Это три ключа к пониманию себя и мира. Каждый человек имеет потенциальный доступ ко всем трем телам и умам. Чтобы более наглядно указать на различие трех классов миров, порождаемых разными телами/умами, ниже я коротко приведу их описание в учении Адвайты-веданты как описывали эти уровни Рамана Махарши и Свами Вишну Дев на основе трактатов Авадхуты Даттатрейи.

 

Веданта рассматривает три философские школы, или теории, описывающие сотворение мира. Первая теория называется «Сришти-дришти вада» или «теория постепенного творения» и опирается на состояние бодрствования. Вторая теория называется «Дришти-сришти вада» или «теория мгновенного творения» и опирается на состояние сновидения. Третья, самая высшая, называется «Аджата вада» или «теория непричинности или нетворения» и опирается на сон без сновидений. В зависимости от способностей ученика на духовном пути сначала он обычно овладевает первой теорией, затем второй, наконец, переходит к самой высшей. От понимания принципов существования Космоса, времени и пространства, зависит воззрение и, соответственно, тип духовного пути.

 

Теория постепенного творения (Сришти-дришти вада или крама-сришти) соответствует обычной общепринятой теории творения Вселенной. Согласно ей время течет из прошлого в будущее, материальная Вселенная родилась в результате большого взрыва, в ней есть субъект-объектные линейные связи, причинно-следственные отношения. Она целиком согласуется с классической научной картиной физического мира. Вселенная творится, затем разрушается, существует определенные промежутки времени. Живые существа развиваются в своей эволюции, проходя различные стадии от камней, до животных, людей и богов, до тех пор, пока они не воссоединятся с Абсолютом. Каждая причина порождает определенное следствие, а за каждым действием обязательно идет неминуемое кармическое воздаяние. Коллективная реальность нашего общего грубого мира и грубого тела соответствует такому воззрению. Когда исследуются причины явлений в грубой реальности, причины связываются со временем: события в прошлом определяют настоящее и будущее.

 

Более высокая теория мгновенного творения (Дришти-сришти вада или югапат-сришти) составляет основу воззрения на пути Адвайты-веданты. Согласно ей Вселенная – это проекция сознания. Мир – есть продукт нашего ума. Вселенная творится ежемгновенно, с каждым актом сознания. Не существует постепенного творения, эволюции и разрушения. Вселенная возникает и разрушается каждое мгновение. Время и пространство являются производными проекциями в зеркале нашего сознания и не существуют отдельно от нашего Я. Буквально «дришти-сришти» означает, что мир воссоздается только тогда, когда он воспринимается, в то время как «сришти-дришти» означает, что мир уже существует до чьего-либо восприятия его. Реальность индивидуального тела сновидения или тонкого тела/ума соответствует такому воззрению.

 

Понять это не сложно. Представьте перед собой апельсин. Теперь мысленно трансформируйте его в яблоко. Это все получается очень просто. На это не нужно время. Силой намерения вы создаете и разрушаете объекты. Это вполне реально. Когда у буддиста спрашивают «когда возникла вселенная?» он привычно ответит «в предыдущий момент осознавания». Это будет абсолютно точно, поскольку пока объект не представлен в уме и воображении, он не существует в субъективной вселенной. Акты осознания же случаются ежемгновенно. Все разновидности квантовых и процессуальных подходов в психологии также опираются на логику существования тонкого тела сновидений.

 

Дришти-сришти вада говорит, что каждый объект одновременно существует в каждой точке пространства. Мы видим объекты привычным образом лишь благодаря общему кармическому видению. Мы настраиваем сознание на определенную волну восприятия. Прошлое, настоящее и будущее не расположены линейно, а существуют одновременно. Разделение времени создается только из-за двойственного видения, омраченным умом. Если начать воспринимать по-другому окружающее пространство и время, то через некоторое время изменения начнут проявляться, материализовываться в грубом мире.

 

Время, будучи аспектом сознания, обладает всеми качествами сознания, например такими, как многовариантность, способность разветвляться, останавливаться, сжиматься, искривляться, замедлять течение, быть проявленным или непроявленным. В соответствии с теорией мгновенного творения верны все самые передовые теории физики: о петлях и тупиках времени, о хрональных веерах будущего и прошлого, о параллельных Вселенных, где реализовываются несбывшиеся варианты прошлых, настоящих или будущих событий. Все эти варианты могут быть проявлены, задействованы, когда мы меняем образ своего тонкого восприятия.

 

С точки зрения Дришти-сришти вады причина не прямо порождает следствие, а одна и та же причина может приводить к разным следствиям. То, что яд для одного, нектар для другого. Любое существо подвержено закону кармы не столько в зависимости от самих причин и поступков, а в зависимости от того, насколько им раскрыт принцип единства сознания. Какое бы действие ни совершалось, если оно совершается без привязанности к результату, оно не отягощается негативной кармой. C каждым действием творится целая ветвь параллельных вселенных, в которых актуализируются новые возможности. Поэтому кармический результат не задан, а обладает значительным разбросом – спектром возможных результатов. Таким образом, ключ к управлению собственной судьбой и миром видится в собственном сознании. Меняя себя изнутри, мы можем менять окружающее пространство. Причинность в тонкой реальности не зависит от времени: вопрос лишь в том, чтобы мгновенно изменить видение, образ реальности.

 

Высшая теория, теория непричинности (Аджата вада) является вершиной духовного воззрения. Аджата вада говорит о том, что ничто не творится, ничто не разрушается. Никогда не существовало ни Вселенной, ни жизни, ни смерти, ни страдания, ни освобождения, ни свободной воли; все есть проекция, игра Единого Сознания. Такое воззрение характерно для практиков недвойственных традиций. Полное видение Аджата вады наступает при слиянии с причинным телом (в момент устойчивого самадхи). Этому воззрению соответствует реальность свидетеля. Здесь нет времени и причин, нет субъектов и объектов. Все так как есть.

 

В чистом виде теория постепенного творения отражает реальность грубого тела/ума, теория мгновенного творения – реальность тонкого тела/ума, а теория непричинности – причинного тела/ума. Действительно, в состоянии осознанного сновидения, в психоделическом трипе, внетелесных переживаниях или глубокой медитации, когда полностью пропадает ощущение грубого тела, мир изменяется мгновенно. И хотя разворачивание процесса в этом состоянии все же имеет некую протяженность, понимание будущего результата приходит практически сразу же, мы просто позволяем развернуться переживанию. То есть, в сновидении (во сне или в бодрствовании) мир имеет характеристики, описываемые теорией мгновенного творения. Аналогично в глубоком сне или в бесформенной медитации нет ничего кроме слабого внутреннего свечения, тонкого блаженства без всяких форм. Это растворение в пустоте несуществования, которое описывается теорией непричинности. Все три мира/тела существуют параллельно и интегральный подход учитывает все три, не отдавая исключительное предпочтение ни одному из них.

 

---

 

Все это можно значительно упростить, если грубое, тонкое и причинное тела/умы сопоставить с категориями роль, режиссер и зритель. Зритель беспристрастно наблюдает за всем, что разворачивается на экране жизни. Режиссер определяет все, что будет происходить на этом экране и роль (или персонаж) является куклой, исполнителем режиссерской воли. Эта триада известна во всех культурах и мистических традициях востока и запада. Каждый из нас образован этими тремя субъектами. Все что с вами происходит в состоянии бодрствования, является реализацией сценария вашего индивидуального и коллективного сновидения, и начинать какие-либо изменения в жизни нужно, прежде всего, отсюда. Не напрасно духовные традиции во все времена вызывали такое уважение и трепет. Глубиной вашей духовной реализации определяется большая способность влиять на формирование реальности вокруг вас. Во все времена на духовных мастеров возлагались большие надежды и они представляли высшую опасность для власти.

 

Это не так сложно как может показаться. Просто почувствуйте, какой образ вы несете в мир. Что есть неизменного сквозь все ваши обычные состояния? Во что вы верите? Что предпочитаете? Что вас зажигает, радует, напрягает? Как/кем вы себя ощущаете по жизни? С каким образом вы могли бы себя сравнить? Вчувствуйтесь в самую суть своего самоощущения. В нем содержится ответ на вопрос «почему со мной это происходит?» Этот образ (тонкое тело) и определяет ситуации, которые будут с вами случаться, симптомы в теле, тонкости отношений и все, что будет вас цеплять, расстраивать и радовать по жизни.

 

Например, в глубине своего самоощущения (или образа) кому-то очень хочется быть героем. Отлично. Что нужно сделать любящему Космосу, чтобы реализовать это желание? Есть фигура, должен появиться соответствующий фон, или сценарий. Создается дополняющая двойственность герой – трагедия, в которой можно проявить себя героем. Хочется быть хорошим – это определяет фон плохих парней вокруг, на фоне которых я смогу выглядеть молодцом. Хочется быть непременно духовным – мир предложит варианты, на фоне которых вы сможете почувствовать чего стоит «оставаться духовным». Хочется быть счастливым – выстрадайте. Мудрым – проживите осмеяние. Верным – пройдите испытания. Святым – повесите на кресте.

 

Мысли и желания рождаются из образа. Образ же никогда не существует без контекста. Образ и контекст, роль и сценарий неотделимы друг от друга. Красная шапочка предполагает волка, Золушка предполагает мачеху, Илья Муромец предполагает Соловья-разбойника. Емеля предполагает Щуку, исполняющую желания (эдакий русский Дзен). Как это ни странно, но борцы за справедливость порождают злодеев. Иначе попросту вы не сможете увидеть в себе это. Вы не сможете проиграть свое желание, прожить свой образ. Чистое является чистым только на фоне грязного, светлое – на фоне темного, доброе на фоне злого. Чтобы быть кем-то, нужен вызов. Своим желанием или своим образом вы создаете запрос на формирование двойственности - пьесы, в которой вам будет отведена желаемая роль, и будут сформированы обстоятельства, которые позволят вам принять вызов и выступить в желаемой роли. Занятно, правда? И не так мистично. Тонкое тело, ваше самоощущение и есть образ вашего сценария. Он редактируется по мере того, как вы осознаете свою привязанность к тем или иным мини-образам в самом себе, т.е. повышаете и утончаете осознанность.

 

Объективно мир не содержит в себе всех этих категорий, они присваиваются конкретным событиям конкретными людьми, нашим умом (не только рациональным, но и чувственным, и всеми типами осознания и уровнями отождествленности). В мире нет границ, в природе нет двойственностей. Противоположности выделяются умом. Как только вы где-то провели границу и установили глобальный плюс или минус, оставили что-то для себя и отвергли что-то другое, вы тут же установили линию фронта. Если угодно, предопределили спектакль, в котором вы будете играть эту роль. Он не заставит себя долго ждать. Не важно, сделали вы это осознанно или нет. Возможно, вы с этим родились. Может, вас так воспитали. Причина не имеет значения. Сансара (мара, лила, виласа, айшварья) знает свое дело. Извольте получить ситуацию (сценарий или симптом, как вы это предпочитаете переживать). Добро пожаловать в театр жизни!

 

---

 

 

Таким образом, если ваш симптом про «не достаточно денег», значит ваш общий тонкий образ содержит в себе фигуру, для проигрывания которой нужен сценарий с недостатком денег. И потому, с точки зрения состояний нужно найти в себе ту часть образа, которой это нужно. Здесь у нас многообразие сценариев.

 

Например, вы держитесь за убеждение, что все богатые – это хитрые, жестокие и своевольные парни, а нормальные деньги вообще можно заработать, только если воровать. Никто не захочет стать таким. Т.е. вы залипаете в образе «я не мараю руки, мне проще не иметь ничего, чем стать таким богатым». Кто-то полагает, что деньги – это корень зла. Кто-то верит, что чтобы иметь достаточно денег нужно много и упорно работать, а это требует пожертвовать своим временем и силами. «Лучше жизнь тратить на себя.»

 

Для кого-то деньги – это подстраиваться под клиентов, работодателей, поставщиков. Это угрожает свободе, ведь лучше быть «свободным», чем учиться думать, творить, ошибаться, учитывать других людей. Кто-то боится ответственности за богатство. Кто-то живет в образе обиды и подсознательно хочет доказать своим родителям, что они испортили ему жизнь. Кто-то всем своим видом стремится показать, что гордые одиночки могут изменить мир. Вы можете просто жить с внутренним ощущением недостаточности. Есть бесконечность образов, чьи сценарии подразумевают кратковременные или долговременные финансовые ограничения. Это просто фон, декорации.

 

Во что бы вы не верили, для вас это может сложиться именно так. Это не обязательно ментальное убеждение, это может внутреннее ощущение, что добро всегда лучше зла и должно ему противостоять. Как только вы попали в сновидение такой иллюзии, вы тут же начинаете формировать сценарий (карму) вашей судьбы, в котором вы будете олицетворением добра в злом и жестоком мире вокруг вас.

 

Почему у вас не достаточно денег? Да потому, что вы сами этого не хотите! Какая-то часть вас, которую вы даже не хотите признавать. Вы имеете ровно столько энергии и прочих ресурсов, сколько не боитесь освоить. Осознайте, какая часть вас сопротивляется тому, чтобы быть успешным и богатым. За что вы держитесь? Что защищаете своей внутренней ограниченностью? Как избегаете денег? Зачем вам быть богатым или не быть им? Заполнить страх бедности и недостаточности (гордости, жалости, … вставьте свое) или выразить внутреннее изобилие, любовь и полноту? Действительно ли у вас есть цели на которые нужны эти деньги? Сколько я стою в своих глазах? Про что ваше сновидение о себе и мире? Кто вы, в конце концов (как человек)?

 

Если вы себя не знаете, посмотрите на вашу жизнь, на то, что с вами происходит, и познакомьтесь со своим образом. Что снаружи, то и внутри. Можно обмануть себя, но Сансара все равно точно проигрывает ваш образ. Вы можете взять образ из кинофильма, мультфильма, песни или книги, если считаете, что вы на него похожи или стремитесь быть похожим. Осознайте обратную, теневую, сторону желаемой роли. Здесь может оказаться полезной идея спектра сознания. Образ формируется на всех уровнях. Это и роли и эго и тело и архетипы – каждый уровень спектра привносит свои аспекты в формирование элементов образа и сценариев. Пока вы хоть с чем-то из этого отождествлены, вы будете лишь персонажем спектакля. Если причина бедности в жадности, найдите за что вы цепляетесь.

 

Что для вас лично деньги? Какое сновидение, какой образ за этим стоит? От чего в себе нужно отказаться, чтобы ваш образ стал более денежным? Что нужно отпустить, чтобы стать открытым энергии бытия, позволить ей течь через вас? Какое состояние вы боитесь прожить, которое не пускает в новый образ? (например, страх стать похожим на отца, страх потерять духовность, легкость и спонтанность, любовь и отношения, страх успеха и новых возможностей, просто лень и т.п.) Какое ваше желание поддерживается страхом богатства? Какая часть вас боится иметь большой ресурс, неограниченный ресурс?

 

Не подумайте, что все это плохо и кто-то мстит, заставляя вас обязательно столкнуться с противоположностью своих взглядов. Смотрите на это как на театр. Если вы избрали какой-то образ для своей роли, Дух с радостью подыграет всем вашим желаниям. Он позаботится о действующих лицах и декорациях. Только пожелайте! В этом суть космической игры. Это обратная сторона того, чтобы «быть». Вы можете выбирать свои игры осознанно, а можете осознать себя уже в каком-то образе. Творение не сопротивляется вашей воле, но предлагает тот контекст, в котором вы можете прожить желаемый образ. Играйте!

В реальности (без человеческого ума) нет никаких границ. Все так как есть, без слов и концепций. Стоит вам провести границу, отдать хоть чему-то предпочтение – игра началась. Хотите – играйте (осознанно или нет), нет – позвольте Духу предложить вам красивую игру, по-своему сыграть вами или осознайте сами себя Духом и просто напомните своей жизнью людям, что жизнь – это не больше, чем игра. Она становится страданием, только в случае, если мы забываем о свободе выбора образов, и впиваемся в них зубами, в страхе отпустить.

 

---

 

 

Вы должно быть уже догадались. Быть свободным – это быть изначально никем. Не иметь своих желаний и предпочтений (не быть к ним привязанным). Принимать все, что есть в себе и в мире. Можно иметь мнения и опираться на концепции, но осознавать и помнить, что они лишь облака в небе. Ничто не постоянно и все имеет смысл лишь в конкретный момент для определенных ситуаций. Можно жить в границах, осознавая их иллюзорность и подвижность. Если что-то вдруг показалось важным, серьезным и абсолютно правильным – вы заснули и скоро услышите характерный привкус страдания – в любом сценарии есть напряжение кульминации.

 

Отбросить представления о том, как правильно и как все должно быть – это не значит вовсе отказаться от ума, деятельности или концептуальных построений. Принимается все что

есть, все, что приходит. Просто цель не во внешнем результате, а в проживании образа, в самом процессе жизни. А если более точно, то объективно ее вообще нет, она иллюзорна как и все другие приписываемые явлениям смыслы и интерпретации. Ключ в том, чтобы принять мир каким он есть (не пытаться изменить мир к лучшему, он и так уже совершенен), и полностью принять себя (не тормозить ни какие возникающие в сознании импульсы, творчески их выражая).

 

В этом глубинная суть всех духовных учений. Вы сами (осознанно или нет) создаете свою игру (в пределе Дух играет сам с собой). Смысл просветления – пробуждение, выход за пределы сновидений, игр и образов для начала в пиковом состоянии (самадхи, сатори, кеншо), а затем как стабильная адаптация, способ существования. Настоящий игрок без-образен, он не несет какого-то фиксированного образа. Он играет образами, с легкостью меняет маски, и потому не создает негативной кармы и силы мары над ним не властны. Он сам строит свою реальность (то, что с ним происходит, а не сам физический мир), он становится мастером игры. Он не привязан к результату, он наслаждается самим процессом. Это то, чего мы все так хотим, так ведь?

 

Если мы заигрываемся, и забываемся в своих ролях и образах, то страдание – тот удивительный будильник, который пробуждает, разрушает иллюзии и напоминает нам о свободе. Страдание освобождает от дурмана сновидений. Нужно только помнить об этом. Все, что не носит привкус открытости, расслабленности, блаженства (это не эмоция) и любви – это разновидности напряжения и страдания. Нужно просто быть внимательными. Все внешние проблемы берут свое начало в тонком состоянии/теле, в реальности сновидения. Результаты же мы видим в материальном мире. Поэтому так важно учитывать элемент состояний.

 

Истина тонкого уровня - «куда бы ты ни шел, ты уже там». Это значит, что реальность грубого мира повторяет реальность тонкого состояния, нашего безвременного переживания. И будет повторять его бесконечно, от ситуации к ситуации, пока вы полностью не переживете ситуацию, ваш образ вам не надоест и вы не смените его. Ситуация, которая разворачивается, будет целиком соответствовать и поддерживать тот ваш образ, который вы транслируете. Изначально расщепление возникает в двойственности ума, в котором субличности (роли, голоса, образы) возникают всегда парами. Мы оставляем для себя одну сторону, и отвергаем другую, наделяя ее своей силой. Затем внутренняя драма переносится в грубый мир.

 

Если бизнес был начат из образа недостаточности (например, с мысли «куда бы вложить деньги, чтобы они не пропали»), то ему не поможет ничто, кроме хорошей психотерапии самого бизнесмена. Ситуация развернется так, чтобы поддержать образ страха потери денег. Любые технологии и дополнительные ресурсы будут лишь оттягивать и усугублять момент краха. Единственное лекарство – осознать и прожить страх потери до того, как бизнес разрушится. Иначе это же самое придется сделать в финальной сцене представления. А потом, возможно, повторить это в новом деле. Внутреннее изменение/осознание в тонком плане может произойти мгновенно, согласно теории мгновенного творения. Тогда и внешняя ситуация постепенно начнет нормализоваться.

 

---

 

 

Коль скоро состояний четыре, то и типов методов работы со страданием и ситуациями тоже четыре. Экзотерические (внешние) направления всех религий, общественная мораль, учения сутр (в восточных традициях), а также бихевиоризм в психологии фокусируют свое внимание на предписаниях о том, что следует или не следует делать телом. Они ориентированы на грубое, на поведение. «Не убий, не укради, …» От самых крупных ошибок до некоторой степени это может уберечь человека, но заповедь «возлюби ближнего своего», как правило, уже не работает, т.к. не указывает на конкретное поведение, а определяет тип отношения, что относится к внутреннему и тонкому и потому может быть интерпретировано по-разному.

 

Все виды «нормальной» психотерапии от психоанализа до гештальт-терапии, трансперсональной психологии, шаманской и процессуальной работы, а также все духовные традиции, практикующие методы преображения, трансформации, или попросту тантры, опираются на работу с тонким телом. Метод всех этих подходов один – осознание и схлопывание двойственностей, отказ от фиксации на конкретном образе в пользу более гибкого поведения. Образы добра и зла возникают в уме парами и задача в том, чтобы понять, что это мы сами их создаем, признать оба образа, восстанавливая свою целостность. Все что нужно – осознать фигуру, фоном которой является нежелательный жизненный сценарий, который вам наскучил и который вы хотите изменить и найти ее пару. Нужно осознать с чем отождествляется «я», превратить субъекта в объект (увидеть субличность/роль со стороны) и интегрировать в новый образ «я» обе противоположности (осознать в себе и научиться играть обе роли, вернуть себе силу). Духовные учителя и шаманы делали это тысячелетиями.

 

Например, если у вас повышенное давление и проблемы в отношениях, возможно, стоит осознать, что вы пытаетесь все держать под контролем, что причиняет, в конечном счете, боль и страдание. Отказ от образа «у меня все под контролем» привносит в жизнь больше живости и драйва, неожиданности и спонтанности, и прекращает сценарии из серии «а ну-ка, и вот это тоже под твоим контролем?» Тантра предполагает сознательную интеграцию противоположностей - можно научиться одинаково комфортно чувствовать себя в образе контролера и подконтрольного и легко менять эти маски в зависимости от требования ситуации. И жизнь перестанет тестировать вас на прочность! Поэтому это метод постепенного преображения, улучшения вашего внутреннего образа. Разница только в том, с какими паттернами вашего образа в общем спектре сознания работает та или иная терапия или духовная практика.

 

Мир современной психологии очарован квантовыми идеями теории мгновенного творения. Минделл, Шупбах, Гроф, Ровнер, Чехов, Демчог, Кастанеда, Уилсон, Волынски, Зеланд, Эннел, Нефедов – сотни авторов открыли для себя силу работы с тонкими состояниями. Как любая новая истина, она способна захватить разум и абсолютизировать вопрос причинности. Не стоит забывать, что это лишь один из существенных элементов анализа. И вот уже со всех сторон слышно «вы создаете свою реальность», открываются десятки школ «привлечения удачи, денег и успеха», расцветают турбосуслики и симороны. Появляются сотни книг о законах успеха, созидающей визуализации, управлении силой мысли, фильмы типа «Секрет» и прочая профанация глубоких сакральных истин. «Создавать реальность» и «редактировать сценарии своих ситуаций (или симптомов)» – это попросту не одно и то же.

 

Интегральный подход не отрицает эффекты работы с тонким телом. Он делает акцент на правильном понимании самого механизма трансформации и предупреждает, что это лишь один из возможных факторов, влияющих на формирование реальности. Ведь даже в рамках теории мгновенного творения есть же разница в том, чтобы представлять себе деньги, машину, любимого и иметь внутреннее самоощущение и уверенность того, у кого это все есть? Быть фактически самой полнотой. Самоощущать себя так. Вести себя так. Общаться и действовать так. Излучать этот образ полноты и изобилия, а не убогости и недостатка.

 

Это требует не просто представить себя кем-то на 5 минут или положить записочку с желанием на шкаф. Но обязательно подразумевает отказаться от исключительного отождествления с фигурой в себе, которая излучает страх и ограниченность, которая формирует ваш сценарий. Если держаться за образ «мальчика с пальчик» и усиливать желание богатства, то получится злобный тролль, а не журавль в небе. Это конкретная методология тантры, методология работы с тонким телом, с противоположностями! Нужно осознать и освободиться от влечения, а не добавлять новое. Больше расслабиться, а не сильнее напрячься. Не усугублять иллюзию, а суметь прожить страх бедности (одиночества, бессилия, нелюбви, неопределенности и т.п.), чтобы обрести свободу от привязанности к этому и от своих сценариев. Это значит пройти через край, через боль, через страх, через смерть, чтобы вернуть себе свою энергию и силу. Сила возвращается по ту сторону смерти отождествления с фигурой, с принятием большей свободы, легкости и целостности.

 

Кстати, трактовка тантры как соединение мужчины и женщины критикуется как в буддизме, так и в индуизме. Соединение мужского и женского начал носит символический характер, и на разных уровнях учения означает соединение мудрости и метода, сострадания и мудрости, блаженства и пустоты, ясности и пустоты. Как правило, мужское – это принцип осознанности (Шива, Ваджрадхара, Самантабхадра), а женское – принцип проявления (Шакти, Самантабхадри), соединяющиеся в единстве Яб-Юм.

 

Никто не имеет столько способности влияния на свою субъективную реальность, сколько просветленные, умершие всеми смертями. Это требует принятия и признания своих самых нежеланных теневых аспектов, внутренней смелости, гибкости, а не жалости к эго и усиления самообмана. Изобилие не достигается. Оно просто излучается теми, кто прекращает защищать свой образ, у кого меньше внутренних напряжений, кто целостен и открыт, адекватен моменту. В этом смысле процессуальная психология – одна из лучших и рафинированных технологий для фасилитации такой тонкой трансформации, хотя и работающая преимущественно с одним из четырех естественных состояний, одного из пяти элементов интегральной карты.

 

В понимании методов тантры есть целый ряд существенных моментов. Например, чем тоньше состояние, в котором происходит узнавание единства противоположностей, тем глубже сам паттерн, который при этом меняется, и сильнее воздействие на реальность. Изменение многих надличностных аспектов своих сценариев, как правило, требует более глубоких пиковых измененных состояний сознания. Для доступа к ним можно использовать различные виды связного (без пауз) дыхания, психоактивные вещества или классическую медитацию. Важно также иметь в виду, что всякий более тонкий и более глубокий паттерн определяет менее тонкие и менее глубокие. Например, качество светимости определяет душевное чувствование, которое определяет ментальные образы, которые формируют мысли, которые определяют эмоции. Также особенность работы с тонким телом в том, что образ самоощущения можно корректировать до бесконечности. При этом также не решается проблема жизни и смерти души и индивидуальности, что возможно тольк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...