Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Международная конкурентоспособность стран-экспортеров нефти.




Современное развитие мировой экономики и особенно процесса глобализации, усиление взаимозависимости национальных экономик, формирование глобальных товарных и финансовых рынков привели к росту интереса повышения международной конкурентоспособности в странах, участвующих в этих процессах. Вопросы конкурентоспособности на уровне экономики по степени актуальности выходят на первые места среди вопросов национальной значимости. Проблема определения уровня конкурентоспособности национальной экономики и разработки мер его повышения особенно обострилась после того как мировой финансово-экономический кризис внес фундаментальные изменения как в динамику развития мировой экономики, так и большинство ее стран. В настоящее время вопросами конкурентоспособности занимаются самые известные экономисты и крупнейшие международные и национальные институты более чем 100 стран мира, которые составляют перечень стран и оценивают их конкурентоспособность. Основная масса существующих современных исследований базируется в основном на близких принципах расчета уровня конкурентоспособности. Эти исследования отличаются набором факторов воздействующих на конкурентоспособность. Современная теория международной конкурентоспособности базируется на концепции Майкла Портера, изложенной в его работе «международная конкурентоспособность стран» 1990г. В основе концепции международной конкурентоспособности Майкла Портера лежит «бриллиант», образуемый 4 гранями:

1) Факторные условия. Страна конкурентоспособна на мировом рынке не потому, что она обладает изобилием классических факторов производства, а уникальных факторов, имеющихся в ограниченном количестве во всем мире. И к ним он относит в частности работников редчайших квалификаций.

2) Условия спроса. Страна приобретет международную конкурентоспособность по определенной товарной группе только тогда, если на ее собственном национальном рынке сложится категория предвзятого потребителя к отечественным товарам и производителей аналогичной продукции. В результате в процессе жесткой внутринациональной конкуренции за улучшение качества конкретного товара и в борьбе за потребителей компании этой страны смогут выйти на международный рынок и конкурировать с другими развитыми соперниками в этом же сегменте.

3) Сопутствующее или поддерживающее производство. Производство международного продукта не может быть обеспечено самостоятельно одним предприятием, а целым рядом предприятий конкретной страны, образующих кластер экономической деятельности. Кластер экономической деятельности – это группа предприятий одной или смежных отраслей, находящихся в цепочке производства добавленной стоимости и работающих на создание одного продукта.

4) Конкуренция между производителями аналогичной продукции на мировом рынке, которая заставляет их искать возможности технологического разрыва. Технологический разрыв – использование в производстве товара технологии, которой нет у конкурентов. Наличие такой технологии дает возможность конкретной фирме оторваться от конкурентов и получать сверхприбыль в кратко и среднесрочном периоде. В долгосрочном периоде конкуренты осваивают эту технологии, прибыль в отрасли выравнивается, интенсивность конкурентных процессов не дает возможности получать высокую прибыль, следовательно, по этому же виду продукции можно будет получить сверхприбыль только тогда, когда будет разработана и внедрена принципиально новая технология, обеспечивающая новых технологический разрыв.

Майкл Портер утверждает, что достижение эффективности функционирования за счет только 1 из этих 4 факторов не создаст международной конкурентоспособности страны. Именно поэтому он называет их гранями одного бриллианта, т.е. только в совокупности эти 4 фактора обеспечат стране международное конкурентное преимущество. Создание этой теории произошло под влиянием двух вопросов, которые задал себе Майкл Портер.

1. По мнению М. Портера все теории международной торговли, созданные до него, не отвечают на вопрос, почему страны участвуют в международной торговле, а именно:

– Ранний меркантилизм

– Поздний меркантилизм

– Теория абсолютного преимущества Адама Смита

– Теория относительного преимущества Давида Рикардо

– Теория Хекшера-Олина

– Парадокс Василия Леонтьева

– Теория голландской болезни и ресурсного проклятия

– Теория конкурентного преимущества Майкла Портера,

2. Почему Япония является лидером в производстве автомобилей, хотя ресурсов для их производства у нее нет, почему Германия является лидером в химической и фармацевтической промышленности, хотя нефти и суррогата у нее нет, почему в Швейцарии лучшая банковская система, почему Скандинавские страны вырвались в лидеры на мировом рынке телекоммуникационных услуг, а не соединенные штаты, у которых было больше возможностей.

Чтобы ответить на эти вопросы М. Портер изучил и исследовал деятельность 100 предприятий в 10 высококонкурентных отраслях, включая автомобильную промышленность, телекоммуникационную сферу, химическую и фармацевтическую промышленность. Правительства скандинавских стран заключили соглашение о создании единой беспроводной сети. Скандинавские страны – то преимущественно горные страны, следовательно, прокладка кабеля под землей слишком дорога. На первоначальных этапах создания телекоммуникационной сети в скандинавских странах осуществлялось строительство воздушной проводной сети. В веду климатических особенностей на этих проводах намерзал лед и часто происходили разрывы, что было также экономически неэффективно. Затем, скандинавские страны активно занимаются рыбной ловлей. И с рыболовецкими кораблями, отправляющимися на рыбную ловлю требовалась постоянная связь. Лицензии на создание этой сети были даны нескольким телефонным компаниям, включая Nokia, Erikson, Nortel. Для развития конкурентных процессов между ними рынки трех стран были объединены. Массовая телефонизация скандинавских стран к началу 1990х годов привела к тому, что в этих государствах мобильные телефоны имели 55% населения (в штатах на этот же период только 5%). Через 10 лет в скандинавских странах охват мобильными телефонами достиг 95%, а в штатах 45%. Nokia и Erikson беспрепятственно выходят на мировой рынок и остаются на нем лидерами благодаря технологическом разрыву. Стремление к достижению новых технологических рывков порождают в этой отрасли электронные альянсы, например Sony-Ericson и до появления смартфонов Apple серьезных конкурентов скандинавским компаниям не было.

Теория международного конкурентного преимущества выделяет два основных типа преимуществ:

1) преимущества низкого порядка

2) преимущества высокого порядка

Преимущества низкого порядка теряют свое содержание и приносят прибыль в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде они истощаются, поскольку зависят от качества природных ресурсов, являющихся, как правило, невозобновляемыми. Если страна, ими обладающая не производит улучшений в использовании этих ресурсов, она утрачивает свои конкурентные преимущества.

В свою очередь конкурентные преимущества высокого порядка обеспечиваются за счет интенсивного использования не только природных факторов, но и всего комплекса факторов производства. Россия обладает конкурентными преимуществами низкого порядка, поскольку нефть и природный газ занимают основную долю экспорта.

В конце 19го века эта концепция была теоретически обоснована в трудах по экономике Д. И. Менделеевым, который полагал, что производство, потребление сырья само по себе не обеспечивает процветание нации. «Продавать сырье – значит отказаться от сливок, довольствуясь снятым молоком, потому что сырье само по себе часто не потребляется людьми и его отправка, переделка и обработка требуют труда не меньшего, чем самая добыча сырья. А так как добывать сырье может и дикарь, ценность своего труда малоценящий субъект не понимает и не видит более эффективных способов использования этого сырья. В этом отношении наибольшая прибыль приходится на страны обрабатывающие, а не добывающие сырье. Будучи убежденным протекционистом, уже как землевладелец, лично поработавший на сельскохозяйственном поприще, я говорю о необходимости всем способами развивать всякие виды промышленности (Нижегородский торгово-промышленный съезд 1896 г.)».

Россия до сих пор 100 лет спустя является страной экспортирующей сырье, с той лишь разницей. Что в 19ом веке это было зерно, а теперь нефть.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...