Особенности печатных жанров политической рекламы
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА Доктор политических наук Е. В. Егоровой-Гантман “Политическая реклама в России переживает сегодня бум. Появляются новые талантливые дизайнеры, остроумные креатуры. Мы наблюдаем расцвет жанра. Очень хочется, чтобы этот жанр был чистым, чтобы в нем было больше игры ума и воображения, чем грязи и подвоха. Очень хочется, чтобы российские политики соответствовали по своему уровню возможностям дизайнеров политической рекламы, а их программы были столь же хороши в конечном итоге для населения, как те светлые и обаятельные лица, с которыми мы встречаемся во время избирательных кампаний в каждом произведении рекламного искусства. И мы надеемся, что политическая реклама в России выполнит еще одну важную функцию — усилит интерес людей к политике, ибо только при наличии интереса у них появится желание разобраться в том, что рекламируется”. Е. Егорова-Гантман, К. Плешаков Изнанка политической рекламы СОДЕРЖАНИЕ · ПРЕДИСЛОВИЕ · ВВЕДЕНИЕ · Глава 1. История политической рекламы · Глава 2. Политическая реклама как форма политической коммуникации · Глава 3. Создание сообщений в политической рекламе · Глава 4. Негативная политическая реклама · Глава 5. Графический дизайн политической рекламы · Глава 6. Структура политического образа и политическая реклама · Глава 7. Формирование перцептивного экрана для восриятия политической рекламы · Глава 8. Личность и взгляд на мир политики · Глава 9. Манипуляции в политической рекламе · Глава 10. Имиджевая стратегия кандидата во время избирательной кампании
· Глава 11. Организация предвыборной рекламной кампании "Никколо М", Москва, 1999 г., 236 с. Лисовский С. Политическая реклама ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 2. ЖАНРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ГЛАВА 3. КОНТАКТНЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ
ВВЕДЕНИЕ
Стремительные изменения, происходящие в российском обществе в последнее десятилетие, развитие рыночных отношений, распространение их на политику – все это требует переосмысления ситуации в сферах деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием, в частности в тех из них, где деятельность осуществляется в условиях конкурентной борьбы. К последним, без сомнения, относится и политическая реклама. Сегодня уже можно подвести некоторые итоги почти десятилетней истории ее становления в России. В данной области наметились определенные позитивные сдвиги. В первую очередь, можно отметить значительный количественный рост политической рекламы, который обусловлен освоением все большего числа каналов коммуникации, использованием новых разнообразных типов рекламных обращений. Произошли также качественные изменения: более профессиональным стал подход к ведению рекламных кампаний, используются результаты исследований, осуществляется стратегическое планирование, ведется серьезная разработка рекламных обращений.
Первые политические кампании периода начала реформ, отличались непрофессионализмом, слепым копированием зарубежного опыта. Это копирование касалось как самого подхода к организации кампании, так и принципов и приемов создания политических имиджей. Рекламная продукция ограничивалась Материалами уличной расклейки и, в незначительной степени, – почтовой рассылкой. Построение рекламных обращений основывалось преимущественно на опыте советских времен. Но уже в избирательной кампании по выборам в Государственную Думу 1993 г. можно увидеть определенные сдвиги. В политическую борьбу активно включилось телевидение. И хотя видеоматериалы были эклектичны, сумбурны, разрозненны, можно утверждать, что именно с этого момента ТВ стало занимать одну из ключевых позиций в избирательных стратегиях. Тогда же были предприняты первые попытки использования для нужд политической рекламы движущихся носителей. Что касается следования современным принципам ведения избирательных кампаний, то в той или иной степени это было характерно лишь для некоторых участников предвыборной гонки. Скажем, кампании ЛДПР изначально отличались дифференцированным подходом кэлекторату, следованием единой стратегической линии. Лишь немногие партии и движения (например, ПРЕС) пытались объединить рекламные обращения единым слоганом, единой политической символикой. Тем не менее, даже эти шаги можно расценивать как свидетельство качественного роста. Выборы 1995 г. знаменовали собой новую ступень в развитии отечественной политической рекламы на современном этапе. В телевизионной рекламе наметилось расслоение жанров – в видеоматериалах того периода уже присутствуют явственно обозначенные политические слоты, ролики, видеофильмы; используется достаточно эффективный принцип выпуска серий обращений. Наметился также прогресс в освоении современных полиграфических жанров политической рекламы. В частности, активно развиваются буклетные формы, подход к составлению политических листовок и плакатов становится более дифференцированным; составление рекламных текстов, хотя и остается далеким от совершенства, поднимается на более высокий профессиональный уровень. То же самое касается и качества исполнения полиграфических материалов. В кампаниях этого периода можно отметить смещение акцента с уличной расклейки плакатов и листовок на распространение их по почте. Кроме того, в рамках почтовой рассылки появились новые жанры политической рекламы, в частности, открытки, конверты с символикой и почтовые обращения (первоначально – безадресного и неличного характера).
О значительном прогрессе в освоении цивилизованных форм политических коммуникаций говорит и тот факт, что в 1995 г. разрозненные и автономно действующие организации, специализирующиеся на политическом консалтинге, объединились в Ассоциацию центров политического консультирования (АЦПК). Цель АЦПК – формировать цивилизованный рынок услуг политических консультантов, обеспечивать правовую защиту агентствам и центрам, повышать их профессионализм, а также обмениваться опытом и развивать политическую науку в России. В настоящее время только в Москве существует более двадцати профессиональных команд, занимающихся политическим консалтингом и проведением различных политических кампаний. Среди них наиболее известны Центр политического консалтинга «Никколо М», «ИМИДЖ-контакт», центр политических исследований «Экспертиза», «ИНДЕМ», фонд «Политика», Центр политической психологии, фонд «Гражданское общество», ассоциация политического консалтинга «Нике» и др. Кроме того, практически нет ни одного крупного рекламного агентства, которое не участвовало бы в политических кампаниях. Во многих из них (например, в «Видео интернешнл», «Премьер SV») существуют департаменты политической рекламы. Наиболее крупномасштабной на сегодняшний день кампанией последних лет следует назвать кампанию по выборам Б. Ельцина президентом России в 1996 г. Ее отличал высокий профессионализм организации, тщательная продуманность стратегии, выверенное привлечение СМИ, использование современных маркетинговых принципов и избирательных технологий. Однако становление научного знания о политической рекламе несколько отстает от процессов, стремительно разворачивающихся на практике. Теоретический базис политической рекламы требует углубленной разработки, а существующие на сегодняшний день теоретические положения – внимательного анализа, обобщения и увязывания с реалиями очередного этапа становления этой сферы политических коммуникаций. На современном этапе возникает также насущная потребность в четком обозначении структурного содержания политической рекламы, детальном рассмотрении ее коммуникативных особенностей, в установлении причинно-следственных связей между процессами, происходящими в рамках избирательных кампаний. Этим, на наш взгляд, и определяется актуальность данной работы.
Несмотря на обилие появившихся в последнее время работ, посвященных различным аспектам политической коммуникации и избирательным технологиям, исследований политической рекламы как структурного целого практически нет. Из публикаций по этой тематике следует прежде всего назвать книги О.А. Феофанова «США: реклама и общество» и «Агрессия лжи» 1, вкоторых предлагается комплексный подход к проблемам политической рекламы на примере США. Особое внимание автор уделяет психологическим механизмам ее воздействия и, в частности, одному из основных инструментов влияния на избирателей – имиджу политического лидера. Эти работы содержат богатый эмпирический материал и представляют собой ценный опыт системного исследования; в них рассматриваются вопросы природы имиджа, его социальной роли, эффективности, способы и приемы «производства» образов. Тем не менее, автор не затрагивает ни особенностей политической рекламы в России в целом, ни современного состояния этого рода деятельности. Следует также назвать книгу Т.Э. Гринберг «Политическая реклама: портрет лидера» 2, в которой изложены теоретические подходы в рамках деятельностной концепции рекламы и разработана жанровая классификация политической рекламы, исходящая из особенностей каналов коммуникации. Однако в данном исследовании, проведенном в 1995 г., не могли быть отражены те изменения в практике проведения политических кампаний, которые произошли в последние годы. Фрагментарно в той или иной степени большинство аспектов избранной темы исследования освещается в ряде специализированных книг по технологиям избирательных кампаний, политической имиджелогии, политическому маркетингу, в многочисленных публикациях, посвященных анализу текущих избирательных кампаний. В частности, попытки выстроить схему взаимоотношений маркетинговых коммуникаций предприняты в работах Б.Л. Борисова, Г.Г. Почепцова, О.А. Феофанова, И.Л. Викентьева 3. Однако, на наш взгляд, мнения этих авторов по данному вопросу существенно отличаются друг от друга, и на сегодняшний день приемлемого решения этой проблемы у нас нет.
Жанровая структура политической рекламы отражена в литературе достаточно скудно. Главным образом – в работах, освещающих деятельность определенных каналов коммуникации, преимущественно телевидения 4, либо в учебниках и исследованиях, посвященных технологии и организации политических кампаний 5, – там, где приводятся рекламные обращения, рекомендуемые к использованию в ходе избирательной кампании. Вместе с тем на сегодняшний день автору не встретились, например, работы по политической рекламе в прессе и на радио. Не определено также место в структуре политической рекламы таких форм воздействия на избирателей, как встречи, митинги, кампания от «двери к двери». Практически нет исследований, посвященных стилистическим особенностям текстов политической рекламы, – этому вопросу в теории рекламы вообще уделяется крайне мало внимания. Вопрос о природе политического имиджа, его роли как одного из основных инструментов политической рекламы, на наш взгляд, также не до конца исследован. Несмотря на то, что эта сторона поставленной проблемы освещена в литературе 6 наиболее полно и глубоко, встречается также много разночтений в классификациях имиджа, в суждениях относительно его функциональной роли, его природы, коммуникативной сущности. Перечисленные обстоятельства и обусловили цель исследования, проведенного автором. Эта цель – изучение политической рекламы в системе массовых политических коммуникаций, включающее в себя обоснование понятийно-категориального аппарата, анализ структуры современной политической рекламы, ее коммуникационной роли, выявление Функциональных особенностей и закономерностей развития политической рекламы в условиях общественной трансформации России, ее жанровой и стилевой специфики. В качестве концептуальной основы исследования был выбран структурно-функциональный подход к рекламе в целом и к политической рекламе, в частности. Можно сказать, что теоретическая база исследования состоит из трех блоков. Первый составили труды по теории и практике массовой коммуникации 7, культурологии и теории деятельности 8, посвященные различным аспектам коммуникационных процессов. Второй блок – работы специалистов по политическим технологиям, в которых отражены вопросы рекламы, паблик рилейшнз, имиджелогии и избирательных технологий 9, организации избирательных кампаний и формированию политического имиджа 10. Наряду с этими источниками следует отметить и некоторые статьи постоянных авторов ряда специализированных изданий 11. Третий блок – труды по политологии, социологии и психологии политики. Это книги как классиков – Аристотеля, М. Вебера, Т. Гоббса, Г. Лебона, Н. Макиавелли 12, – так и наших современников – К. Поппера, Ф.А. Хайека, Э. Берна, Ж. Блонделя, П. Бурдье, Ф. М. Бурлацкого, А.Н. Леонтьева и др. 13 Существенным подспорьем для автора стали работы зарубежных специалистов в области политического маркетинга и рекламы, не опубликованные в России. 14 Эмпирическую базу исследования составили материалы политической рекламы (телевизионные рекламные обращения, рекламные тексты, газетные и журнальные публикации, полиграфическая продукция и проч.), а также прикладные труды по технологии избирательных кампаний, имиджелогии, политическим коммуникациям, публикации в специализированных изданиях: «Политические исследования», «Власть», «Социально-политические науки», «США: экономика, политика, идеология», «Реклама», «Журналист», «Социальные исследования», «Среда», «Психологический журнал» «Рекламный мир», «Советник», в сборниках серии «Политолог: взгляды на современность». В первой главе книги рассматривается коммуникативная сущность политической рекламы, ее специфика, основные понятия, характеризующие политическую рекламу как род деятельности, механизмы воздействия политической рекламы на электоральное поведение. Существенное внимание также уделено политическому имиджу как коммуникативной компоненте политической рекламы. Вторая глава посвящена жанрам политической рекламы в средствах массовой информации и последовательно представляет типы рекламных обращений в электронных СМИ и в прессе. Третья глава фокусирует внимание на формах индивидуальной работы с избирателями. В ней рассматриваются контактные жанры политической рекламы: печатные, непосредственная коммуникация с избирателями. Кроме того, дается анализ текстов политической рекламы с точки зрения стилистики языка.
1 Феофанов О.А. США реклама и общество М., 1974. Агрессия лжи. М., 1987. 2 Гринберг Т. Э. Политическая реклама портрет лидера. М., 1995. 3 Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилеишнз. Алхимия власти. М., 1998. С. 6–11. Почепцов Г.Г. Паблик рилеишнзили как успешно управлять общественным мнением. М.,1998. С.11–13; 28–51;178–188. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981. Феофанов О.А. Природа социальных иллюзий и механизмы их формирования в буржуазном обществе. Автореферат диссертации д-ра философ наук. М.,1982. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. Киев,1997. 4 Мицкевич Э. Файерстоун Ч. Телевидение и выборы М., 1993. Гуревич Ж. П. Политика и ее имиджи. М., 1988. 5 См напр.: Самый короткий путь к власти: С6. современных гехнологий политических кампаний. Таганрог, 1995. Ковлер А.И. Основы политического маркетинга. М., 1990. Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. М., 1993 и др. 6 Берд П. Продай себя! Тактика совершенствования вашего имиджа. М., 1996; Болдинг К. Имидж М., 1994; Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М.,1998; Браун Л. Имидж путь к успеху. СПб., 1996; Гуревич Ж.П. Политика и ее имиджи. М., 1988; Имидж лидера. М., 1994; Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по французски. Концепции. Практика. М., 1996; Попов И.П. Индустрия образов. М., 1986; Почепцов Г.Г. Имидж & выборы. Имидж политика, партии, президента. Киев, 1997; Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997; Шепель В.М. Имиджелогия. М., 1996; Голдмет С. Как создается имидж американской политики // США экономика политика идеология 1990 № 10; Гордеева О.А. Политический имидж в избирательной кампании. Технология и организация выборных кампаний отечественный и зарубежный опыт. М., 1993. 7 Напр.: Газетно-журнальные жанры М., 1993; Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980; Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989; Гофман В. Слово оратора. Л., 1932; Мельник Г.С. Mass-media психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986; Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективного журналистского воздействия. М., 1981; Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. 8 Голосовкер Я.3. Логика мифа. М., 1987; Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982; Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996; Юнг К. Архетип и символ. М., 1991; Басин Е.А. Краснов В.М. Социальный символизм (некоторые вопросы взаимодействия социальной структуры и культуры) // Вопросы философии. 1971. №10; Деятельность, теории, методология, проблемы. М., 1990; Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974; Лекторский В. Объект. Субъект. По знание. М., 1980. 9 Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990; Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. М., 1994; Бове К. Аренс В. Современная реклама. М., 1995; Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М., 1998; Викентьев И.Л. Средства рекламы и «Паблик рилейшнз» СПб., 1995; Гольман Н.А. Добробабенко Н.С. Практика рекламы. Новосибирск, 1991; Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995; Дейян А. Реклама. М., 1993; Евстафьев В.А. Яссонов В.Н. Введение в медиапланирование. М., 1998; Зяблюк Н. Индустрия управляемой информации. М., 1971; Картер Г. Эффективная реклама. М., 1990; Крылов И.В. Теория и практика рекламы М., 1996; Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. М., 1996; Лебедева Т.Ю. Путь к власти. Франция: выборы президента. М., 1995; Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз». Кому это нужно? М., 1993; Огилви Д. Исповедь рекламного агента. М., 1994; Ривз Р. Реальность в рекламе. М., 1983; Сэндидж Ч. Ротцолл В. Фрайбургер К. Реклама: теория и практика. М., 1989. Ученова В.В. Старых Н.В. История рекламы. Детство и отрочество. М., 1994; Ученова В.В. Старуш М.И. Философский камешек рекламного творчества. М., 1996 и др. 10 Абашкина Е. Егорова-Гантман Е.В. Политиками не рождаются. М., 1993. В 2 т.; Амелин В.Н. Устименко С.В. Технология избирательной кампании. М., 1993; Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995; Ковчер А.И. Основы политического маркетинга М., 1990; Попов Н.П. Индустрия образов. М., 1986; Почепцов Г.Г. Имидж & выборы. Имидж политика, партии, президента. Киев, 1997; Имидж: от фараонов до президентов. Киев, 1997; Имиджмейкер. Киев, 1995; Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.,1998; Символы в политической рекламе. Киев, 1997; Самый короткий путь к власти: Сб. современных технологий политических кампаний. Таганрог, 1995; Ситников А.П. Акмеологический тренинг. М., 1995; Феофанов О.А. США: реклама и общество М., 1974; Агрессия лжи. М., 1987; Политическая реклама: форма межпартийной борьбы. // Международный конгресс по рекламе Тез. док. М., 1994; Реклама – фабрика социальных иллюзий // США: экономика, политика, идеология. 1980. № 7 и др. 11 Грантовская И.Э. Перед началом праймериз. // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 2, Портреты претендентов-демократов // США: экономика, политика, идеология 1992. № 5; Комаровский В. Политический выбор избирателя // Социальные исследования. 1992..№ 3; Чекалкин В.И. Избирательная кампания в России // Политолог: взгляды на современность. Вып. 5 М., 1995; Особенности отечественной избирательной кампании // Власть № 7. 1995; Черняховский В.О. Политическая реклама: вчера и сегодня // Реклама, Сто лет популярности // Реклама. М., 1991. № 1; Шестопал Е.Б. Образ власти в России // Полис. № 4. 1995; Оценка гражданами личности лидера // Полис. 1997. № 6; Шестопал Е.Б. Егорова Е.В. Имидж власти и политиков // Диалог № 3. 1992. 12 Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4.; Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.,; Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936; Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 13 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1–2; Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992; Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. СПб., 1992: Блондель Ж.. Политическое лидерство. М., 1992; Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Бурлацкий Ф.М. Галкин А.А. Современный левиафан. М., 1985; Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971; Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникационных процессов. М., 1973; Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1988; Очерки политической психологии. М., 1990. 14 Bruce В. Image of power. How the image makers shape our lead ers. London, 1992; Devlin L. An Analysis of Presidential Television Commercials, 1952–1984. // New Perspective on Political Advertising. Carbondale, Southern Illinois University Press.1986;.Jamieson R.H. Packaging the presidency. A History and criticism of presidential campaign advertising. New York, 1996; Joslyn R. Political Advertising & the Meaning of Elections: New Perspective on Political Advertising. Carbondale, Southern Illinois University Press.1986; Price R. Memorandum // McGinnis J. The selling of the president 1968. Richmond Hill, 1970; Sampson E. The image factor. London. 1994. Особенности печатных жанров политической рекламы
Политическая реклама традиционно использует различного рода полиграфическую продукцию, которая достаточно эффективна благодаря оперативной доставке избирателям и относительно недорога по сравнению со стоимостью эфирного времени или газетной площади. Эта продукция может распространяться несколькими способами – в частности, с помощью уличной расклейки, личной раздачи, почтовой рассылки. Одним из самых популярных и эффективных типов печатной политической рекламы по праву считается политический плакат. Его характерные особенности – крупный формат, преобладание визуального ряда над вербальным, полноцветное исполнение обращения. Этот жанр ориентирован преимущественно на эмоциональное воздействие, в его основе зрительный образ, метафора, они здесь ставятся на первое место: не изображение иллюстрирует текст, а текст дополняет изображение, направляет по определенному руслу то чувство, которое зрительный образ возбуждает в человеке. Действие рекламной идеи плаката рассчитано на длительное время и многократное использование. «Плакат – это сгущенная, концентрированная информация, заряд, посылаемый в толпу народной массы, цель которого своим разрывом произвести в этой массе тот эффект, на который был рассчитан завод снаряда... Обострение товарного кризиса, выборная кампания в парламенты, война, революция – толкают на улицы городов пеструю, глазастую, крикливую рать плакатов» 1. Специалисты по плакату и политическому маркетингу предъявляют к плакату следующие требования: 1. Плакат должен поражать. На его броскость работают все изобразительные элементы. Формат, цветовое решение плаката должны интриговать, вызывать любопытство: «...Цвет служит ему могучим средством музыкального внушения. В такой мере, в какой рисунок воздействует на интеллект, рождает представление, – краска, своим ударением, воздействует на эмоционально-чувственную сторону зрителя» 2. 2. Плакат должен быть тщательно выстроен композиционно: «...Композиция плаката должна быть ясна, как геометрическая фигура, как скелет строящегося дома» 3. 3. Плакат должен быть динамичным: «...Плакат, построенный динамично, словно падает на зрителя, вклинивается в его сознание, будоражит его, толкает вперед» 4. 4. Плакат должен быть быстро читаемым. Мысль излагается кратко, телеграфно – удар должен быть мгновенным, лаконичным и сильным. 5. Шрифт плаката должен быть достаточно четким, удобочитаемым, крупным: длинный текст в данном случае теряет смысл, так как плакат обычно воспринимается зрителями на некотором расстоянии и более или менее мгновенно, но читаемым он должен стать лишь при некотором приближении зрителя к плакату, иначе его любопытство слишком быстро охладится. 6. Плакат должен быть общедоступен и понятен. Эмоциональные методы воздействия в плакате значительно преобладают над рациональными. Это позволяет ему внедрять рекламную информацию в сознание зрителя быстро и эффективно, способствует запоминанию и узнаванию, идентификации облика кандидата, выделению его из общего фона политических лиц. Плакаты могут быть различными по содержанию, формату, характеру подачи информации, ориентированными на различные электоральные группы. Плакатное представление лидера позволяет более успешно, по сравнению с другими вариантами рекламы, решать задачи привлечения внимания избирателей к его фигуре. Размеры изображения, близкие к реальным размерам человеческого лица, возможность использовать крупный, удобочитаемый и запоминающийся шрифт – все это делает лидера более доступным для ознакомления. При профессиональном исполнении плакат способен оставить заметный след в сознании реципиента. Вместе с тем плакат не обладает мобильностью, которая присуща, в частности, напрямую распространяемым листовкам – это несколько снижает эффективность его использования. Часто встречающаяся ошибка при создании плаката – попытка использовать его поле преимущественно для текстовой информации. Практически нет гарантий, что на улице она будет кем-либо прочитана, тем более воспринята. Подробные данные о кандидате целесообразнее размещать в портретном буклете. Впрочем, существуют и так называемые текстовые плакаты, в которых шрифтовое, композиционное решение работают наравне со словом. В истории российского плаката встречаются уникальные способы использования этой, весьма эффективной формы политической рекламы, которые вполне можно взять на вооружение и в грядущих избирательных кампаниях. Искусствовед В.К. Охочинский 5 так оценивает размах плакатной агитации в период выборов в Учредительное собрание в 1917 г.: «Наиболее основательно взялись за дело эсеры... Для создания плакатов был организован конкурс и организовано специальное жюри. Плакаты выпускались различного содержания («общие», для деревни, рабочих районов, армии) и формата (для расклейки снаружи и внутри зданий, на столбах, дверях, витринах, а также для рассылки по почте, разбрасывания на митингах, вкладывания в упаковку товаров и пр... Газета «Народ» иронизировала: «Больше всего плакатов расклеила партия кадетов. Плакаты на все вкусы: тут и крестьянин на полевых работах с подписью «за землю и волю» (за что эсеры обвинили кадетов в плагиате); и франты в котелках, идущие подавать бюллетени за кадетов; и солдат в окопах, орущий во весь голос, что только кадеты спасут Россию; и полная женщина, похожая на кормилицу; и русские витязи, сражающиеся с лиловыми крокодилами». Кадетам же принадлежал и один из наиболее удачных плакатов того времени работы художника А. Зеленского: нога, «отфутболивающая» атрибуты царской власти. Широкий спектр применения плакатных форм в предвыборной борьбе и их богатейшие потенциальные возможности продемонстрировала кампания Б. Ельцина по выборам в президенты 1996 г. Характер, назначение, форма исполнения плакатов варьировались от полноцветных имиджевых образцов до простейших, но не менее, если не более эффективных вариантов, требующих для воспроизведения только наличия ксерокопировальной техники. Пример первого – Ельцин со школьниками, заголовок – «Ты растешь вместе с Россией», фотография сопровождена каракулями первоклассника, попросившего маму, «чтобы она помогла ему и проголосовала за Ельцина, потому, что он хочет, чтобы всем было хорошо», слоган кампании: «Вместе – победим!». Другой плакат этого типа – Ельцин с внуком и слоган: «Россия, за которую мы в ответе!». Еще один плакат – президент с характерным жестом поднятого крепко сжатого кулака: «Вместе – победим!». Пример простого плаката – знаменитый красноармеец, сурово вопрошающий зрителя (по сравнению с классическим вариантом вопрос несколько изменен) «Ты запасся продовольствием?», достопамятные продовольственные «визитки» для москвичей, в которые изящная «окольцованная» женская ручка вклеивает фотографии и вписывает имена великих русских писателей с подписью: «Коммунизм. Жаль только жить в эту пору прекрасную...». В этом же ряду можно упомянуть серию плакатов, чье воздействие на зрителя основывалось на контрасте между крупно поданной многозначной цифрой и более мелким текстом. Цифра привлекала внимание и заставляла прочитать привязанный к ней текст: «Моя бабушка простояла 64245 часов в очередях. Я – не хочу!», «Мой дедушка просидел 73855 часов в лагерях. Я – не хочу!». Плакаты серии «Спаси и сохрани Россию» были построены на другом сквозном контрасте – между прошлым и будущим, между «красным» ужасом и нормальной жизнью: с одной стороны, кровавый закат с призывом «Не допусти красной смуты!», с другой – ромашковый луг в солнечный день с призывом «Голосуй за Ельцина!». Заслуживает упоминания также антирекламная серия, главным «действующим лицом» которой был лидер КПРФ. На одном из плакатов – сурово насупленный полупрофиль Зюганова с подписью «Купи еды в последний раз!». На другом плакате – пространство, поделенное пополам горизонтальной чертой, верхняя часть решена в красном цвете – традиционный символ компартии красные гвоздики и начальная часть разбитой надвое фразы: «Компартия не сменила названия...», нижняя часть – черная, стебли нежных гвоздик превращаются в обрывки колючей проволоки, конец начатой наверху фразы: «... Она не сменит и методы». Большую группу составляли ироничные текстовые плакаты: «Товарищи Фидель Кастро, Ким Чен Ир и Зюганов знают правильный путь. Все остальные просто заблудились», «Что плохого Марксу сделала Россия?». Удачное обращение к тестовому плакату в очередной раз доказывает, что изобразительные средства в политической рекламе не ограничиваются только фотоматериалами или художественным рисунком. Рекламная задача может быть решена и посредством соответствующего цветового и композиционного исполнения, шрифта, качества полиграфии. Основные требования к художественному решению рекламного сообщения, предъявляемые специалистами в области психологии рекламы, – сбалансированность компонентов, использование контраста, пропорциональность. Значение имеют также размер шрифтов текстов и заголовков, их соотношение и т.д.: «От шрифтового набора и его компоновки зависит общее впечатление о рекламном сообщении, а эта первая реакция читателя – важнейший элемент спланированного общения» 6. Политическая афиша играет такую же роль, как и плакат, но имеет меньший размер и может содержать больше текста. Политическая листовка. Традиционно листовкой считается одностороннее или двустороннее печатное издание, в качестве основного средства воздействия использующая текст. Изобразительные средства листовки ограничиваются шрифтовым и композиционным исполнением текста и в ряде случаев использованием политической символики. Листовка – наиболее подходящий жанр для эффективного оперативного информирования аудитории о происходящих событиях (митинге, акции), призыва к конкретным действиям или донесения до избирателей основных положений программ партий и кандидатов. Этот жанр политической рекламы не требует больших затрат, мобилен, позволяет быстро доносить до избирателя изменения в кампании кандидата. Политические листовки можно разделить на листовки проблемного, экспрессивно-агитационного, сравнительного и поддерживающего характера. Листовка, отражающая какую-либо проблему, которая волнует избирателей, строится так, чтобы при обсуждении проблемы формировался и образ кандидата. Она может содержать фотографии, свидетельства лидеров (например, иметь форму обращения лидеров). В качестве примера приведем листовку, выпущенную в период президентских выборов 1996 г. от имени Союза землевладельцев России, Ассоциации крестьянских хозяйств, Крестьянской партии России и Союза земле пользователей России. Листовка разъясняла указ «О реализации конституционных прав граждан на землю», подписанный президентом перед началом избирательной кампании. Вниманию аудитории предлагались составленные в доходчивой форме ответы на актуальные вопросы, касающиеся действия нового закона: кто имеет право на земельную долю, как получить ее, что крестьянин вправе делать со своей землей, как избежать обмана и отстоять свои права на земельную долю. Были подробно расписаны юридические аспекты возможных операций с новой формой собственности – сдачи в аренду, получения ренты, продажи, передачи в наследство, дарения, обмена, получения кредита под залог. Основная цель листовки – закрепить в сознании избирателей-крестьян образ президента, на деле заботящегося о своем народе. Листовка не содержала открытых призывов к тому или иному голосованию, однако в ней присутствовала косвенная рекомендация, как именно голосовать: «...Впервые Вы получили право полного распоряжения своей землей... Будем ценить это великое право!». Цель экспрессивно-агитационной листовки – воздействовать на сознание избирателей с помощью фактов, компрометирующих соперника, продемонстрировать слабость его позиции, осветить «темные» моменты его биографии, словом – разрушить его рекламный образ. Экспрессивно-агитационные листовки имеет смысл рассылать адресно, предпочтительно сторонникам оппонента и особенно колеблющемуся слою электората. Как правило, подобные обращения политической антирекламы анонимны. Типичный образец материалов такого рода – одна из листовок противников Б. Ельцина (вероятнее всего, из ультраправого лагеря), распространявшаяся в период президентских выборов 1996 г. Она построена на основе контраста между обещаниями, которые давал президент, и тем, как эти обещания выполнялись: «Он обещал охранять конституционные права и свободы. И начал войну, ввел цензуру, создал службу политического сыска. Он обещал лечь на рельсы, если вырастут цены. Цены выросли в тысячи раз – на рельсы он не лег... Он обещал много раз, что российские солдаты, мирные жители, женщины и дети не будут гибнуть в Чечне. Они гибнут там каждый день...». Другой пример – листовка, направленная против губернатора Московской области А. Тяжлова (выборы в Госдуму 1995 г.). Представляющая кандидата горьким пропойцей листовка построена по аналогии с известным рекламным роликом водки «Распутин» – на ней изображена бутылка с портретами губернатора на этикетке, надписью «Водка руководительская», «Изготовлена из предвыборных обещаний» и названием «Тяжлофф». Опять-таки по аналогии с популярной рекламой, текст листовки гласит: «Если при откупоривании бутылки Тяжлофф сверху Вам подмигнул, а Тяжлофф снизу показал язык, значит, Вам впарили туфту. В противном случае вам продали туфт Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|