Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Диагностика как общенаучное понятие




УДК 159. 9

ББК 88. 8

А 733

 

 

Рецензенты:

В. А. Барабанщиков, доктор психологических наук, профессор (Ин­ститут психологии РАО);

Л. Б. Филонов, доктор психологических наук, профессор (Московс­кий государственный социальный университет)

А 733 Ануфриев А. Ф.

Психологический диагноз. - М.: "Ось-89", 2006. - 192 с.

ISBN 5-98534-319-7

 

В книге представлена оригинальная трактовка психодиагностики как науки о постановке психологического диагноза. Раскрывается специфи­ка деятельности психолога по оказанию психологической помощи на основе распознавания психологических особенностей человека, рассмат­риваются научные и интуитивные основания ее осуществления, пока­зывается место психодиагностики в системе психологического знания, возможность отнесения психодиагностики к искусству и к науке. Выяс­няются и уточняются основные понятия, характеризующие процесс по­становки психологического диагноза, диагностическое мышление прак­тического психолога. Анализ и оценка современного состояния психо­диагностики ведется с позиций общенаучного подхода, т. е. име­ющихся результатов, накопленных в других областях диагностики. Об­суждаемые теоретические положения иллюстрируются случаями из пси­ходиагностической практики.

ББК 88. 8

 

 

© А. Ф. Ануфриев, 2006

ISBN 5-98534-319-7 © Издательство "Ось-89", 2006


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Психологическая диагностика, являясь одной из важнейших дисциплин, непосредственно связанных с общественной прак­тикой, получила в последнее время широкое признание. Она выступает наряду с психопрогностикой, психокоррекцией и пси­хопрофилактикой в качестве одного из способов применения психологического знания в реальных жизненных ситуациях и занимает важное место во многих сферах практической деятель­ности, испытывающих потребность в учете психологических осо­бенностей человека.

Со стороны общественной практики актуальность рассмотре­ния проблем психологической диагностики обусловливается: а) задачей дальнейшего совершенствования педагогического тру­да в современных условиях социально-экономического развития общества, в частности необходимостью учета психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитатель-ном процессе, значительного улучшения их изучения; б) высокими требованиями к качеству психологической подготовки учителя и ее существенными недостатками, в числе которых слабая связь обучения с практикой, проявляющаяся в академическом харак­тере читаемых курсов психологии, их недостаточной ориентации на решение практических задач учебно-воспитательного процес­са; в) введением должности психолога в учреждениях образова­ния и открытием в ряде университетов и педагогических инсти­тутов страны специальных факультетов и отделений, осуществ­ляющих подготовку психологов, что требует своего научного и методического оснащения.

Актуальность рассмотрения проблем психологической диаг­ностики определяется также особенностями современного со­стояния психологической науки, в частности теоретических ис-

 

 

следований в области психодиагностики: а) обозначившимся в последнее время разрывом между действительными возможно­стями психологической науки и опережающими их требования­ми практики; б) недостаточной разработанностью вопросов о на­учных основах постановки психологического диагноза, связан­ной с тем, что современная теория психодиагностики представ­ляет собой в большей степени математико-статистическую (нор­мы, надежность, валидность), чем психологическую теорию, а также теорию разработки психодиагностических методик, ори­ентированную на психолога-исследователя, чем теорию поста­новки психологического диагноза, рассчитанную на психолога-практика; в) незавершенностью процесса формирования терми­нологического аппарата психологической диагностики; г) отсут­ствием в современной психологии концептуальных схем, позво­ляющих объединить и достаточно полно объяснить факты из различных областей постановки психологического диагноза.

Данное исследование продолжает линию анализа, заложен­ную в отечественной психодиагностике Л. С. Выготским (1936), и опирается на работы А. А. Бодалева, Л. Ф. Бурлачука, Ю. З. Гильбуха, К. М. Гуревича, И. В. Дубровиной, Ю. М. Забродина, Е. А. Кли­мова, Н. Ф. Талызиной, В. Д. Шадрикова и др.

Предлагаемая работа посвящена изложению теоретических основ постановки психологического диагноза. Не отрицая важно­сти дальнейшей разработки психодиагностических средств, кото­рых пока еще явно недостаточно для решения конкретных прак­тических задач, целесообразно отметить, что психологическая ди­агностика в своем развитии достигла такого этапа, когда только дальнейшее увеличение числа методик и даже их совершенство­вание, связанное с усилением их разрешающей способности и до­стижением более высоких психометрических характеристик, не позволяет обеспечить качественного улучшения подготовки прак­тического психолога и повышения эффективности психологичес­кого диагноза. Поскольку имеющиеся методики ставят перед прак­тическим работником проблему их выбора, адекватного задачам, возникающим в практической деятельности, обнаруживается по­требность понимания существа психодиагностической деятельно­сти, ее закономерностей, особенностей, возможностей.

 

В данной работе предпринята попытка систематически изло­жить основные проблемы психологической диагностики на ос­нове обобщения накопленных результатов в области теории и методологии, на базе уточнения и разработки терминологичес­кого аппарата, характеризующего процесс постановки психоло­гического диагноза, предложить единую концептуальную схему, позволяющую описать и объяснить известные факты из области осуществления диагностической деятельности, помочь практи­ческому психологу разобраться в большом объеме психодиагно­стической информации.

Исходя из того, что одним из условий успешного развития психологической диагностики является опора на методологичес­кие положения общей теории диагноза, синтезирующей опыт осуществления диагностической деятельности в различных об­ластях общественной практики (медицине, технике, экономике и т. п.), в работе реализуется тезис о единстве общего и специфи­ческого в психологическом диагнозе. В связи с этим в ней про­слеживается степень выраженности методологических положе­ний общей теории диагноза в психодиагностической литерату­ре, что позволяет шире взглянуть на проблемы психологической диагностики с позиций имеющихся в различных областях совре­менной науки достижений, оценить степень включенности пси­ходиагностики в общенаучный контекст, определить уровень ее развития, а также более конкретно представить его дальнейшие пути.

Читателю предлагается третье издание книги. Первое вышло в 1993 году, второе в 1995-м. В этом издании в соответствии с современными данными уточнены соотношение между компо­нентами психодиагностики, понятие психодиагностической за­дачи, содержание этапов психодиагностического процесса, клас­сификация средств диагностической деятельности практическо­го психолога, включен также новый раздел, связанный с мо­делированием психодиагностических задач, приведена схема описания диагностических случаев из практики, сделаны неболь­шие сокращения редакционного характера.

Как и в первых двух изданиях, книга состоит из трех глав. Пер­вая глава характеризует диагностику как общенаучное понятие.

 

 

 

Она посвящена изложению основных положений разрабатывае­мой в отечественной методологии общей теории диагноза и, в частности, выявлению специфики диагностики как познаватель­ного процесса, рассмотрению вопроса о соотношении интуитив­ного и рационального в диагнозе, описанию этапов диагности­ческой деятельности, характеристике диагностики как научной дисциплины.

Во второй главе на базе результатов методологического ана­лиза раскрываются специфические особенности психодиагнос­тической деятельности, обсуждается ее принадлежность к науке и искусству. С позиций общей теории диагноза проводится ана­лиз психологической диагностики как науки, в процессе которо­го определяется ее место в практической психологии, излагают­ся подходы к определению ее предмета, обсуждается связь пси­ходиагности-ки с другими науками, анализируется структура пси­ходиагностики как научной дисциплины.

Третья глава посвящена характеристике основных понятий процесса постановки психологического диагноза. Они образуют непосредственную теоретическую основу диагностического мышления практического психолога при решении психодиагно­стических задач.

Приведенное в конце книги приложение иллюстрирует основ­ные теоретические положения.

 

 

ГЛАВА I. ДИАГНОСТИКА КАК ОБЩЕНАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной ли­тературе появились публикации, свидетельствующие о наличии большого количества конкретных видов диагностической дея­тельности. Понятие диагноза, возникшее в медицине, вышло да­леко за ее пределы, наметилась тенденция к расширению границ его применения. Повышенный интерес к проблемам диагности­ческой деятельности проявляют представители различных об­ластей научного знания, в особенности медики, экономисты, со­циологи, юристы, инженеры, педагоги, психологи. Помимо ме­дицинской различают диагностику ветеринарную, ботаническую, геологическую, техническую, социальную, педагогическую, пси­хологическую [63, 64, 67, 118, 153].

Термин "диагноз" произошел от древнегреческого слова «diagnosis», которое имеет несколько вариантов перевода на рус­ский язык. Первый из них - "междузнание". В данном случае при­ставка dia переводится как "между", а корень gnosis как "знание" [54]. Во втором случае приставка переводится как "рас", а gnosis как "познание". Соответственно получаем распознавание [180]. Третий вариант перевода исходит из такой интерпретации тер­мина: (dia - отдельно, от; gnosis - знание. Следовательно, диагноз буквально означает "знание, отличное от другого" [177. С. 147]. Три варианта перевода - междузнание, распознавание, знание, отличное от другого, придают понятию - "диагноз" различные оттенки, которые необходимо учитывать, приступая к его ана­лизу.

В медицине употребляются два понятия - "диагноз" и "диаг­ностика". Последнее означает процесс распознавания болезни, первое - название болезни, нозологической формы, т. е. продукт этого процесса[1]*. Понятие "диагностика" также имеет два значе­ния: 1) распознавание болезни и 2) медицинская дисциплина, яв­ляющаяся частью медицинской науки и изучающая способы, пути, этапы распознавания болезней [180. С. З]. Характеристика

 

 

 

 

диагностики как медицинской и общенаучной дисциплины бу­дет рассмотрена в последующих разделах. Здесь же попытаемся раскрыть понятие диагностики как специфического вида позна­вательной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...