Глава I. Диагностика как общенаучное понятие
Стр 1 из 16Следующая ⇒ УДК 159. 9 ББК 88. 8 А 733
Рецензенты: В. А. Барабанщиков, доктор психологических наук, профессор (Институт психологии РАО); Л. Б. Филонов, доктор психологических наук, профессор (Московский государственный социальный университет) А 733 Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. - М.: "Ось-89", 2006. - 192 с. ISBN 5-98534-319-7
В книге представлена оригинальная трактовка психодиагностики как науки о постановке психологического диагноза. Раскрывается специфика деятельности психолога по оказанию психологической помощи на основе распознавания психологических особенностей человека, рассматриваются научные и интуитивные основания ее осуществления, показывается место психодиагностики в системе психологического знания, возможность отнесения психодиагностики к искусству и к науке. Выясняются и уточняются основные понятия, характеризующие процесс постановки психологического диагноза, диагностическое мышление практического психолога. Анализ и оценка современного состояния психодиагностики ведется с позиций общенаучного подхода, т. е. имеющихся результатов, накопленных в других областях диагностики. Обсуждаемые теоретические положения иллюстрируются случаями из психодиагностической практики. ББК 88. 8
© А. Ф. Ануфриев, 2006 ISBN 5-98534-319-7 © Издательство "Ось-89", 2006 ВВЕДЕНИЕ
Психологическая диагностика, являясь одной из важнейших дисциплин, непосредственно связанных с общественной практикой, получила в последнее время широкое признание. Она выступает наряду с психопрогностикой, психокоррекцией и психопрофилактикой в качестве одного из способов применения психологического знания в реальных жизненных ситуациях и занимает важное место во многих сферах практической деятельности, испытывающих потребность в учете психологических особенностей человека.
Со стороны общественной практики актуальность рассмотрения проблем психологической диагностики обусловливается: а) задачей дальнейшего совершенствования педагогического труда в современных условиях социально-экономического развития общества, в частности необходимостью учета психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитатель-ном процессе, значительного улучшения их изучения; б) высокими требованиями к качеству психологической подготовки учителя и ее существенными недостатками, в числе которых слабая связь обучения с практикой, проявляющаяся в академическом характере читаемых курсов психологии, их недостаточной ориентации на решение практических задач учебно-воспитательного процесса; в) введением должности психолога в учреждениях образования и открытием в ряде университетов и педагогических институтов страны специальных факультетов и отделений, осуществляющих подготовку психологов, что требует своего научного и методического оснащения. Актуальность рассмотрения проблем психологической диагностики определяется также особенностями современного состояния психологической науки, в частности теоретических ис-
следований в области психодиагностики: а) обозначившимся в последнее время разрывом между действительными возможностями психологической науки и опережающими их требованиями практики; б) недостаточной разработанностью вопросов о научных основах постановки психологического диагноза, связанной с тем, что современная теория психодиагностики представляет собой в большей степени математико-статистическую (нормы, надежность, валидность), чем психологическую теорию, а также теорию разработки психодиагностических методик, ориентированную на психолога-исследователя, чем теорию постановки психологического диагноза, рассчитанную на психолога-практика; в) незавершенностью процесса формирования терминологического аппарата психологической диагностики; г) отсутствием в современной психологии концептуальных схем, позволяющих объединить и достаточно полно объяснить факты из различных областей постановки психологического диагноза.
Данное исследование продолжает линию анализа, заложенную в отечественной психодиагностике Л. С. Выготским (1936), и опирается на работы А. А. Бодалева, Л. Ф. Бурлачука, Ю. З. Гильбуха, К. М. Гуревича, И. В. Дубровиной, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Н. Ф. Талызиной, В. Д. Шадрикова и др. Предлагаемая работа посвящена изложению теоретических основ постановки психологического диагноза. Не отрицая важности дальнейшей разработки психодиагностических средств, которых пока еще явно недостаточно для решения конкретных практических задач, целесообразно отметить, что психологическая диагностика в своем развитии достигла такого этапа, когда только дальнейшее увеличение числа методик и даже их совершенствование, связанное с усилением их разрешающей способности и достижением более высоких психометрических характеристик, не позволяет обеспечить качественного улучшения подготовки практического психолога и повышения эффективности психологического диагноза. Поскольку имеющиеся методики ставят перед практическим работником проблему их выбора, адекватного задачам, возникающим в практической деятельности, обнаруживается потребность понимания существа психодиагностической деятельности, ее закономерностей, особенностей, возможностей.
В данной работе предпринята попытка систематически изложить основные проблемы психологической диагностики на основе обобщения накопленных результатов в области теории и методологии, на базе уточнения и разработки терминологического аппарата, характеризующего процесс постановки психологического диагноза, предложить единую концептуальную схему, позволяющую описать и объяснить известные факты из области осуществления диагностической деятельности, помочь практическому психологу разобраться в большом объеме психодиагностической информации.
Исходя из того, что одним из условий успешного развития психологической диагностики является опора на методологические положения общей теории диагноза, синтезирующей опыт осуществления диагностической деятельности в различных областях общественной практики (медицине, технике, экономике и т. п.), в работе реализуется тезис о единстве общего и специфического в психологическом диагнозе. В связи с этим в ней прослеживается степень выраженности методологических положений общей теории диагноза в психодиагностической литературе, что позволяет шире взглянуть на проблемы психологической диагностики с позиций имеющихся в различных областях современной науки достижений, оценить степень включенности психодиагностики в общенаучный контекст, определить уровень ее развития, а также более конкретно представить его дальнейшие пути. Читателю предлагается третье издание книги. Первое вышло в 1993 году, второе в 1995-м. В этом издании в соответствии с современными данными уточнены соотношение между компонентами психодиагностики, понятие психодиагностической задачи, содержание этапов психодиагностического процесса, классификация средств диагностической деятельности практического психолога, включен также новый раздел, связанный с моделированием психодиагностических задач, приведена схема описания диагностических случаев из практики, сделаны небольшие сокращения редакционного характера. Как и в первых двух изданиях, книга состоит из трех глав. Первая глава характеризует диагностику как общенаучное понятие.
Она посвящена изложению основных положений разрабатываемой в отечественной методологии общей теории диагноза и, в частности, выявлению специфики диагностики как познавательного процесса, рассмотрению вопроса о соотношении интуитивного и рационального в диагнозе, описанию этапов диагностической деятельности, характеристике диагностики как научной дисциплины.
Во второй главе на базе результатов методологического анализа раскрываются специфические особенности психодиагностической деятельности, обсуждается ее принадлежность к науке и искусству. С позиций общей теории диагноза проводится анализ психологической диагностики как науки, в процессе которого определяется ее место в практической психологии, излагаются подходы к определению ее предмета, обсуждается связь психодиагности-ки с другими науками, анализируется структура психодиагностики как научной дисциплины. Третья глава посвящена характеристике основных понятий процесса постановки психологического диагноза. Они образуют непосредственную теоретическую основу диагностического мышления практического психолога при решении психодиагностических задач. Приведенное в конце книги приложение иллюстрирует основные теоретические положения.
ГЛАВА I. ДИАГНОСТИКА КАК ОБЩЕНАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ В последние десятилетия в отечественной и зарубежной литературе появились публикации, свидетельствующие о наличии большого количества конкретных видов диагностической деятельности. Понятие диагноза, возникшее в медицине, вышло далеко за ее пределы, наметилась тенденция к расширению границ его применения. Повышенный интерес к проблемам диагностической деятельности проявляют представители различных областей научного знания, в особенности медики, экономисты, социологи, юристы, инженеры, педагоги, психологи. Помимо медицинской различают диагностику ветеринарную, ботаническую, геологическую, техническую, социальную, педагогическую, психологическую [63, 64, 67, 118, 153]. Термин "диагноз" произошел от древнегреческого слова «diagnosis», которое имеет несколько вариантов перевода на русский язык. Первый из них - "междузнание". В данном случае приставка dia переводится как "между", а корень gnosis как "знание" [54]. Во втором случае приставка переводится как "рас", а gnosis как "познание". Соответственно получаем распознавание [180]. Третий вариант перевода исходит из такой интерпретации термина: (dia - отдельно, от; gnosis - знание. Следовательно, диагноз буквально означает "знание, отличное от другого" [177. С. 147]. Три варианта перевода - междузнание, распознавание, знание, отличное от другого, придают понятию - "диагноз" различные оттенки, которые необходимо учитывать, приступая к его анализу. В медицине употребляются два понятия - "диагноз" и "диагностика". Последнее означает процесс распознавания болезни, первое - название болезни, нозологической формы, т. е. продукт этого процесса[1]*. Понятие "диагностика" также имеет два значения: 1) распознавание болезни и 2) медицинская дисциплина, являющаяся частью медицинской науки и изучающая способы, пути, этапы распознавания болезней [180. С. З]. Характеристика
диагностики как медицинской и общенаучной дисциплины будет рассмотрена в последующих разделах. Здесь же попытаемся раскрыть понятие диагностики как специфического вида познавательной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|