Организационно-образовательная
СИСТЕМА ШКОЛЫ
Для построения организационно–образовательной системы школы нами использован подход, разработанный группой консультантов в области образования Де Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Данный подход получил международное признание и на протяжении двадцати лет используется в Нидерландах, Бельгии, Англии, Германии, Швеции и других европейских странах, а теперь также в России. Предложенная ниже организационно-образовательная система школы 1277 - согласованная и внутренне непротиворечивая модель, включающая в себя образовательные подсистемы младшей, средней и старшей школ. Данный проект основывается на видении администрации и рабочей группы перспектив дальнейшего развития школы, экспертизе текущего состояния организационно-образовательной системы и анализе методического и человеческого потенциала, который обеспечивает готовность школы к планомерному переходу к новой организационно-образовательной модели. Рис. 2. Поле структурного развития организационно-образовательной системы[2]
ОБРАЗАВАТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА ШКОЛЫ 1277 Образовательная подсистема школы включает в себя три образовательных подсистемы: младшей, средней и старшей школы. Каждая из этих подсистем спроектирована с учётом основного вида деятельности, характерного данной возрастной категории и задач формирования личности в данный возрастной период. Все три образовательные подсистемы выстроены в логике преемственности и взаимопроникновения, обеспечивая планомерный переход учащегося из одной образовательной подсистемы в другую. Такое построение трёх образовательных подсистем обеспечивает решение одной из важнейших задач: планомерный перевод учащегося с позиции субъекта учебной деятельности на позицию субъекта проектирования собственного образовательного процесса. Образовательная подсистема старшей школы в своих основополагающих компонентах базируется на интегративной образовательной подсистеме.
Для данной модели характерен широкий спектр содержания образовательного процесса: наряду с традиционным когнитивным содержанием, образование направлено на эмоциональное, нормативно – поведенческое, социальное и экспрессивное (умение выражать себя) развитие личности. Сильна межпредметная интеграция, наряду с традиционными школьными дисциплинами, вводятся курсы, в которых границы между отдельными предметами стираются. На занятиях часто обсуждаются актуальные социальные проблемы, развиты индивидуальные формы образования, например, проектные. Школьники, согласно своим интересам, имеют возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории: набор учебных дисциплин, глубину освоения отдельных курсов и тем. Такой образовательной модели соответствует полная интеграция обучения и воспитания. Образование представляет собой единый процесс воспитания, обучения и развития каждой личности. Структура образовательной подсистемы Младшая школа Классы Методологическая основа организации образовательного процесса Технологии развивающего обучения в их компетентностной модификации Групповая организация школьников. Классы формируются по мере поступления детей в школу. Таким образом, класс представляет собой группу различных способностей. Постоянный по составу класс является базовой группой, в которой обеспечивается индивидуальное развитие каждого учащегося. Содержание образовательных курсов. Отбор содержания образования внутри тем осуществляется с учётом необходимости формирования не только когнитивных, но и эмоциональных, экспрессивных, нормативных умений и навыков, интересов каждого учащегося.
Содержание образования ориентировано на формирование понятий и субъекта обучения в рамках коллективно - распределённой деятельности. Интеграция образовательных курсов, построенных на основе комплексных тем, связанных общей проблематикой. Организация образовательного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочное преподавание. В основе образовательного процесса лежит принцип моделирования. Деятельность учащихся носит пробно-поисковый характер. Образовательные траектории по каждому предмету фиксированы на нескольких уровнях. Образовательный процесс направлен на формирование школьника как субъекта учебной деятельности – ребёнка желающего и умеющего учиться, заинтересованного в самоизменении. Мониторинг образовательного процесса. «Безотметочность» с анализом относительных и абсолютных индивидуальных достижений. Тесты и проверки базируются на требованиях Госстандартов по каждой дисциплине. Фиксируются несколько уровней тестов и проверок, в соответствии с несколькими учебными траекториями. Формы тестов и проверок разрабатываются педагогами. Результаты мониторинга – ресурс для оценки временной динамики достижений учащегося и коррекции образовательных траекторий. Психолого-педагогический мониторинг направлен на исследование образовательных подсистем каждого класса и младшей школы в целом. Результаты мониторинга – ресурс для анализа степени адекватности образовательной подсистемы задачам развития личности учащихся младшего школьного возраста и согласованности образовательных подсистем младшей и средней школ, дальнейшего усовершенствования образовательной подсистемы младшей школы.
Подростковая школа 7-9 классы Методологическая основа организации образовательного процесса Проблемные образовательные технологии Групповая организация школьников. В подростковую школу классы выходят в том же составе, что и были сформированы в начальной школе. Таким образом, класс представляет собой группу различных способностей. Постоянный по составу класс является базовой группой, в которой обеспечивается индивидуальное развитие каждого учащегося.
В рамках урочных занятий, элективных курсов и творческих мастерских образовательные группы формируются в соответствии с образовательными интересами учащихся.
Содержание образовательных курсов. Отбор содержания образования внутри тем осуществляется с учётом необходимости формирования не только когнитивных, но и эмоциональных, экспрессивных, нормативных умений и навыков, интересов каждого учащегося. Содержание образования ориентировано на формирование субъектности учебной деятельности и общения при переходе от коллективно – распределённой деятельности к её индивидуализации. Разработка интегрированных курсов осуществляется на основе принципов «историзма» и «прагматизма» с учётом образовательных потребностей данной возрастной категории. Понятие становится средством в освоении предметов. Насыщение образовательного плана элективными курсами и творческими мастерскими. Принципы построения элективных курсов и творческих мастерских: § преимущественно некогнитивное содержание каждого курса; § широкий спектр предлагаемых курсов, актуальных для учащихся; § свободный выбор учащимся одного из них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|