Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация образовательного процесса.




Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочное преподавание.

В основе образовательного процесса формирование познавательной компетентности учащихся путём создания проблемных ситуаций и организации деятельности по их разрешению. Обеспечение для каждого учащегося оптимального сочетания его самостоятельной поисковой деятельности с усвоением «готовых» научных положений.

На урочных занятиях ребёнку предоставляется право выбора группы для работы, тем, видов заданий. Группы формируются в соответствии с интересами и потребностями учащихся, они носят мобильный характер.

В рамках элективных курсов и творческих мастерских преобладают тематические проектные формы с особым акцентом на актуальность для школьников тематики проектов.

Образовательные траектории по каждому предмету фиксированы на нескольких уровнях. Гибкость образовательных траекторий достигается составления учащимися собственного плана развития на определённый промежуток времени и предоставлением возможностей для его реализации. В рамках элективных курсов и творческих мастерских педагогом, совместно с учащимся разрабатывается его индивидуальная образовательная траектория.

Образовательный процесс направлен на формирование коммуникативной грамотности учащихся: формирование навыков взаимодействия в группе при решении общей проблемы, формирование навыков функционирования в группе в различных социальных ролях, повышение компетентности в предотвращении и преодолении конфликтов, формирование принятия собственной ценности и ценности каждого члена группы и т.п.

Мониторинг образовательного процесса.

Диагностика достижения образовательного результата: степени присвоения знаний, умений и навыков, формирования компетентностей и функциональной грамотности.

Тесты и проверки базируются на требованиях Госстандартов по каждой дисциплине. Фиксируются несколько уровней тестов и проверок, в соответствии с несколькими учебными траекториями. Формы тестов и проверок разрабатываются педагогами.

В рамках элективных курсов и творческих мастерских уровень и формы проверок полностью соответствуют индивидуальным образовательным траекториям каждого учащегося, разрабатываются совместно с учащимся. Основной формой отчётности является публичная защита своего (или группового) труда – проект, реферат, отчёт.

Результаты мониторинга – ресурс для оценки временной динамики достижений учащегося и коррекции образовательных траекторий.

Психолого-педагогический мониторинг направлен на исследование образовательных подсистем каждого класса и подростковой школы в целом. Результаты мониторинга – ресурс для анализа степени адекватности образовательной подсистемы задачам развития личности учащихся среднего школьного возраста и согласованности образовательных подсистем младшей, подростковой и старшей школ, дальнейшего усовершенствования образовательной подсистемы средней школы.

В подростковой школе осуществляется аспектный подход к мониторингу образовательного процесса с распределением функций контроля между администрацией, педагогами и учащимися школы. Администрация проводит мониторинг формирования субъектности учащихся и учителей. Педагоги – контроль за предметным содержанием и за выполнением планов индивидуального развития каждого учащегося и движением по индивидуальным образовательным траекториям. Учащиеся являются субъектами диагностики развития образовательной подсистемы средней школы.

 

Старшая школа

Поток 10-11 классов

    Методологическая основа организации образовательного процесса

    Профилизация образования старшеклассников посредством реализации индивидуальных образовательных планов.

Групповая организация школьников.

Поток учащихся 10-11 классов живёт как единый коллектив. В зависимости от составленного на основе предложенного «меню предметов» индивидуального расписания в каждом цикле (4 учебные недели) формируются группы для изучения предметных курсов.

 

 

Содержание образовательных курсов.

Отбор содержания образования внутри предмета осуществляется с учётом выбранной траектории.

Содержание образования ориентировано на формирование потребности быть субъектом разных видов деятельности.

Разработка интегрированных курсов осуществляется на основе принципов философского осмысления и развития гражданского общества.

Организация образовательного процесса.

Образовательный процесс ориентирован как на подготовку учащихся к продолжению образования в высшей школе, так и на завершение базовой подготовки в непрофилирующих образовательных областях.

Большое место занимают проектные формы образования, позволяющие формировать у учащихся целеполагание и умение планировать свою деятельность, развивать типы мыследеятельности, связанные с преобразованием действительности: конструирование, прогнозирование, разработка алгоритмов и сценариев и т.п.

Учащиеся совместно с педагогами проектируют свой образовательный процесс, определяя порядок изучения образовательных курсов, их глубину и продолжительность. При необходимости они могут вносить обоснованные изменения в свой образовательный план. Таким образом, образовательные траектории отличаются высокой степенью гибкости и носят индивидуальный характер.

Ориентиром образовательного процесса является модель выпускника школы.

Мониторинг образовательного процесса.

Формы проверки образовательных достижений учащихся максимально приближены к зачётной системе в высших учебных заведениях. Уровень проверки соответствует индивидуальным образовательным траекториям.

Результаты мониторинга – ресурс для оценки учащимся его образовательного уровня на каждом этапе деятельности (рефлексия).

Психолого-педагогический мониторинг направлен на исследование образовательной подсистемы старшей школы. Результаты мониторинга – ресурс для анализа степени адекватности образовательной подсистемы задачам развития личности учащихся старшего школьного возраста, дальнейшего усовершенствования образовательной подсистемы старшей школы.

В старшей школе осуществляется аспектный подход к мониторингу образовательного процесса с распределением функций контроля между администрацией, педагогами и учащимися школы. Администрация проводит мониторинг формирования субъектности учащихся и учителей. Педагоги – контроль за предметным содержанием и за реализацией индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Учащиеся являются субъектами диагностики развития образовательной подсистемы старшей школы.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА ШКОЛЫ 1277

 

    Организационная подсистема школы 1277 проектируется в логике матричной организационной модели. Такой модели свойственно наличие не только привычной иерархической системы управления школой – вертикальных структур, но и разноуровневых объединений, интегрирующих в себе различные образовательные сферы и обладающих правом принятия коллегиальных решений в рамках, определённых концепцией школы – горизонтальных структур.

Организационная подсистема школы 1277 комплиментарна образовательной стратегии школы.

 

 

Вертикальные структуры

Директор школы

Осуществляет стратегическое планирование приоритетных задач развития школы, контроль за развитием школы.

Заместители директора

Заместители директора по учебно-воспитательной работе, научно-методической работе, иностранным языкам, кураторы подразделений младшей, средней и старшей школ осуществляют планирование работы своих подразделений, координацию деятельности членов подразделений, проводят мониторинг эффективности деятельности.

Педагоги

Проектируют образовательный процесс в соответствии с стратегическими задачами каждой возрастной группы, осуществляют в равной мере и обучающую и воспитательную функции, проводят мониторинг эффективности образовательного процесса.

 

Горизонтальные структуры

Административный совет.

    В административный совет входят директор, заместители директора, кураторы подразделений старшей, средней и младшей школ. Функции административного совета – контроль за развитием школы и разработка стратегии реализации приоритетных задач. Административный совет принимает решения в управлении образовательным процессом в рамках, определенных концепцией школы.

Советы по педагогическому сопровождению учащихся.

    В совет по педагогическому сопровождению учащихся младшей школы входят куратор подразделения, педагоги начальной школы, педагоги 5-6 классов, активно и успешно работающие в инновационном режиме.

    В совет по педагогическому сопровождению учащихся средней школы входят куратор подразделения, педагоги, активно и успешно работающие в инновационном режиме, руководители творческих мастерских и элективных курсов.

    В совет по педагогическому сопровождению учащихся старшей школы входят куратор подразделения, педагоги, активно и успешно работающие в инновационном режиме, руководители проектной деятельности, учащиеся.

Функции советов по педагогическому сопровождению учащихся – контроль за формированием содержания образования и пополнением научно – методического банка школы, курирование разработки и реализаций образовательных программ классов. Советы координируют методическую работу и воспитательную работу, принимают решения в сфере образования в своих подразделениях в рамках концепции школы.

Творческие группы, советы дела:

- по отбору и разработке содержания образования;

- по разработке элективных курсов;

- по отбору и разработке форм и методов преподавания;

- по разработке подходов к мониторингу в логике обеспечения образовательных траекторий каждого учащегося и рефлексии его образовательной деятельности.

В творческие группы входят педагоги, специалисты, члены методического совета, учащиеся. Принцип формирования творческих групп – желание каждого внести свой вклад в разработку одной из обозначенных выше тем. Функции творческой группы – разработка общих подходов в области обозначенной темы и оказание профессиональной поддержки коллегам. Характер принятия решений – самостоятельные решения, ограниченные концепцией школы.

 

 

Школьное самоуправление.

В школьное самоуправление входят учащиеся и педагоги. Функции – совершенствование образовательного процесса и образовательной подсистемы. Характер принятия решений – самостоятельные решения, ограниченные концепцией школы.

 

 

Рис.3. Организационная модель школы

 

 


[1] Карпов В.А., Ясвин В.А., Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие, Москва 2002

[2] I – поточно - сегментная модель; II – постановочно – линейная модель; III – смешено – коллегиальная модель; IV – интегративно – матричная модель; V – инновационно – модульная модель; Мл – образовательная подсистема младшей школы; Ср – образовательная подсистема средней школы; Ст – образовательная подсистема старшей школы; Орг – организационная подсистема.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...