Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические формы диалектики.




Введение в диалектику

1. Понятие диалектики. Виды диалектики: объективная и субъективная.

2. Исторические формы диалектики.

3. Диалектика как система теоретического знания.

4. Диалектическая и метафизическая концепции развития.

Альтернативы диалектики.

 

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е третье, перераб. и доп. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. – С. 522-538.

2. Горбачёв В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуман. издат.

центр ВЛАДОС, 1998. – С. 165-179.

3. Ермакова Е.Е. Философия. Учебник для техн. Вузов. – 2-е изд-е. М.: Высш.

шк., 2004. С. 85-113.

4. Основы философии в вопросах и ответах. / Под ред. Е.Е. Несмеянова. –

Ростов н/ Д: «Феникс», - 2002. – С. 253-284.

5. Философия: учебник / под. общ. редакцией В.В.Миронова. – М.: Норма

2009. – С.481-504.

6. Философия: Учебное пособие для высш. уч. заведений. Отв. ред. В.П.

Кохановский. – Ростов н/Д: «Феникс» - 2003, - C. 130-189.

8. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетсктие лекции по метафизике. – М.:

«Современные тетради», 2004.- С. 281-313.

9. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. – С.115-141, 166-175, 276-308,

345-366.

10. Философия: Учеб.-метод пособие /Под ред Л.А Алексеевой, Р.А. Додонова и

др. – Донецк, 2004. – С..

11. Диалектика //Новая философ-ая энцикл-дия: В 4 т. – Т. 1. – М., 2000, С. 337-

345.

 

 

 

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.

Диалектика раскрывает космический закон бесконечного развития, преобразования и взаимосвязи всего сущего.

Родоначальником диалектики считается древнегреческий философ Гераклит. «Все течет, все изменяется», – писал он. – «В мире нет неподвижного: холодное – теплеет, теплое охлаждается, влажное высыхает… Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие и небытие – связаны между собой, они связывают, обусловливают друг друга». Причем, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей.

Взгляды древнегреческих философов (Гераклит, Сократ, Платон) имели характер ценных, стихийных диалектических догадок. Само же понятие «диалектики» впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. «Диалектикой» он именовал действие человека, которое выражается в умении вести разговор (греч. dialektike – умение вести беседу, спор). У Сократа диалектика выступает как метод нахождения истины в диалоге путём столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении. Появление этого термина связано как с самой философией, так и с развитием античной демократии. Она требовала от людей умения полемизировать, убеждать, доказывать, обосновывать свой взгляд и на этой основе приобретать единомышленников, сторонников в государственных и личных делах. Франциск Скорина считал, что диалектика ум «просветляет, узлы распутывает».

Ученик Сократа Платон понимал под диалектикой не просто диалог, не каждую беседу, а диалог, как логические операции разделения и соединения понятий, что осуществляется с помощью вопросов и ответов. Такая беседа ведёт к определению содержания понятий. Работы Платона были написаны в форме диалогов и являются образцом диалектики в её объективно-идеалистическом понимании.

Уже в античной диалектике произошло разделение на диалектику объективную и субъективную. Объективная диалектика – это диалектика самого объективного мира, природы и общества. Она существует независимо от человека и человечества в целом. Объективная диалектика – это диалектика самих связей и отношений развивающегося мира. Эту диалектику люди изучают и познают, и она не зависит от того, познаны ли они человеком или нет. Субъективная диалектика – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в познании объективную диалектику. Субъективная диалектика и есть диалектика самого мышления, наши всеобщие знания о самом окружающем мире и о самом человеке. Субъективная диалектика заключается в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта) в формах мышления – понятиях, суждениях, умозаключениях. Следовательно, субъективная диалектика вторична, а объективная – первична. Субъективная диалектика как отражение объективной диалектики совпадает с ней по содержанию, так как обе они подчинены всеобщим законам. Соотношения между объективной и субъективной диалектикой в истории философии складывались по-разному и были связаны с разрешением основного вопроса философии.

Диалектика в наше время представляет собой один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего. В диалектике исследуется,прежде всего, сам процесс развития. Кратко говоря, диалектика – это философская теория единого развития. Вместе с тем она есть также и способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое динамичное целое.

Диалектика раскрывает картину мира как вечного процесса смены форм, состояний и эпох. По определению Ф. Энгельса, диалектика есть наука о связях в мире, о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Понимание действительности в развитии – важнейший аспект диалектического воззрения на мир. Диалектика есть «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонностей виде ». Знание законов развития позволяет людям целенаправленно изменять мир в соответствии с объективными тенденциями и потребностями человеческой цивилизации.

Исторические формы диалектики.

Если в природе и обществе всё, в конечном счёте, совершается диалектически, то это не может не выражаться в человеческом сознании. Оно само – способ существования диалектики, но диалектики субъективной. Её сфера – мир чувств, переживаний, знания, мысли, мир ценностей, духовных установок и ориентаций, морали, науки и философии. Это мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно как и объективная диалектика бытия воспроизводится стихийно в обыденном человеческом мышлении в тех или иных своих сторонах. Так, в народном сознании фиксируется наблюдающееся единство противоположностей типа «нет худа без добра», «воля заведёт в неволю», «счастье с несчастьем двор об двор живут» и др. Для философии свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектических процессов бытия и сознания. В этом случае субъективная диалектика выступает в виде той или иной мировоззренческой теории.

Безусловно, следует особо подчеркнуть, что диалектическая традиция является весьма древней и весомой для философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде тех или иных исторических форм диалектики. Среди них принято выделять три исторические формы диалектики: диалектику древних философов античности, идеалистическую диалектику немецких классиков и материалистическую диалектику К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина.

Первой исторической формой диалектики была стихийная диалектикадревних греков. В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Зенон, Анаксагор и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия.

В античной философии диалектика носила стихийно-интуитивный характер: она была результатом простого созерцания мира древними греками, некоторых стихийных диалектических догадок. Так, осмысление природы движения имело место уже в элейской школе (Парменид, Зенон и др.) Эта школа философов внесла значительный вклад в развитие диалектики. Стихийно-диалектические идеи разделяли атомисты (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.) Сократ видел в диалектике способ сочетания противоположных мнений и поиска истины. Платон и Аристотель стремились отыскать источники развития мира. Основателем же диалектической традиции принято считать Гераклита из Эфеса. Он первым дал образцы диалектического подхода к миру, и сформулировал важнейшие идеи диалектического мировоззрения. Гераклит считал, что природа представляет собой единое целое («огонь», «мировой пожар», «Космос»). Образ огня мыслителем использовался как символ вечной динамики и неукротимости могучего мира. Всё сущее в этом мире изменчиво, всё течёт и нет ничего застывшего. Всё состоит из противоположных начал, всё взаимодействует. Борьба противоположностей является источником развития всего сущего и главным законом мира. Она – отец всего и царь над всем. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее, Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Мир, по Гераклиту, есть сплошной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.

Диалектический подход можно проследить и в философии средних веков. Так, Пьер Абеляр использовал диалектику в качестве способа достижения истины путём обсуждения различных суждений. В целом в схоластической философии средневековья диалектика преимущественно трактовалась, как умение изощренно логически рассуждать в спорах. Аврелий Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив в ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира, сотворённого Богом.

Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими мыслителями, как Дж. Бруно, Н. Коперником, Р. Декартом, Б. Спинозой, Н. Кузанским. Так, Н.Кузанский рассматривал мир как единство конечного и бесконечного, как огромный космический универсум. Универсум есть единое во многом, пронизанное беспрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики является Бог как возможность и причина всего сущего. Однако в силу господства механики и математики в то время всё ещё преобладала механическая картина мира как проявление метафизического мышления. Позже, в ХVIII в. во французском Просвещении была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж. Кондорсе, В.Ф. Вольтер). Так диалектическая традиция стала постепенно укреплять свои позиции в науке и в философии.

Идеалистическая диалектика в немецкой классической философии занимает особое место в истории философской мысли. В её рамках И. Гердер обосновал идею развития мировой культуры, смены её форм и состо я ний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, при этом он вскрыл антиномии (неразрешимые противоречия) этого процесса. Ф.Шеллинг подчёркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней градации (иерархии ).

Наиболее стройной теорией диалектики является идеалистическая диалектика в философской системе Гегеля. Он исходил из того, что источником развития всего сущего является абсолютная идея («мировой разум»), которая воплощает себя в различных формах бытия – в природе, обществе и т.д. В.С. Соловьёв писал в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, которую сбрасывает в своём движении «змея абсолютной диалектики». Гегель особо выделял роль противоречия как внутреннего источника и движущей силы развития. Противоречие он характеризовал как «корень всякого движения» и всякой «жизненности», любого развития.

Гегель понимал под диалектикой метод познания, который учитывает противоречивость мира, его постоянное изменение, взаимосвязь явлений, вещей и процессов, качественное превращение, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового. Ведущим началом развития Гегель признавал принцип противоречия, он сформулировал главные законы развития и основные категории диалектики. Как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, которая в процессе саморазвития стремится к самопознанию.

Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф.Энгельса, впервые в истории сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории («европоцентризм») Немецкий мыслитель убедительно показал, что окончательные, завершенные результаты познания и практики невозможны. Гегель сформулировал и в последовательной систематической форме изложил в «Науке логики» основные (три закона) и неосновные законы (категории) диалектики. Прежде всего, Гегелю удалось придать диалектике системный характер и выявить общие законы развития: оно носит спиралевидный характер, им движут диалектические противоречия, а его феноменальным обнаружением всегда будут изменения качественных параметров вещей и процессов, которые возникают через скачки, прерывы постепенности в развитии.

Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Они освободили гегелевскую диалектику от мистической формы и сохранили её основное рациональное зерно – идею развития. Они превратили диалектику в инструмент философского исследования мира.. Ф. Энгельс любил подчёркивать, что природа движется в вечном потоке и круговороте, что она является «пробным камнем» для диалектики. В марксизме идея развития была применена к изучению исторических явлений, самой общественной жизни людей, прежде всего – социально-классовых отношений, истории частной собственности, государства и институтов общества. Диалектика как теория и метод в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи. Основоположники марксизма подчёркивали, что диалектика ни перед чем не преклоняется и по существу своему критична и революционна. Они отмечали, для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. По определению В.И. Ленина диалектика – это «живая душа» марксизма.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что диалектика как теория развития и метод мышления является значительным пластом истории философской мысли. Её основная идея – идея развития всего сущего – явилась отражением в философии прогрессивного, т.е. восходящего развития человечества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...