Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные,
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Закон единства и борьбы противоположностей, Закон отрицания отрицания Исследовать развитие – это значит дать ответ на три главных вопроса: как, почему и в каком направлении осуществляется процесс развития. Ответы на эти вопросы нашли свое отражение и в форме трех основных законов диалектики. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ раскрывает всеобщий механизм развития: то, каким образом оно происходит, показывает в какой форме происходит развитие материального мира. Основными категориями данного закона являются: КАЧЕСТВО, КОЛИЧЕСТВО, МЕРА и СКАЧОК. Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество – такая внутренняя определённость предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойства. Свойство - сторона предмета, проявляющаяся в его споcобности определённым образом взаимодействовать с другими предметами. Однако качество не сводится к отдельным его свойствам, элементам и т.д.Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Сложной проблемой современной науки является выявление уровней организации качественной определённости предмета (например, агрегатные и аллотропические состояния вещества, клетка, организм, популяция, вид, биогеоциноз и др.). Каждый предмет имеет свое качество. Но он обладает и множеством других свойств, общих с другими предметами. Например, человек имеет свойства обмена веществ, наследственности, изменчивости и т.д. Эти качества присущи не только человеку, но и другим живым организмам. Когда же говорят о качестве данного предмета, подразумевают непосредственную определённость его бытия, отличающую его от других предметов. Таким бытием для человека является наличие у него сознания и самосознания.
Количество – философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой. К количественной определённости предмета относятся: величина составляющих его элементов, объём, размеры, степень выраженности и интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов и другие числовые характеристики. Количество существует прежде всего как отношение между вещами (или сторонами внутри них), которое выражается в науке (в первую очередь в математике) с помощью таких исходных понятий, как величина и число. Применение количественных, математических методов за последнее время значительно расширилось, углубилось, проникло в гуманитарные науки, искусство, быт людей и т.п. Указанные методы надо применять разумно, осторожно, с учётом особенностей предмета, чтобы абстрактные формулы и математический аппарат не заслоняли (а тем более не вытесняли) реальное содержание качественно-своеобразных процессов, превращаясь в модную «игру с формулами». Мера – философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определённости предмета. Мера – это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений, данный интервал может быть сравнительно широк или очень узок, превращаясь порой в точку. Значение границ может быть нечетким и трудноопределимым – особенно это относится ко многим социальным и духовным явлениям.
Границы количественных изменений возможных в рамках данного качества, называются МЕРОЙ. Каждый предмет имеет определенную меру, т.е. границы, в рамках которых качество и количество данного предмета находятся в единстве. Так, мерой воды (как жидкости) при нормальном давлении являются температурные границы от 0°С до 100°С. Что же происходит с предметом, когда количественные его изменения выходят за рамки меры? Он меняет свою качественную определенность, переходит в другое состояние, т.е. обретает новое качество. Например, когда температура воды достигает 100°С вода из жидкого состояния переходит в газообразное; в процессе суточного вращения земли на ее поверхности периодически сменяют друг друга день и ночь; в процессе физического, интеллектуального и духовного развития человек из ребенка превращается во взрослого и т.п. Таким образом, в процессе постепенных количественных (накоплений) изменений происходит смена старого качества на новое. Переход от старого качества к новому называется СКАЧКОМ. Скачок начинается с того момента, когда количественные изменения выходят за рамки меры. Время, когда вещь начала утрачивать одно качество, но еще не приобрела нового качества, называется ПЕРИОДОМ СКАЧКА. Таким образом, предметы и явления существующего мира не являются вечными и неизменными. Они изменяются в результате преобразования их качества. Сами же качественные преобразования обусловлены количественными изменениями. Количественные изменения носят постепенный, относительно медленный непрерывный характер. Качественные изменения прерывны, скачкообразны. Таким, образом, развитие выступает как единство двух отличных друг от друга, но вместе с тем, взаимосвязанных между собой форм – непрерывности и прерывности (скачкообразности) движения. Скачок – философская категория, выражающая: а) перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще, которые никогда не прекращаются; б) быстроту изменений: «скорость» скачка, темпы его протекания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры; в) превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; г) единство бытия и небытия, возникновение нового и уничтожение старого. Формы скачков исключительно многообразны и зависят от природы самих вещей и от конкретных условий их развития.
Взаимосвязь указанных категорий и выражает сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.. Эта сущность состоит в следующем: постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определённый момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т.п.). Закон взаимного перехода имеет важное методологическое значение. Он ориентирует изучать наблюдаемый объект всесторонне, в единстве количественно-качественных характеристик, учитывать и характер количественных изменений. и изменений качественной определенности, акцентируя внимание на объективное содержание процессов наблюдаемого объекта. Закон предостерегает исследователя от субъективного произвола, исключает крайности в оценке тех или иных изменений. Через действие закона взаимного перехода можно проследить в каждом отдельном случае развитие различия до противоположности, противоречия до конфликта, увидеть дейстиве закона единства и борьбы противоположностей. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ показывает, что все в мире находится в непрерывном движении и развитии, что основой развития является взаимопроникновение и борьба противоположных сторон, сил, находящихся в данном предмете или явлении. Закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ раскрывает и характеризует источник и внутреннее содержание развития в природе, обществе и мышлении. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие.
Основные категории данного закона развития являются: тождество, различие, противоположность, противоречие. Предметам и явлениям окружающего мира свойственна известная устойчивость, определенность. Без этого качества в мире ничто не могло бы существовать. Это фиксированное, пребывающее равенство предмета самому себе мы называем тождеством. Тождество отражает в понятии покоящееся бытие предмета, означает сохранение предмета в некотором постоянном виде (оно положительно по своему характеру, выражает консервативную сторону предмета). Но мы знаем, что каждый объект природы, общество и отдельный человек находятся в непрерывном изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» - говорил Гераклит, выразив в афористической форме текучесть, подвижность, непостоянство всего существующего. Любой предмет в каждый данный момент уже не тот, чем он был прежде, следовательно, его устойчивость, равенство самому себе лишь относительны; предметам свойственно внутреннее различие. Различие представляет собой как бы внутреннее беспокойство предмета, бесконечное стремление выйти за рамки самого себя, испепелить себя в изменчивости. Это постоянное убегание от себя не имеет какой-либо границы, Оно выражает поэтому негативную, отрицательную природу предмета; оно стремится его сокрушить, разрушить установившееся тождество. Но поскольку предмет продолжает пребывать, сохраняться, то это бесконечное убегание от себя есть в то же время возвращение к тождеству с самим собой. Таким образом, тождество выступает как предел различия, как борющаяся, противоположная сторона предмета. Тождество и различие – две стороны одного и того же отношения в предмете. Все предметы и явления существующего мира выступают как единство тождества и различия. Например, в живых организмах эта связь выражается в единстве наследственности и изменчивости. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ – это различные стороны одного и того же предмета, которые взаимопредполагают друг друга, не могут существовать друг без друга, взаимопроникают друг друга, и в то же время противоположны друг другу, взаимоотрицают друг друга. Например, противоположные полюса магнита, ассимиляция и диссимиляция, антагонистические (непримиримые) классы в обществе. ПРОТИВОРЕЧИЕ – это взаимодействие противоположностей, характеризующееся их единством и борьбой. Противоречивость предметов и явлений носит всеобщий, универсальный характер. В мире не существует предметов и явлений материального мира, которые не раздваивались бы на противоположности.
Основными сторонами противоречия являются его противоположности. Противоположности образуют одну внутреннюю противоречивую сущность предмета или явления. Таким образом, сущность любой вещи противоречива, хотя и едина. Причем, противоположности существуют не рядом, а каждая содержит в себе свою противоположность. В этом суть диалектического единства противоположностей. ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – это их закономерная связь, выражающая обоюдную принадлежность к одной и той же сущности. Единство противоположностей выступает условием существования предмета как целостного материального образования. В единстве противоположностей выражена функция качественной определенности данного предмета или явления. С другой стороны, противоположности постоянно находятся в состоянии борьбы, так как они противоположны. Источником самодвижения, саморазвития всего сущего является борьба внутренних противоположностей. Подтверждением этому служит открытие в естествознании энергии ядра. Источником общественного развития является борьба противоположных классов, противоречия между производительными силами и производственными отношениями. В своем развитии противоречие проходит следующие этапы: 1. Становление противоречия. На этом этапе развития преобладает единство противоположностей, борьба только намечается, находится в не проявленном состоянии. 2. Развитие противоречия. На этом этапе развития противоречия борьба противоположностей развертывается и обостряется. 3. Разрешение противоречия. Разрывается единство противоположностей (происходит скачок), борьба жене прекращается, а достигает наивысшей степени и переходит в другое качество. Таким образом, главную, ведущую роль в процессе развития и в диалектической взаимосвязи единства и борьбы противоположностей играет БОРЬБА. В.И.Ленин по поводу этого писал: «Единство противоположностей условно, временно, преходяще. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение». (Полн.собр.соч. т.29, с.317). Возникновение противоположностей свидетельствует о том, что различие уступает место противоречию. Противоречие развивается до конфликта. Конфликт – это та стадия развития противоречия. где оно должно разрешиться. Развитие различия, противоположности, противоречия на разных уровнях бытия в мире имеет свою специфику, отличается по времени своего развития, а также по остроте конфликта. Различают внутренние и внешние, основные и не основные, главные и не главные, антагонистические и неантагонистические противоречия. К внутренним относятся: внутривидовые, внутригосударственные, внутрисемейные, внутрисистемные противоречия. Их особенность заключается в том, что они имеют единое основание, К внешним противоречиям относят те, которые возникают между явлениями разной природы, где каждое располагает своим основанием. Например, противоречия между природой и обществом, обществом и человеком, человеком и другим человеком. Основное противоречие характеризуется тем, что его временный интервал равен времени существования носителя или носителей этого противоречия. Примером основного противоречия является противоречие жизни и смерти, раба и господина, рабочего и капиталиста, производства и потребления. Все виды противоречий так или иначе разрешаются, обеспечивая развитие своих носителей, движение их к новому качеству. В противоречии, как единстве и борьбе противоположностей, Гегель усматривал «источник всякого движения». Противоречие и его разрешение движут миром, обеспечивая самодвижение. Закон ед. и б. про-тей имеет не только методологическое, но и практическое значение. Он ориентирует не только на источник развития, но и на возможность обострения противоречий как возможностями объективных условий, так и силой объективного фактора, особенно на уровне структурно организованного бытия общества. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира, а также показывает преемственность в развитии. Основные категории данного закона: ОТРИЦАНИЕ, СНЯТИЕ. преемственность, развитие. ОТРИЦАНИЕ – это неизбежный и закономерный процесс развития, выражающий отмирание старого и утверждение нового в развитии. Карл Маркс по этому поводу писал: «Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Без такого момента ничего нового не могло бы возникнуть. Отрицание в понимании метафизиков – это уничтожение, разрушение. Такое отрицание означает прекращение развития. Фридрих Энгельс называл такое отрицание «бесплодным, плохим отрицанием». Диалектическое же отрицание обусловливает дальнейшее развитие. Отрицание не является чем-то внешним, привнесенным, оно есть результат своего собственного, внутреннего развития, выступает как самоотрицание. (Пример с развитием зерна). Вместе с тем отрицание старого одновременно оказывается и утверждением нового. Причем, всякое новое явление отрицает старое, сохраняя при этом некоторые его стороны, элементы. Оно выражает связь нового со старым, преемственность в развитии данного предмета или явления, переход его в новое качество. Таким образом, в процессе диалектического отрицания старое одновременно и отвергается, и сохраняется в новом в соответственно преобразованном виде. Этот момент взаимоотношения между старым и новым называется СНЯТИЕМ. Итак, СНЯТИЕ – это момент взаимоотношения между старым и новым, в результате которого старое одновременно отвергается и сохраняется в новом в соответственно преобразованном виде. Диалектическое отрицание включает в себя по необходимости и свое собственное отрицание. Это означает, что если на данном этапе развития старое отрицалось новым, то в дальнейшем это новое в свою очередь будет устаревать, и отрицаться другим новым, еще более совершенным, которое придет к нему на смену. Таким образом, диалектическое отрицание в процессе дальнейшего развития предполагает свое собственное отрицание и находит выражение в понятии отрицания отрицания. Итак, сущность отрицания отрицания состоит в том, что, когда в ходе развития происходит отрицание чего-либо, то развитие не прекращается, а продолжается и закономерно приводит к новому отрицанию, т.е. за первым отрицанием всегда совершается второе отрицание, внутренне связанное с первым. Связь старого и нового находит своё выражение в преемственности, как «непрерывности в прерывном», как сохранение отдельных аспектов старого в новом. Повторение на более высокой стадии развития означает не только возврат «якобы к старому», но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними противоречиями, требующими своего дальнейшего развития. Последовательность циклов, составляющих цепь развития, можнео образно представить в виде спирали, где каждый цикл выступает кАк виток в развитии, а сама спираль раскручивается как цепь циклов. Образ спирали удачно схватывает общее направление развития, осуществляемое в соответствии с действием закона отрицания отрицания. Возврат к прошлому не является полным Развитие не повторяет старую дорогу, а находит новую, в соответствии с изменением как внутреннего содержания, так и внешних обстоятельств, выступающих условиями нового витка развития. Методологическое значение закона отрицания отрицания заключается не только в обнаружении связи нового со старым, но и в определении тенденции развития и т. д. Представление о спиралеобразном характере развития является предпосылкой решения вопроса о критериях прогресса. Таковыми можно рассматривать степень совершенствования, меру дифференциации и интеграции элементов системы, уровень связи и взаимодействия между системами, ускорение темпов развития. Таким образом, РАЗВИТИЕ – это бесконечное множество следующих друг за другом отрицаний, преодоление старого новым, восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному; это движение как бы раскручивающейся спирали, каждый виток которой воспроизводит существенные черты старого на более высоком уровне. Все три закона развития проявляют свое действие в единстве. Это единство обеспечивает их информационную функцию (содержание предмета исследования); методологическую функцию (в интервале соотношения общего и единичного); прогностическую (полученные знания составляют основу предвидения); праксеологическую (знание о развитии конкретной реальности обеспечивает ориентир целесообразной деятельности людей); мировоззренческую (знание действия всеобщих законов развития позволяет человеку определить свое место в мире, выстраивать свою систему отношений в каждом конкретном случае, соотнося свою волю, свои желания с направленностью действия отмеченных законов). Рассмотренные законы развития бытия в мире имеют как теоретическое, так и практическое значение в осмыслении процессов развития конкретных форм бытия, узловой линии меры количественно-качественных изменений, преемственности, направленности и темпов развития.
3. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ.
Всё, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме общих понятий, категорий. Каждая область знания имеет свои особые категории. Что такое категории? Это особый класс понятий. Существуют понятия обыденной речи (дом, хлеб, брат, растение, книга и т.п.). В любой науке есть свои понятия. Например, физика пользуется такими понятиями, как «атом», «масса», «заряд», «электрон», «спин», энергия» и т.п. Биология использует такие категории, как «организм», «наследственность», «изменчивость», «ген», «вид», «популяция» и др. Изучить какую-либо науку – значит овладеть её основными понятиями. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача диалектики состоит в изучении наиболее общих связей, свойственных всем явлениям материального мира и мышлению. Посредством категорий раскрываются принципы и законы диалектики. Структура диалектики. Материалистическая диалектика представляет собой не хаотический набор отдельных свойств и моментов, не искусственную схему, которая определяется лишь её внутренними потребностями. Она есть не закрытая, а открытая, целостная органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой образует структуру диалектики. Структура диалектики как своеобразной системы знания обусловлена структурой её объективно существующего предмета – реального всеобщего. Это значит, что развивающаяся система знания строится в строгом соответствии с системой универсальных всеобщих законов развития объективного мира. Элементы диалектики представляют собой целостную развивающуюся, субординированную систему категорий, законов и принципов. Они в своей совокупности отражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалектики относительны, условны и подвижны. Категории отличаются от всякого рода понятий тем, что они выражают миросозерцание людей. Категории – суть формы философского сознания, способ его существования, логические структуры человеческого мышления. В категориях абстрагирование, свойственное любому понятию, достигает наивысшей степени. Категории диалектики, как и категории философии, отражают предельно общие связи и свойства явлений действительности. Категориями фиксируется воспроизведен-ная в познавательном процессе и общественно-исторической практике объективная диалектика. Категории диалектики – это ступеньки, узловые пункты в цепи познания мира. Категории диалектики – это такие всеобщие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Категории диалектики применимы ко всем без исключения явлениям и процессам действительности. Они возникают и вырабатываются на базе многократного повторения практических действий над предметами посредством орудий труда. Категории представляют собой всеобщие определённости бытия и познания, практически освоенные в активной социальной деятельности. Категории диалектики, будучи отражением реального мира в сознании человека имеют объективный характер, т.е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а отражают то, что существует вы природе и обществе, независимо от воли и сознания людей.. Они являются выражением всеобщих закономерностей природы и общества. Объект всех категорий один – реальный мир. Каждая категория имеет своё специфическое содержание соответственно тому, какие аспекты моменты объективной реальности и познания (в их всеобщих характеристиках) выражаются в ней. Поскольку все явления в окружающем нас мире взаимодействуют, изменяются, развиваются, то и категории диалектики неразрывно связаны между собой, представляют целостную динамическую систему. В этой системе они расположены не произвольно, а находятся в отношении субординации. Категории выведены одна из другой путём восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному в процессе диалектического отражения развивающейся действительности. Категории формировались в сознании людей по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные связи, пространственно-временнные отношения вещей. Категории исторически развиваются. Каждая из категорий отражает определённую сторону объективного мира, а все вместе они «охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и развивающейся природы». Единая система категорий отражает единство самого материального мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей. Категории материалистической диалектики как Логики и теории познания в их развивающейся системе имеют онтологическое, гносео-логическое, логическое, методологическое, мировоззренческое и «практически-действенное» значение. Онтологическое значение, поскольку они являются отражением в ходе практики связей и отношений объективной действительности в её целостности и развитии, выражают её всеобщие закономерности; гносеологическое – поскольку выступают этапами процесса познания, дают самую общую картину этого процесса; логическое значение, поскольку являются формами мышления; методологическое, поскольку представляют собой способ движения мысли от незнания к знанию, от менее глубокого знания, к более глубокому, более полному; мировоззренческое значение, поскольку в них выражена определённая система взглядов на мир, которая даёт диалектико-материалистическое понимание происходящих в нём событий и соответствующим образом ориентирует людей в их жизни; «практически-действенное» значение, поскольку взяты в их системе, категории диалектики есть всеобщие регулятивы не только познания, но и изменения мира. Особенность категорий диалектики заключается в том, что они являются «парными», т.е. являются сочетанием двух понятий, противоположных по содержанию. Разделить такие понятия нельзя, ибо каждое из них без своей противоположности теряет смысл. Например, понятие «причина» не имеет смысла без понятия «следствие», понятие «необходимости» теряет смысл, если нет понятия «случайность», потому что необходимостью мы можем назвать то, что не является случайностью, и наоборот. Категории «единичного» и «общего, их взаимосвязь и методологическое значение. Все окружающие нас предметы по способу своего существования являются единичными, так как они отграничены от остального мира своей количественной и качественной определённостью, своей мерой. Но каждый отдельный предмет. Помимо того, что принадлежит только ему, имеет и такие черты, которые имеются и у других предметов.. Это делает возможным объединять различные предметы в определённые группы, классы. Взяв в руки напильник или сверло, мы скажем, что эти предметы относятся к классу инструментов, а увидев корову, лошадь, оленя, мы скажем, что они принадлежатк классу травоядных животных. Итак, категория «единичное» отражает существование отдельных предметов или систем предметов, в которых предметы неразрывно связаны, а поэтому рассматриваются как одно целое (атом, молекула, Солнечная система и др.). А те общие черты, которые существуют во многих предметах, отражаются категорией «общее». Общее есть совокупность свойств, присущих множеству единичных. отдельных предметов. Ввиду того, что в самой действительности единичное и общее существуют в неразрывной связи (в единичном есть общее, а общее существует в единичном), то и категория единичного и общего существуют в неразрывной связи. Категории единичное и общее имеют огромное значение не только для философии, но и для всех наук, т.к. научное познание только тогда и начинается, когда в единичных явлениях выделяется общее. Всякое действительное познание, писал Ф. Энгельс, «заключается лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность». Русский учёный и энциклопедист Д.И. Менделеев сумел выявить наиболее общие, существенные свойства химических элементов и на основании этого открыл периодический закон и составил таблицу химических элементов. Кроме того, на основании этого закона, он предсказал открытие 4-х неизвестных, в то время, науке химических элементов. В дальнейшем они былинайдены. В своей практической деятельности человек повседневно сталкивается с проблемой единичного и общего. Любой человеческий коллектив состоит из отдельных людей, и это объективно порождает отношение личности к коллективу, к обществу. Для установления «нормальных» взаимоотношений в коллективе необходимо добиваться гармонии личных, коллективных и общественных интересов. Отношение единичного и общего проявляется также и во взаимоотношениях отдельного предприятия и отрасли, предприятия и государства. В деятельности каждого человека проявляется единичное и общее. Выполняя ту или иную конкретную работу, человек выполняет одновременно не только эту конкретную работ, а делает нечто большее: он участвует в работе на благо Отечества. В развитии тех или иных стран также проявляются и общие закономерности, и специфические (местные, национальные) особенности. В практической деятельности необходимо уметь их диалектически соединять. Нельзя ни абсолютизировать общие законы, ни гипертрофировать специфические условия, ибо в том, и другом случае будут отрицательные последствия (либо сектантство, либо сепаратизм). Всё это важно знать и осмысливать руководителям той или иной страны. . Категории диалектики: «содержание» и «форма», их мировоззренческое и методологическое значение.
Эти категории отражают взаимосвязь в самих предметах между их структурными элементами. Каждый предмет характеризуется не только качественной и количественной определённостью, но также своим содержанием и формой. Нет предметов, которые не имели бы содержания, и формы. Содержанием предмета является специфическая взаимосвязь элементов, из которых состоит предмет. Например, содержанием атома является совокупность ядра с электроном, определённым образом взаимосвязанных между собой. Почему мы, перечисляя элементы, из которых состоит содержание того или иного предмета, обязательно подчеркиваем, что они связаны между собой определённым образом в определённое единство? Дело в том, что эти же элементы, но не находящиеся в определённой связи, не являютс\ содержанием предмета. Те же электроны, но не находящиеся в определённой связи, не являются содержанием атома. Следовательно, для того, чтобы существовало содержание, элементы его должны находиться неразрывной специфической связи между собой. Но что же их связывает, делает из разрознённых элементов определённое единство? Это делает форма. Таким образом форма – это способ организации, связи элементов содержания в единое целое. Уже из этого видно. Что содержание не может существовать без формы, так как она организует его, оформляет. Но и форма не может существовать без содержания, ибо она является способом организации содержания и вне его также не существует. Отсюда можно сделать вывод, что каждый предмет обязательно имеет и содержание, и форму. Нет предметов, которые бы имели только содержание или только форму. Содержание и форма как диалектические противоположностим находятся между собой во взаимосвязи, описываемой законом единства и борьбы противоположностей, т.е. в единстве и борьбе. На определенном этапе развития предмета или явления единство между содержанием и формой нарушается и тогда требуется замена строй формы новой. Почему должна заменяться форма, а не содержание? Потому что содержание в этом взаимодействии противоположностей является главным, определяющим. Оно определяет форму. Когда формировалась солнечная система, то планеты, как элементы её содержания, были объединены в единое целое силами гравитации. В атоме объединение его элементов в единое целое происходило на основе внутриядерных и электромагнитных сил. Однако форма, хотя и является подчинённой содержанию, не остаётся пассивной по отношению к нему. Она также воздействует на развитие содержания: либо ускоряет, либо тормозит его. Органическая связь содержания и формы, их взаимодействие и влияние особенно характерны для сферы социальной жизни. В реальной общественной жизни нередко новое содержание надо уметь вложить в старые формы, постепенно преобразуя их в новые. Наряду с этим надо постоянно искать новые, более совершенные формы, чтобы с большей эффективностью способствовать развитию содержания.. Всё это важно знать и уметь делать хозяйственным и политическим руководителям, особенно в переходные периоды, в периоды коренных социальных преобразований.
Категории «сущности» и «явления», их диалектическая взаимосвязь и методологическое значение. Если категории «содержание» и «форма» характеризуют предмет как целое, имеющее свою структуру и способ её выражения, то категории «сущность» и «явление» характеризуют взаимосвязь внутреннего и внешнего. Эта связь скрыта в глубине процессов, и вместе с тем проявляется на поверхности. Сущность – это внутренние связи и отношения, которые определяют качество данного объекта. Явление – внешняя форма, в которой выступает сущность данного объекта. Сущность и явление соотносятся друг с другом, как общее и единичное, ибо сущность выражается не в одном каком-либо явлении, а во множестве их, каждое из которых выступает по отношению к сущности как единичное. Эксплуатация наёмного труда – сущность капитализма, а безработица, неуверенность в завтрашнем дне, кризисы в экономике, в политике, и т.п. – проявления данной сущности. Сущность по своей природе тождественна закону; закон и сущность – понятия однородные (однопорядковые) или, вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений и предметов объективного мира. Сущност, как и закон, выражает внутренние, существенные и устойчивые связи, определяющие тот или иной процесс. Но сущность более широкая и общая связь, чем закон. Поэтому одна и та же сущность выражается многими законами. Сущность капитализма выражается в законах и прибавочной стоимости, и конкуренции, и анархии производства и др. Без раскрытия сущности и законов развития тех или иных объектов наше знание о мире не пошло бы дальше внешних наблюдений и фиксаций явлений. Но это не было бы научным познанием действительности, ибо для научного познания мира требуется познание законов, сущности явлений и процессов. В повседневной жизни можно заметить, что привычное восприятие и понимание вещей часто бывает поверхностно, не схватывает его сути и в некоторых случаях оказывается ложным. Для познания сути предметов и явлений необходимо углублённое изучение действительности. Для того, чтобы изучить и понять какое-либо явление или предмет недостаточно чувственного восприятия, необходимо использовать и логическое мышление; обнаружить причинно-следственнные связи с другими процессами и предметами. Одним из необходимых этапов процесса познания является различение сущности и явления предмета (вещи). С точки зрения материалистической диалектики явление и сущность – это различные уровни познания объективной реальности. Раскрыть сущность предмета – значит построить систему знания о нём, представить исследуемый предмет со стороны многообразных его направлений, а также обнаружить его основные свойства, выявить причину его возникновения и законы функционирования, тенденции развития. В явлениях проявляется сущность вещей. Однако, часто внешние формы проявления вещей искажают их сущность (в процессе чувственного познания). Познавая мир посредством органов чувств, мы нередко сталкиваемся с тем, что явления кажутся нам не такими, каковы они есть на самом деле. Это и есть видимость. Но видимость не есть чистое порождение нашего сознания. Она возникает в результате воздействия на объект реальных отношений в условиях наблюдения. (Пример наблюдения за Солнцем). Основой видимости является субъективное восприятие объекта. В «Капитале» К.Маркс писал: «если бы форма проявления и сущность совп
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|