Предметы ведения местного самоуправления
В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления (например, государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется органами местного самоуправления). К вопросам местного значения относятся: 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов; 4) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; 5) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения; 6) охрана общественного порядка; 7) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, а также другие вопросы местной жизни. Решения органов местного самоуправления по вопросам своего ведения могут быть отменены только в судебном порядке. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Неисполнение решений органов местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законом.
Конституционные гарантии правомочий Местного самоуправления
Система гарантий прав местного самоуправления охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и защиту. Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:
а) организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного уровня; б) защиту права местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации. Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В ст. 133 фиксируется запрет на ограничение конституционных прав местного самоуправления. Конституция РФ устанавливает, что: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 132); структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131). В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Гарантии местного самоуправления более детально закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы для повторения
1. Что следует понимать под местным самоуправлением? 2. Какое место занимают органы местного самоуправленияв системе управленияобществом и государством? 3. Каковы основные принципы и функции местного самоуправления? 4.Дайте краткую характеристику основам организации и деятельностиместногосамоуправления.
5. Какой круг вопросов решают органы местного самоуправления? 6. Назовите гарантии местного самоуправления.
Глава 18 ТРУДОВОЕ ПРАВО Понятие трудового права
Как известно из общей теории права, деление его на отрасли и институты осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования. Определить этот предмет – значит установить тот круг общественных отношений, который регулируется нормами данной отрасли права, и классифицировать их на соответствующие группы. Трудовое право – одна из ведущих отраслей российского права. Оно играет важную роль в регулировании трудовых отношений работников с организациями независимо от форм собственности и хозяйствования. С трудовым законодательством приходится иметь дело каждому гражданину с того момента, когда он реализовал свое конституционное право на свободу труда путем заключения трудового договора (контракта). Среди отношений, составляющих в своей совокупности предмет трудового права, главное место занимают трудовые отношения между работниками и организацией, возникающие в организациях по поводу организации и системы оплаты труда работников. В зависимости от форм собственности и вида предприятия (арендное, акционерное, совместное и др.) трудовые отношения подразделяются на родовые и видовые группы и подгруппы: трудовые отношения на государственных предприятиях, трудовые отношения на кооперативных предприятиях и т.д. В настоящее время все более отчетливо обозначаются две группы трудовых отношений: отношения работающих по найму, договору (контракту) и отношения, в которые вступают собственники (сособственники) имущества организации для участия в трудовых процессах. Возникновение отношений на основании трудового договора (контракта) означает включение гражданина в личный состав организации в целях выполнения им определенной работы (функции), определяемой специальностью, квалификацией, должностью, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, режиму труда и другим особенностям организации труда на данном предприятии. В результате регулирования трудовых отношений возникают трудовые правоотношения. Содержание трудового правоотношения составляют конкретные права и обязанности, которые приобретают субъекты (стороны) с момента возникновения этого правоотношения. Правам одной стороны (работника) соответствуют конкретные обязанности другой (администрации) и наоборот. Например, праву работника на получение заработной платы соответствует обязанность администрации выплачивать вознаграждение за его труд.
Кроме трудовых, трудовое право регулирует иные общественные отношения, входящие в его предмет. Их обычно называют производными от трудовых. К ним относятся: отношения по обеспечению занятости и трудоустройства, организационно-управленческие отношения (между трудовым коллективом, выступающим от его имени выборным профсоюзным органом и администрацией); отношения по перераспределению рабочей силы; отношения по охране труда и здоровья работников; отношения, связанные с возмещением материального ущерба; отношения по рассмотрению трудовых споров и др. Следовательно, определив круг социально-общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, можно дать следующее определение трудового права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|