Динамика развития и сохранения специалистов психологической службы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Города Дебальцево
В 2019-2020 у.г. введение необходимых ставок и заполнение вакантных мест остается перспективной задачей. Эффективность деятельности методиста снижается за счет отсутствия отдельного кабинета, а так же отсутствием постоянной оргтехники. Однако за истекший период достаточно пополнились информационно-справочные материалы, материалы к развивающим и коррекционным занятиям, причиной этого послужило увеличение обращений, проведение мероприятий по запросу. Нормативно-правовая документация находится в полном объеме. Одним из важных направлений деятельности методиста является оказание организационно-методического обеспечения деятельности психологов, предоставление им консультационной помощи. Так в этом году психологи обращались к методисту за помощью по вопросам: - конфликтная ситуация между родителями дошкольного учреждения; - алгоритм действий школьного психолога при работе с ребенком с суицидальными тенденциями; - действия психолога при сопровождении подростков на допросах в полиции и прокуратуре. Значительно увеличилось количество обращений педагогов и родителей за прошедший период. Особую поддержку методист оказывала педагогам образовательного учреждения «Школа №2», так как в данной школе по-прежнему отсутствует психолог. В основном вопросы педагогов касались развития психических процессов детей, сложностей в воспитании, детско-родительских отношений, а так же процедуры обращений в психолого-медико-педагогическую комиссию. В начале учебного года методистом была оказана помощь в решении конфликтной ситуации в школе №1. На тот момент в школе так же отсутствовал специалист. Методист посетила родительское собрание, провела занятие с элементами тренинга с учащимися 7 класса по теме: «Мы такие разные, но мы вместе». Далее, ведя работу в этом направлении, методист провела видеолекторий в этом же классе на тему: «Сплоченности коллектива», но уже в присутствии молодого специалиста психолога.
Текущий учебный год был насыщен мероприятиями: в октябре было организовано мероприятие в рамках «Клуба профессионального общения», которое проходило на базе МДОУ №4 «Сказка». В нем приняла участие методист Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования, Голуб И.Е, которая рассказала психологам об интерактивных формах работы с родителями. В ноябре психологи города посетили республиканскую специализированную психологическую конференцию по теме: «Травматерапия. Преодоление последствий психотравмирующих событий» и мастер-классы, где смогли повысить свой профессиональный уровень. В течение 2018-2019 у.г. методист и психолог МОУ школа №4, руководитель МО Оксак И.Г., посещали цикл занятий в ДРУМЦ ПС СО по теме: «Актуальные вопросы психологического сопровождения детей с РАС». Соответственно для повышения профессиональной компетентности психологов города, а так же получения информации по работе с такими детьми, в мероприятия методического объединения был включен семинар-практикум по данной теме, который прошел по плану в декабре. Планируемые мероприятия, касались работы со всеми участниками образовательного процесса. Очень острой остается проблема работы с родителями. Поэтому был подготовлен и проведен постоянно действующий семинар по теме: «Приемы конструктивного взаимодействия психолога с родителями в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса». Так же одной из важных проблем являются конфликты в педагогических коллективах. Поэтому на семинаре учителей начальной школы по теме: «Педагогические конфликты как метод диагностики и развития образовательной среды», руководитель психологической службы выступила с информацией по теме «Предупреждение и разрешение конфликтов», а так же провела с педагогами несколько тренинговых упражнений. Подготовила рекомендации для педагогов «Конструктивное взаимодействие в конфликтной ситуации».
Руководителем психологической службы было проведено ряд занятий для обучающихся в МОУ «Школа №2» по запросу администрации. Так в начале учебного года было проведено внеклассное мероприятие с завучем по воспитательной работе по теме: Закон на нашей земле». На занятии были подняты темы правонарушений, знание детей о последствиях противоправных действий, проведено анкетирование по данной тематике. К концу учебного года был запрос от администрации на участие методиста в «Неделе профориентации» проведены профориентационные развивающие занятия в 5,6,7 классах, с использованием сборника «Калейдоскоп профессий», созданного в 17-18 учебном году творческой группой педагогов-психологов МОУ. Повышая свой профессиональный уровень, психологи в течение года прослушали вебинары по различным темам: «Работа с МАК», «Выявление травмы в ходе психологического консультирования», «Методы Арт-терапии в работе с гиперактивными дошкольниками», «Игротехническая компетентность современного педагога-психолога: организация и проведение развивающих игр», «Арт-терапия с семьей», а методист Осипенкко Е,А. прошла онлайн-обучение по «Когнитивно-поведенческой терапии». В апреле ПС организована и проведена акция «Зажги синим», целью которой была информированность всех участников образовательного процесса о проблеме аутизма и взаимодействии с людьми с таким диагнозом. Данная акция была проведена во всех учебно-воспитательных учреждениях с применением различных форм работы. В МДОУ города были проведены выставки рисунков и аппликаций ребят, а также занятия по формированию толерантности и информированности о детях с диагнозом аутизм, оформлялись стенды. В МОУ так же прошли информационные часы как с учащимися,так и с педагогами, были распространены памятки, буклеты В одной из школ педагоги и учащиеся поддержали акцию одеждой единого синего цвета, а в другой школе учащимися старших классов были выпущены синие шары в небо.
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод,что все направления деятельности психологической службы были охвачены психолого-педагогическим сопровождением. Однако стоит более детально планировать задачи на будущий год. Индивидуальные консультации проведены по следующим актуальным вопросам: - со специалистами психологической службы: «Особенности введения документации специалистами психологической службы», «Основные виды и направления работы», «Особенности планирования специалистами деятельности психологической службы на 2018-2019 учебный год», «Основные виды работы в направлении оказания психологической помощи и поддержки участников образовательного процесса, пострадавшим в результате боевых действий и чрезвычайных ситуаций», «Аналитическая деятельность специалистов психологической службы по итогам работы за учебный год» и т.д.; -с педагогами и родителями «Особенности личностных качеств подростка»; «Что делать если подросток не посещает школу»; «Отказ родителей отдавать ребенка в первый класс»; «Ребенок начал врать»; «Правила определения обучающегося на индивидуальное обучение»; В этом учебном году взаимодействие с межведомственными организациями было не особенно частым. По запросу СДСД, в сентябре-октябре, методистом проводились консультации родителей и законных представителей несовершеннолетних. Проводилась работа с детьми с девиантным поведением. Так как в городе функционируют шесть дошкольных учреждений, а в пяти имеются педагоги-психологи, то в состав городского методического объединения входят все психологи как МДОУ, так и МОУ. Соответственно работа по готовности детей к школе и реализации преемственности ведется параллельно и дошкольными учреждениями и школьными организациями. Это направление в МДОУ является приоритетным. Поэтому в этом учебном году работа по преемственности была организована и проходила в виде совместных праздников, занятий различных мероприятий проводимых на базе дошкольных учреждений с участием школьников и учителей. Так же были организованы встречи будущих учителей с детьми подготовительных групп и их родителей. В организационно-методической деятельности были проведены совместные семинары по темам развития речи, индивидуального обучения, и др.
Исходя из анализа проделанной работы в течение учебного года, следует отметить, что эффективность функционирования Психологической службы города находится на достаточном уровне. В 2018-2019 учебном году сохранена существующая сеть психологической службы. Увеличилось количество консультаций и просветительских мероприятий, проводимых методистом. С каждым годом работа с педагогами и обучающимися становится более насыщенной и продуктивной, чаще стали обращаться родители с проблемными вопросами, при этом они четко выполняли рекомендации специалистов.
В соответствии с функциональными обязанностями методиста по библиотечным фондам приоритетным направлением его деятельности в прошедшем учебном году было учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в школах города. В учебном процессе использовались учебники, учебные пособия, полученные из РФ в 2015 -2018 годах. В прошедшем учебном году было дополучено учебников в количестве 2349 экземпляров, в результате чего обеспеченность учебниками в целом по городу составляла 100% для всех классов, кроме учебников литературы (1ч.) и информатики для 10 класса. С целью более полного обеспечения обучающихся учебной литературой по всем школам было произведено перераспределение учебников из библиотечных фондов в соответствии с контингентами учащихся 2018-2019 учебного года. Недостающие учебники для 10 класса были взяты из отдела образования г. Кировское на время учебного года. Таким образом, обеспеченность учащихся учебной литературой по основным предметам на начало учебного года составила 100% по всем классам во всех образовательных организациях. Важной составляющей в работе с учебниками является организация их рационального использования и сохранности учебного фонда. С этой целью в школах уже сложилась определенная система работы - это и циклы бесед с обучающимися о бережном отношении к книгам, рейды-проверки состояния учебников, выступления перед родителями на родительских собраниях, библиотечные уроки, праздники книг и др. Особенно активизируется эта работа во время акций «Береги учебник!», «Месячника школьных библиотек», Недели детской книги. В результате всей проводимой работы в среднем по городу держится достаточной высокий уровень сохранности учебной литературы, который составляет 99.9%.
С целью более полного и качественного обеспечения учебниками обучающихся общеобразовательных организаций города на 2019-2020 учебный год в соответствии с приказом отдела образования от 120.04.2019 г №165 «О проведении анализа библиотечных фондов учебной литературы, пригодной к использованию в 2019-2020 учебном году» была произведена инвентаризация учебников библиотечных фондов. По итогам инвентаризации в библиотеках школ сосредоточено 25989 экземпляров учебников для 1- 11 классов, полученных из РФ. С учетом прогнозируемых контингентов учащихся на следующий учебный год обеспеченность учебной литературой, имеющейся в библиотеках школ, в целом по городу составляет 100%, кроме 10-го класса, для которого не хватает учебников литературы, 1ч. – экземпляров и учебников информатики – экз. С учетом учебников, взятых в отделе образования г. Кировское на время прошедшего учебного года и продлением срока договора на будущий учебный год, обеспеченность составит 100%. В связи с изменением контингентов учащихся по школам и нехваткой определенных учебников будет произведено перераспределение учебников внутри города между школами, что позволит добиться 100-й обеспеченности по каждой общеобразовательной организации. Не менее важным направлением деятельности было организационно- методическое сопровождение работы школьных библиотекарей, которое осуществлялось через реализацию проблемы методиста «Создание позитивного имиджа школьных библиотек через развитие профессиональной компетентности, творческой активности библиотекарей в условиях реализации новой системы образования». Цель проблемы – создание условий для личностного и профессионального роста школьных библиотекарей, совершенствование деятельности школьных библиотек, освоение новшеств повышения квалификаций библиотечных кадров, т.к. каждый библиотекарь должен владеть не только методикой библиотечной работы, но и необходимыми знаниями и навыками. Принцип систематичности и плановости обеспечивает эффективность методической работы, т.к. обеспечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекаря, а не путем отдельных разрозненных методических мероприятий. У методиста сложилась определенная система методической работы с библиотекарями образовательных учреждений, которая проводилась в соответствии с планом методического кабинета на учебный год. Анализ кадров библиотечных работников образовательных организаций показал, что из 6 человек трое (50%) имеют специальное библиотечное образование, из них 1 – высшее, 2 – базовое, 1- неоконченное высшее педагогическое, 2 библиотекаря имеют среднее специальное образование. Большинство библиотекарей имеют достаточно большой стаж библиотечной работы: 1- 56 лет, 2 – более 20 лет, 1 –более 10 лет, 2 – менее 5 лет. Важным условием повышения профессиональной компетентности библиотечных работников является обеспечение непрерывности их образования, необходимой частью которого есть прохождение курсов повышения квалификации при Донецком РИДПО. Все библиотекари своевременно посещают курсы и проходят аттестацию. В прошедшем учебном году успешно аттестовались 2 библиотекаря. В межкурсовой период с библиотекарями ведется методическая работа через такие формы, как информационно-методические совещания, семинары, заседания методического объединения, работа творческой группы, клуб профессионального общения, методические дни, групповые и индивидуальные консультации. Задачи всей этой работы заключались в научно-методическом обеспечении деятельности школьных библиотек, организации необходимой методической помощи библиотекарям. Учитывая то, что новая система образования должна ориентироваться не столько на усвоение универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности ребёнка, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности, отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этом направлении. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески креативная, интегрирующая роль библиотекаря. Школьник на уроке, в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира, поэтому выступает инициатором метапредметных связей в обучении. В настоящее время инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечное дело не явилось исключением. Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию, прежде всего, школьного библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. Мы не знаем, насколько далеко зайдет научно-технический прогресс и окончательно ли любовь к чтению погаснет, но мы знаем точно — чтение книг делает нас лучше, добрее. И потому школьному библиотекарю надо постоянно стремиться быть интересным, привлекательным для пользователей и многое менять в библиотеке в соответствии со временем. Осуществить поставленные образовательным стандартом цели и задачи возможно лишь при продвижении и поддержке детского чтения, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки. На подготовку библиотекарей к решению данной проблемы и была направлена методическая работа с ними. О необходимости конкретного переосмысления профессиональной деятельности, о более активном изучении и внедрении креативных инновационных форм в практику библиотечной работы велась речь на заседании Клуба профессионального общения «От профессиональной компетентности библиотекаря к творческому читателю», практическом семинаре «Инновационные формы работы школьной библиотеки в формировании гармонично развитой личности», совместном семинаре с ЦБС «Социокультурная деятельность библиотек города», мастер-классе «Библиотерапия в формировании читательской культуры». Творческая группа библиотекарей школ разработала сценарии мероприятий по патриотическому и духовному воспитанию молодежи с использованием инновационных и креативных библиотечных форм работы с книгой. Результатом коллективной работы стал выпуск методического сборника «Любовь сквозь таинство страниц». Эти работы были направлены в информационно-библиотечный отдел РИДПО, а также представлены на Виртуальной выставке «Современное образование Дебальцево-2019». Учитывая, что главное для современного библиотекаря общеобразовательного учреждения - обеспечить максимально быстрый и полноценный доступ к информации, приобщение к чтению, привлечение читателей в библиотеку, методическим объединением библиотекарей школ города был разработан проект «Читающие дети – успешные ученики», над реализацией которого школьные библиотеки работали в течение учебного года. Целью проекта было привлечение к чтению малочитающих и нечитающих детей, формирование устойчивого интереса к чтению. В рамках реализации проекта школьными библиотекарями совместно с педколлективами проводилась систематическая и целенаправленная работа по продвижению чтения с различными категориями учащихся, что способствовало привлечению ребят в библиотеку и увеличению количества читателей школьных библиотек. Анализ проведения многочисленных мероприятий, проводимых библиотекарями во время месячника школьных библиотек, Недели детской книги и других позволяет сделать вывод о возросшем уровне проводимых мероприятий, творческом подходе к их проведению, активном использовании нестандартных форм, инновационных приемов. Повысилась компетентность библиотекарей в подготовке и проведении массовых мероприятий, что способствует улучшению имиджа школьных библиотек. С целью своевременного и полного информирования библиотекарей по различным организационным вопросам и проблемам библиотечной работы систематически проводились с ними методические дни, информационно-методические совещания, групповые и индивидуальные консультации. Одним из узких мест в работе школьных библиотек была и пока остается слабая материальная база: ни одна из библиотек не компьютеризирована с подключением интернета, почти не обновляется фонд художественной, особенно детской, и методической литературы. Требует повышения уровень компьютерной грамотности части библиотекарей. Этому вопросу уделяется внимание в работе с библиотечными работниками, в частности один из методических дней был полностью ему посвящен. Библиотекарем МОУ№4 Скорик И.И. был проведен мастер-класс по составлению презентаций «Просто о сложном», домашним заданием после которого было подготовить каждому библиотекарю презентацию к заседанию клуба профессионального общения. Однако над повышением компьютерной грамотности библиотечных работников следует продолжать работу в дальнейшем, используя различные формы.
Приоритетными задачами методиста на следующий учебный год должны стать следующие:
- учебно-методическое, информационное обеспечение образовательного процесса в школах города; - создание условий для личностного и профессионального роста школьных библиотекарей средствами методической работы; - научно-методическое обеспечение организации работы повышения квалификации библиотечных работников в области библиотечного обслуживания и информационно-коммуникативной грамотности; - организация работы школьных библиотек на продвижение и поддержку детского чтения, на информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса школы; -внедрение инновационных технологий в практику работы современной школьной библиотеки; -совершенствование работы по выявлению, обобщению и внедрению в практику работы лучшего опыта школьных библиотекарей города; - предоставление методической помощи в организации разнообразных видов массовой работы по пропаганде книги; - предоставление качественной научно-методической помощи в создании системы самообразовательной работы библиотекарей и учителей общественных дисциплин; - повышение мотивации к участию библиотекарей и учителей общественных дисциплин в профессиональных конкурсах. Таким образом, анализируя вышеизложенное, следует отметить широкое разнообразие форм и методов работы с педагогическими кадрами, нестандартный подход к организации работы методического кабинета. Сопровождение завучей школ и методистов МДОУ, педагогов, психологов, библиотекарей, педагогов –организаторов, базируется на использовании компетентностного, личностно-ориентированного подхода целью создания лучших условий для удовлетворения профессиональных интересов и потребностей, развития творческого потенциала, формирования готовности педагогов работать в инновационном режиме. Моделирование именно такой системы организационно-методического сопровождения позволило методкабинету создать условия для реализации творческого потенциала педагогов и роста их педагогического мастерства. Развитие творческой активности педагогов обеспечивалось системностью в работе, рациональным выбором оптимальных форм работы с кадрами, что способствовало формированию компетентностей, глубоко продуманной системой путей самоутверждения педагогов через разнообразные формы методической работы. Спектр проблемы организационно-методического сопровождения достаточно сложен и требует дальнейшей аналитической и прогностической деятельности, осуществления постоянного мониторинга качества сопровождения, его эффективности. Для усовершенствования системы научно-методического сопровождения непрерывного развития педагогических кадров Советом МК приняты определённые решения и сделаны выводы, что о сновные проблемы, над которыми методический кабинет будет работать в новом учебном году и совершенствовать методическое мастерство педагогов таковы: низкая мотивация, недостаточное владение личностно-ориентированными технологиями, недостаточные знания о психологическом развитии ребенка, неадекватная самооценка, синдром эмоционального сгорания и профессионального выгорания, низкий уровень профессиональной рефлексии, отсутствие концептуальности в профессиональной деятельности, неумение переформулировать информацию учебного предмета в продуктивно-проектные задания, слабая способность работать в команде и нести ответственность за общие результаты и, может быть, самое главное и нужное – неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития. Заведующий МК отдела образования Т.Н.Очаповская
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|