Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии




Об экономической жизни, общественных отношениях, идео­логии и культуре Древней Индии 2-й половины 1-го тыс. до н.э. мы знаем значительно больше, чем о предыдущем периоде, так как источники в это время стали чаще датироваться, хотя архео­логические сведения еще скудные. К этому периоду относятся первые попытки классификации норм обычного права, дающие ценнейший материал для ИУМ. Одним из таких сборников является «Манавадхармашастра», которая обычно переводится как «Законы Ману». Появляются также трактаты по различным вопросам управления. Самым известным из них является «Артха-шастра, или наука о политике». Этот трактат составлялся примерно в IV в. до н.э. — 11—111 вв. н.э.

Уже ко времени образования империи Маурьев (IV—II вв. до н.э.) произошли серьезные сдвиги в развитии производительных сил в Индии. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие металлы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие значительно пре­обладало, а скотоводство имело второстепенное значение.

Хозяйственная жизнь Индии все более развивалась. Области, прилегающие к долинам рек, превратились в цветущие землевла­дельческие районы. Благодаря искусственному орошению были расширены пахотные земли. Специалисты-агрономы тщательно учитывали параметры погоды и количество осадков, необходимых Для той или иной культуры. Наиболее выгодным растением счи­тался рис. Возделывали также ячмень, пшеницу, горох, сахарный тростник и даже лекарственные растения. Развитие огородничества и плодоводства было связано с совершенствованием земледель­ческой техники. В литературных произведениях упоминаются овощи, цветники и фруктовые сады. В хозяйственных трактатах говорится о подготовке семян и приготовлении удобрений. По-Ярежнему сохраняются древние сельские общины, члены которых вязаны круговой порукой. Постройка дорог, плотин и каналов иыполнение многих повинностей были тяжкой обязанностью "сщинников. Особые «надзиратели за земледелием» должны были аблюдать за посевами. В пользу государства взимались подати налоги, главным образом натурой (в частности, зерном, которое

125 затем хранилось в больших царских амбарах). Землю можно было продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата взималась обычно в виде определенной доли урожая.

Бедняки в общинах все чаще теряли свои земельные наделы и становились арендаторами, отдавая иногда владельцу земли поло­вину урожая. Цари вознаграждали землями богачей из высших каст. В одном из источников («Суттанипата»), например, расска­зывается о богатом брахмане Каси Бхарадвадже, который владел большим поместьем. Ему принадлежали большие стада и 500 плугов при помощи которых его рабы обрабатывали его земли.

В Индии был культивирован дикий хлопок, он служил для изготовления тканей. В «Артхашастре» упоминаются хлопок, хлоп­чатобумажные ткани и те районы, где они изготовлялись. Наряду с хлопководством распространяется шелководство. Шелк, шел­ковые ткани и шелководство упоминаются в грамматике Баники и в трактате «Артхашастра». Шелководство и изготовление шелко­вых тканей распространяются главным образом в Восточной Индии, наряду с местным шелком упоминается и привозной китайский шелк.

Ремесла все больше отделяются от сельского хозяйства. Свобод­ные ремесленники объединяются в особые группы, напоминающие позднейшие гильдии или цехи. Эти гильдии (срени) управлялись советами и начальниками, которые регламентировали цены и ка­чество изделий.

В джатаках' упоминается 18 различных ремесленных гильдий. Эти гильдии способствовали развитию ремесел в определенных районах и передаче ремесленных навыков по наследству. Особое распространение получили ткацкое дело, основанное на примене­нии шерсти, льна, хлопка и шелка, металлургия и деревообделочное мастерство. В «Артхашастре» говорится о различных металлических спла­вах и об обработке разных руд. Большое значение получило изго­товление железа, из которого делали орудия и оружие. В связи с развитием ремесленных производств появляется специализация отдельных видов ремесла, например, изготовление луков и стрел. Ремесленники селятся в городах и пригородах. Города превраща­ются в крупные хозяйственные торгово-ремесленные центры.

В «Артхашастре» упоминаются центры ткацкого хлопчатобу­мажного производства: Ванта, Ватса, Матхура, Апаранга, Кадинга, Джатака — жанр древнеиндийской литературы.

Каси В городах появляются особые улицы и кварталы ремесленников например, в Бенаресе была улица резчиков по слоновой кости.Углубляется классовое расслоение. Богачи и аристократы тоже жили в особых кварталах, в роскошных домах, построенных камня и кирпича, в то время как бедняки ютились в маленьких деревянных домах.

Среди городов выделяются наиболее крупные — Баранаси ГБенарес), Шраваста (Саваттхи), Разжагрха (Раджгир), Патталин-путра (Патта). Торговые пути, проходившие по рекам и караван­ным дорогам, соединяли отдельные города и государства. Развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению слоя купцов и к дальнейшему углублению социальных противоречий. Начали устанавливаться торговые связи и с соседними странами, напри­мер, с Китаем и Бактрией. Появились и первые медные монеты (кахапана), которые, однако, не имеют определенного чекана и подписей. Позднее их сменяют золотые монеты.

Все больше углубляются противоречия между богачами и бед­няками. Число рабов увеличивается. Развивается работорговля, большие богатства сосредоточиваются в руках богачей (сеттхи), особенно ростовщиков. В рабство обращались военнопленные, несостоятельные должники и преступники. Часто бедняки прода­вали в рабство своих детей или самих себя, чтобы спастись от голодной смерти, однако классовый закон, охраняя интересы рабовладельцев, гласил, что для «ариев не должно быть рабства». Усложнение в социальных отношениях приводит к изменениям кастовой системы. Некоторые представители высших каст разоря­лись и оказывались в рядах трудовых масс. В литературе упомина­ются брахманы, которые принуждены добывать себе кусок хлеба земледельческим или ремесленным трудом.

Характерной чертой исторического развития Индии и госу­дарственного устройства является рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, которое не могло развиться до ан­тичных форм. Фактическим тормозом была сельская община как форма экономической и социальной организации свободного населения. Необходимость коллективных усилий организованных '^асс людей при строительстве дамб и других ирригационных сооружений была одной из причин сохранения общины..

Другой основой общины, помимо коллективного владения, было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, прекращение общины в целое. Государственные организации почти е вмешивались в дела общины, у нее была своя сельская администрация. Государственные повинности для общины в целом

127 также тормозили распад общины. В свою очередь, прочность об­щины мешала широкому развитию рабовладельческих отношений, хотя у общины были свои рабы для выполнения тяжелых, грязных работ. Некоторые ремесленники тоже являлись рабами. Тормозом распада общины и развития частной собственности была государ­ственная собственность на землю. Эта форма позволяла рабовла­дельческой знати с помощью государственного аппарата не только эксплуатировать, но и посредством налога грабить свободное насе­ление.

Особую роль в развитии Индии сыграли географические фак­торы — например, суровые климатические условия, когда нередко происходили засухи или, наоборот, наводнения. Для борьбы с этими стихийными бедствиями нужны были усилия в государст­венном масштабе. Недостаток воды, малочисленность рек и других естественных водоемов, длительные периоды отсутствия дождей — все это выдвинуло создание системы искусственного орошения на первый план. Осуществление таких работ было непосильным для отдельных крестьянских хозяйств и даже крупных деревенских общин. Правительство было вынуждено взять в свои руки это дело, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономической жизни. Это обусловило отсутствие у феодалов и крестьян частной собственности на землю, и в этом историческая особенность эко­номического развития Древней Индии.

Таким образом, в Индии существовал феодальный строй с осо­бенностями, присущими ряду государств Востока. В частности, царь являлся юридическим собственником земли, но практически ею распоряжалась община. Государственный строй характеризо­вался восточной деспотией, культом царя, очень часто возникали дворцовые интриги. При царе существовал совет — паришад — из представителей знати семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции. Царские чиновники управляли городами, провинциями и селами. Были оформлены сборники законов — наставлений и вед. При управлении страной царь опирался на огромный бюрократический аппарат, институт надзирателей, армию, которых необходимо было содержать за счет налогов и податей. Существовали военное и судебное ведомства, огромная постоянная армия, помогающая соблюдать законы дан­ного строя.

Важнейшим руководством для управления государством в ту пору и последующие эпохи служили трактаты «Законы Ману» и «Артхашастра». Трактат «Законы Ману» создавался в течение 400 лет (II в. до н.э. — II в. н.э.) и просуществовал почти два тысячелетия как действующий своддхарм (законов, религии, пра­вил регламентов, обычаев или наставлений) для всех индийцев по широкому кругу вопросов. Наряду с общими повествованиями о происхождении мира и общества, об источниках дхарм и изуче­нии вед, дхарм для представителей различных сословий древне­китайского общества, трактат содержит дхарму для царей. Здесь изложены основы политики, управления государством в военное и мирное время, цели царской власти, указаны качества, которыми должен обладать правитель, распорядок его дня.

В трактате приводятся интересные мысли о системе управле­ния персоналом. Вообще говоря, в работах мыслителей Древней Индии наиболее многочисленны те разделы и главы, где речь идет об администрации, чиновниках государственной службы, управ­ленческих работниках. В них рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе, т. е. излагаются вопросы оценки потребности в кадрах управления, формулируются требования к управленческим кадрам, принципы подбора и расстановки кад­ров, цели, задачи и методы их подготовки к деятельности в систе­ме управления, приводятся различные системы вознаграждения, характеристики разных стилей управления, вопросы делегирования полномочий.

Приведем несколько цитат из трактата «Законы Ману». «Надо назначить семь или восемь сановников, наследственных, знатоков шастр', храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытан­ных. Даже дело, которое легко исполнимо, с трудом исполнимо одним; тем более (сложно управлять), особенно без помощников, весьма процветающим царством.

Вместе с ними следует постоянно обдумывать обычные (дела), мир, войну, стхана2, взимание налогов, охрану (страны) и обеспе­чение приобретенного. Узнав мнение каждого из них — в отдельности или совместно, следует самому выбрать при исполнении дел полезное для себя... Надо назначить также других служащих — честных, умных, собирающих богатства надлежащим образом и хорошо испытан­ных. Сколько человек нужно для надлежащего исполнения дел, столько способных, предусмотрительных и неумолимых и надо

Щастра — сборник предписаний, наставлений и поучений в различных 2 "властях знаний и деятельности.

стхана — включает 4 основных элемента, составляющих государство

и находящихся в распоряжении царя: армия, сокровища, город и терри­тория.

129 т

назначить. Из них следует назначить храбрых, способных, родо­витых, честных в делах в рудники и мастерские', робких — во внутренние покои дворца.

Следует назначить старосту для (каждой) деревни, управителя 10 деревень, управителя 20 и 100, а также управителя 1000. В каж­дом городе надо назначить одного, думающего обо все делах, высокого по положению, грозного на вид, подобного планете среди звезд».

Структура и краткое содержание «Артхашастры». Название «Артхашастры» переведено как «Наука политики», хотя в этимо­логическом смысле «Артхашастра» означает «Наука о выгоде» или «Руководство для достижения полезного», что и требует особого внимания к этому трактату специалистов по ИУМ. Произведение, приписываемое Каутилье, называется именно «Артхашастра», а не «Нинишастра» — «Наука политики» (в буквальном смысле). Известно, что Каутилья из всех критериев успешного управления отдавал предпочтение именно материальной выгоде, или пользе («артха»), считая ее главной, ведущей целью любого управления, поэтому он и дал своему трактату название «Артхашастра».

Вообще говоря, «Артхашастра» — это общий термин, которым индийцы называли сочинения, посвященные различным вопро­сам государственного управления (политическим, юридическим, административно-хозяйственным).

Жизнь Каутильи, или Чанакьи, как некоторые источники именовали наставника и главного министра царя Чандрагупты (317-293 до н.э.), породила множество легенд. Уже в раннем Средне­вековье бытовали целые циклы сказаний о нем, причем не только индуистские, но и буддийские варианты. У античных авторов, сохранивших немало сведений о Чандрагупте, прямых упоминаний о Чанакье нет. Примечательно, однако, что некоторые эпизоды из его «жизнеописания» отражены в их сочинениях, но главным действующим лицом выступает Чандрагупта (по-видимому, два образа в поздних работах слились воедино).

Каутилья (Чанакья) — это не только большой ученый, но и человек, который сыграл определенную роль в создании, раз­витии и сохранении империи. Чанакью называют индийским Макиавелли, и это сравнение до некоторой степени оправданно^. Однако он был во всех отношениях значительно более крупной фигурой, превосходя Макиавелли прежде всего практическими

Под мастерскими понимались предприятия по производству украшений и оружия, сахароварни, винокурни, зернохранилища.

делами и широтой научных интересов. Он не был просто привер­женцем царя, смиренным советником всемогущего правителя. Образ его описан в старой индийской пьесе древнеиндийского драматурга Вишакхадатты «Перстень Ракшасы» («Мудраракшаса»). Во всех этих сказаниях Каутилья предстает умным и хитрым поли­тиком, обладающим чертами блестящего государственного деятеля. Его рисуют как смелого интригана, гордого и мстительного, который никогда не прощал обид и не забывал о своей цели.

По преданию, Каутилья родился в конце IV в. до н.э. в г. Так-сила (Таккхасила) — столице провинции державы Маурьев в семье известного брахманского рода. Появлению его на свет предшест­вовало знамение, предрекавшее ему необычную судьбу — стать царем или ближайшим советником правителя. В юношеском возрасте Каутилья легко постиг секреты всех наук и направился в столицу империи — Паталипутру, ко двору могущественного, но ненавидимого народом за алчность царя Нанды. Ученый брахман явно превосходил правителя в знании шастр и «священных законов» и этим навлек на себя его неудовольствие. Царь, чье самолюбие было сильно задето, даже изгнал его из собрания. Каутилья по­клялся отомстить Нанде и свергнуть его с престола. Он долго скитался по стране, вынашивая планы борьбы с царем. Он мечтал собрать сильную армию, поэтому занялся алхимией, дабы узнать секрет получения золота и разбогатеть, чтобы нанять и вооружить отряды солдат. Тогда-то он встретился с юным Чандрагуптой — выходцем из влиятельного кшатрийского клана Маурьев, в котором сумел разглядеть достойного претендента на престол. Несколько лет Чанакья и Чандрагупта провели вместе в Таксиле. Здесь под руководством своего наставника будущий правитель обучался раз­личным наукам, в том числе военному делу и искусству управления.

Согласно легендам, первая предпринятая Каутильей попытка свергнуть Нанду закончилась неудачей: он направил войско внутрь страны, оставил фланги незащищенными и тем самым дал воз­можность противнику окружить армию. Однако честолюбивый

Рахман не пал духом и начал готовиться к новому походу, разработав остроумный стратегический план: постепенно окружить голицу, последовательно тесня врага, ослабить его силы и окончательно разбить врага в завершающей битве. Каутилья заручился помощью другого влиятельного правителя — Парваты, которому случае победы была обещана половина царства. В процессе осуществления своего замысла будущий министр проявил себя не только искусным, но и коварным политиком: когда объединенная армия нанесла войскам Нанды решительное поражение, Парвата по распоряжению Каутильи был отравлен. Чандрагупта стал един­ственным властителем огромной империи.

Учитывая огромную известность Каутильи в индийской тра­диции и популярность в народе, не следует удивляться, что заме­чательный трактат древности приписывали именно ему

«Артхашастра» — большое произведение, состоящее из 15 отде­лов, или книг. Каждый отдел, в свою очередь, имеет разделы и главы. Всего насчитывается 150 глав, 180 разделов, или 6000 стихов (в число последних включается общее количество фраз трактата).

1-й отдел «Артхашастры» начинается вступительной (первой) главой, где дано перечисление отделов и разделов всего трактата и излагаются правила поведения царя. В этом отделе содержатся разделы и главы о классификации наук, об общении с учеными, назначении министров и советников, об испытании их честности, назначении тайных агентов и руководстве ими, о направлении послов, о наблюдении за царскими сыновьями, о царском жилище

и самосохранении царя.

2-й отдел, наиболее обширный, говорит об обязанностях много­численных надзирателей в промышленности, сельском хозяйстве, судоходном и военном делах, а также надзирателей за мерами веса, пошлинами и податями и др. Здесь указаны обязанности храни­теля казны, собирателя доходов, военачальника, градоначальника и др. Излагаются положения о заселении страны, распределении земли, ведении счетов, составлении указов, об испытаниях чинов­ников, о действиях различных государственных агентов.

3-й и 5-й отделы отражают вопросы государственной политики и суда. В них рассматриваются дела, связанные с браком, с разде­лом наследства, с исполнением договоров и взысканием долгов;

дела, касающиеся закладов рабов, прав собственности, насилия, различных видов оскорблений; действия тайных агентов и утон­ченные средства государственной политики, принципы тайных наказаний, пополнения казны, поведения придворных, укрепления

государства, единовластии и др.

4-й и 8-й отделы говорят об устранении препятствий на пути к общественному порядку, о наблюдении за ремесленниками и купцами, о стихийных бедствиях и борьбе с ними, об охране нравов, о различных допросах, пытках, о наблюдениях за всеми ведомствами, способах наказания, о наказаниях за различные про­ступки, о задержании по подозрению и расследовании случаев внезапной смерти, о различного рода бедствиях (стихийных, внут­ренних), о беспорядках, подрывающих основы государства и власти царя и нарушающих спокойствие его державы.

6-й отдел посвящен основам государственности, он повест­вует о совершенствовании основ государства, о мире и труде.

7-й, 9-й, 10-й, 12-14-е отделы посвящены вопросам войны у внешней политики.

11-й отдел излагает образ действий по отношению к союзам ц объединениям, а именно действия, вызывающие разногласия в объединениях и применение тайных карательных мер.

15-й отдел посвящен методике трактата и различным научным методам.

«Артхашастра» о научности управления государством. По мне­нию Каутильи, царь и те высокопоставленные лица, для которых составлялось руководство управления страной, должны были слу­жить в равной мере 3 главным целям, или установкам в жизни человека: законности (или религии), пользе (или богатству) и любви (или наслаждениям). Предпочтение, отдаваемое той или другой цели, неизбежно нарушает их единство, гармонию. В разделе «Победа над чувствами» Каутилья говорит: «Пусть он (царь) отда­ется любви, не нарушая закона и пользы; пусть он не будет лишен наслаждения или пусть в равной мере отдается трем целям, части которых связаны друг с другом. Ибо одно из трех, чрезмерно чтимое, вредит себе и двум другим».

Однако Каутилья все-таки отдает предпочтение одной из целей — пользе, считая ее главной, ведущей, хотя в некотором смысле и всту­пает сам с собой в противоречие, нарушая тем самым единство этой тройки. Но Каутилья объясняет свой выбор очень просто:

«Каутилья считает, что главное — польза, ибо закон и любовь основаны на пользе». Еще раз подчеркнем: исходя именно из такого предпочтения, автор трактата и дал ему название «Артхашастра».

В частности, Каутилья раскрывает понятие пользы на при­мере хозяйства: «Учение о земледелии, о скотоводстве, о торговле составляет учение о хозяйстве. Оно приносит пользу доставлением зерна, скота, золота, лесного товара и обязательного труда. При помощи его царь подчиняет себе сторонников и врагов через казну и войско». По мнению Каутильи, только философия, учение о трех ведах (священных писаниях), учение о хозяйстве, учение государствен­но управления являются науками. Причем, «корнем своим три ки имеют науку о государственном управлении, которая есть Редство для обладания тем, чем не обладаем, для сохранения РИобретенного, для увеличения сохраненного, и она распределяет Реди достойных приращенное добро». Это означает, что наука Дарственного управления выражала активное стремление царя

133 к увеличению приобретенных богатств. Вместе с тем эта наука предусматривала распределение приращенного добра среди «до­стойных». Наука, применяемая с истинным ее пониманием, «приносит людям чувство законности, пользу и наслаждение», а царь, воспитанный в духе этих наук, «заботится о воспитании своих подданных, владеет землей безраздельно, радуясь благу всех существ».

Как видим, уже в те далекие времена в Древней Индии серь­езно обсуждался и решался вопрос о научности в государственном управлении и о пользе науки в практической жизни. «С наукой государственного управления связаны все мирские дела, поэтому тот, кто хочет (успеха) в мирских делах, пусть всегда будет с подня­тым жезлом (наказание)... Применение жезла, основывающееся на истинном поведении, приносит живым существам благополучие, Истинное поведение бывает добыто работою над собой и природой».

Далее Каутилья высказывает свои мысли о пользе науки. «Наука воспитывает того, чей ум направлен на сущность вещей при по­мощи желания слушать, воспринимать и познавать. Необходимо постоянное общение правителя с учеными для роста настоящего воспитания, ибо в этом общении корень истинного воспитания... Необходимо правильное распределение в общении и усвоении материала... Недостаточно усвоенное пусть повторно слушается. От слушания ведь появляется понимание, от понимания — приложение к практике, от приложения к практике — полное самосознание. В этом сила науки... Царь, воспитанный науками и заботящийся о воспитании подданных, способствует умноже­нию благосостояния своего и своей страны».

Интересны высказывания о начале разработки важнейших решений: «Всякое начало дела предваряется совещанием. На сове­щании разбирается то, что еще не стало известным. Необходимо совещаться со старцами, преуспевающими в знании».

Анализ текста трактата показывает, что в Древней Индии были известны принцип плановости и процедура планирования как функция государственного управления. Так в «Артхашастре» приводится система управления, в которой многие вопросы экономической, финансовой и хозяйственной жизни решаются на основе этого принципа и с использованием инструментария планирования. Планировалось очень многое: распределение от­раслей производства по областям и провинциям, заселение новых областей, число и состав высших и низших чиновников в госу­дарственном аппарате, получение общих доходов и расходов, расходы на содержание государственного аппарата. И наконец;

был разработан плановый инструмент для управления персона­лом, точнее — первая в мире модель Табели о рангах, основные положения которой будут приведены чуть позже.

Здесь же приведем из Табели о рангах требования к некото­рым государственным служащим, подтверждающие плановый подход в управлении делами государственного хозяйства: «Надзи­ратель за торговлей должен точно знать, в какое время товары следует пускать в обращение, накапливать, закупать и продавать». Или: «Надзиратель за земледелием, сведущий в науке о сельском хозяйстве и в уходе за кустами и деревьями, должен в надлежащее время производить сбор семян всевозможных злаков, цветочных и плодовых растений, овощей, клубней, корнеплодов, льна, хлоп­ка... На подходящей земле, вспаханной несколько раз, он должен производить посевы. Следует собирать урожай своевременно каж­дый раз».

Выполнение плановых заданий сопровождалось жестким конт­ролем: «В течение дождливого времени, осени и зимы, следует доить корову 2 раза в день, в течение же таяния снегов, весной и летом, доить следует только 1 раз. Тот, кто доит в это время 2 раза, наказывается тем, что ему отрубают большой палец. Тот, кто про­пускает время дойки, наказывается тем, что лишается дневной платы за труд, как штраф».

«Артхашастра» об управлении персоналом. В «Артхашастре» приведены подробные характеристики работы кадров управления всех уровней — царя, министров и советников, послов, градона­чальников, главного военачальника, главного сборщика податей в сельской местности. Затем указаны требования к армии надзира­телей, которые делились в соответствии с функциями управления по отраслям и видам производства. В «Артхашастре» приведены практически все элементы кадровой работы. Причем часто изло­жение текста идет в форме дискуссии с представителями разных иаучных школ ради получения окончательного обоснованного Решения, автором которого всегда является Каутилья. Вот как, папример, Каутилья говорит о подборе и расстановке кадров — частности, о назначении министров и советников:

«~- Пусть царь делает министрами своих соучеников, так как н Узнал их честность и пригодность к делу, — говорит Бхарадваджа.

~ Пусть он делает министрами тех, кто в опасностях, угрожа-Щих его жизни, поможет ему, потому что так обнаруживается их РбДанность, — говорит Парашара.

д ^ пет' — говорит Пишуна, — это преданность, но не прояв-

ие ума. Он должен назначить министрами тех, кому поручит

135 дела по счетной части и по доходам и которые их выполнили, как ИМ было указано, или с избытком, ибо на этом выявилась их пре­данность.

Бахудантипура советует назначать людей, опытных в политике знающих историю и практику Он говорит:

— Пусть царь министрами назначает людей благородного про­исхождения, обладающих умом, честностью, мужеством, предан­ностью, так как эти достоинства стоят на первом месте.

— Все это вполне подходит, — говорит Каутилья, — так как пригодность человека создается из пригодности к делу вообще и из его специальной пригодности.

После того, как распределили министерские полномочия, место, время и дело, все с указанными свойствами люди должны быть сделаны министрами, но не советниками».

Аналогичная дискуссия приведена по принятию остроумного решения Каутильи о количественном составе царского Совета:

«— Пусть собранием советников царь сделает 12 министров, — говорит школа Манава.

— 16, — говорит школа Брихаспати.

— 12, — говорит школа Ушанаса.

— По потребности, — говорит Каутилья».

В трактате приводятся требования к личным и деловым качествам высших руководителей — министров, главных советников, послов, домашнего жреца. Например: «Местный житель, развитый, легко руководимый, искусный в ремеслах, прозорливый, умный, с хоро­шей памятью, ловкий, красноречивый, самоуверенный, искусный в ответах, одаренный предприимчивостью и храбростью, вынос­ливый, честный, преданный, доброжелательный, сильный, здоро­вый, стойкий, но не упрямый и не легкомысленный, с приятным 'обращением, не ссорящийся — это совершенный министр. Лишенные четверти и половины этих достоинств — это средний и плохой министры».

О требованиях к послам Каутилья говорит: «Кто обладает пол­нотой качеств министра — тот посол, которому поручено ведение дела. Кто лишен четверти этих качеств — тот имеет ограниченные полномочия; кто лишен их половины — тот только передатчик царского послания».

Особо выделяются требования к наиболее ответственному со­труднику аппарата царя — домашнему жрецу. «Домашним жрецом пусть царь назначает человека высокой нравственности, ученого рода, основательно изучившего веды и шесть вспомогательных

наук, божеские предзнаменования, приметы, науку государственного управления, умеющего противостоять бедствиям, происходящим дт богов и людей, при помощи заклинаний и соответствующих средств. Пусть следует ему, как учителю ученик, как отцу сын, как слуга господину».

В трактате излагаются интересные процедуры оценки кандидатов на должность министров, осуществляемые с помощью доверенных людей и тайных агентов (рекрутеров). «Их родину и способность к руководству пусть царь выяснит через доверенных людей; их искусство в ремесле и остроту в научном знании — от людей с одной с ними специальности; пусть выяснит красноречие, само­уверенность, искусство в ответах, в разговоре, из общения — честность, доброту, устойчивость в преданности; от сожителей пусть выяснит добродетель, силу, здоровье, стойкость, отсутствие упрямства и легкомыслие; лично — приветливость и неспособ­ность вызывать ссоры; пусть выяснит ум, память, ловкость — по приступу к работе; в бедствии пусть выяснит предприимчивость, храбрость, выносливость».

В трактате также излагаются методы подбора и расстановки министров. «Совместно с главным советником и домашним жре­цом царь, назначив министров на должности, пусть испытывает их хитростями.

Пусть он после испытаний министров — чистых по хитрости закона поставит на дела судебные и уголовные; чистых по хитрости выгоды пусть ставит на дела сбора поступлений, на должности сборов податей и счетные; чистых по хитрости любви пусть ставит надела по охране увеселений внутри дворца и вне его; чистых по хитрости страха пусть ставит на дела в непосредственной близости царя. Чистых по всем хитростям пусть сделает советниками; нечис­тых во всем пусть пошлет в рудники, в строевые леса, в леса — заповедники слонов и в мастерские.

Министров, очищенных по отношению к трем разделам (закон, материальная выгода, любовь) и страху, пусть ставит во главе дел^ относящихся к их специальности, в соответствии с результатами проверки их честности».

Каутилья советует царю не заниматься всеми процедурами "одбора высших сановников, а иметь для этого специально подо­бранных агентов двух типов: резидентов и нерезидентов — стран-^вующих тайных агентов, снабженных специальной инструкций

°бладающих определенными полномочиями в сборе любой необ-^Димой информации и самостоятельностью в выборе процедур Роверки честности кандидатов и подданных государя.

137 Все эти меры способствовали обеспечению максимального соответствия кандидата данному участку работы в государствен­ном аппарате. Для этого, как было показано, тщательно изучалась прошлая деятельность кандидата на должность, формулировались требования к работнику и с помощью специальных методов выяв­лялись наличие и степень развития у кандидата необходимых ка­честв. Кроме этого, учитывались уровень его образованности, знаний, источник знаний (приобретенных самостоятельно или в общении с учеными).

Табель о рангах Каутильи. Одно из важнейших достижений Каутильи в области развития всемирной управленческой мысли -~ это Табель о рангах государственных служащих, приведенная в «Артхашастре». До характеристики этого трактата мы не раз упоминали о кадровой тематике, отраженной в хрестоматийных материалах по истории Древнего Востока. В частности, встреча­лись документы, в которых приводились перечень должностей высших руководителей, требования к служащим, отдельные про­цедуры подбора и расстановки кадров. Но все это не содержало единой стержневой идеи и чаще всего приводилось только для подчеркивания важности статуса первого человека в стране. Сис­темного и детального описания практически всех элементов управления персоналом, как это было сделано в «Артхашастре», в мировой литературе по общественной мысли не существовало.

Некоторые положения Табели о рангах мы уже рассмотрели. Перейдем к описанию служебных характеристик и обязанностей государственного аппарата, начиная с первого лица страны — царя. По мнению Каутильи, царь должен быть деятельным чело­веком, ибо «когда царь деятелен, то за ним деятельны все слуги. Если царь бездеятелен, то вслед за ним бездеятельны и его слуги. Поэтому пусть царь проявляет свою деятельность».

Как это ни странно, может быть, звучит, но «царская должность» уже в те древние времена требовала от человека исключительных качеств. Все время правителя и днем, и ночью было расписано это выполнение различных административных обязанностей, прием официальных и тайных рапортов, совещания с министрами, каз­начеями и военачальниками. Перерывы для отдыха, сна, приема пищи, увеселений и развлечений в гареме были также жестко огра­ничены строгим расписанием. Далекий от «погрязания в типично восточной роскоши», молодой монарх «Артхашастры» был самым большим тружеником в своем царстве. Не всякий царь мог выдер­жать такую нагрузку, тем более что на каждом шагу приходилось

принимать самые тщательные меры предосторожности и личной охраны, опасаясь яда или кинжала убийцы.

«Царь, всегда напряженный в работе, пусть велит делать то. что нужно. Корень того, что нужно, — это напряженность в работе, противоположное — корень вреда.

При отсутствии напряженности в работе несомненна гибель как того, что уже достигнуто, так и того, что еще предстоит сде­лать. Напряженностью в работе достигается ее плод и полнота материальных благ».

Одна из обязанностей царя — постоянный контроль и проверка результатов работы своих ближайших сановников. «К работам должны приставляться все надзиратели, способные и обладающие качествами министров. И он, царь, должен постоянно испытывать их в работах. Ведь должностные люди, как и лошади, изменяются в работе. Поэтому он должен знать о них: и кто делает, и орудие действия, место и время действия, и действие, издержки и выгоду Если они действуют согласно наставлению, не сговариваются и не враждуют — значит, они могут делать дела; и пусть они не предпринимают дела без ведома господина, кроме мер к отвраще­нию несчастья. И он должен установить наказание за нерадивость в размере двойного однодневного жалованья и расхода.

Тот же из них, кто производит дело, как указано, или с избыт­ком, пусть получит место или награду».

Одной из ответственных должностей в руководстве страны был глава так называемых объединений (департаментов царской адми­нистрации). «Главы объединений в 100 или 1000 человек должны производить (среди таких объединений) распределение продоволь­ствия и платы за работу, а также назначения и перемещения. В случае, когда это касается должностей по надзору за имуществом Царя и по охране городов и местностей, перемещений не бывает. Главенствующие люди должны быть постоянными. Их должнр быть несколько».

Как уже отмечалось, в стране существовал мощный институт "адзирателей — по территориям (губернаторов, сборщиков пода­тей) и по отраслям государственного хозяйства: надзиратели за земледелием, за скотом, за гетерами, надзиратели за судоходством, колесницами и сбором пошлин, в промышленности и ремесле (за мастерскими, рудн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...