Система информационных материалов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Информация для градостроительного проектирования может быть подразделена на три вида: а) директивная; б) аналитическая; в) картографическая. Назначение каждого вида информации различно. Учет информации первого вида обязателен. Информация второго вида носит рекомендательный характер и, прежде чем ею воспользоваться, должна быть проанализирована, систематизирована и обобщена в виде кратких выводов, характеризующих современное состояние территории, на которой ведутся градопланировочные работы. Картографическая информация служит графической основой для выполнения чертежей и ряда специальных картосхем, позволяющих более наглядно визуально представить имеющуюся текстовую информацию. Директивная информация
Директивная информация может быть подразделена на:. Законодательные акты федерального и местного уровня, определяющие общий характер и условия осуществления градостроительной деятельности в России или ее отдельных регионах. Распоряжения н постановления федеральной или местной исполнительной власти, включая постановления об утвержденни нормативно-градостроительной документации, содержащей количественные или качественные характеристики, соблюдение которых при разработке градопланировочной документации обязательно. Нормативно-градостроительная документация самая значительная по объему часть директивной информации, в связи с чем издается специальный Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории РФ. В составе нормативно-градостроительной документации можно выделить несколько главных разделов: 1. документы, регламентирующие проектные параметры градостроительных решений по отдельным стадиям проектирования;
2. документы, определяющие порядок размещения и строительства гражданских и промышленных объектов, состав и содержание отдельных видов проектов по стадиям градостроительного проектирования, порядок согласования и утверждения градостроительных проектов. 3. К третьей группе можно отнести документы по частньм вопросам: нормы отвода земель под строительство различных объектов, санитарные и пожарные нормы и т.д. Нормативно-инструктивные документы необходимы для обеспечения единства градостроительной политики на всей территории страны. Среди нормативных документов особая роль принадлежит Строительным нормам и правилам, которые должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства. Положения нормативных документов могут обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые - на уровне лучших отечественных и мировых достижений. Они отражают основные достижения градостроительной науки и практики, в связи с чем по характеру этих документов можно судить об этапах развития экономики градостроительства и этапах развития общества, его понимания общественной важности научно обоснованного развития системы расселения в целом. Впервые такой документ был принят в 1958 г., спустя 40 лет после революции и через 13 лет после завершения войны. До этого было принято в проектировании городов такое понятие как «соцгород», что в принципе означало поселок при промышленном предприятии. В Правилах и нормах планировки и застройки городов (ПиН) впервые была определена четкая система районирования городской территории как основы формирования планировочной структуры города. Выли определены понятия: промышленный район города; микрорайон был признан главной формой социальной и планировочной организации селитебных образований; введена дифференциация по классам городских дорог, магистралей и улиц. Самое главное - установлен единый уровень жилищной обеспеченности в 9 м2 на человека.
К 1967 г. вместо ПиНа были введены Строительные нормы и правила «Планировка и застройка населенных мест». В СНиПе система районирования городской территории получила дальнейшее развитие, была впервые разработана четкая система нормирования вместимости культурно-бытовых объектов и ступенчатой организации обслуживания населения; нормы плотности жилого фонда дифференцированы по этажности; установлена новая норма жилищной обеспеченности - 12 м2 на расчетный период. Введение СНиПа способствовало повышению общего уровня градостройтельных решений, обеспечивало снижение стоимости городского строительства, главным образом, за счет нормирования городских территорий. Новый СНиП потребовал для решения социальных задач массового применения типовых проектов, что на определенном историческом этапе было необходимо, так как обеспечивало выравнивание уровня жизни в различных городах. Однако в процессе реализации СНиП выявились и отрицательные последствия его применения, обусловленные недостаточном учетом при планировке и застройке городов местных особенностей, а также взаимосвязи отдельных населенных пунктов в единой системе расселения. Следующим этапом был СНиП 1975 г., в котором впервые были введены нормы планировки и застройки для сельских населенных пунктов, дифференцированы нормы плотности жилого фонда по строительно-климатическим районам, а также обусловлены различия в плотности застройки на свободных и реконструируемых площадках. Главным достоинством новой редакции СНиПа во сравнению с предыдущей было обеспечение большей свободы творчества, что обеспечивалось не жестким нормированием, а системой рекомендаций по плотности застройки с выделением только нижней границы плотности застройки и возможностью варьировать нормы при расчетах вместимости объектов культурно-бытового обслуживания населения.
Новый СНиП 1989 г. ориентирован на более высокие нормы жилищной обеспеченности, рассчитанной на условия квартирного, а не коммунального, покомнатного заселения. Впервые установлены новые повышенные нормативы заселения: на первую очередь - 13,5 м2/чел., на расчетный срок - 18 м2/чел., за пределами расчетного срока - 28 м2/чел. Ограниченность ресурсов России, направляемых на жилищное строительство, косвенно подтверждается фактом принятия в генеральном плане Москвы нормативной жилищной обеспеченности Населения столицы государства с расчетным сроком до 2020 г., на 26-80 лет, - всего 35 м2/чел. Для сравнения: современная среднестатистическая обеспеченность россиян (около 19 м2 общей площади на человека) ниже американского уровня в 3 раза, норвежского - в 4,7 раза, немецкого - в 3,5 раза. При существующих (около 40 млн м*) объемах ввода жилья; для достижения обеспеченности россиян жильем - по комнате на 1 человека - потребуется не менее 50 лет, а для выхода на сегодняшний уровень США более 100 лет. Сегодня рекомендуется применять показатель 18-20 м2 на человека. Таков краткий обзор одного из важнейших разделов директивной информации 17.2.2. Аналитическая информация Аналитическая информация представляет данные, характеризующпе объект исследования - регион, область, группу районов, город, район города в трех основных направлениях: изучение территории района - природные условия, инженерно-строительные параметры, санитарно- гигиенические характеристики, земельный фонд, лесные и водные ресурсы, имеющиеся полезные ископаемые; изучение экономики района - размещение населенных мест по территории района проектирования, развитие, размещение и рентабельность промышленно-экономического потенциала, сельскохозяйственного производства независимо от форм собственности, жилой и общественной застройки, транспортной, инженерной инфраструктуры; изучение динамики численности населения и состояния расселения в районе проектирования - численность населения, возрастно-половая структура, объем трудовых ресурсов, занятость населения в отраслях народного хозяй-ства, ее динамика, численность и удельный вес нового для нас понятия безработных.
Информация, которая необходима для градостроительного проектирования, должна содержать сведения, отражающие процессы реализации градостроительных проектов - генерального плана, проекта детальной планировки с тем, чтобы можно было провести анализ развития территории не только всего города, района, во и его части, например, общегородского центра. Сбор исходной информации осуществляется в несколько этапов, каждый из которых предполагает использование различных методов. Сбор информации об исследуемом объекте, как правило, начинается с изучения литературных источников и архивных материалов, хранящихся в архивах управлений главного архитектора, проектных институтов градостроительного профиля. Необходимо также воспользоваться государственными архивами города и области. Наиболее важен этап сбора экономико-статистической информации, которая, как правило, собирается и систематизируется в городских и областных управлениях статистики и в отделах и управлениях городской или областной администрации. Если информация собирается об объекте проектирования находящемся в местах пионерного освоения, то придется пройти весь путь от районной администрации до областной (собирая разрозненную, зачастую несистематизированную социально-экономическую информацию, находящуюся в различных структурных подразделениях, формирование которых находится еще в стадии становления). Значительный интерес представляет также информация, концентрирующаяся в региональных структурах федеральных органов надзора: санитарной службе, комитете по охране природы и т.д. Прежде всего необходимо усвоить, что для градостроительного проектирования необходимы разнообразные данные, в совокупности характеризующие степень развития отдельных отраслей, использование земельных ресурсов, состояние окружающей среды и проводимые мероприятия по снижению техногенной нагрузки на среду обитания, наличие водных, энергетических и трудовых ресурсов. При изучении состояния окружающей среды необходимо собрать данные об основных климатических показателях, месячные и годовые данные о температурном режиме, атмосферных осадках, снеговом покрове, абсолютной, относительной влажности, солнечной радиации, направлениях, частоте, повторяемости и силе ветров, промерзании почвы. Геологическая характеристика города должна содержать, данные о геологической структуре и современных физико-географических процессах - сейсмичности, карстообразовании, оползнях и оврагообразовании.
Характеристика гидрографической сети города складывается из описания гидрогеологической изученности рек и озер на территории города, площади бассейнов, режиме стока, расходах различной обеспеченности. Следует учесть, что Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» установил в ст. 10, что государственные информационные ресурсы РФ открыты и общедоступны. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом. При сборе общих данных по городу, району, области следует получить информацию, накапливающуюся в Бюро технической инвентаризации города, касающуюся жилого фонда, его износа, степени благоустройства, времени постройки, инженерного благоустройства, материала стен, а так-же форм собственности жилого фонда. Данные о формах собственности жилого фонда можно также подучить в департаменте жилищно-коммунального хозяйства. Данные о земельных ресурсах и оформах собственности отдельных участков следует запрашивать в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Одновременно со сбором статистической информации, как правило, проводится анкетирование промышленных, строительных, транспортных и других организаций, составляющих основу промышленно-экономической базы города. В организациях так называемого градостроительного профиля следует выяснить численность занятых кадров, размеры занимаемой промышленной площадки, стоимость основных фондов, объем потребляемых ресурсов от городских инженерных систем, параметры грузооборота. Таким образом, для сбора градостроительной информации необходимо провести многоплановую работу, объем которой и стоимость сбора оцениваются в 8-10 % от стоимости всей работы. В настоящее время понятие градостроительной информации расширилось. Если раньше предприятие, квартиру, учреждение культурно-бытового назначения нельзя было купить-продать, то теперь в орбиту градостроительной информации должны включаться разнообразные финансово-экономические данные фондового рывка, каталоги риэлтерских фирм о состоянии рынка жилья и рынка недвижимости. Каталоги риэлтерских фирм позволяют получить предварительную информацию о ценности городских земельных ресурсов, так как в цене квартиры одной из составляющих является стоимостная оценка места расположения квартиры (дома) в системе города. Со временем такой разовый сбор информации сократится, так как в Градостроительном кодексе имеется требование свести всю имеющуюся информацию в государственный и территориальные градостроительные кадастры. Территориальный кадастр - совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние среды обитания населения и включающих картографическую, визуальную, статистическую и текстовую информацию, состоящую из земельного, водного, лесного и других отраслевых кадастров. Следовательно, кадастр представляет собой комплексную информационную систему, характеризующую современное состояние объекта градостроительной деятельности и намечаемые, прогнозируемые изменения в объекте градостроительной деятельности. Мировая практика показывает, что комплексные информационные системы в области градостроительства являются неотъемлемой частью современного управления; без их создания невозможно оптимальное развитие городов, формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса. Экономическая эффективность введения подобных систем на Западе оценивается на уровне 12 долларов прибыли на 1 доллар затрат. Именно поэтому эффективность кадастровых систем на основе современных информационных технологий признана во всем мире и является надежным инструментом пополнения городской казны. Государственный градостроительный кадастр представляет собой единую информационную систему учета, регистрации, хранения и предоставления информации, необходимой для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Основой государственного градостроительного кадастра является государственный земельный кадастр и градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке. Государственный градостроительный кадастр Ростовской области включает в себя:
· сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон. Однако следует подчеркнуть, что, даже имея данные территориального кадастра, следует провести визуальное обследование территории для того, чтобы получить полное представление о существующем положении. Профессиональное восприятие, как вид непосредственного наблюдения, позволяет расширить представление о городе, углубить его характеристику, выявить детали и сделать обобщения. В городе есть очень много прнзнаков и примет, на основе которых складывается представление о функциях города, их масштабе, взаимопроникновении, территориальной организации. Тщательное, добросовестное обследование территории крайне необходимо архитектору, теперь и Закон его обязывает к атому. Систематизированная аналитическая информация соединяется с картографической, и мы можем предложить на рассмотрение Градостроительному совету опорный план проектируемой территории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|