О всеобщих связях и развитии
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор __________П.Б. Акмаров «25» июня 2013 г.
ФИЛОСОФИЯ Методические указания для студентов заочной формы обучения
Ижевск ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА 2013 УДК 1 (075.8) ББК 87 я 7 Ф 54
Методические указания составлены на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 2 от 25 июня 2013 г.
Рецензенты: С.Д. Батанов – докт. с.-х. наук, профессор ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА; С.Н. Уваров – канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Составители: В.К. Трофимов, Ф.Н. Поносов, С.И. Платонова, А.А. Сергеев, А.А. Баранчук
Ф 54 Философия: метод. указ. Сост. В.К. Трофимов [и др.] – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 25 с.
Методические указания включают методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, тематику лекций, планы семинарских занятий, тематику контрольных работ, упражнения, список необходимой литературы, вопросы к экзамену. Предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программам подготовки бакалавра и специалиста.
УДК1 (075.8) ББК 87 я 7
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013 © Трофимов В.К. [и др.], сост., 2013 СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины «Философия» состоит в формировании у студентов следующих общекультурных компетенций: · владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения; · способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; · способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире; · способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем; · готовность к кооперации с коллегами при работе в коллективе; · способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; · способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков. Методические рекомендации студентам Для самостоятельной работы Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарским занятиям и экзамену по философии, рекомендуется:
1. Рассмотреть, как освещён вопрос семинарского занятия и экзамена в лекции преподавателя и в учебнике. 2. Изучить основную и дополнительную литературу (по указанию преподавателя). 3. Обязательно уяснить смысл основных понятий, указанных в каждой теме. 4. Выполнить рекомендованные к семинарскому занятию упражнения. 5. С самого начала занятий добиваться глубоких и ясно осознанных знаний. 6. Философия требует регулярного и систематического изучения. Её можно понимать только тогда, когда вникаешь в смысл философских рассуждений, размышлений, обобщений. 7. Активность студента на семинарском занятии может быть проявлена не только в виде подготовленных по требованию преподавателя сообщений, но и в виде добровольных выступлений, дополнений, вопросов преподавателю и студентам. 8. При подготовке к семинарскому занятию и экзамену следует руководствоваться программой курса философии для вузов, использовать учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы, журналы «Вопросы философии», «Философские науки» и другие. Эти издания имеются в библиотеке ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. Диалектика: философское учение о всеобщих связях и развитии 1. Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. Метафизика как альтернатива диалектики. 2. Закон единства и взаимоисключения противоположностей. Противоречие, его структура и типы. Специфика социальных противоречий. 3. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы.
4. Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Цикличность и поступательность прогрессивных изменений. Повторяемость в процессе прогрессивного развития. 5. Категории диалектики: единичное и общее; сущность и явление; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. 6. Системность и нелинейность бытия. Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания Основные понятия: диалектика, метафизика, догматизм, софистика, эклектика, релятивизм, закон, категория, противоречие, свойство, мера, эволюция, революция, прогресс, регресс, детерминизм, индетерминизм, сущность, содержание, форма, причина, необходимость, случайность, возможность, действительность, система, структура, элемент, волюнтаризм, фатализм, отрицание, синергетика, бифуркация, глобальный эволюционизм. Литература для подготовки к семинарскому занятию Основная 1. Трофимов, В.К. Основы философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – С. 118–192. 2. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 295-300.
Дополнительная 1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл. И.Т. Фролов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002. – С.138-146. 2. Горбачев, В.Г. Основы философии: курс лекций: учебное пособие / В.Г. Горбачев. –2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: Курсив, 2000. – С. 165-179. 3. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.180-187. 4. Родчанин, Е.Г. Философия для техн. вузов (исторический и систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2007. – С.139-161. 5. Стрельник, О.Н. Философия: учебное пособие / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – С. 113-118. 6. Трофимов. В.К. Общие проблемы философии науки. Курс лекций: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009.– С. 79-84.
7. Философия: курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов / под общей ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – С. 58-89. 8. Философия: учеб. пособ. для студ. вузов / В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, Е.З. Волчек [и др.]; под общей ред. Ю.А. Харина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – С. 125-137. 9. Философия: учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. – С. 190-194. 10. Философия: учеб. пособ. для высш. учебн. завед. – (2-е изд., перераб. и доп.) – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 130-133. Упражнения 1. Учение о развитии в его наиболее полном виде – ###. 2. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип – ###. 3. Источник развития, с точки зрения диалектики, - становление и разрешение – ###. 4. Необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе – ###. 5. Укажите законы, относящиеся к диалектической концепции развития: а) Закон сохранения массы и энергии; б) Закон единства и взаимоисключения противоположностей; в) Закон всемирного тяготения; г) Закон сохранения импульса; д) Закон перехода количественных изменений в качественные; е) Закон отрицания отрицания. 6. Из приведенного перечня философских понятий выделите основные категории диалектики: материя и сознание; бытие и небытие; единичное, особенное, общее; содержание и форма; чувственное и рациональное; субъект и объект; причина и следствие; ощущение и понятие; необходимость и случайность; возможность и действительность; имманентное и трансцендентное; содержание и форма; пространство и время; человек и природа; часть и целое; сущность и явление. 5. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как теорию развития: а) Аристотель, б) Ф. Аквинский, в) И. Кант, д) Г. Гегель, е) Ф. Ницше, ж) Ф. Шеллинг. 6. Назовите область современного научного знания, связанную с изучением явлений самоорганизации и претендующую на роль основания новой научной картины мира: а) дианетика, б) теософия, в) синергетика, г) постмодернизм. 7. Как отражена в данном стихотворении идея причинности? Неизвестный английский поэт XVIII века писал: «Все в мире связано вокруг, Примеры мы не будем множить, Цветка ты не заденешь вдруг, Чтобы звезды мог не потревожить?» 8. Скажите, о каком отрицании идет речь в следующем стихотворении: «Мы во власти мятежного страстного хмеля, Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты». Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|