Тема 2. Гносеология: философское учение о познании
1. Проблема познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Практика и ее роль в познании. 2. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Интуиция и ее место в познании. Роль приборов в познавательной деятельности. 3. Учение об истине. Классическая и неклассические концепции истины. Субъективное и объективное в истине. Диалектика абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность истины. Критерии истины. Практика как основной критерий истины. 4. Научное познание, его основные методы и формы. Общелогические методы, методы эмпирического и теоретического познания. Основные понятия: гносеология, субъект, объект, отражение, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, истина, практика, интуиция. Литература для подготовки к семинарскому занятию Основная 1. Трофимов, В.К. Основы философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – С. 193–227. 2. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 338-342.
Дополнительная 1. Горбачев, В. Г. Основы философии: курс лекций / В.Г. Горбачев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 130-132; С. 134-136. 2. Ильин, В.В. Философия для студентов технических вузов. Краткий курс / В.В. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – С. 99-110. 3. Философия. Часть II. Основные проблемы философии / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 1997. – С. 52-58; С. 65-73; С. 75-93. Упражнения 1. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности, – это ###.
2. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает – ###. 3. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает – ###. 4. Методологический принцип, согласно которому ощущения, восприятия являются основой и главной формой достоверного познания – это ###. 5. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это ###. 6. Укажите представителей агностицизма в классической философии: Ф. Бэкон, Д. Беркли, Г. Гегель, Д. Юм, Г. Лейбниц, И. Кант, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо. 7. Определите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании И. Канта: «Всякое наше созерцание есть только представление о явлении…. Каковы предметы в себе и обособленно от … восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их»: а) идеализм; б) агностицизм; в) дуализм. 8. Укажите парадигму в теории познания, в которой под объектом понимается фрагмент реальности, деятельностью человека вовлеченный в сферу его познания: а) созерцательная, б) деятельная. 9. Выделите основные функции практики в процессе познания: а) практика – основа познания; б) практика – часть познания; в) практика – критерий истины; г) практика – цель познания; д) практика – начало познания; е) практика – предшественница познания. 10. Выделите основные формы чувственного познания: суждение, ощущение, восприятие, умозаключение, представление, понятие. 11. Выделите основные формы рационального познания: умозаключение, ощущение, понятие, восприятие, представление, суждение. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ самостоятельной работы при НАПИСАНИи КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Выполнение контрольной работы начинается с выбора темы в соответствии с приведённым перечнем. Студент выбирает тему контрольной работы по двум последним цифрам номера студенческого билета. Например, если номер студенческого билета 13015, то тема контрольной работы – № 15. Если две последние цифры номера студенческого билета превышают число 31, то номер контрольной работы выбирается посредством сложения двух последних цифр номера студенческого билета: № студенческого билета 13033, контрольная работа № 6 (3+3).
Написание контрольной работы следует начинать с поиска и изучения литературы, причём при написании контрольной работы рекомендуется использовать не только учебники, но также научную и популярную литературу по философии. Тема должна быть раскрыта последовательно – в соответствии с оглавлением, пункты оглавления должны быть повторены в тексте. При написании контрольной работы необходимо проявлять самостоятельность, поэтому не допускается использование готовых компьютерных вариантов контрольных работ. Особое внимание следует обратить на оформление контрольной работы. Контрольную работу рекомендуется выполнять в письменном виде в ученической тетради – аккуратным, понятным для чтения почерком, объём контрольной работы составляет 11–14 страниц. Студенты должны обратить внимание на правильное оформление титульного листа, оглавления и списка литературы (смотрите образцы оформления в приложениях). Контрольная работа сдается лаборанту кафедры философии (кабинет 1-501) и регистрируется в журнале. Студент, не сдавший контрольную работу, к экзамену не допускается. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Философская мысль в Древней Индии. Локаята. Джайнизм. Буддизм. 2. Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм. 3. Проблема первоосновы мира в древнегреческой философии. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Гераклит. Демокрит. 4. Проблема человека в древнегреческой философии. Софисты. Сократ. 5. Философия Платона. 6. Философская система Аристотеля. 7. Эллино-римский период античной философии. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм. 8. Общая характеристика и теоцентрическая ориентация средневековой философии. 9. Средневековая патристика и средневековая схоластика. А. Августин. Ф. Аквинский. 10. Философия арабского Востока в Средние века. Авиценна. Аверроэс. Аль–Газали. 11. Антропологический и гуманистический характер философии Возрождения. Л. Валла. М. Монтель. Н. Макиавелли.
12. Формирование новой картины мира и натурфилософия Возрождения. Н. Коперник. Г. Галилей. Н. Кузанский. Дж. Бруно. 13. Протестантизм и реформация. М. Лютер. Т. Мюнцер. Я. Бёме. 14. Особенности философии Нового времени. Проблема научного метода: эмпирическая философия Ф.Бэкона и рационалистическая философия Р.Декарта. 15. Философия французского Просвещения. Вольтер. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. П. Гольбах. 16. Философия И. Канта. 17. Философская система Гегеля. 18. Антропологическая философия Л. Фейербаха. 19. Марксистская философия. К.Маркс. Ф.Энгельс. 20. Кризис традиционной формы философского знания. Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 21. Специфические особенности современной западной философии. 22. Позитивизм и его современные формы. О. Конт. Л. Витгенштейн. К. Поппер. Т. Кун. 23. Прагматизм. Ч. Пирс. У. Джемс. Д. Дьюи. 24. Экзистенциализм. М. Хайдеггер. Ж.–П. Сартр. 25. Психоаналитическая философия. З. Фрейд. Э. Фромм. 26. Философские идеи постмодернизма. 27. Особенности и становление русской философии. М.В. Ломоносов. А.Н. Радищев. П. Я. Чаадаев. 28. Славянофильство и западничество как течения русской философии и общественной мысли. А.С. Хомяков. И.В. Киреевский. В.Г. Белинский. 29. Материализм в русской философии XIX в. М.А. Бакунин, А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский. И.М. Сеченов. 30. Русская религиозная философия. Ф.М. Достоевский. В.С. Соловьев. Н.А. Бердяев. 31. Философия русского космизма. Н.Ф. Федоров. К.Э. Циолковский. А.Л. Чижевский.
Вопросы для экзамена
1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, идеалы, вера в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Возникновение философии и особенности философского мировоззрения. 3. Основные вопросы и типы философии. Материализм и идеализм как способы миропонимания, их исторические формы. Относительность противоположности материализма и идеализма. 4. Философия в системе культуры. Философия и наука. Структура и функции философии. Роль философии в жизни человека и общества. 5. Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек. 6. Проблема субстанции в философии. Материя как философская категория. Историческое развитие научно-философского понятия материи. Основные свойства материи. Структурное многообразие материального мира. 7. Движение, его противоречивость и основные формы. Движение и покой; движение и развитие; прогресс и регресс. 8. Пространство и время. Понятия пространства и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных, социальных, психологических процессах. 9. Проблема души человека в истории философии. Единство и различие тела и души. Душа как субъективная реальность. Природа идеального. Структура душевного мира. 10. Бессознательное, его виды, роль в жизнедеятельности человека. 11. Сознание, его сущность и происхождение. Основные формы сознания: воля, чувства, мышление. Связь мышления и языка. 12. Самосознание, его связь с сознанием, роль в деятельности человека. Самопознание, самооценка, саморегуляция как стороны самосознания. 13. Личный дух и духовный мир человека. Стремление к Добру, Истине и Красоте – проявления духовности человека. 14. Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. Метафизика как альтернатива диалектики.
15. Закон единства и взаимоисключения противоположностей. Противоречие, его структура и типы. Специфика социальных противоречий. 16. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы. 17. Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Цикличность и поступательность прогрессивных изменений. Повторяемость в процессе прогрессивного развития. 18. Категории диалектики: единичное и общее; сущность и явление. 19. Категории диалектики: содержание и форма; причина и следствие. 20. Категории диалектики: необходимость и случайность; возможность и действительность. 21. Системность и нелинейность бытия. Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания. 22. Проблема познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Практика и ее роль в познании. 23. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Интуиция и её место в познании. Роль приборов в познавательной деятельности. 24. Учение об истине. Классическая и неклассические концепции истины. Субъективное и объективное в истине. Диалектика абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность истины. Критерии истины. Практика как основной критерий истины. 25. Научное познание, его основные методы и формы. Общелогические методы, методы эмпирического и теоретического познания. 26. Человек как проблема философии. Философские концепции сущности человека. 27. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Основные концепции происхождения человека. Природные и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Роль труда, языка и общения в процессе антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке. 28. Человек как личность. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Социокультурная среда и личность. Типология личности. Диалектика свободы и необходимости в деятельности личности. 29. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. 30. Понятие общества. Деятельность – специфический способ существования общества. Социально-философские концепции сущности общества: натурализм, идеализм, материализм. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Современные подходы к пониманию сущности общества и необходимость синтеза социально-философского знания. 31. Экономическая сфера общества. Структура экономической сферы: производительные силы и производственные отношения. 32. Социальная сфера общества. Понятие социальной сферы и ее структура. Виды социальных групп и общностей: классы, социально-профессиональные, социально-демографические, территориально-поселенческие, национально-этнические. 33. Политическая сфера общества. Политика и власть. Политическая организация общества и ее структура. Возникновение, сущность, функции, типы и формы государства. Понятие правового государства. 34. Понятие духовной сферы. Религия и мораль как формы духовной жизни, их происхождение, сущность и основные функции. 35. Искусство и наука как формы духовной жизни, их происхождение, сущность и основные функции. 36. Общество как саморазвивающаяся система. Проблема закономерности исторического процесса. Общественный прогресс и его критерии. Эволюционный и революционный типы развития общества. 37. Источники и движущие силы исторического процесса. Объективные условия и субъективный фактор в историческом развитии. Роль народа, социальных групп и личности в истории. Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии. 38. Формационный подход к развитию общества. Понятие и типы общественно-экономической формации. Базис и надстройка в структуре общественно-экономических формаций. Диалектика производительных сил и производственных отношений как источник формационного развития. Ограниченность формационного подхода к развитию общества. 39. Цивилизационный подход к развитию общества. Формирование и сущность цивилизационного подхода. Цивилизации как локальные культурно-исторические типы общества. Культурно-историческое своеобразие российской цивилизации и русского менталитета. 40. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Понятие и классификация глобальных проблем. Сценарии будущего: гипотеза ноосферы, пределы роста, информационное общество, столкновение цивилизаций. Литература для самостоятельного изучения философии и подготовки к экзамену А) Основная 1. Трофимов, В.К. Основы философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 408 с. (электронный вариант учебного пособия размещён на портале академии). 2. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 561 с. Б) Дополнительная 1. Алексеев, В.О. Философия. Конспект лекций / В.О. Алексеев, Н.А. Мальшина, Н.А. Мельникова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с. 2. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М.: Знание, 1998. – 304 с. 3. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл. И.Т. Фролов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002. – 623 с. 4. Горбачев, В. Г. Основы философии: курс лекций / В.Г. Горбачев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с. 5. Горбачев, В.Г. Основы философии: курс лекций: учебное пособие / В.Г. Горбачев. – 2-е изд., перераб. и доп.– Брянск: Курсив, 2000. – 334 с. 6. Ильин, В.В. Философия для студентов технических вузов. Краткий курс / В.В. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 363 с. 7. Кальной, И.И. Философия для аспирантов: учебник / под ред. И.И. Кального. – 3-е изд., стер. / И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов. – СПб.: Лань, 2003. –512 с. 8. Кохановский, В.П. Философия: конспект лекций / В.П. Кохановский, Л.В. Жаров, В.П. Яковлев. – 9-е. изд.– Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 190 [1] с. 9. Крапивенский, С.Э. Социальная философия: учебник для студентов вузов / С.Э. Крапивенский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 416 с. 10. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич. –М.: ИНФРА-М, 2005. – 272 с. 11. Нижников, С.А. Философия: учеб. / С.А. Нижников. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 400 с. 12. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с. 13. Основы философии: учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 320 с. 14. Родчанин, Е.Г. Философия для техн. вузов (исторический и систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2007. – 432 с. 15. Смирнов, И.Н. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. – М., 1998. – 288 с. 16. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – 816 с. 17. Стрельник, О.Н. Философия: пособие для сдачи экзамена / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 251 с. 18. Стрельник, О.Н. Философия: учебное пособие /О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 335 с. 19. Трофимов, В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета / В. К. Трофимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 408 с. 20. Трофимов, В.К. История философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 348 с. 21. Трофимов, В.К. Общие проблемы философии науки. Курс лекций: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 146 с. 22. Философия (полный курс): учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 704 с. 23. Философия. Часть II. Основные проблемы философии / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 1997. – 320 с. 24. Философия: курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов / под общей ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с. 25. Философия: учебное пособие для студ. вузов / В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, Е.З. Волчек [и др.]; под общей ред. Ю.А. Харина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 416 с. 26. Философия: учебное пособие для высш. учебн. завед. – (2-е изд., перераб. и доп.) – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с. 27. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2001. –584 с. 28. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. – изд. 14-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с. 29. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с. 30. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл; пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. –368 с.
Энциклопедии и словари 1. Гуревич, П.С. Философский словарь. – М.: Олимп, 1997. – 320 с. 2. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е.Ф. Губского и др. – М.: Инфра-М, 2001. – 576 с. 3. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с. 4. Словарь философских терминов / ред. В.Г. Кузнецов.– М.: Инфра-М, 2004. – 731с. 5. Философский словарь В. Соловьёва. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 464 с. 6. Философский энциклопедический словарь / под ред. С. Аверинцева и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|