Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения и этапы развития национального счетоводства




 

Исторически основой СНС послужили расчеты национального дохода разными методами, которые имеют более чем трехсотлетнюю историю развития.

Начало применению экономико-статистических методов для описания и анализа хозяйства положил XVII век: именно тогда впервые в истории английские экономисты У. Петти и Г. Кинг построили оценки национального дохода Англии и Франции и использовали их для исследования влияния изменения налоговой системы на экономику. А в 1758 году Ф. Кенэ опубликовал первую формализованную модель национального хозяйства в виде «Экономической таблицы»[2].

В основе СНС лежит теория факторов производства Ж. Б. Сэя, рассматривающая труд, землю и капитал в качестве факторов, равно участвующих в производстве национального продукта и дохода и, следовательно, равно имеющих право на соответствующее вознаграждение. В начале XX века на усовершенствование методик экономических исследований большое влияние оказали А.Маршалл, В. Леонтьев и другие экономисты.

После Великой депрессии 1929 – 1933 гг. началось зарождение системы национального счетоводства. Стало очевидным, что рыночная экономика не обладает какими-то встроенными в неё саморегулирующими механизмами, которые, как полагали многие экономисты до депрессии, должны автоматически возвращать ее в состояние равновесия, что нужны меры государственного воздействия. Одним из ученых, кто обосновал идею и методы государственного регулирования в наиболее отчетливой и последовательной форме был выдающийся английский экономист Дж. М. Кейнс. В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году Кейнс разработал несколько принципов формирования системы информации, необходимой для анализа экономики и её регулирования органами государственного управления. Тем самым он сформулировал некоторые важные принципы будущей СНС. Он представлял её в виде системы взаимосвязанных макроэкономических переменных, таких как общий доход, потребление, инвестиции, сбережения и показал, что государство, воздействуя на одни переменные, может добиваться изменения других переменных. Но не только у Кейнса работы имели макроэкономическую направленность, расчеты и выводы многих экономистов подготавливали почву для создания национального счетоводства.

Термин «Национальное счетоводство» был предложен накануне второй мировой войны голландским экономистом Ван Клиффом[3]. Термин оказался весьма удачным и прочно вошел в обиход и специальную литературу. Этот термин означает счета для нации в целом.

Первая версия СНС ООН разработана в 1952 году (опубликована в 1953 и носит название «голубая книга»). Это взаимоувязанная система из шести счетов, характеризующих результаты и ход основных процессов в экономике.

Первые в истории национальные счета были построены для Палестины перед Второй мировой войной. Затем эта работа прервалась и возобновилась уже в конце 1950-х гг., прежде всего - в развитых странах. С началом разработки показателей национальных счетов в отдельных странах возникла необходимость создания международных стандартов методологии СНС.

Работа по формированию таких стандартов была развернута под эгидой ООН и завершилась в 1968 году официальным принятием методологии национальных счетов, получившей наименование СНС-68. В ней были детально изложена методология построения счетов и правила разработки показателей СНС. Внедрение методологии СНС-68 составило важный этап в развитии национального счетоводства.

При изучении результатов экономической деятельности использовались понятия внутренней и национальной экономики, что обуславливало определений соответствующих результатов экономической деятельности – ВВП и ВНП соответственно (новой методологии СНС-93 эти различия не проводятся).

Опыт накапливался, возникла необходимость пересмотреть методологию СНС-68. Для организации этой работы в начале 1980-х гг. был создан специальный международный орган. Пять ведущих международных организаций - ООН, МВФ, Всемирный Банк, ОЭСР и Евростат учредили Межсекретариатскую рабочую группу по национальным счетам (МСРГНС)[4].

Был подготовлен новый вариант руководства по национальным счетам. Пересмотренный вариант не только включал изменения в области методологии, но и был существенно расширен за счет большей степени детализации рассматриваемых вопросов. В 1993 году он был официально утвержден пятью международными организациями - ООН, МВФ, Всемирным Банком, ОЭСР и Комиссией Европейских Сообществ — и стал современным методологическим стандартом в области национальных счетов, именуемым СНС-93, своего рода «Библией СНС». Спустя два года Евросоюзом была опубликована еще одна версия этого документа — так называемая Европейская система счетов, или ЕСС-95. Этот документ концептуально идентичен СНС-93 и совпадает с ней во многих деталях. Важной характеристикой ЕСС-95 явилось то, что этот документ в большей степени ориентирован на практическую реализацию, в ряде случаев в нем более детально описаны процедуры практического расчета показателей национальных счетов.

Важнейшей задачей СНС является отражение процесса кругооборота доходов, и блок счетов доходов рассматривается как центральный в Системе.

СНС ООН 1993 года использует в качестве теоретической основы всех показателей доходов концепцию английского экономиста Дж. Хикса, изложенную им в работе «Стоимость и капитал». Если выразить эту концепцию простыми словами, то доход – это сумма, которую можно израсходовать на потребление, не становясь при этом беднее.

В СНС-93 предусмотрена следующая система показателей доходов[5]:

­ первичные доходы;

­ текущие трансферты в денежной форме;

­ располагаемые доходы институционных единиц;

­ текущие социальные трансферты в натуральной форме;

­ скорректированный располагаемый доход;

­ национальный доход;

­ национальный располагаемый доход.

В версии СНС-93, акцент делается не на счета экономики в целом, а на анализе деятельности секторов экономики.

Предусмотрена возможность учитывать теневую экономику. На практике же многие страны не готовы включать в свои расчеты национального дохода оценки юридически запрещенных товаров и услуг.

К началу 21-го века, по прошествии десяти лет с момента принятия и начала внедрения СНС-93 в мировой статистике стало складываться понимание, что основополагающий текст СНС-93 может быть улучшен с учетом сложившихся условий его реализации. Для гармонизации макроэкономической статистики предусматривается система сателлитных счетов, увязывающих с СНС блоки социальных показателей, показателей окружающей среды и др. Разработка сателлитных счетов – это серьезный поворот СНС к изучению социальных процессов. Если до последнего времени процесс производства рассматривался, прежде всего, с технологической точки зрения, то в развитии современной СНС все более отчетливо проявляется тенденция усиления роли в макроэкономической статистике таких разделов, как статистика занятости, распределения и перераспределения доходов. Готовится четвертая версия, разработанная в конце ХХ в. - начале ХХI в., но все еще многие вопросы остаются нерешёнными или дискуссионными.

Например, СНС-93 учитывает лишь экономическое национальное богатство (ЭНБ), включая основные фонды, недвижимость, здания, сооружения, активы, пассивы и т.д. Но не учитывает главное - демографическое национальное богатство – ДНБ, включая народонаселение и его качество со всеми его атрибутами, а также природное национальное богатство – ПНБ (территория, ландшафт, климат, земля, почвы, недра, природные ресурсы, леса, реки, озёра, флора и фауна, морской и океанский шельф, роза ветров и водные течения омывающих морей, и т.д.). Нельзя упрощенно сводить всё только к экономике и финансам, активам и пассивам. Например, учет ДНБ меняет рейтинги стран: быстрее богатеют более населённые страны с быстрым ростом производительности труда, быстрым развитием населения и быстрым прогрессом.

Кроме того неучтены и другие воздействия и виды деятельности:

­ не показана равномерность распределения доходов и экономических благ среди населения;

­ не учитывается ущерб, наносимый производством окружающей среде, и, как следствие, здоровью населения;

­ не включен ряд видов деятельности, которые увеличивают благосостояние нации: неоплачиваемая работа, выполняемая в домашнем хозяйстве или на общественных началах, а также производство в теневой экономике;

­ придается равное значение как полезным, так и вредным для общества товарам (например, лекарствам и сигаретам или химическому оружию), игнорируется в то же время ценность, которую имеет для человека свободное время или свобода.

Необходимость учёта этих и других значимых параметров будет побуждать развивать СНС в её будущих версиях.

Таким образом, система национального счетоводства прошла длительный путь развития. Она начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска, финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и нерыночного производства и т.д. Последующее совершенствование методов системы национального счетоводства позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций. В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в систему национального счетоводства межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а также введение балансов имущества. Система национального счетоводства с 1993 года обеспечивает ещё более тесную увязку традиционных её показателей со смежными разделами экономической статистики, более четко интегрирует их в свой состав. Это относится к показателям активов и пассивов, к платежному балансу, показателям статистики государственного бюджета. При подготовке новой СНС приняты во внимание особенности экономики и статистики стран переходного периода, то есть тех, которые встали на пути экономических реформ с целью трансформации административной экономики в рыночную. Общая схема и основные категории системы национального счетоводства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...