Современные проблемы формирования российской системы национального счетоводства
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества - процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Рассмотрим сферу экономических отношений. Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим[10]: 1) Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.: трактовка производственной деятельности и определение ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.. 2) Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики). 3) Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу). 4) Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других).
5) Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики). 6) Статистическим (актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов). Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, так как, например, изменение концепции развития национальной экономики предполагает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее.
Рассмотрению обозначенные проблемы более подробно. Концептуальные проблемы формирования СНС в условиях рыночной экономики сводятся к: 1) Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели хозяйствования 2) Разработке основных концептуальных положений дальнейшего развития национальной экономики и определению в соответствии с этим состава системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики. 3) Разработке основных принципов формирования российской системы национальных балансов (целостность и сбалансированность в разрезе институциональных секторов экономики в целом по экономики в целом по экономике; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений). 4) Разработке основных принципов функционирования российской системы национальных балансов. 5) Определению основных направлений развития СНС в соответствии с учрежденным вариантом развития национальной экономики в перспективе. 6) Разработке основных принципов формирования сценарных условий прогноза. 7) Разработке основных принципов формирования системы макроэкономических показателей в отчетном и прогнозном периодах, действующих на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально-экономической политики. 8) Разработке основных принципов формирования краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов с использованием различных направлений государственной социально-экономической политики, их инструментов и параметров 9) Соответствию концептуальных положений форсирования российской системе национальных счетов основным концепциям СНС ООН 1993г. в ее общем виде, международным требованиям и стандартам. Теоретической основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей рыночной экономики России. Национальные счета имеются почти во всех капиталистических государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде. Причина заключается в самой природе капиталистической экономики, в которой государственные органы не имеют полного доступа к экономической информации частных предприятий. Поэтому СНС капиталистических стран ограничивается исследованием экономического равновесия, процесса формирования доходов и условий реализации продукта. В связи с этим в настоящее время главным содержанием национальных счетов в капиталистических странах (Франция, США, Англия) служат потоки доходов. Другие аспекты экономического анализа, например, рассмотрение процесса производства и вытекающих из него межотраслевых производственных связей или финансового оборота, соответствующего движению доходов, или определение богатства нации и его влияния на экономическую жизнь, носят несколько обособленный характер. Однако, несмотря на то, что до настоящего времени в капиталистических странах не существует полностью интегрированной системы народнохозяйственного учета, которая сводила бы воедино все аспекты анализа и прогноза, национальное счетоводство развивается примерно в этом направлении. России в соответствии со сложившейся практикой статистического учета и прогнозирования, основанной на концепции К.Маркса о производительном и непроизводительном труде, главное внимание всегда уделялось производству, движению материального продукта, показателям межотраслевого баланса, а также показателям баланса воспроизводства национального дохода по основным подразделениям экономики, балансов основных фондов и национального богатства. И это правильно, так как потреблять, накапливать и обменивать можно лишь то, что произведено. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что проблемы теоретического характера в экономике России в целом, в настоящее время, сводятся к определению и разработке целостной и взаимоувязанной системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально- экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах. Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институциональным секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом, достигается на каждом уровне балансировки, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сводного баланса потоков ресурсов. Обоснованность разработки прогноза макроэкономических показателей системы балансов достигается посредством использования в практических расчетах методологических подходов, позволяющих связать экономику и политику на основе взаимосвязи и взаимовлияния. Взаимосвязь и взаимовлияние показателей целостной системы балансов обусловлены использованием методологии расчета показателей, опирающейся на нормативно-правовые акты, то есть посредством использования инструментов и параметров различных направлений осуществляемой посредством государственной политики. Отсюда следует, что теоретические проблемы формирования СНС, в первую очередь, неразрывно связаны с проблемами концептуального характера, организационно-правовыми проблемами, методологическими и другими.
Переходность форм отношений (специфика форм собственности и их трансформирование), их неустойчивость, появление и функционирование особых переходных экономических форм, являющихся проявлением смешанности старого и нового, а также выражение противоречий с традиционными системными формами, то есть сама система социально-экономических отношений переходного общества, создает определенные сложности органам госстатистики в вопросах формирования корректной информационной базы для построения СНС по полной схеме и органам прогнозирования для разработки всесторонне обоснованной схемы социально-экономического развития. России на перспективу. Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в статистическую практику экономических расчетов в России, является перестройка ранее существовавшей системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным концепциям общей СНС. Логическим продолжением работ по совершенствованию информационной базы статистики является разработка и внедрение ЕГРПО, аккумулирующего информацию обо всех организациях, прошедших государственную регистрацию независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности. Потребность в получении макроэкономических показателей в соответствии с принципами СНС требует пересмотра прежних форм отчетности, внесения изменений в них, разработки и введения новых, а также проведение обследований. Однако несовершенство новых норм отчетности в первичном учете некоторых показателей, а также различна интерпретация понятий, их трактовка различными институциональными единицами создают определенные сложности для перехода предприятий и организаций на СНС.
Анализ - заключительный этап всякого статистического исследования. Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью выявления основных взаимосвязей и пропорций общественного производства; степени влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности; получения теоретических выводов; образования целесообразности и направлений дальнейшего совершенствования используемой статистической методологии; формулировки практических выводах об основных тенденциях развития социально - экономических процессов и их эффективности. Существовавшая система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств. В заключение данного вопроса хотелось бы отметить следующее. Изменения в системе экономических отношений в стране, связанные, в первую очередь, с внедрением рыночных отношений, интенсивным развитием негосударственного сектора экономики, процессами в социальной сфере, обусловливают применение новых методов статистического наблюдения; новых подходов к формированию информационной базы - системы статистических показателей, разрабатываемых государственной статистикой. Анализ обобщающих экономических показателей и их взаимосвязи в динамике позволяет оценить правильность проводимой экономической политики России и принять своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.
Заключение
Обобщив изложенную в курсовой работе информацию, обозначим основные ее моменты. После окончания второй мировой войны, в 1947 г. известный экономист Р. Стоун, ученик и последователь Дж. М. Кейнса, в докладе, подготовленном для ООН, предложил принцип составления системы национальных счетов (СНС), который коротко можно сформулировать следующим образом: «хозяйствующий субъект - экономическая операция». Этот принцип означает следующее: СНС представляет такую систему информации, в которой в компактной и хорошо обозримой форме содержатся сведения об ограниченном числе относительно однородных групп хозяйствующих субъектов (секторов экономики) и некотором ограниченном числе относительно однородных групп экономических операций между ними. Регистрация этих операций посредством двойной записи на счетах для секторов экономики позволяет, с одной стороны, исследовать экономику каждого сектора и взаимосвязи между ними, а с другой - позволяет исчислить макроэкономические показатели. Такая постановка вопроса о характере СНС требовала ответа на вопрос об источниках информации, о возможностях использования данных бухгалтерского учета. Однако концепция Р. Стоуна не могла быть реализована в 1950-х гг. потому, что даже высокоразвитые страны не были к ней готовы. В результате первый международный стандарт ООН в области национальных счетов, который увидел свет в 1952 г., не содержит рекомендаций по составлению национальных счетов в разрезе секторов экономики. Он включает рекомендации по составлению ограниченного числа счетов для экономики в целом, которые позволяли получить наиболее важные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, национальный доход, сбережения, инвестиции и некоторые другие. На практике в это время рядом стран составлялись подобные показатели на основе обработки информации, получаемой из самых разных и не всегда согласованных между собой источников. Известному экономисту А. Маршаллу принадлежит идея анализа поведения хозяйствующих субъектов, которая впоследствии была реализована в СНС. А. Маршалл одним из первых сформулировал принцип исчисления национального дохода. В работе «Принципы экономики» (1925 г.) он пишет, что чистый годовой доход страны - это сумма произведенных товаров за вычетом товаров, израсходованных в производстве, и амортизации основных фондов, плюс чистый доход от зарубежных инвестиций. Подобное определение национального дохода мало изменилось до настоящего времени. Второй стандарт ООН в области национального счетоводства был одобрен Статистической комиссией ООН в 1968 г. Документ, ставший известным позднее среди специалистов как «голубая книга» (по цвету обложки), был подготовлен Р. Стоуном в сотрудничестве с американским экономистом Н. Айдиновым, работавшим в то время в Секретариате ООН. Система национальных счетов ООН 1968 г. была значительным шагом вперед по сравнению с СНС 1953 г. Прежде всего, она включала не только традиционные счета национального дохода и национального продукта, но и новые, интегрированные в ее структуру блоки макроэкономической информации. Среди них: баланс межотраслевых связей, баланс национального богатства, система показателей движения финансовых ресурсов и др. Некоторые из новых блоков были разработаны в самой общей форме, однако связи с традиционными счетами национального дохода и валового внутреннего продукта были очерчены достаточно ясно. Кроме того, в СНС были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для пяти ее секторов. Система национальных счетов ООН 1968 г. включала в качестве отдельной главы рекомендации по составлению национальных счетов в развивающихся странах, которые учитывали как особенности их экономики, так и проблемы с получением необходимой информации. Наконец, еще одна важная особенность СНС ООН 1968 г. состояла в том, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, позаимствованный из бухгалтерского учета. Следует отметить, что СНС ООН 1968 г. сыграла положительную роль в разработке национальных счетов как на национальном, так и на международном уровне. На основе ее концепций и определений ООН стала выпускать Статистический ежегодник по национальным счетам, систематизирующий сравнимые в международном плане данные о важнейших макроэкономических показателях и их компонентах. Большинство стран мира предприняли меры по внедрению положений СНС ООН 1968 г в регулярную статистическую практику. На базе СНС ООН 1968 г Европейское Сообщество в начале 1970 г. разработало Европейский вариант СНС, представляющий адаптацию СНС к потребностям наиболее развитых европейских стран. В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую систему национальных счетов, работа над которой продолжалась около 10 лет. Целью пересмотра СНС 1993 г. была дальнейшая гармонизация системы с такими смежными разделами экономической статистики, как платежный баланс, статистика государственных финансов и др. Эта гармонизация означает, что определения и классификации отдельных блоков СНС должны быть строго координированы с определениями и классификациями упомянутых разделов экономической статистики. Например, определения, используемые в счетах «остального мира», где регистрируются операции с другими странами мира, должны быть согласованы с определениями платежного баланса. Это сделано таким образом, чтобы основные итоги платежного баланса совпадали с основными итогами счетов «остального мира». Другая цель пересмотра СНС 1993 г. состояла в том, чтобы сделать структуру счетов более ясной, логичной и последовательной, уточнить трактовку отдельных статей доходов и расходов. В этой связи следует отметить, что определение валового внутреннего продукта несколько расширено в СНС 1993 г. В частности, в накопление основных фондов включены расходы на геологоразведку приобретение средств программного обеспечения, оригиналов художественных и литературных произведений. Кроме того, в составе расходов на накопление предусмотрена новая статья «Чистое приобретение ценностей», т.е. предметов, обладающих способностью сохранять стоимость в течение относительно длительного периода времени (ювелирные изделия, произведения искусства, антиквариат, золото в слитках). Иными словами, ценности обладают такими качествами, за которые инвесторы приобретают их для сохранения стоимости от инфляции. В новой СНС уточнена трактовка расходов на военные цели, на деятельность финансовых посредников, усовершенствованы методы оценки выпуска продукции в условиях высоких темпов инфляции. После 1993 г. начался период внедрения рекомендаций новой СНС в практику. Сегодня система национальных счетов проникла во все сферы экономической и общественно-политической жизни развитых стран с рыночной экономикой. Новая СНС ООН 1993 г. разработана с учетом особенностей экономики стран переходного периода, которые стали на путь экономических реформ в целях трансформации административно-командной системы управления экономикой в регулирование рыночного хозяйства. Переход Российской Федерации на систему национальных счетов позволит решить следующие задачи: обеспечить субъекты управления более широкой, ориентированной на рыночную экономику системой макроэкономической информации, необходимой прежде всего для разработки экономической политики в органах государственного управления; содействовать налаживанию международного экономического содружества стран СНГ для обеспечения универсального экономического языка, понятного экономистам, бизнесменам, менеджерам во всем мире; решить проблемы предоставления данных в международные экономические организации; облегчить участие стран СНГ в международных сопоставлениях валового внутреннего продукта, проводимых в рамках ООН на основе исчисления паритета покупательной способности валюты; устранить трудности в процессе привлечения иностранного капитала, связанные с различиями в учетных системах.
Список использованной литературы
1. Кориненко О. Национальная экономика. – Питер, 2009. – 256с. 2. Национальное счетоводство. Учебник. – Финансы и статистика, 2010. – 608с. 3. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. В 2 томах. – Владос, 2010. – 816с. 4. Базиков А.А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике. – Финансы и статистика, 2010. – 416с. 5. Суринов А.Е. Введение в национальное счетоводство. – Статистика России, 2009. – 356с. 6. Кудров В.М. Национальная экономика России. – Дело, 2009. – 544с. 7. Ковалев И.Н. Национальная экономика. – Феникс, 2009. – 352с. 8. Янгиров А.В. Национальная экономика. – КноРус, 2009. – 288с. 9. Бункина М.К. Национальная экономика. – Палеотип, 2009. – 488с. 10. Кошелев А.Н. Национальная экономика. – Питер, 2009. – 278с. 11. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность. Учебник. – Экономика, 2009. – 478с. 12. Национальная экономика. – РАГС, 2010. – 512с. 13. Носова Н.С. Национальная экономика. Краткий курс. – Окей-книга, 2009. – 144с. 14. Юсупов К.Н. Национальная экономика. – КноРус, 2009. – 288с. 15. Рыбакова О.М. Основы системы национального // Бухгалтер и закон. – 2009. - № 11. – С. 17-23. [1] Носова Н.С. Национальная экономика. Краткий курс. – Окей-книга, 2009. – С. 43. [2] Рыбакова О.М. Основы системы национального // Бухгалтер и закон. – 2009. - № 11. – С. 17-23. [3] Рыбакова О.М. Основы системы национального // Бухгалтер и закон. – 2009. - № 11. – С. 17-23. [4] Рыбакова О.М. Основы системы национального // Бухгалтер и закон. – 2009. - № 11. – С. 17-23. [5] Рыбакова О.М. Основы системы национального // Бухгалтер и закон. – 2009. - № 11. – С. 17-23. [6] Кудров В.М. Национальная экономика России. – Дело, 2009. – С. 143. [7] Кошелев А.Н. Национальная экономика. – Питер, 2009. – С.100. [8] Янгиров А.В. Национальная экономика. – КноРус, 2009. – С.132. [9] Юсупов К.Н. Национальная экономика. – КноРус, 2009. – С. 113. [10] Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность. Учебник. – Экономика, 2009. – С.223.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|