Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы измерений ощущений: Абсолютные пороги ощущений




1. Прямой метод, метод минимальных изменений (метод субъективной оценки, т.е. метод словесных оценок раздражений). Он состоит в следующем: испытуемому предъявляется соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, свет, звук), который имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Предлагается ответить, когда испытуемый впервые почувствовал соответствующее ощущение. Для измерений кожной чувствительности применяется прибор- эстезиометр.

Острота слуховой чувствительности измеряется с помощью аудеометра, позволяющего определять звуки различной интенсивности.

Испытуемый с которым проводится опыт должен отметить тот момент, когда раздражитель впервые начинает им восприниматься.

Минимальное раздражение, впервые вызывающее ощущение - нижний порог ощущения. Всыпьте в стакан ложечку сахара и попробуйте. Не сладко? Понемногу добавьте сахара и попробуйте. В какой-то момент вы ощутите, что вода стала сладковатой.

Нижний порог ощущения осязательной чувствительности выражается в барах (единицы давления). Нижний порог слуховой чувствительности – в децибелах (единицы интенсивности звука). Нижний порог световой чувствительности – в люксах (единицы силы света). Показатели нижних порогов тех или иных ощущений не представляют собой четко «очерченной» величины. Поэтому за нижний порог ощущения принимается величина, при которой число положительных ответов, указывающих на то, что у субъекта возникло соответствующее ощущение, превышает 50%. Этот порог называется достоверным нижним порогом ощущений.

Нижние пороги ощущений не остаются постоянными, а меняются в зависимости от факторов: привыкание к раздражителю, фон или условия, которые могут повышать или понижать чувствительность.

Рядом с нижними порогами чувствительности можно различать верхние пороги - это та максимальная величина раздражителя, за пределами которой раздражитель либо не воспринимается, либо идут болевые ощущения. Например, человеческий слух воспринимает звуковые колебания в диапазоне от 20 до 20000 Гц. Если предъявить звуки выше 20-30000 Гц, т.е. ультразвуки, человек их не будет воспринимать. Т.о., звуки, расположенные за пределами верхних порогов, перестают вызывать ощущения.

Измерение нижних и верхних порогов имеет практическое значение: оно позволяет выделить людей с пониженной чувствительностью того или иного анализатора. Например, снижение зрительной чувствительности может указывать на поражение сетчатки или центральных отделов зрительного пути…

Например, интересует при какой минимальной величине звука испытуемый может это звук услышать (определяем нижний порог громкости). Испытуемому дают инструкцию говорить «да»- если слышит, «нет» - если не слышит. И наоборот. Обычно измерение порога начинают с убывающего ряда стимулов.

 

Применение метода границ для определения порога обнаружения (абсолютного порога) визуального сигнала

Интенсивность Света, условные единицы            
  Да          
  да   Да      
  Да Да Да      
  нет Нет Нет      
    Нет Нет      
    нет нет      
             
             
             

 

Но этот метод может быть полезным и иметь ошибки. Недостаток в том, что изменение интенсивности стимула (увеличение или уменьшение) происходит упорядоченно, ритмично. Это значит, что после серии опытов равномерные изменения интенсивности становятся для наблюдателя предсказуемыми, поэтому ответ может быть не объективным, а предугаданным. Вторым источником необъективности может быть ошибка, связанная с привыканием. Наблюдатели дают одни и те же ответы.

2. Метод постоянных раздражителей (метод констант).

Раздражители предъявляются испытуемому в беспорядочной последовательности, чередуясь с нормальным порогом. Испытуемому требуется оценить переменный раздражитель.

3. Метод средней ошибки (установки).

Испытуемый сам изменяет интенсивность раздражителя (то увеличивая, то уменьшая) пока не получит едва заметного ощущения. Испытуемый сам регулирует величину стимула. Начиная от первоначального вызванного ощущения, он плавно снижает интенсивность стимула до тех пор, пока не установит такое ее значение, при котором впервые утрачивает ощущение.

2. Косвенный метод (метод объективной оценки признаков, указывающих на наличие ощущения). Ощущения не представляют собой пассивный процесс, они всегда сопровождаются рядом изменений в вегетативных, дыхательных процессах: сужение сосудов, изменение сопротивляемости кожи, поворот глаз в сторону раздражителя, напряжение мышц шеи и др. Все эти симптомы появляются тогда, когда раздражитель доходит до субъекта и вызывает ощущения. Они могут быть использованы как объективный показатель появления ощущений.

Исследование относительной (разностной) чувствительности.

До сих пор мы останавливались на измерении абсолютной чувствительности наших органов чувств – нижний порог и верхний порог ощущения. Существует разностная чувствительность.

Например, мы находимся в темной комнате, освещенной одной свечой, то прибавление другой такой же свечи будет легко замечено нами, в этом случае освещенность увеличивается вдвое и разница в освещенности будет восприниматься без труда. А если мы находимся в ярко освещенном зале, где горит много ламп, в этом случае не только прибавление одной лампочки в 100 свечей не будет нами восприниматься (освещенность увеличится на 1/1000 и ее изменение останется незаметным. Например, в полной тишине мы хорошо различаем малейший звук; в обстановке шума этот звук останется незаметным.

Это означает, что относительная (разностная) чувствительность может выражаться в других мерах, чем абсолютная чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Особенно влияют на повышение чувствительности характер деятельности человека, его интересы, мотивы, профессия, тренировка.

Относительная (разностная) чувствительность выражается в относительной прибавке к исходному фону, которая достаточна для того, чтобы испытуемый заметил его изменение.

 

Концепции психофизики и направления исследований до середины 20 века.

Психофизика - психологическая дисциплина, изучающая измерение человеческих ощущений, т. е. какие раздражители мы можем улавливать, с какой интенсивностью, т.е. связь физической стимуляцией и нашими ощущениями.

Основная мысль Фехнера заключалась в том, что между ощущением и физическим раздражителем существует количественная связь. Он пытался вывести формулу, связывающую эти две величины, разработав шкалу ощущений.

По мнению Фехнера, создание образа может быть по схеме:

РАЗДРАЖЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ ОЩУЩЕНИЕ СУЖДЕНИЕ

(физика) (физиология) (психол) (логика)

 

Главным в идее Фехнера является то, что он впервые включил элементарные ощущения в психологию. До него считали, что исследованием ощущений должны заниматься физики, физиологи, врачи.

Психофизика изучает законы чувственного отражения и поведение, деятельность человека при восприятии окружающей среды.

Для величины ощущения он ввел понятие «порога ощущений». И предметом изучения науки должны быть соотношения психических и физических явлений.

По мнению Фехнера, для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы раздражитель (стимул) достиг определенной величины (нижний порог абсолютной чувствительности).

 

Суть закона:

В то время как ощущение увеличивается равномерно в (арифметической прогрессии), то соответствующее увеличение сигнала интенсивности происходит неравномерно (в геометрической прогрессии), т.е. для получения соответствующего ощущения требуется все более и более интенсивный сигнал.

Закон Фехнера: сила ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя.

Закон (отношение Вебера):

Параллельно исследованиям Фехнера тоже немецкий ученый Вебер изучил порог к различию (разностный порог ) – минимальная разница между двумя сигналами, необходимая для того, чтобы они были восприняты как разные сигналы. Эта разница отвечает на вопрос - насколько должны отличаться друг от друга два сигнала?

Для того, чтобы наши органы чувств функционировали нормально, и мы могли различать рисунки, запахи, вкусы наши абсолютные пороги должны быть низкими. Например, дегустатор вин должен отличать сорта вин по аромату, вкусу. Родители слышат голоса своих детей среди других детских голосов.

Разностный порог- это минимальная разница между раздражителями. Порог различения увеличивается в соответствии с интенсивностью сигнала.

Например, добавьте 10 гр. К весу 100 гр. И вы заметите разницу. А если к 1 кг добавить 10 гр, то не заметите, т. к. увеличился порог различения.

Закон Вебера (немецкий психолог изучал способность наблюдателей выполнять задания, связанные с необходимостью различать сигналы. Он определил, что количественные изменения сигнала- увеличение или уменьшение его интенсивности, необходимое для того, чтобы второй сигнал был воспринят как отличный от второго.

Закон: чтобы два сигнала – независимо от их абсолютной величины или интенсивности- можно было отличать друг от друга, разница между ними должна быть пропорциональна их абсолютной величине.

Фехнер и Вебер разработали косвенные методы измерения ощущений.

Стивенс разработал прямые методы измерения ощущений. Эти методы основаны на определении человеком порядка своих ощущений по возрастанию, либо на присвоении им числовых значений.

Закон Стивенса: Нижние и верхние пороги ощущений и пороги различения характеризуют пределы человеческой чувствительности.

 

Развитие ощущений

Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя не­продолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздра­жители всех видов.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувстви­тельность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на при­косновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Впол­не вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикоснове­ние, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чув­ствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отли­чает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувстви­тельность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются доста­точно долго.Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется слож­ностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения.

В первые дни после рождения ребе­нок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасыва­ется лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реа­гировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда лас­ковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспри­нимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако раз­личение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установ­лено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начина­ет проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может «видеть» предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ре­бенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления.

По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолют­ная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жиз­ни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребен­ка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрос­лого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы.

Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощу­щении осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря воз­можности развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...