Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи дисциплины




Предмет и задачи курса “Профессиональная этика”, ее место в формировании мировоззрения, ценностных установок, уровня профессиональной и общей культуры сотрудников противопожарной службы. «Профессиональная этика» в системе наук и учебных дисциплин. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Семинарское занятие. Введение в «Профессиональную этику».

Самостоятельная работа. Изучить: цели, задачи и функции дисциплины «Профессиональная этика»; специфику профессиональной этики сотрудников ГПС; профессиональная этика, ее место в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников ГПС; происхождение и содержание термина «этика».

Рекомендуемая литература:

основная [1, 4];

дополнительная [6].

 

Тема 2. Этапы развития этики как науки

Особенности нравственных учений Древней Индии и Китая. Возникновение этики как науки в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека). Общая характеристика средневековой этики (Августин Блажененный, Фома Аквинский). Нравственные проблемы в трудах мыслителей Возрождения. Моральная философия в эпоху Просвещения. Этические концепции Нового времени (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр и др.).

“Новое жизнеописание” Л.Н.Толстого, религиозно-этическое учение Ф.М.Достоевского. Нравственные искания русской философии (В.Соловьев, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, Л.Шестов и др.).

Семинарское занятие. Этапы развития этики как науки.

Самостоятельная работа. Изучить: этическую мысль Античности; зарождение этических учений христианства и мусульманства как основы этики средневековья; этику эпохи Возрождения; моральную философию в эпоху Просвещения; нравственные концепции русской философии (В. Соловьев, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др.); актуальные проблемы морального сознания современного человека.

Рекомендуемая литература:

основная [1];

дополнительная [3, 4].

 

Тема 3. Мораль: сущность, происхождение.

Исторические типы

Основные теории происхождения морали. Формирование морали в первобытном обществе и ее развитие в последующие эпохи. Исторические типы морали и ее противоречивый характер ее развития. Мораль как особый ценностно-интегративный способ личностного и социального регулирования. Проблема сущего и нравственно-должного. Нравственные отношения и нравственная деятельность как основные составляющие моральной практики. Функции морали: регулятивная, аксиологическая, воспитательная, коммуникативная.

Семинарское занятие. Мораль: ее сущность, происхождение исторические типы.

Самостоятельная работа. Изучить: зарождение морали в первобытном обществе; мораль древних миров; основные особенности буржуазной морали; структуру морали и ее функции.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 3];

дополнительная [6, 7].

Тема 4. Основные категории профессиональной этики

Основополагающие нравственные категории “добро” и “зло” в практике пожарной охраны. Категория “долг” как сущность и содержание служебной деятельности сотрудника противопожарной службы. Совпадение требований служебного долга с нравственными побуждениями личности - неотъемлемая сторона высокого профессионализма; ответственного исполнения своих должностных обязанностей.

Категория “совесть” как осознанное чувство моральной ответственности за свои действия и поступки. Формы проявления совести: нравственное удовлетворение или стыд, угрызение совести из-за содеянного. “Совесть” и “долг” являются внутриличностными контрольно-императивными механизмами нравственного сознания, выражение должного в поведении человека, внутренний нравственный закон. Совесть как иммунитет против профессионально-нравственной деградации. Понятие “чести” и “достоинства” как отражение общественной ценности личности, ее социально-нравственной значимости. Справедливость и нравственность. Нравственный идеал, счастье и смысл человеческой жизни.

Семинарское занятие. Основные категории профессиональной этики.

Самостоятельная работа. Изучить основные категории этики.

Рекомендуемая литература:

основная [2, 4, 5];

дополнительная [1, 6, 7].

 

Тема 5. Нравственные нормы и принципы.

Основы нравственного воспитания

Основные принципы морали сотрудников противопожарной охраны: коллективизм, гуманизм, единство цели и воли, ответственность, справедливость, выполнение служебного долга, уважение прав человека. Основные черты морального облика спасателя. Общность интересов, взаимопомощь, взаимовыручка как основные элементы профессиональной солидарности. Понятие “честь коллектива”, “честь мундира”. Основные принципы морали сотрудников ГПС: коллективизм, гуманизм, патриотизм, справедливость, самоотверженность, честь и достоинство. Природные, социальные и духовные основы нравственности.

Этическое знание - условие и предпосылка нравственного воспитания. Нравственная свобода и ответственность личности перед обществом. Формирование моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых норм поведения - важнейшие задачи нравственного воспитания. Нравственное самовоспитание сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России и пути его самосовершенствования. Роль религии, художественной культуры в нравственном совершенствовании.

Семинарское занятие. Нравственные нормы и принципы. Сущность и содержание нравственного воспитания.

Самостоятельная работа. Изучить: значение культуры в нравственном совершенствовании личности; роль религии в развитии нравственных качеств человека.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 3];

дополнительная [2, 6, 7].

Тема 6. Профессиональная мораль сотрудника ГПС

Понятие и формирование профессиональной морали, ее место в общей системе нравственности. Профессиональная этика сотрудника Государственной противопожарной службы. Проблемы соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали. Специфика профессиональной морали сотрудников ГПС как результат преломления общих нравственных норм и принципов в их профессиональной деятельности. Структура профессиональной морали сотрудников ГПС. Нравственные основы и взаимосвязь целей, средств и результата деятельности. Профессиональный риск с точки зрения морали. Мораль как регулятор отношений, формирующихся в процессе профессиональной деятельности.

Семинарское занятие. Профессиональная мораль сотрудника ГПС.

Самостоятельная работа. Изучить: соотношение общей и профессиональной морали; профессиональную мораль сотрудников ГПС.

Рекомендуемая литература:

основная [2, 4];

дополнительная [2, 7].

Тема 7. Служебный этикет сотрудника ГПС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...