Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы преодоления сопротивления

Каким же образом можно снизить негативный эффект от внедрения изменений? Рассмотрим сначала несколько методов, позволяющих решить проблему внутреннего сопротивления инновациям.

1. Создание базы для поддержки инноваций. Необходимо определить круг работников, которые не сопротивляются инновациям, а наоборот, поддерживают их. Желательно, чтобы эти сотрудники обладали авторитетом в коллективе, были компетентны в своей области знаний, иначе их поведение, направленное на поддержку инноваций, натолкнется на противодействие так называемых лидеров мнений. Сторонники изменений станут положительным примером для остального персонала, пока не принимающего инновации.

2. Жесткий контроль за процессом внедрения изменений и оперативное принятие организационных и административных мер к работникам, являющимся источником сопротивления. Если в качестве меры воздействия на сотрудника выступает беседа с ним, при выборе метода убеждения следует учитывать индивидуальные особенности человека.

3. Перераспределение обязанностей и полномочий сотрудников для ослабления их сопротивления.

4. Проведение тренингов, организация обучающих курсов для работников с целью приобщения их к инновациям в организации.

5. Создание системы бонусов, которая поощряла бы персонал к применению инноваций.

При внешнем сопротивлении изменениям (со стороны поставщиков, конкурентов, потребителей и др.) перед руководителем стоит задача наладить отношения между организацией и внешней средой. В противном случае (при отторжении инновации) возможны снижение востребованности обновленной услуги или продукта, ухудшение репутации учреждения, рост количества жалоб от потребителей. Решить проблему можно несколькими способами.

1. Создать функционирующую систему сбора и обработки информации от получателей услуг. С помощью такой системы учреждение будет в курсе предпочтений клиентов и сможет учитывать эти потребности при введении инноваций.

2. Стимулировать сотрудников всех структурных подразделений к передаче "клиентской" информации руководству учреждения, что позволит узнать актуальные потребности клиентов и возможности конкурентов.

3. Построить систему мотивации, направленную на развитие творческого потенциала сотрудников и разработку ими новых идей.

4. Ориентироваться на полезность изменений не только для организации, но и для клиентов.

5. Создавать крепкие связи с контрагентами и потребителями.

6. Учитывать при создании плана изменений мнение целевой аудитории. Это повысит качество самих изменений и эффективность их внедрения.

Обобщая сказанное, отметим, что самый деликатный способ преодолеть сопротивление - информировать, а самый жесткий - принуждать.

 

Введение ЕГЭ в школе как пример внедрения инновации

 

Введение единого государственного экзамена затронуло весь образовательный процесс и систему управления им. Данная инновация привела к перестройке учебного процесса и вызвала некоторые проблемы - в частности, негативную реакцию учеников, учителей, а также недовольство родителей обучающихся и руководства вузов. Кроме того, обнаружились и слабые стороны указанного нововведения: недостаточная мотивационная и технологическая готовность участников образовательного процесса, его упрощение и алгоритмизация.

Назовем основные негативные эффекты, возникшие в связи с введением ЕГЭ.

 

Участники образовательного процесса Негативные последствия инновации
Обучающиеся 1) дополнительный страх (боязнь нового формата экзамена, ужесточения условий его сдачи); 2) снижение способности школьника мыслить широко, что так необходимо при обучении в вузе; 3) увеличение нагрузки при подготовке к экзамену; 4) необходимость привлечения репетитора; 5) психологическая неготовность к формату ЕГЭ
Учителя 1) увеличение нагрузки при подготовке обучающихся к ЕГЭ; 2) уменьшение часов на изложение нового материала и увеличение - на повторение и систематизацию пройденного; 3) необходимость повышения квалификации; 4) контроль нагрузки учащихся выпускных классов; 5) унификация учебного процесса, ограничение возможностей для самореализации учащегося и педагога; 6) необходимость менять систему преподавания; 7) психологическая неготовность; 8) недостаточная мотивация к переходу на ЕГЭ
Вузы Кардинальное изменение системы поступления абитуриентов
Родители обучающихся 1) увеличение расходов на дополнительные образовательные услуги для ребенка; 2) недостаточная осведомленность о формате ЕГЭ, непонимание сути инновации

 

Чтобы снизить уровень недовольства участников образовательного процесса и избежать перечисленных проблем, необходимо спланировать действия учреждения как в отношении обучающихся и их родителей, так и в отношении педагогов. Например, действия могут быть следующими.

 

Участники образовательного процесса Действия по устранению сопротивления инновации
Обучающиеся 1) ознакомить обучающихся с технологией проведения ЕГЭ, правилами поведения во время экзамена, психологически настроить учащихся; 2) предоставить возможность индивидуального консультирования по вопросам ЕГЭ; 3) организовать работу по выполнению в течение учебного года на консультациях и дополнительных занятиях тестовых заданий различной сложности; 4) провести с учениками 11-х классов занятие по заполнению бланков ЕГЭ, проанализировать типичные ошибки при их заполнении; 5) организовать участие школьников в пробных ЕГЭ и впоследствии провести анкетирование для выявления трудностей, с которыми ученики столкнулись при выполнении работы; 6) проинформировать обучающихся по вопросам апелляции
Учителя 1) разъяснить педагогам цели введения ЕГЭ; 2) организовать более комфортные условия труда; 3) установить работникам, задействованным в подготовке обучающихся к ЕГЭ, повышенную оплату труда, доплату за ведение дополнительных курсов и факультативов; 4) сформировать для учителей перечень учебной литературы и материалов по подготовке к ЕГЭ; 5) разработать график проведения консультаций; 6) пригласить экспертов по подготовке учеников к ЕГЭ с целью обучения педагогов
Родители обучающихся 1) подготовить для учащихся и их родителей информационные материалы по теме "Единый государственный экзамен"; 2) организовать бесплатные курсы подготовки обучающихся к ЕГЭ с целью экономии бюджета родителей

 

Чтобы инновация (ЕГЭ) была положительно воспринята всеми участниками образовательного процесса, руководству школы потребуется осуществить следующие управленческие действия:

- создать позитивную информационную среду, в том числе обеспечить обратную связь со всеми участниками ЕГЭ;

- разработать и внедрить стратегию развития школы;

- контролировать содержание, процесс и результаты предметного обучения, не допускать тотального перехода на так называемые учебники-тренажеры и "натаскивание на тесты";

- отслеживать и корректировать психологическую готовность учеников к ЕГЭ (посредством работы психологической службы в учреждении);

- изменить график уроков и занятий таким образом, чтобы не допустить чрезмерной нагрузки на учащихся;

- ввести тестовые технологии контроля знаний, обеспечивающие качественное усвоение обучающимися учебного материала, на всех ступенях общего образования;

- организовать дополнительные занятия и индивидуальные консультации с приглашением высококвалифицированных специалистов;

- мотивировать школьников на получение знаний посредством предоставления им своевременной, детализированной, объективной информации о достигнутом ими уровне;

- помогать обучающимся в выборе предметов для сдачи ЕГЭ.

 

 

Процесс внедрения изменений непременно подразумевает введение чего-то нового, не всегда привычного сотруднику организации или потребителю услуг. Но это означает лишь, что руководители получают возможность использовать сопротивление изменениям как повод для повышения эффективности деятельности учреждения. Если руководство станет грамотно вводить инновации, то учреждение сможет превзойти конкурентов и достигнуть более высокого уровня удовлетворенности потребителей услуг.

Вывод

Активизация деятельности персонала современного предприятия является одной из важнейших функций менеджмента. Использование различных форм и методов стимулирования позволит сформировать руководству фирмы действенную мотивацию кадров к эффективной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Поэтому хозяйственная деятельность предприятия во многом зависит от правильной организации финансовой и управленческой работы на предприятии. Успех любой фирмы во многом зависит от того, на сколько полно и точно было проанализировано реальное состояние дел в области управления предприятием. Экономические реформы предполагают утверждение таких условий хозяйствования, при которых работники получают реальную возможность проявить свою инициативу и чтобы эти условия пробудили у них интерес к трудовой деятельности. Сегодня обостряется необходимость решения проблем заинтересованности каждого человека в качественной и творческой работе во благо предприятия и общества.


 

 

             Список рекомендуемой литературы

1. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно - технической политике» от 23 августа 1996 г.

2. Указ Президента РФ «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. 

3. Барышева А.В. Инновации / А.В.Барышева, К.В. Балдин, С.Н. Галдицкая, М.М. Ищенко, И.И. Передеряев. – М.: Дашков и К, 2006. – 458 с.

4. Ермасов С.В. Инновационный менеджмент / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. – М.: Высшее образование, 2007. – 342 с.

5. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Я.Горфинкеля, Б.Н.Чернышева. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 311 с.

6. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин [и др.] / Под ред. Ильенковой С.Д. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2008. – 293 с.

7. Палей Т.Ф.Инновационный менеджмент / Т.Ф.Палей. – М., Фолинатъ, 2011. - 162 с.

8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.

9. Менеджмент инноваций – журнал.

10. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент ИНФРА-М 2008.

11. Бурлаков Г.Р. Мотивационный климат организации//Управление персоналом, 2008.

12. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М., 2008

13. Андреев В.В. Проблемы мотивации руководителей и специалистов на промышленных предприятиях

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...