Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Электронные библиографические ресурсы




Среди информационных продуктов, создаваемых библиотеками в рамках библиографической деятельности, отметим следующие:

– Библиографические списки литературы и указатели. Формирование библиографических пособий – одно из ведущих направлений работы библиографов. Такие пособия дают возможность пользователю познакомиться с книгами, представленными в библиотеке по данной теме. Это могут быть универсальные списки новых поступлений, тематические подборки документов рекомендательного назначения, объёмные научно-вспомогательные указатели. Посмотрите, например, биобиблиографический список литературы «Сергей Юльевич Витте и его время «конец XIX – начало XX века» на сайте научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (www.unilib.neva.ru/dl/657/contents.html).

В ходе использования интернет-сайтов стали создаваться спискиэлектронных информационных ресурсов. Безусловно, многие списки назвать библиографическими можно лишь условно, поскольку в них приводятся только самые необходимые данные о ресурсе: название и местонахождение. При наличии методических материалов по описанию электронных ресурсов вполне возможно создать полноценное библиографическое описание и, соответственно, корректный библиографический список интернет-ресурсов.

В процессе развития корпоративных (объединённых) ресурсов и создания большого числа сайтов появилась такая форма списка, как «путеводители» по ресурсам Интернета. Это аннотированные или не аннотированные списки сетевых ресурсов с электронными адресами. В данном случае говорить о «путеводителе» как жанре библиографического пособия не представляется логичным.

Библиографический список, размещённый на сайте, может отражать «наполнение» книжной выставки, представленной в стенах библиотеки (см. например, список к книжной выставке с сайта Ленинградской областной детской библиотеки – www.deti.spb.ru/exhibition/vistavka_lih/lih_vist3/). В этом случае мы говорим о списке литературы на сайте, а не о виртуальной книжной выставке (о ней здесь ещё будет сказано).

Обратим внимание ещё на одну ошибку, типичную для рекомендательных списков литературы, которая касается нумерации книг. Напомним, что нумерация книг характерна для государственных и научно-вспомогательных библиографических пособий и связана с организацией поискового аппарата (в частности, вспомогательных указателей). К этой группе можно отнести и макеты книжных выставок, где нумерация книг соответствует их расположению на выставке. В рекомендательных библиографических пособиях нумерация используется только в планах чтения, где показывает установленную последовательность чтения книг.

– Полнотекстовые дайджесты. В 1990-х годах разрабатываются новые жанры библиографических пособий – «библиографическая энциклопедия», «библиографический справочник», «библиографический путеводитель» и «библиографический дайджест». Особенностью новых жанров явилось сочетание вторичной (библиографической) и первичной (фактографической) информации. В электронной форме в Сети представлены библиографические дайджесты.

Дайджестами (от англ. digest – краткое изложение, обзор) принято называть фрагменты текстов нескольких документов (цитаты, выдержки, реже – полный текст статьи или заметки), подобранные по определённой теме и не обеспеченные обобщающими публикациями. Чаще всего дайджесты составляют при обслуживании руководителей (информационные) или по тематическим направлениям (чаще всего – краеведческие и экологические).

Сегодня приняты следующие подходы к организации дайджеста:

– от библиографического списка источников с переходом по гиперссылке на фрагмент текста или полный текст материала (библиографический подход);

– от фрагмента текста (цитаты) или полного текста документа к библиографическому описанию источника (классический подход).

Например, Томская муниципальная информационно-библиотечная система (www.library.tomsk.ru/source/full-text/) создаёт различные виды дайджестов: информационные, экологические, краеведческие.

Дайджесты представлены в формате pdf и не обладают, например, гиперссылками, связью с мультимедийными ресурсами и т.п., но показывают классический подход к организации библиографического дайджеста.

– Библиографические обзоры. Библиографический обзор является традиционным видом библиографического пособия и представляет собой связный рассказ о документах с той или иной степенью обобщения. Для обзора характерен единый текст (в ряде случаев говорят о литературном тексте), в который введены данные об изданиях. (Следует отметить, что библиографические обзоры встречаются крайне редко.) Например, журнал «Литературное обозрение» опубликовал обзор, посвящённый И.Бродскому. Обзор расположен на сайте, далёком от библиотеки и журнала (http://www.screen.ru/vadvad/Litoboz/brbibl1.htm).

На библиотечных сайтах под названием обзора литературы бывают представлены различные библиографические списки (т.е. название может не соответствовать содержанию). Тогда можно предположить, что сотрудники библиотеки поместили на сайт список документов, которые в библиотеке использовались для обзора, но не сам библиографический обзор (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент «обзора»

Виртуальные книжные выставки. Новое направление в библиографической работе библиотек связано с организацией виртуальных (электронных) книжных выставок. Для них можно отметить большое разнообразие форм представления материала: от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок.

Книжные выставки:

– создаются для представления изданий;

– отличаются актуальностью выбранной темы;

– выполняют информационную и рекомендательную функции;

– отличаются чётким целевым и читательским назначением (не может быть «широкого круга читателей»!), о чём сообщается в «предисловии» к выставке.

Посмотрите, например, виртуальную книжную выставку Детской библиотеки им. В.Н. Орлова (Республика Крым, Украина) «Детские книги-юбиляры 2009 г.» (www.orlovka.crimea.ua).

Как и в традиционной книжной выставке, в виртуальной используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.).

Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является чёткое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:

художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т.д.);

библиографическое описание книги;

аннотация представляемой книги (то, какую аннотацию – рекомендательную или справочную – использовать, зависит от целевого и читательского назначения, указанного в предисловии).

Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания, не снимая их с полки. Предоставить пользователям книги, показанные на выставке, и не ограничивать время существования экспозиции.

Благодаря возможности организации постоянно действующих выставок, библиотеки смогли создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно. Посмотрите, например, цикл книжных выставок «Вселенная в алфавитном порядке», представленный на сайте Свердловской областной межнациональной библиотеки (www.somb.ru) в разделе «Электронные выставки».

Использование возможностей гипертекста позволяет акцентировать внимание на каждой книге. Научная библиотека Уральского государственного университета создала виртуальную книжную выставку «Наставникам, хранившим юность нашу…», для перемещения по которой применяются гиперссылки. (http://lib.usu.ru/rus/our_resources/exhibitions/newexhibitiob/nastavnikam/).

Отметим, что передвижение по выставке с помощью гиперссылок требует от пользователя активного участия; пользователь имеет возможность проигнорировать разделы, которые не отвечают его интересам, и более глубоко познакомиться с интересующими его изданиями. Организаторам гипертекстовые ссылки позволяют так организовать пространство интернет-страницы, чтобы пользователь в любой момент мог получить представление о выставке в целом и о каждой книге, показанной в экспозиции.

Очень красивая виртуальная выставка редких книг «Без титула, в сафьяне и редка…» организована научной библиотекой Витебского государственного университета им. П.М.Машерова (www.lib.vsu.by:8081/web_resurs/rare_book/index.html). Выставка имеет форму мультимедийной презентации с интерактивной навигацией.

В перспективе для детей и подростков можно организовывать электронные выставки-игры, предусматривающие прохождение различных испытаний и предоставляющие в качестве приза информацию о книгах (информация о книге может быть нужна также для прохождения следующего испытания).

Виртуальная выставка способна представить не только книги, но и периодические издания, изобразительные материалы, электронные ресурсы. С помощью виртуальной книжной выставки можно знакомить пользователей с новыми поступлениями, раскрывать содержание периодических изданий. Посмотрите, например, виртуальные книжные выставки, организованные Фундаментальной библиотекой им. императрицы Марии Фёдоровны Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (http://lib.herzen.spb.ru/page13.asp?s=11).

Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды. Простота работы и широкие возможности компьютерных программ (текстовый процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки интернет-страниц HTML и др.) позволяют любой библиотеке создавать электронные библиографические ресурсы, доступные локально в стенах библиотеки или через Интернет. (Например, технология создания электронного библиографического пособия с помощью текстового процессора Word рассматривается в пособии Е.В.Панковой и Л.С.Беркутовой [4].)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...