Виртуальные справочные службы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) представляет собой совокупность процессов, связанных с выполнением разовых запросов пользователей. Обращение читателя (пользователя) в библиотеку называют информационным запросом. Ответ на запрос, выданный библиотекой, называется справкой. Задачей библиотекарей и библиографов является оказание помощи в поиске информации по запросу. Для этого используется либо фонд библиотеки, в которую читатель обратился, либо иные источники информации. СБО осуществляется в режиме «запрос – справка». В последнее время, благодаря «представительству» библиотек в Интернете, пользователь имеет возможность получать многие услуги через удалённый доступ: самостоятельный поиск в электронном каталоге, заказ документа по системе ЭДД, самостоятельный доступ к информационным ресурсам библиотеки (полнотекстовым базам данных, виртуальным выставкам, тематическим подборкам и т.д.). Но самостоятельный поиск означает, что пользователь «знает и умеет», а ресурс – доступен. С 2002 года в России появилась возможность воспользоваться профессиональными знаниями библиотекарей и библиографов в удалённом режиме – виртуальные справочные службы (ВСС). В монографии, посвящённой ВСС [2, с. 17], выделены формы обслуживания, используемые в библиотеках: – справки по электронной почте; – сетевые формы (через сайт библиотеки); – чат-формы (в режиме «живого» общения); – сетевой контактный центр (использует специализированное программное обеспечение); – видеоконференции; – голосовой Интернет. В подавляющем большинстве случаев используются возможности электронной почты и сетевых форм. ВСС может быть организована в любой библиотеке, обладающей людскими и информационными ресурсами. Причём библиотека может выполнять запросы как на базе своих фондов, так и на базе корпоративных или свободных интернет-ресурсов.
Выделим две модели ВСС, которые различаются используемыми источниками и выдаваемым результатом: 1) интернет-ориентированные ВСС; 2) библиографически ориентированные ВСС. Интернет-ориентированные ВСС осуществляют поиск интернет-ресурсов и переадресуют к ним пользователя. Пользователи этой службы плохо владеют навыками работы в поисковых системах (или не имеют для этого времени) и ориентированы на получение полнотекстовых ресурсов. Персонал этих служб определяет себя как «операторов». Тематика запросов универсальна, т.е. любые запросы выполняются. Эта модель применима для библиотек с небольшим по объёму собственным фондом, но таких, где умеют работать с интернет-ресурсами. Постепенно складывается весьма мощная база «выполненных» справок и, соответственно, образуется массив используемых внешних ресурсов. Рассмотрим ВСС, относимые к данной модели. «Поручи поиск человеку» (http://www.library.ru/help) – ВСС, расположенная на сайте «Library.ru». Служба была создана в 2003 году на основе бесплатной справочно-информационной службы «Виртуальная справка», которая в течение трёх лет размещалась на сайте Централизованной библиотечной системы «Киевская» (Москва). Главной особенностью службы является публичный характер задаваемых вопросов и ответов на них. Все вопросы появляются на соответствующей странице «Виртуальной справки», там же через некоторое время (как правило, в течение одного дня) появляются ответы. Это даёт возможность пользователям сразу находить ответы на свои запросы, просто посмотрев уже имеющиеся результаты работы по аналогичной теме. Предлагаются два уровня доступа: «гость» (практически постраничный просмотр текста вопросов-ответов) и «пользователь» (возможность многоаспектного просмотра архива и задания вопроса). Все услуги бесплатны, кроме ЭДД. Существует ограничение на количество запросов, принятых у одного пользователя.
Популярность у пользователей Интернета «Виртуальной справки» подвигла на создание подобных служб другие библиотеки, в числе которых: • Свердловская областная научная библиотека, • Саратовская централизованная библиотечная система (ЦБС), • Томская муниципальная информационно-библиотечная система (МИБС), • Новоуральская городская детская библиотека, • ЦБС г. Курсавка Андроповского района Ставропольского края. Библиографически ориентированные ВСС осуществляют поиск по библиографическим ресурсам библиотеки или группы библиотек. Кроме собственных электронных каталогов (ЭК) и библиографических БД, библиотека может использовать свободно доступные (РКП, РГБ, РНБ и т.д.) и подписные (ВИНИТИ, ИНИОН и т.п.) ЭК и библиографические БД. В результате выполнения запроса пользователь получает уточнённое библиографическое описание документа, указание на место хранения документа (сигл библиотеки и/или шифр книги). Персонал определяет себя как «библиографов», «библиотекарей». Тематика запросов связана с направлениями работы библиотеки и особенностями комплектования фондов. Данная модель применима для библиотек с большим по объёму собственным фондом или для участников корпоративных объединений. Постепенно складывается весьма мощная база «выполненных» справок и определяется эффективность используемых ресурсов. Рассмотрим ВСС, относимые к этой модели. «Спроси библиографа» (http://wss.nlr.ru) – ВСС, организованная Российской национальной библиотекой. Тематика запросов не ограничена (исключением являются общие ограничения, о которых будет сказано ниже). Служба осуществляет поиск как по ресурсам библиотеки, так и с привлечением интернет-ресурсов. Прежде чем отправлять вопрос в службу, можно поискать его в архиве (ссылка «поиск в архиве»). Существует ограничение на количество принятых в день запросов. Виртуальная справка (http://book.uraic.ru/belinka_online/reference/) – ВСС, организованная Свердловской ОУНБ им. В.Г.Белинского. Тематика здесь ограничена – это библиотечное дело и возможности ресурсной базы библиотеки. Даются консультации по работе библиотеки и её возможностям.
Справочные службы могут быть созданы и не библиотечными организациями. В этом случае справка носит фактографический характер, т.е. отвечает на конкретный вопрос (часто без указания источника). Такого рода ВСС могут быть универсальными и тематическими. На сайте «Library.ru» в четвёртом разделе («Справочные службы в Интернете») приводится аннотированный список (см., например: www.library.ru/4/services/others/#13). Рассмотрим ВСС, относящиеся к этой группе. «Спроси знатока» (http://www.znatok.ru) – ВСС, созданная в 2000 году компанией «Новый диск». В основу деятельности ВСС была положена посредническая функция между теми, кто задаёт вопрос, и теми, кто знает на него ответ. Служба бесплатная для всех участников. Тематика вопросов – универсальная. Как правило, вопросы носят фактографический характер (рис. 2). Рис. 2. Пример вопросов и ответов на сайте «Знаток.RU» Свой вопрос пользователь может задать конкретному Знатоку или разместить на «Доске вопросов» (рис. 3). Для входа в систему пользователю нужно зарегистрироваться: сообщение об ответе придёт по адресу электронной почты, а ответ можно посмотреть в своей папке. Рис. 3. Главная страница ВСС «Знаток.ru»
Знаток может сам задавать вопросы и отвечать на вопросы пользователей. Знаток регистрируется на сайте, заполняя довольно подробную анкету. В анкете указываются уровень образования, опыт работы в выбранной области и т.д. В ходе работы Знатока оценивают, и если он не отвечает требованиям службы, лишают данного статуса. Тем не менее, как показывает практика, ответ на вопрос может быть дан и Знатоком – неспециалистом в данной области. «Грамота.ru» (www.gramota.ru) – ВСС, основанная в 2000 году в рамках «Справочно-информационного портала». Тематика портала связана с русским языком: правописание, произношение, склонение и т.д. На вопросы отвечают сотрудники Справочной службы русского языка при Институте русского языка им. В.В.Виноградова.
Технология работы с ВСС Для получения виртуальной справки пользователь обращается к странице ВСС на сайте библиотеки и заполняет бланк запроса (рис. 4). Обычно в бланке запроса заполняется несколько обязательных полей: – данные о пользователе, позволяющие его идентифицировать; – предмет запроса (формулировка вопроса; возможные ключевые слова; может быть указание на уже изученные источники); – ограничения поиска (хронологический период, тип изданий, географическое положение, язык и т.д.) и желаемая форма получения результатов поиска. Рис. 4. Бланк запроса ВСС РНБ Библиографы получают запрос и выполняют его, ответ посылается по адресу электронной почты или размещается на сайте ВСС (рис. 5). Рис. 5. Пример ответа на сайте ВСС «Library.ru» Внимание! Прежде чем отправлять свой вопрос в ВСС, рекомендуется: – познакомиться с «выполненными» запросами (архивом «выполненных» справок); – познакомиться с правилами работы службы и условиями получения ответа. Отметим несколько общих ограничений, присущих ВСС: – не поощряются запросы, связанные с поиском готовых рефератов и сочинений; – большие списки литературы (более 10 или 20 названий) готовятся за деньги; – библиографические ВСС не отвечают на вопросы о времени и правилах работы библиотеки; – не выполняются запросы коммерческого (купить-продать) и развлекательного характера (викторины, кроссворды), тем более что «временной интервал» зачастую делает подобные запросы бессмысленными; – имеется ограничение на количество и частоту задания вопросов. Библиографическая работа библиотеки в виртуальном пространстве даёт новые возможности для привлечения читателей, раскрытия своего потенциала и получения помощи от других библиотек. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Назовите формы обслуживания ВСС. 2. Назовите модели ВСС. 3. Что такое библиографический дайджест? 4. Что такое библиографический обзор? 5. Назовите возможности виртуальной книжной выставки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|