Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация технических навыков и умений




Группы классификаций Навыки Умения
Первая группа Навыки и умения владения инструментом. 1. Навык держания карандаша и кисти (исходное положение). 2. Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий. 3. Навык ведения пиний кистью. 4. Навык держания кисти при рисовании широких и тонких линий. Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.
Вторая группа Навыки, связанные с выработкой качества движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке 1. Навык произвольной регуляции силы нажима. 2. Навык произвольного изменения амплитуды (размаха движения). 3. Навык произвольного изменения скорости движения (его замедление и ускорение). 4. Навык прекращения движения в нужной точке. 5. Навык ритмичного проведения повторных, однородных движений. Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения.  
Третья группа Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций) Навык удержания направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и т.д.)   1. Умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге, и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой). 2. Умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат). 3. Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине.

Предлагаемая классификация компонентов техники рисования делится на три группы, включающие в себя навыки и умения. Навыки будут отрабатываться пу­тем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения. Уме­ния же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки можно применять. Ясно, что одни компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владе­ния инструментом, навыки и качества движения, вклю­ченные во вторую группу нашей классификации, навык удержания направленности движения — по прямой, по дуге, по окружности), другие — позднее (умение свободно вла­деть карандашом и кистью при различных приемах рисо­вания, умение регулировать движения по силе, темпу и т.д. в соответствии с задачами изображения). Умения, на­правленные на передачу формы предметов, ее простран­ственного положения, величинных отношений, формиру­ются в соответствии с овладением навыками и усложне­нием изобразительных задач.

Такая последовательность определяется тем, что уме­ния могут быть приобретены тог­да, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в ри­совании.

  Цветные карандаши Графитный ка­рандаш. Инструменты и материалы  
  Карандашом можно резко очер­чивать контур изображаемых предметов. Можно производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменени­ем силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; полу­чение более широкой линии требует неоднократного дви­жения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения. Больше использовать карандаш для изобра­жения различных предметов прямолинейной формы или предметов, состоящих из этих прямолинейных форм (зда­ния, транспорт). Техника работы ими  
  1. Для небольшого карандашного рисунка даются такие же большие листы бумаги, как и для рисования красками. 2.Для работы цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой изображение плохо смотрит­ся. Не учитывается тип карандаша Возможные ошибки  
  В 1 младшей группе дети получают вначале по одному карандашу какого-нибудь яркого цвета, затем — карандаши двух цветов, а потом — весь набор карандашей в 6 цветов. Детям 2 младшей группы и в начале года детям средней группы дается коробка карандашей в 6 цветов. К концу года на занятиях по рисованию в средней группе нужно пользоваться наборами каранда­шей из 12 цветов. А в старшей и подготовительной груп­пах для рисования следует готовить коробки карандашей по 24 цвета. Карандаши должны быть всегда хорошо отточены (накануне занятия). Уже со средней группы надо привлекать детей к проверке каран­дашей. А детей старшей груп­пы (к концу года) и детей подготовительной группы сле­дует учить затачивать карандашисамостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Следует приучать детей, попользовавшись карандашом, класть его в коробку и после этого выбирать другой — нужного цвета. Со 2 младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном ка­ком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи. В подготовитель­ной группе нужно показать детям при­ем закрашивания изображений по форме. Для достижения большей выразитель­ности дети должны уметь использовать штрих разного ха­рактера. Например, травка может быть передана короткими, вертикально распо­ложенными штриха­ми. Если она занимает широкое поле, то штрихи распола­гаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположенные ниже.   Давать его детям на занятии нужно со старшей группы. Предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Рекомендации по применению в разных возрастных группах  
  Кисть Инструменты и материалы  
  Работа кистью и краской не требует сильного на­жима, позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быст­ро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без зат­раты особых усилий. Линия контура при ри­совании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз. Необходимо научить детей владеть различными спо­собами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, по­степенным переходом от рисования концом кисти к ри­сованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола де­рева). Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуе­мые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх. См. Правила рисования краской. Мягкость кисти больше соответствует изображению пла­стичных форм: птиц, животных. Техника работы ими  
  Нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик вор­сом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму. Возможные ошибки  
  Круглые, мягкие кисти - для детей младших и средних групп — одного, лучше всего среднего размера, с 10-го по 14-й номер - для детей подготовитель­ной группы — двух размеров: маленькие (со 2-го по 6-й номер) и большие (с 12-го по 16-й номер). Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т.п.) можно использовать флейц(кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти). Щетинную кисть можно использовать для изображе­ния листвы деревьев и кустов, травы, веток ели, сосны. А при рисовании тычком (кисть вертикально опус­кается на бумагу) можно получить пятно с просветом — листва, россыпи цветов и т.п. Рекомендации по применению в разных возрастных группах  
  Гуашь – водная краска, обладающая большими кроющими возможностями.   Инструменты и материалы
  Краска эта густая, и перед рисованием ее нужно развести водой (она должна быть похожа на жидкую сметану). Гу­ашь — кроющая краска, непрозрачная, поэтому после вы­сыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы полу­чить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка.   Техника работы ими
    Возможные ошибки
  Можно использовать крас­ки в специальных наборах или в отдельных флаконах Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах дет­ского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти). Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее количество красок необ­ходимо готовить и для рисования в средней группе (конеч­но, есть занятия, требующие меньшего количества кра­сок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета. В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 5—6 цветов. Не­достающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого ка­феля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сна­чала Дети делают это с помошью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чис­тую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть. Рекомендации по применению в разных возрастных группах
  Акварель- водно-клеевая краска из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с ме­дом или сахарным сиропом. Инструменты и материалы
  Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, используя белый цвет листа бумаги, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. Акварелью можно писать быстро. Используют лессировку: наносят тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя; Алла приму- достигают нужного цветового ре­шения сразу за один прием или сеанс. Техника по сырому. Для этого лист бумаги или часть его (в зависимости от изобразительной задачи) покрывается ши­рокой кистью водой или нужным цветом и, пока еще лист не высох, рисуются изображения. В живописи акварелью применяют еще и такие приемы: размывка, вливание цвета в цвет, растяжение цвета, удаление пигмента. Размывка - ког­да сначала проводится линия или наносится пятно на­сыщенного цвета, а затем быстрыми движениями крупной кисти (круглой или флейцем — плоская кисть), смачивае­мой постоянно в воде, эта линия или пятно размываются. Вливание цвета в цвет. Делается это так: сначала часть листа покрывается одним цветом (его можно и высветлить размывкой), затем, пока краска еще не высохла, кисть промывается, набирается другой цвет и наносится рядом с невысохшим еще полем. Краски начинают проникать друг в друга, растекаясь. Образуются плавные переходы, переливы цветов без чет­ких границ между ними, как в радуге после дождя. Для «растяжения» цвета берут насыщенный раствор какой-нибудь краски и, постепенно добавляя воду, добиваются плавных тональных переходов от темного к светлому. Делается это на палитре. Иногда требуется удалить часть красочного слоя. Удаление пигмента можно осуществлять с влажного, но не мокрого слоя отжатой чистой кистью, тря­почкой, губкой или даже пальцем. Для сухого слоя лучше использовать чистую влажную кисточку. Кроме того, неудачную часть или даже всю работу можно смыть под краном с помощью жесткой кисти.. Техника работы ими
  1.Акварель не выносит исправлений, многочисленных повтор­ных прописок смешанными красками. 2.Нередко педагоги ис­пользуют технику акварели в сочетании с другими материала­ми: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи — насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что от­личает акварель от любой другой техники. Возможные ошибки
  В старшей и подготовительной группах (можно раньше, если есть навыки). Наборы акварели в коробках по 8-12 и более цветов (лучше залитую в металлические или фарфоровые кюветики). Давая детям акварель, следует сразу показать правиль­ные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, так как иначе загрязняются кра­ски. Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет. В акварели он зависит от того, сколько воды добавлено в краску. Если требуется покрыть цветом большое пространство листа, следует учить детей готовить краску нужного оттенка на палитре. Если же каждый раз брать краску из кюветика, то оттенок будет получаться разный, и рисунок за­красится неровно. Детей 6—7 лет можно учить рисовать акварелью по сырому слою. Пользуясь таким приемом, можно добиться выразительного изображения пуши­стых зверьков, только что появляющейся зелени листвы («деревья пухом зеленеют»), расплывчатых, нечетких силу­этов предметов во время дождя и многого другого. Акварелью можно рисовать и способом размывки. При таком способе цвет постепенно высветляется. Так можно передать цвет неба или легкой воздушной ткани и т.п. Детей следует научить и вливанию цвета в цвет. Насы­щенность цветов определяется изобразительной задачей. Так можно подготовить фон для будущей предметной или де­коративной композиции, например, ткань платья, в кото­ром будет изображена кукла. Рекомендации по применению в разных возрастных группах
Угольный карандаш «ретушь»выглядит, как обыкно­венный черный (цветной) карандаш. (прессованный уголь) Сангина—вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек разных оттенков (коричневых). Другое название этого материала — красный мел Инструменты и материалы  
Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и боль­шой диапазон тональных переходов. Углем можно работать двумя способами: используя линии и штрихи и применяя тональную тушевку. Им рисуют на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях. Лучше использовать шероховатую бумагу, можно и плотную чертежную, которую следует слегка протереть мелкой наждачной бумагой. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов. Растирать уголь рекомендуется тряпочкой или специальной растушкой из замши, Рисунки углем следует закреплять специальным фиксативом или лаком для волос. Особенно выразительно выглядят нарисо­ванные им деревья, покрытые инеем. При изображении березы для нанесения черных пятен на стволе также луч­ше использовать не черную гуашь, а угольный карандаш. Нанесенные им на высохшую белую краску ствола штрихи выглядят более естественно и выразительно, так как карандаш ложится неровно, с просветами, что больше соответствует фактуре березовой коры, чем сплошные черные пятна при рисовании краской. Угольный каран­даш хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им лег­ко, без сильного нажима.   Рисунки сангиной бывают линейные, штриховые и тоновые. Она хорошо растушевывается на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте Особенно выразительно сангиной, как и угольным ка­рандашом, получаются изображения деревьев. Сангина хорошо передает также шершавую поверхность древес­ной коры. Сангина выразительно передает мех животных, пушистость шмеля, пчел. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины (утолщение ствола, тонкость веток), действо­вать с ними свободнее, чем с обычными цветными ка­рандашами, которые дают тонкую линию и требуют силь­ного нажима для получения более интенсивных штрихов. Техника работы ими  
1. Некоторые дети пытаются закрасить рисунок так же, как цветным карандашом, путем близкого проведения штрихов. При этом сангина ссыпается, а просветы оста­ются. 2. Несмотря на знания, дети берут их очень низко, сильно сжимают пальцами, производят силь­ный нажим на бумагу, отчего карандаш и сангина лома­ются. Некоторые, не усвоив особенности новых материа­лов, при последующем рисовании размазывают их на рисунке рукой. Возможные ошибки  
Целесообразно введение этих материа­лов для рисования в старшей и подготовительной к шко­ле группах, когда детьми уже должны быть освоены ос­новные способы работы цветными карандашами и кис­тью. С самого нача­ла введения но­вых материалов нужно научить детей правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличие от уже знакомых. Каран­даш «ретушь», как и цветные каран­даши, не нужно остро затачивать; палочка сангины совсем не затачи­вается. Опыт обучения рисованию уголь­ным карандашом и сангиной свиде­тельствует о том, что когда эти материалы даются детям впервые, то и пос­ле объяснения и показа способа работы. Во избежание возможных ошибок, можно давать детям небольшой листок бумаги или бумажную сал­фетку, которыми прикрывается нарисованная часть, и рекомендовать придерживать рисунок рукой, кладя ее на сал­фетку. Постепенно дети усваивают способы работы угольным карандашом и сангиной, и их рисунки становятся более интересными, выразительными. При этом хорошее владе­ние техникой работы уже знакомыми материалами (кисть, карандаш) оказывает положительное влияние на овладе­ние новыми материалами.   Рекомендации по применению в разных возрастных группах  
  Пастель — цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания кра­сочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). В основном бывают мягких тонов 24 и более цветов (в короб­ке).   Инструменты и материалы  
  Рисуют пастелью на бума­ге, картоне или холсте. Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бар­хатной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности. Она требует закрепления и бережного хранения. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или широкими пастозными мазками. Втирают пальцами с растушевкой, что позволяет до­биться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пасте­лью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта. Техника работы ими  
  1. Дети пытаются закрашивать рисунок пасте­лью так же, как цветным карандашом, близко проводя штри­хи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются. 2. Введение этих материалов для рисования целесообразно, ког­да детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью   Возможные ошибки  
  Это очень хрупкий, сыпучий мате­риал, требующий легкости и известной осторожности в работе, свободного владения своей рукой, умения ре­гулировать рисовальные движения по силе. Пас­тель следует использовать лишь в подготовительной группе, когда дети освоят способы работы с цветными восковыми мелками, сангиной. Хрупкость пастели и недостаточно высокий уровень овладения детьми другими материалами для рисования могут вызвать известные трудности в про­ведении занятия со всеми детьми. В таком случае пастель можно предложить отдельным детям во второй половине дня, посоветовать родителям, дети которых увлекаются рисованием, хорошо овладевают техникой работы разными материалами, приобрести пастель для рисования дома, объяснив ее специфику и способы использования.     Рекомендации по применению в разных возрастных группах  
  Фломастеры Инструменты и материалы  
  При рисовании фломастером надо учитывать его возможности. Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры дают яр кий, сочный цвет, рисовать ими легко — стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фло­мастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, это характеризует их художе­ственные возможности. Рисунок выполняют, используя линии, штрихи или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисо­вок пейзажей, декоративно-оформительской работы.   Техника работы ими  
  При работе с фломастерами следует объяснить детям прави­ла обращения с материалом: обязательно закрывать колпа­чок, не набирать много фломастеров, не закрашивать боль­шие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять рабо­ту дальше. Возможные ошибки  
  Фломастеры должны ис­пользоваться наряду с другими материалами, но в пер­вой младшей группе лучше вначале дать детям фломас­тер, так как слабая ручка малыша не может нажать на карандаш, чтобы получить отчетливый след. Постепен­но, когда рука немного окрепнет, привыкнет к нужной хватке инструмента, ребенку можно предложить для ри­сования карандаш. Так как фломастеры дают несколько едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки, применять их в изобразительной деятельности старших детей можно для создания сказочных, фантастических изображений. Рекомендации по применению в разных возрастных группах  
  Цветные восковые мелки — короткие восковые палочки в неболь­ших картонных коробочках. Инструменты и материалы  
  Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию. Их можно использовать и для декоративных, и для сюжетных рисунков. Держать палочку-мелок нужно тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, как рисует коней мелка. Не следует сжимать его пальцами и сильно надавливать на него при рисовании: согреваясь в руке, мелок лома­ется. Техника работы ими  
  Дети сильно сжимают его пальцами, сильно надавливают при рисовании. Возможные ошибки  
  Восковые мелки можно использовать в старшей и под­готовительной группах. Однако существует опыт обуче­ния рисованию цветными мелками и в средней группе. Давая детям цветные восковые мелки, следует обратить их внимание на то, что при закрашивании рисунка нельзя добиваться сплошного цвета, так как мелок ложится на бумагу фактурно, с просветами. Это выразительно и кра­сиво, потому что многое в природе не имеет ровного глад­кого цвета (например, земля, трава, стволы деревьев и т.п.). Благодаря тому, что мелок дает фактурную линию, полу­чается мягкий приглушенный цвет. Выразительно выглядят рисунки, в которых цветные восковые мелки сочетаются с гуашью-белилами, например «Зимний город». Цветные восковые мелки хорошо сочета­ются с акварелью и в сюжетном (например, «Поздняя осень», «Лето»), и в декоративном рисо­вании. При соединении с аква­релью вначале все рисуется цвет­ными мелками, а затем небо по­крывается акварелью. Можно начинать с акварели, а потом рисовать мелками (акварель не растворяет мелки, и затеков не происходит). Рекомендации по применению в разных возрастных группах  
               

 

Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.п.), умение использовать художественные возможности этого материала.

В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

Таким образом,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...