Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техники рисования в зависимости от задач изображения




Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности ов­ладения детьми техникой рисования, распределения за­дач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.

Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы?

В первой младшей группе освоение рисовальных движе­ний происходит естественным порядком со значительными индивидуальными различиями. Лишь некоторые элемен­ты рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные дви­жения, пятнышки (примакиванием кисти), точки, движе­ния по прямой в случайном направлении. Упражнения такого рода развивают способность совершать преднаме­ренно движение определенного характера. Основной тех­нический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, — держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придер­живая сверху указательным) не слишком близко к концу. Дети осваивают действие с карандашом как с орудием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важ­но, чтобы ребенок ощутил возможность легкого, без из­лишнего нажима движения карандаша по бумаге и понял, что карандаш и кисть можно не сжимать слишком силь­но. Эти навыки отрабатываются длительное время. В ос­воении их большое значение имеют индивидуальные осо­бенности детей:

Нужно поддерживать постоянный положительный эмо­циональный настрой на занятии: хвалить малыша за по­пытку правильно взять карандаш, в случае необходимос­ти спокойно и мягко поправить.

Если с самого начала не научить правильно держать инструмент, ребенок начнет сам к нему приспосабливать­ся, искать удобное положение руки. Самостоятельно най­денный ребенком чаще всего неправильный способ с боль­шим трудом поддается исправлению, так как ребенок к нему привык, он удобен, позволяет действовать каранда­шом как рукой, максимально приближая руку к листу бу­маги. В результате специфически орудийное действие не формируется.

К концу пребывания в первой младшей группе дети должны уметь правильно держать карандаш и кисть. Что­бы краска хорошо набиралась на кисть, перед рисованием педагог должен смочить ворс кистей в воде, иначе краска покроет лишь сухой ворс и при рисовании быстро закончится. Малыш, пытаясь продолжить рисунок трет сухим ворсом лист бумаги, портит кисть, не добиваясь хорошего результата.

Во второй младшей группе эти навыки закрепляются. Наряду с этим дети овладевают действиями с инструмен­тами, когда положение руки и пальцев естественно меня­ется при разных способах действия.

Однако многие дети приходят во вторую младшую груп­пу из семьи или из яслей, где обучение правильным спо­собам действий с карандашом и кистью не проводилось.

Практика показывает, что дети четвертого года жизни держат карандаш по-разному: тремя пальцами и в кулач­ке, слишком низко и высоко. При этом в процессе одного изображения дети то держат карандаш высоко, то спуска­ют пальцы низко, совсем близко к грифелю, загораживая ими рисуемую линию. Дети неравномерно сжимают ка­рандаш пальцами: одни сильно сдавливают его, другие еле держат в руке, так что карандаш то и дело падает. Излиш­нее напряжение вызывает скованность движений, быст­рое утомление руки.

Хотя движения руки ребенка к трем годам уже значи­тельно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют. Даже если они уже начали рисовать раньше, то и тогда правильные спо­собы владения карандашом и кистью в большинстве слу­чаев отработаны недостаточно. Поэтому задача форми­рования правильных навыков должна быть решена во вто­рой младшей группе. В связи с этим основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усвои­ли, как нужно держать карандаш и кисть. От этого зависит успешность овладения процессом создания изображения.

На первом же занятии важно показать, как это нужно делать, а затем предложить взять карандаш так, как было показано. Далеко не всем детям удается сразу сделать это верно, даже если педагог продолжает держать каран­даш в руке. Одни дети берут карандаш щепотью (двумя, четырьмя или всеми пальцами руки), при этом они уве­рены, что держат карандаш правильно. Другие пытаются взять карандаш правильно, но это у них не получается, несмотря на многочисленные попытки. Совершенно оче­видно, что общего показа недостаточно: многие дети не могут путем подражания воспроизвести положение ка­рандаша в пальцах: необходимы какие-то дополнитель­ные действия со стороны педагога. Эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому из этих детей. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в своей руке, а не только увидел его в руке педагога.

Этот факт можно объяснить очень незначительным опы­том обращения ребенка трех-четырех лет с орудиями и инструментами. Поэтому при показе воспитателя у детей не возникает представления о том, как же нужно взять этот инструмент, и многие воспроизводят лишь прибли­зительно сходный способ (держат пальцами, а не в кула­ке). К сожалению, такая неточность часто проходит мимо внимания педагога. Он поправляет лишь тех, кто держит карандаш в кулаке. Так ребенок привыкает держать ка­рандаш неправильно, что, безусловно, мешает выработке необходимой для изобразительной деятельности свободы действий с инструментом.

Выделяются и такие дети, правда, их очень немного, которые очень быстро теряют правильное положение паль­цев даже после того, как карандаш вложен им в руку пе­дагогом. Эти дети очень долго не могут овладеть пра­вильной хваткой инструмента. Все это свидетельствует о том, что воспроизведение детьми правильного способа не дается просто и требует внимания педагога.

Вместе с тем очень важно, чтобы с самого начала дети усваивали именно такой способ, который обеспечивает большую свободу движений руки с инструментом, что необходимо для решения изобразительных задач, которые постепенно усложняются и требуют определенной свобо­ды и легкости владения карандашом и кистью. До сих пор этому уделялось очень мало внимания. Чаще всего воспи­татель считает нужным показать детям, как правильно держать карандаш. Однако навык нельзя считать сформи­рованным, даже если на первом занятии ребенок правильно воспроизвел хватку инструмента. Формирование навыка требует длительных упражнений, поэтому и на последую­щих занятиях нужно обращать внимание на то, как дети держат карандаш. Объяснив, что и как нужно рисовать, предложить детям взять карандаш правильно, показать, как надо его держать. Это дает возможность на некоторое время сосредоточить внимание детей на этом действии, осознать его, а педагогу — проверить, все ли взяли каран­даш как следует, и в случае необходимости поправить де­тей. Для более прочного закрепления навыка целесооб­разно его отработке уделять внимание на многих занятиях и в последующих группах.

Во второй младшей группе дети рисуют карандашом и кистью. Необходимо научить их правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде. Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно не сги­бая их, не сдавливая кисточку, держать ее за железный наконечник или чуть выше его. Обмакивать кисть в крас­ку надо всем ворсом, затем снимать о край баночки лиш­нюю каплю; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промакнуть о тряпочку. Если кисть про­мыта, на тряпочке не остается следа от краски.

Дети сами не догадываются, а часто просто забывают своевременно обмакнуть кисть в краску. Когда краска кон­чается, они, пытаясь получить цвет, ведут кисть против ворса, трут ею по бумаге. Кисть от этого лохма­тится, портится, а цве­та все равно не дает. Нужно приучать детей самостоятельно обма­кивать кисть в краску по мере надобности. Если кто-то из детей забыл взять краску на кисть, следует напом­нить ему об этом.

Бывает, что, взяв краску на кисть, ребе­нок несколько раз про­водит ею по краю ба­ночки, пытаясь снять лишнюю каплю. В ре­зультате кисть остается почти без краски. Это обнаруживается сразу же, как только малыш начинает рисовать. Ребенок снова обмакивает кисть и снова ее отжимает несколько раз о край баночки. Много вре­мени тратится впустую, а рисунок не продвигается. Это раз­дражает детей. Поэтому нужно учить малышей снимать лиш­нюю каплю краски одним касанием кисти края баночки.

Обучение детей рисованию красками включает усвое­ние правильного положения кисти при проведении ли­ний: кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги.

Задачи расположения изображения в пределах листа бумаги, создания изображений разной величины (боль­шой, маленький) требуют отработки произвольной регу­ляции размаха (амплитуды) движения руки, которая свя­зана с навыком произвольного прекращения движения в нужной точке. В элементарном виде этот навык начали отрабатывать в первой младшей группе: дети не должны выводить линии рисунка за пределы имеющегося у них листа бумаги.

В группе четвертого года жизни отработка этого навы­ка продолжается и усложняется: движение руки ограни­чивается не только краем листа, но и другими точками, определяемыми изображением. Например, при рисовании лесенки длительность движения определяется величиной лестницы, длиной ступенек (расстоянием между вер­тикальными линиями).

Остановка движения в нужной точке необходима и для рисования предметов прямоугольной формы, которые так­же предусмотрены программой. Овладение этим навыком продолжается и в последующих группах, так как задачи изображения, определенные для этих групп, требуют по­стоянного совершенствования (рисование предметов слож­ного строения, передача величинных отношений частей предметов и разных предметов между собой).

Уже начиная с первых опытов рисования (детьми от одного года до трех лет) движения руки повторяются, по­степенно приобретая равномерный, ритмический харак­тер. Ритм организует рисовальные движения и способствует их усвоению.

Отработка того или иного навыка и качества движения тоже связана с повтором. С самого начала обучения задания даются так, что на одном занятии дети повторяют изображение предмета на листе бумаги несколько раз: рисуют не одну дорожку, а много, не один шарик, а не­сколько. Повторение одного и того же движения вызыва­ет его ритмичность. С другой стороны, ритмичное повто­рение движений — дуть совершенствования технических навыков и усиления кинестезического контроля за каче­ством движений.

Создание изображений ряда предметов связано с отра­боткой определенных качеств движения: плавности, неот­рывности движения, определенного темпа (быстроты). Так, рисование округлых форм способствует отработке плавно­сти движения, его слитности. Рисование округлых предме­тов не следует проводить в слишком замедленном темпе, так как в этом случае труднее вести линию равномерно, плавно, без остановок.

Рисование прямых линий также требует плавности, нео­трывности, так как линия может получиться прямой только в результате плавного движения. Линия, нарисованная с отрывом карандаша (кисти) от бумаги, выглядит «лохма­той», неровной.

Исходя из задач изображения эти качества движений следует начинать отрабатывать во второй младшей группе и продолжать в течение всего периода обучения детей ри­сованию. Указанные в программе задачи изображения мо­гут быть решены лишь при условии формирования навы­ков и умений, определяющих передачу в рисунке формы предметов, их пропорций.

Уже во второй младшей группе начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов, а также предметов прямолинейного контура. Наблюдения показывают, что при отсутствии целенаправленного форми­рования умения изменять направление движения под уг­лом дети трех лет не могут нарисовать предмет прямоуголь­ной формы. Они не делают остановки на углах, чтобы сра­зу изменить направление движения, а продолжают его, постепенно скругляя углы. Иногда получается 1—2 угла, если дети смогли остановить движение и продолжать его снова, изменив направление. Но остановка на углах и резкий поворот движения, очевидно, случайны, так как дети не могут осознанно повторить их при рисовании всей формы: все последующие углы скругляются, и получается неправиль­ная округлая форма, а не прямоугольная. То же самое про­является и у некоторых детей четырех лет, если они до этого не учились рисовать.

Это свидетельствует о том, что дети трех лет и даже отдельные дети четырех лет не могут еще достаточно про­извольно управлять своими движениями. Они делают, как получится. Очевидно, здесь отрицательно сказывается ра­нее отработанный двигательный навык слитного безоста­новочного движения (рисование округлых форм), кото­рый мешает формированию нового. Перестройка харак­тера движения происходит не сразу: требуется некоторое время, пока дети усвоят новое.

Учитывая сложность формообразующего движения, тре­бующего координации движения руки и зрительного кон­троля, целесообразно вначале обучать детей способу раз­дельного рисования сторон прямоугольной формы, фикси­руя остановку на углах и поворот движения словом, например: «Сторона, остановились; еще сторона, останови­лись...» и т.д. Навык удержания направленности движе­ния по прямой необходим и для овладения закрашивани­ем (по прямой сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих навыков продолжается вплоть до подготовительной группы.

Закрашивание рисунков — сложное комплексное уме­ние, требующее целого ряда навыков и качеств движе­ний: ритмичности, произвольного изменения размаха, лег­кого, без излишнего напряжения движения, произволь­ного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штри­хов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда дви­жутся одни только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда и пред­плечье (при закрашивании более крупных частей и изоб­ражений).

Все эти движения и двигательные навыки уже начали складываться при изображении предметов; с появлением в программе требовании закрашивать рисунки (во второй младшей группе) названные выше навыки, постепенно отрабатываясь, включаются в это умение.

С введением закрашивания возникает задача сразу фор­мировать дифференцированные движения при работе с карандашом и кистью, учитывая различие этих инстру­ментов и различное положение руки при рисовании.

Обучение правильным приемам закрашивания каран­дашом и кистью осуществляется и в следующей группе.

Постепенно овладевая техническими навыками, опре­деленными для этой возрастной группы, дети все более свободно и правильно решают изобразительные задачи.

В средней группе продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью. Здесь эти навыки стано­вятся более сложными.

Изобразительные задачи, которые дети решают в этой группе, требуют формирования более осознанного уме­ния менять положение инструмента (карандаша, кисти) при различных приемах рисования. Так, широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс, рисование точек (декоративное рисование) и мелких деталей изобра­жения, а также рисование более тонких линий может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть следует дер­жать вертикально, касаясь бумаги лишь кончиком ворса. Дети в процессе рисования часто забывают об этом и держат кисть наклонно. Тонкая линия не получается. Напоминание пе­дагога помогает действовать верно и получить хороший результат.

Положение карандаша в руке при рисовании тоже мо­жет меняться; например, при закрашивании его держат по отношению к листу бумаги более наклонно, пальцы вытягиваются по палочке карандаша, ладонь повертывается к бумаге. При этом грифель дает более широкие штрихи, и рисунок закрашивается быстрее.

Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Умение правильно рисовать эти линии очень важно, так как из их сочетании строится изображение многих предметов; кроме того, рисо­вание их развивает ориентировку на листе бумаги, умение сохранять правильное направление линий. Это умение не­обходимо при рисовании любых предметов прямолиней­ных очертаний (разнообразные здания, машины, детские постройки и т.п.).

Наиболее правильными и эффективными, по нашему мнению, являются такие способы проведения линий, кото­рые обеспечивают не только удобное, устойчивое движе­ние руки при рисовании линии карандашом и кистью, но и возможность зрительного контроля за проведением ли­нии на всем ее протяжении. Этому, безусловно, отвечают способ рисования вертикальных линий, когда рука с ка­рандашом движется сбоку линий, и способ рисования го­ризонтальных, когда рука с карандашом движется слева направо внизу линии. (При рисовании этих линий краской способ движения руки будет иным: кисть надо вести по ворсу.) Такие способы дают возможность контролировать линию по длительности, что важно не только для изобра­жения самой линии, но и любых предметов, состоящих из прямых линий; обеспечивают правильную передачу про­порций сторон изображаемого предмета.

Сразу после объяснения и показа способа рисования вертикальных прямых у детей спрашивают, где должна быть рука при рисовании. Затем им предлагают показать в воз­духе положение руки с карандашом, правильное движе­ние и только после этого разрешают рисовать.

Однако когда предлагают поставить руку с карандашом на бумагу так, как надо для рисования линий сверху вниз, многие дети старшей группы часто ставят руку неправиль­но: впереди линии. Это свидетельствует о том, что осозна­ние движения опережает процесс формирования навыка: дети могут правильно обозначить движение словом, но само движение еще не сформировано, что и приводит к ошибкам.

Наблюдения показали, что при самостоятельном осво­ении способов рисования линий в разном направлении дети, как правило, используют разные движения руки. Особые трудности испытывают они при рисовании гори­зонтальных линий. Каждый ребенок пытается найти наи­более удобное для себя положение руки с карандашом. Способы рисования различных линий складываются сти­хийно, и далеко не всегда они рациональны: рука лежит неудобно, закрывает часть рисунка, мешает свободе дви­жений и осуществлению зрительного контроля за ним. При этом часто дети принимают очень неудобную позу, весь корпус их искривляется. Иногда в течение рисования поло­жение руки меняется несколько раз. Все это приводит к большой затрате времени и энергии и чаще всего к низ­кому изобразительному эффекту: линии получаются ис­кривленными, неоправданно изменяется их направление.

Нет у детей единообразия и в характере проведения линий: одни рисуют линии сразу, не прерываясь от нача­ла до конца, другие останавливаются, выясняя дальней­шее направление линии; некоторые рисуют штриховой поисковой линией, обводят линии по нескольку раз.

Чаще всего у детей на основе самостоятельных дейст­вий с карандашом закрепляется какой-то способ рисова­ния. Но иногда никакого определенного способа нет, а ре­бенок каждый раз примеривается, прилаживается, отыски­вая наиболее удобный, тратя много лишнего времени, прежде чем что-то нарисовать.

При отсутствии обучения рациональным способам ри­сования горизонтальных линий затруднения наблюдают­ся даже у детей седьмого года жизни. Так, большинство детей, начав рисовать горизонтальные линии, повертыва­ют лист бумаги на 90° и рисуют их как вертикальные. По­ложив лист после замечания педагога правильно, дети ис­пытывают те же трудности, что и трехлетние. Некоторые вертят лист снова.

Эти факты свидетельствуют о том, что за время пре­бывания в детском саду детей не научили эффективным способам рисования линий и они фактически остались на том уровне, которого самостоятельно достигли к трем го­дам.

Итак, при рисовании вертикальных линий рука ребен­ка чаще всего движется свободно, уверенно. При рисова­нии горизонтальных линий ее движения более напряжен­ны и скованны, как правило, движется не только рука, но и все тело.

Причина указанных различий при проведении верти­кальных и горизонтальных линий, вероятно, заключается в том, что движение в направлении сверху вниз по отвесу более естественно, и ребенку легче сохранить направление, проследить движение взором. Этим навыком дети уже начинают овладевать в первоначальный период рисова­ния. Ведение линии слева направо по горизонтали требу­ет как навыка равномерности движения при закреплен­ном положении руки, так и зрительного контроля за на­правлением движения.

Предметы, состоящие из линий разного характера, дети рисуют и во второй младшей группе, однако давать им определенные способы движения руки при рисовании вер­тикальных и горизонтальных линий целесообразно не рань­ше, чем в средней группе, предоставив детям трех лет ри­совать их свободно. Объясняется это тем, что дети трех лет в связи с началом целенаправленного обучения изоб­разительной деятельности вынуждены усваивать большое количество новых способов действия, а возможности их ограниченны. Поэтому важно отрабатывать только те на­выки, без которых невозможно решение изобразительных задач, указанных в программе этой группы и составляющих базу для формирования других навыков и умений, необ­ходимых для решения задач в последующих группах и для развития детского творчества. Но при показе способов изображения этих линий или предметов, состоящих из них, педагог должен действовать правильно, в соответствии с определенными выше способами, не фиксируя на них внимание детей.

Следует подчеркнуть, что действия педагога имеют оп­ределяющее значение для овладения детьми любыми на­выками и умениями в каком бы то ни было виде деятель­ности. Исследования психологов подчеркивают, что дети дошкольного возраста, особенно младшие дошкольники, некритически воспринимают показ педагога. И если вос­питатель действует кистью, карандашом или каким-то другим инструментом (орудием) рисования неверно, то дети будут повторять эти неправильные действия.

В средней группе необходимо отрабатывать ряд навы­ков, входящих в умение правильно и красиво закраши­вать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения на­правленности движений (в одном направлении), навык сво­евременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности).

В этой группе важно продолжать учить изменять на­правление движения в зависимости от направленности ли­ний контура изображаемых предметов. Вместе с тем это уме­ние усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной и округлой форм разного характера (прямо­угольных, квадратных, треугольных, круглых, овальных).

Так, движение руки при рисовании овала отличается от движения руки при рисовании круга по направлению. Чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (пе­реход от движения по одной дуге к движению по другой дуге): вначале идет равномерное закругление, затем за­кругление приостанавливается, дуга несколько выпрям­ляется, потом снова движение переходит в равномерное закругление и снова выпрямляется. Наблюдения показы­вают, что усвоение этого умения происходит нелегко. Не умея плавно изменить направление движения, некоторые дети делают резкую остановку и после этого меняют на­правление: смена направления движения под углом дает прямоугольную форму с углами, но не овал. На это следу­ет обращать внимание при обучении детей.

Как правило, в средней группе дети рисуют только цвет­ными карандашами и гуашью. Однако сейчас в программу этой группы стали включать и цветные восковые мелки. Опыт показывает, что дети легко осваивают их и рисуют ими с большим удовольствием. Мелки мягкие и оставляют на бумаге широкую фактурную линию. Цветными воско­выми мелками дети создают рисунки на разные темы: «Кра­сивые цветы», «Елочки зимой в лесу», «Рыбки плавают в аквариуме» и т.п.

Вот как, например, проходило занятие на тему «Рыбки плавают в аквариуме».

В начале занятия воспитательница предложила нари­совать, как рыбка плавает в аквариуме. Уточнив форму тела рыбки, наличие хвостика, плавников, воспитательни­ца напомнила, что рыбки бывают большие и маленькие, толстые и тонкие, плавают в разных направлениях. Выз­ванный к доске ребенок показал мелком на листе бумаги, как он нарисует рыбку.

После этого все дети начали рисовать. Рыбок нарисо­вали довольно быстро.

Воспитательница напомнила, что в аквариуме растут водоросли, на дне лежит песок и камешки. Она на листе бумаги показала всем детям, как можно нарисовать раз­ные водоросли, затем лист убрала. Нарисовав водоросли и песок, дети приступили к закрашиванию фона — воды в аквариуме. Для этого на столах были приготовлены подкрашенная акварелью вода (на разных столах своего цве­та: зеленоватая, голубоватая, желтоватая) и широкий флейц (кисть с плоским ворсом). Восковые мелки жирные, по­этому при закрашивании краска скатывается с тех частей, где уже что-то ими нарисовано, и покрывает лишь белый фон.

В процессе занятия воспитательница следила за тем, как дети держат мелок и рисуют им, как берут кисть, об­макивают в краску и быстрыми, неотрывными движения­ми покрывают фон. Тем детям, которые испытывали ка­кие-то затруднения, помогала, напоминая, советуя, если нужно, показывая на отдельном листочке бумаги, как надо рисовать. Все дети рисовали с увлечением, почти не от­влекаясь. Справились с заданием быстро. Мелками пользо­вались в основном правильно1.

В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков владения карандашом и ки­стью.

В основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка каран­даш может быть больше наклонен к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закра­сить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удоб­нее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и маз­ков кистью ее нужно держать наклонно к бумаге, а тон­кие линии и точки рисовать концом ворса при вертикаль­ном положении кисти — перпендикулярно по отношению к бумаге. Отработка этих приемов способствует выработ­ке легкости, свободы движения, произвольного измене­ния его по мере надобности.

Однако формирование умения свободно владеть каран­дашом возможно только в том случае, если в предшест­вующих группах детского сада (2-я младшая, средняя) де­тей научили правильно держать карандаш.

Если же цветные мелки вводятся лишь в старшей группе, то указанное занятие следует провести в начале года, когда.по­вторяются и закрепляются формообразующие движения, ус­военные детьми в средней группе.

Если к моменту прихода в старшую и подготовительную группы данный навык не сформирован, отработка его по­требует большого труда и долгого времени. Это можно объяснить прежде всего тем, что неправильный навык Силь­но укрепился. Он настолько автоматизировался, что не вызывает никаких усилий, и внимание ребенка переклю­чается на изображение. Овладение правильным навыком требует переучивания. Нужно не автоматизировать старый, неправильный навык и выработать новый. Как известно, выработка нового навыка требует постоянного внимания к выполнению действия. Когда внимание ребенка направля­ется на то, как он держит карандаш, он делает это правиль­но. Как только внимание переключается на изображение, ребенок забывает новый навык и в действие вступает ста­рый, хорошо закрепившийся. У некоторых детей прежний навык оказывается настолько прочным, что переучить их удается лишь с большим трудом.

Это лишний раз подтверждает необходимость выработки правильных навыков с самого начала, как только мы даем ребенку карандаш и кисть, чтобы потом не пришлось пе­реучивать.

Одно из средств выразительности рисунка — использо­вание линий разной интенсивности. Это достигается регу­ляцией силы нажима на карандаш. Отработка этого навы­ка очень важна, но было бы неверным с самого начала добиваться от всех детей одинаковой силы нажима. У де­тей в младших группах более целесообразно оставить ту силу нажима, которая им свойственна, и устранять лишь отступления от нормы: слишком сильный нажим, рвущий бумагу, или слабый, дающий невидимые на бумаге ли­нии.

И в последующих группах важно отрабатывать с деть­ми движения с умеренным нажимом на карандаш. Наря­ду с этим в старшей группе необходимо начинать учить проводить легкие линии, так как это позволяет находить нужную форму, исправлять неточность рисунка. В этой группе детей нужно учить произвольной регуляции силы нажима, использовать нажим как средство для получения нужного по интенсивности тона. Усвоение этого навыка даст детям возможность при закрашивании рисунков ка­рандашами добиваться, когда нужно, разных, оттенков одного и того же цвета, получать линии контура разной интенсивности.

Умение регулировать силу нажима на карандаш фор­мируется и при создании контура рисунка простым каран­дашом, и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета.

В старшей группе будет отрабатываться и ритмичность при повторности однородных движений. Особая роль в этом принадлежит декоративному рисованию. Декоратив­ные композиции, создаваемые детьми, строятся на ритми­ческом повторении элементов узора (линий, точек, маз­ков, пятен, дуг, различных растительных элементов: цветов, веточек, листьев).

В старшей группе должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определенном направле­нии. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изобра­жаемого предмета. Перед детьми ставится задача изобра­жения предметов более сложного контура, чем в предше­ствующих группах. Для этого необходимы: различные по­вороты движения, изменение направления движения, большая точность перехода от движения в одном направ­лении к движению в другом направлении (переход от дви­жения по прямой к движению по дуге и переход от дви­жения по одной дуге к движению по другой дуге).

В этой группе должны быть окончательно сформирова­ны движения, направленные на изображение предметов округлых и прямолинейных форм разного характера (круг­лых, квадратных, треугольных, разных по величине; оваль­ных, прямоугольных, трапециевидных, разных по пропор­циям).

Передача простейшего строения предметов и различ­ного пространственного положения частей требует разно­образных поворотов рисующей руки.

Это умение отрабатывается со второй младшей груп­пы. Дети учатся рисовать флажок на палочке (горизон­тально расположенный прямоугольник) и флажки, вися­щие на ниточке (вертикально расположенный прямоуголь­ник), предметы могут быть и другими, но названной формой. А всредней группе при рисовании, например, цыпленка или зайчика по-разному располагают в пространстве круглые и овальные части, осваивая рисование этих форм в разном положении. При этом формообразующее движение остается прежним, но изменяется положение руки рисующего. Непривычное положение руки первое время может влиять и на само движение, его качество, а следовательно, и качество изображения. Рисуя формы в различном пространственном положении, дети упражня­ют руку, она становится более подвижной, и ребенок лег­ко справляется с различными поворотами.

В старшей группе формирование указанных навыков продолжается, но дети изображают уже несколько предме­тов, находящихся в разном положении: на одном рисун­ке, например, рисуют постройки, в которых кирпичики ставятся на длинную и на короткую грани и т.д. Кроме того, дети рисуют предметы более сложного строения, чем в предшествующей группе (птицы, животные, чело­век). Изображение этих предметов появлялось и раньше, но оно было схематичным, передающим лишь некото­рые части.

Изображение пространственных свойств предметов тре­бует умения соразмерять движения с длиной линий, вели­чиной частей (прямоугольник, квадрат и т.д.). Отработка этих умений должна начинаться в старшей группе, так как возникает задача передавать относительную величину предметов и их частей. В какой-то степени это умение уже начало формироваться при рисовании круга и овала, но в средней группе это происходило только в кинестезическом плане, как различие движений при рисовании. В старшей группе данное умение связывается с усвоением некоторых знаний о пропорциях предметов. Не умея про­извести формообразующее движение, ребенок не может регулировать это движение по длительности. Вот почему умению подчинять движение соразмерению отрезков и частей изображения начинают учить в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже ус­воен, так как умению, которое только начинает отраба­тываться, надо уделить особое внимание.

В старшей группе расширяется техника рисования ка­рандашами и красками. Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цвет­ными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т.п. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М.

Дети в этой группе должны усвоить несколько правил пользования простым графитным карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз. Тогда неправильно нарисованное можно исправить, и после за­крашивания это не будет заметно.

Простым карандашом нужно прорисовывать только са­мое главное, без мелких частей и деталей. Привыкнув ра­ботать цветными карандашами, дети часто нарушают эта, правило и сначала все мелкие детали прорисовывают про­стым карандашом, а затем обводят цветными. На рисунок затрачивается больше времени, и он выходит грязным из-за прорисовки цветными карандашами по графитному.

Не следует разрешать детям закрашивать отдельные ча­сти изображения простым карандашом (например, туфли куклы или девочки, волосы и т.п.), от этого рисунок пач­кается в тех местах, где цветной карандаш соприкасается с простым.

Впервые в старшей группе дети получают для рисова­ния акварельные краски. И важно сразу же учить пра­вильным способам работы ими (об этом подробно расска­зано в предыдущей главе).

В конце года можно показать детям прием рисования акварелью по сырому слою. Делается это так: перед рисо­ванием весь лист бумаги протирается влажным ватным тампоном, но так, чтобы вода не текла с листа и не обра­зовывалось водяных пятен, иначе все сольется. Рисовать нужно, не дожидаясь, когда бумага просохнет. Для начала лучше дать простые задания декоративного характера, например, «ткань кукле на платье». В этом случае рису­нок не требует четкого контура и может слегка растекать­ся. По сырому слою дети наносят листочки, пятнышки, линии, несложные цветы. Краска слегка растекается по сырой бумаге, образуя красивые мягкие переходы цвета. Позже можно предложить покрыть лист подцвеченной водой. Хорошо подобранные к цветному фону краски по­зволят создать рисунок красивой гаммы. Когда дети овла­деют способом рисования по влажному фону, можно предложить создать сюжетную композицию на тему «Ранняя весна», «Весенни

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...