Конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
Состав Российской Федерации как сложного государственного объединения. Асимметричность Федерации - причины возникновения. Гарантии целостности государства и суверенитета субъектов. Конституция РФ устанавливает шесть видов субъектов РФ - республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Множественность субъектов РФ не исключает наличия общих черт их конституционно-правового статуса. Под асимметрией конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства следует понимать наличие в составе федерации субъектов, имеющих различный конституционно-правовой статус. Причиной асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации являются особенности ее создания и развития. Сложный территориально-этнический состав России обусловливал необходимость удовлетворения в том или ином виде стремления нерусских народов к самоопределению. Поэтому, федерализация всегда рассматривалась в России, в первую очередь, как способ решения национальной проблемы. К чертам асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации относится: · именование республик государствами. · право республик принимать собственные конституции в порядке, определяемом ими самостоятельно. · право республик устанавливать свои государственные языки помимо государственного языка Российской Федерации – русского. · возможность разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ на основании договоров, заключение которых на практике привело к существенной дифференциации конституционно-правового статуса различных субъектов РФ.
· возможность вхождения автономных округов в состав иных субъектов РФ (краев и областей). · возможность принятия специального федерального закона об автономной области или об автономном округе. · возможность принятия специального федерального закона о статусе столицы Российской Федерации – города Москвы.
Конституционно-правовой статус республики. Особенности правовых систем республик. Система органов государственной власти республик. Конституционный статус республики в составе РФ определяется Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики (ч.2 ст.5 и ч.1 ст.66 Конституции РФ). Республики в составе РФ имеют общие признаки с другими субъектами РФ, названные выше. Вместе с тем, они, как субъекты Федерации, имеют ряд особенностей. В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами, обладающими всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, за исключением полномочий, которые находятся в ведении федеральных органы государственной власти. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. В отличие от других субъектов Федерации республика имеет свою конституцию и свою конституционно-правовую систему. Конституции принимаются республиками самостоятельно, по процедуре, определенной самими республиками, и не нуждаются в утверждении органами государственной власти РФ. Помимо конституции правовая система республики включает республиканские законы, другие нормативные акты республики, изданные в пределах ее компетенции (в том числе акты президентов республик, чего нет в других субъектах РФ), договоры республик с РФ, договоры республик с зарубежными странами (неполитического характера), другие акты.
Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Каждая республика имеет свой законодательный орган – парламент; своё правительство; Верховный суд. Многие республики имеют свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республику возглавляет прокурор республики, подчинённый Генеральному прокурору РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 68) республика вправе устанавливать свой государственный язык. Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику — герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды. Республика в составе РФ имеет свое гражданство, что не присуще другим субъектам Федерации. Автономная область, автономный округ. Автономия в России. В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и 4 автономных округа (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий). Они невелики по численности населения, хотя некоторые из них имеют значительную территорию. В отличие от большинства областей и краев - это национально-территориальные образования. В отличие от русскоязычных краев и областей они созданы с учетом национального состава населения. Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво. С одной стороны, автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может входить «в состав края или области». С другой, округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает, что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.
Будучи по Конституции РФ равноправными с другими субъектами, автономные округа в своем подавляющем большинстве входят в другой субъект РФ. Такая ситуация создает, во-первых, определенное неравенство между автономными округами, а, во-вторых, конституционное положение (ч. 4 ст. 66) о "вхождении" автономных округов в состав края, области ставит вопрос о его точности. Административно-территориальное деление в России. Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД). Административно-территориальное устройство области основывается на следующих принципах: - учета исторически сложившейся системы расселения в области и тенденций ее развития; - территориального единства; - создания правовых, экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, участия населения в их работе; - учета природно-географических условий; - учета сложившейся системы экономического районирования; - рационального использования природных ресурсов и экономического потенциала территории, развития системы коммуникаций; - развития социальной инфраструктуры, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|