Правовое регулирование порядка формировании Федерального Собрания России
Наличие в составе Федерального Собрания двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, формируемых по неодинаковым правилам, обусловливает необходимость рассмотрения порядка выборов каждой из палат. Государственная Дума избирается с учетом того, что она состоит из 450 депутатов, причем одна ее половина (225 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Поскольку избирательное законодательство впервые ввело новые понятия, их следует разъяснить: мажоритарная система - это такая система подведения итогов выборов, при которой избранным является кандидат в депутаты, получивший наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами в избирательном округе при условии, что в выборах приняло участие не менее 25 процентов избирателей; система пропорционального представительства - устанавливает пропорцию между числом поданных за избирательное объединение (политическую партию, общественное движение и т. п.) голосов избирателей и полученных ими депутатских мандатов (мест в парламенте Российской Федерации); одномандатный избирательный округ - это территория, на которой проживает определенное число избирателей, имеющих право избрать одного депутата в Государственную Думу (по принципу: один округ - один депутат); федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации, где избирательные объединения выдвигают своих представителей кандидатами в депутаты и добиваются их избрания в парламент России. Процесс выборов депутатов Государственной Думы, как и Президента Российской Федерации, довольно сложен и его также можно условно разделить на ряд последовательных стадий.
Первая стадия связана с назначением выборов депутатов Государственной Думы. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации на первое воскресенье после истечения срока полномочий Государственной Думы предыдущего состава.
Важную роль в организации выборов депутатов Государственной Думы играет Центральная избирательная комиссия, которая действует на постоянной основе в течение четырех лет. К числу основных полномочий Центральной избирательной комиссии относятся: образование избирательных округов по выборам в Государственную Думу; руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы; регистрация списков кандидатов в состав Государственной Думы, выдвинутых избирательными объединениями по федеральному избирательному округу и т.д. Вторая стадия - образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия определяет территорию избирательных округов, исходя из общей численности избирателей и необходимости образовать 225 округов. Окружные избирательные комиссии образуются в каждом одномандатном избирательном округе по выборам депутатов в Государственную Думу. Они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Окружные избирательные комиссии осуществляют следующие основные полномочия: руководят работой участковых избирательных комиссий; регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца, устанавливают результаты выборов по округу и передают их в Центральную избирательную комиссию.
Сущность третьей стадии состоит в образовании избирательных участков и формировании участковых избирательных комиссий. Избирательный участок - это часть избирательного округа, территория, на которой проживает до 3000 избирателей. Всю работу по организации и проведению выборов на территории избирательных участков осуществляют участковые избирательные комиссии. Они формируются выборными органами местного самоуправления не позднее, чем за 44 дня до выборов в количестве 5-10 членов. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы или жительства. Четвертая стадия - составление списков избирателей. Как уже отмечалось, списки избирателей составляют участковые избирательные комиссии не позднее 30 дней до дня выборов. В список избирателей включается каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка. Списки избирателей, имеющих постоянное место жительство за пределами России, составляются консульскими учреждениями Российской Федерации, действующими на территории соответствующих стран. Пятая стадия - выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы - является важнейшей стадией избирательного процесса. Поскольку выборы в Государственную Думу проводятся и по одномандатным округам, и по федеральному избирательному округу, законодательство устанавливает неодинаковый порядок выдвижения кандидатов. Кандидаты в депутаты Государственной Думы в одномандатном избирательном округе могут выдвигаться непосредственно избирателями, а также избирательными объединениями (политическими партиями, политическими движениями) федерального уровня, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации, или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. При этом должно соблюдаться правило и группа избирателей, и избирательные объединения вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом округе.
Для выдвижения кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее одного процента общего числа избирателей округа. Регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу осуществляет окружная избирательная комиссия, которая проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям закона и в течение 5 дней регистрирует его, публикует данные о нем в федеральных печатных изданиях и выдает ему удостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации. Иные правила установлены для выдвижения кандидатов по федеральному избирательному округу. Здесь кандидаты могут выдвигаться только избирательными объединениями в виде федерального списка. При этом число кандидатов в федеральном списке не может превышать 270 человек. Для регистрации федерального списка кандидатов требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 200 тысяч избирателей, причем из этих 200 тысяч подписей не более 7 процентов должны приходиться на один субъект Российской Федерации. Кандидат в депутаты со дня регистрации и до дня выборов обладает определенным статусом. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Кандидат в депутаты не может быть призван на воинскую службу до дня опубликования итогов выборов включительно. Правила проведения предвыборной агитации за или против кандидатов в депутаты аналогичны тем, что действуют в период выборов главы Российского государства. Заключительной стадией избирательной кампании является голосование и определение результатов выборов. При выборах депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы, один - для голосования по одномандатному избирательному округу и другой - для голосования по федеральному избирательному округу. Первый содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов и их данные. Избирательный бюллетень для голосования по федеральному избирательному округу содержит в алфавитном порядке названия избирательных объединений. Под каждым названием такого объединения помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из выдвинутого им федерального списка кандидатов.
Избирательные комиссии определяют результаты выборов путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий. При этом окружная избирательная комиссия признает избранным по одномандатному избирательному округу того кандидата, который получил наибольшее число действительных голосов, а при равном количестве голосов - кандидата, зарегистрированного раньше. Выборы по данному избирательному округу признаются несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов числа зарегистрированных избирателей. Иные правила действуют в отношении определения результатов в федеральном избирательном округе. Прежде всего, из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения, федеральные списки которых получили менее 5 процентов действительных голосов. Каждое избирательное объединение, за список кандидатов которого подано более 5 процентов действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов. Избирательным законодательством определена следующая методика распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов: а) сумма голосов, поданных за федеральные списки избирательных объединений, допущенных к распределению мандатов, делится на 225 - число депутатских мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное; б) число голосов, полученных каждым Федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов; в) если после этих действий остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 96) федеральным законом. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 года определил, что в эту палату Российского парламента входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В случае, если законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.
Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся в соответствии с республиканскими законами о формировании высших органов власти республик, а также нормативно-правовыми актами, принимаемыми представительными органами власти края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа. Что касается процесса подготовки и проведения выборов в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, то он также складывается из семи основных стадий. Каждая из них соответствует в целом аналогичным стадиям организации выборов в Федеральное Собрание России.
Тема 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|