Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционные гарантии местного самоуправления




Местное самоуправление в России, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства. В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти; запрещается ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией России и федеральным законом. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами.

Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления является судебная защита прав местного самоуправления. Субъектами обращения в суд могут быть как сами органы местного самоуправления и их должностные лица, так и граждане, проживающие на территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей компетенции или арбитражные суды могут быть, по общему правилу, решения (акты) органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Кроме рассмотрения исков о признании таких решений (актов) недействительными, суды обязаны рассматривать жалобы органов местного самоуправления на отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать устав муниципального образования. И, наконец, суды рассматривают споры о том, является ли какое-либо действие (акт) органа государственной власти вмешательством в дела местного самоуправления.

Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти, возмещается местному самоуправлению также по постановлению судебных органов. При этом следует иметь в виду, что право органа местного самоуправления на обращение в суд с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит от того, был ли такой ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с его нарушениями, а также реальными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.

Сущность запрета на ограничение прав местного самоуправления состоит в том, что ни один государственный орган не имеет права вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления как путем принятия решений вместо них, так и путем наложения запрета на осуществление ими своих полномочий.

Решения, принятые прямым волеизъявлением граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм) и гражданами.

Следует отметить, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены либо ими самими, либо признаны недействительными решением суда. Дополнительной гарантией обязательности решений органов и должностных лиц местного самоуправления является указание Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 3 ст. 44) на ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение таких решений.

В качестве гарантии местного самоуправления выступает и особый порядок рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления. В соответствии с нормами Федерального закона (ст. 45) такие обращения подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

К гарантиям местного самоуправления следует отнести установленную Федеральным законом ответственность его органов и должностных лиц. Такую ответственность указанные субъекты несут перед:

* населением муниципального образования;

* государством;

* физическими лицами (гражданами);

* юридическими лицами.

При этом основания ответственности могут быть различными. Так, ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Условия и порядок такой ответственности определяются уставами соответствующих муниципальных образований.

Основаниями ответственности местного самоуправления перед государством является нарушение Конституции России, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования.

Такое нарушение должно быть установлено решением суда. В случае, если суд определил деятельность органа местного самоуправления или его должностного лица несоответствующей Конституции России и другим правовым актам, то решение суда является основанием для рассмотрения органами государственной власти вопроса о прекращении их полномочий.

Органы местного самоуправления и их должностные лица могут нести ответственность перед государством за осуществление отдельных, переданных им государством, полномочий, но только в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Основания и порядок привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к ответственности перед физическими и юридическими лицами устанавливается соответствующими федеральными законами (кодексами) законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Определенной гарантией соблюдения органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательства служит осуществление прокурорского надзора за исполнением ими Конституции России, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований.

 

 


[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 1998. 6-9. Этой же точки зрения придерживаются Е.М. Ковешников, В.Г. Стрекозов и Ю.Д. Казанчев; в какой-то степени В.В. Лазарев и др.

[2] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М. 2001. С. 3. Близкой к названной является позиция таких авторов, как Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. в книге «Конституционное право». Учебник. М. 2000. С. 17; и др.

[3] См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 23-26

 

[4] Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Вводный курс лекций. М., 2003. С. 55

[5] Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета конституционного права. – Государство и право. 2003. №7. С. 22

[6] См.: Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Вводный курс лекций. С. 56

[7] См. там же. С. 24-25

[8] Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Вводный курс лек-ций. М. 2003. С. 56.

[9] См.: Н.И. Лазаревский. Лекции по русскому государственному праву. Том 1. «Кон-ституционное право», изд. 2-е. СПб., 1910; Т. 2. «Административное право». СПб. 1910.

[10] См.: Чистяков О.И. Организация кодификационных работ в первые годы Советской власти (1917-1923 гг.). Советское государство и право. 1956. № 5. С. 11

[11] См.: Галанза П.Н., Кожевников М.В. Краткий очерк истории юридического факуль-тета МГУ (советский период). – Ученые записки МГУ. Вып. 180. Труды Юридического факультета. Кн. 8 1956. С. 41-42.

[12] См.: П.М. Рабинович. Лекция В.И. Ленина о государстве, прочитанная в Коммуни-стическом университете им. Я.М. Свердлова (К истории чтения). – Правоведение. 1969. № 5. С. 18-19

[13] См.: П.И. Стучка. Революционная роль права в государстве. Общее учение о праве и государстве. Госиздат. 1921. С. 111.

[14] См.: Д.Л. Магеровский. Советское право и методы его изучения. – «Советское пра-во». 1922. № 1. С. 33-34.

[15] См.: А.М. Турубинер. Государственный строй РСФСР. Конспект лекций. Юриздат. 1923. Гл. 1. С. 3

[16] См.: К. Архипов. К вопросу о методологии советского конституционного права. – «Вестник советской юстиции». 1922. № 3-4; Энгель. Е.А. Основы советской конститу-ции. – Госиздат. 1923. С. 42-44.

[17] См.: Я.М. Магазинер. Лекции по государственному праву (общее государственное право). Читаны во втором Петроградском университете. 1919 г. С. 135-138.

[18] Учебник Г.С. Гурвича назывался «Основы Советской Конституции», а учебник П.И. Стучки – «Учебник о государстве пролетариата и крестьянства» позже он стал назы-ваться «Учение о Советском государстве и его Конституции».

[19] См.: Д.А. Магеровский. Союз Советских Социалистических Республик. (Обзор и ма-териалы). С предисловием Д.И. Курского. Юриздат. 1923.

[20] См.: А. Малицкий. Советское государственное право. (Очерки). Юриздат. НКЮ УССР. 1926.

[21] См.: А.Ангаров, П. Галанза, В. Колоколкин, Э Петерсон. Хрестоматия по государст-венному устройству СССР. Под ред. Е.Б. Пашуканиса. Госиздат. 1928.; Г.Я. Клява. Го-сударственное строительство СССР и РСФСР. Вып. 1. Изд. Мособлисполкома. 1930.

[22] И.П. Трайнин. О содержании и системе государственного права. //Советское государ-ство и право. 1939. № 3. С. 44

[23] И.П. Трайнин. Там же. С. 38.

[24] В.Ф. Коток. О предмете советского государственного права. //Вопросы советского государственного права. Изд. АН СССР. 1959. С. 51.

[25] Равин С.М. Основные особенности советского государственного права. // Правоведе-ние. 1961. № 1. С. 47.

[26] Фарбер И.Е. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов. 1967. С.8.

[27] Советское конституционное право. Изд. Ленинградского университета. Л. 1975. С. 4-5.

[28] Общие начала теории социалистической конституции. М. 1986. С. 14-15.

[29] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М. 1993. Т.1. С. 3-4.

[30] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М. 1998. С. 8-9.

[31] См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации” п.3 статьи 5.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...