Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чудо-тарелки и поиск клада




Суть приема. Практически каждая мама, а тем более бабушка умильно улыбается, видя мечту завершенного кормления малыша ― пустую тарелку. Но добиться этого не всегда легко- ребенок может с аппетитом съесть пару ложек, а на третьей ― замереть на час. Он может с уговорами съесть даже пол-тарелки, но наотрез отказаться доедать. Чтобы решить проблему, родителям нередко предлагают использовать посуду с картинками на дне либо звуковыми эффектами вроде "спасибо, что меня освободил". И даже прятать под основным блюдом любимую закуску малыша или секреты, съедобные и несъедобные. Например, в тарелке с картофельным пюре вполне может быть спрятан "клад" ― кусочек соленою огурца, селедки, колбасы. Сначала ребенок отыщет клад, а там, глядишь, и пюре съест.

Подводные камни:

1. Особые тарелочки будут стоить «особых» средств, да и найти их может оказаться не так-то легко.

2. Ребенок заинтересуется тем, что на дне, один, два, три paза, а потом ответит, что и так знает, кто прячется под кашей или салатом.Mаме придется отправиться на поиски новых тарелок с новыми персонажами или поставить точку на этом рецепте.

3. Находчивый карапуз может с удовольствием включиться а игру: он спасет зайчонка, выложив пюре на стол или мастерски размазав его по краям тарелки, найдет кусочек любимой сосиски под плотным слоем каши. Но не съест при этом ни ложки!

 

Из опыта одной мамы:

"Когда моей Маше было 2 года, меня выручали детские тарелочки с рисунками на дне: желание узнать "кто же у нас спрятан под супом", побеждало вредничание во время обеда, но прошло время, и прием перестал работать, так как все тарелки были досконально изучены. Тогда на помощь пришла новая хитрость.Однажды, когда дочь в очередной раз отворачивалась от порции супа, я озабоченно покачала головой и сказала:"Ой-ой-ой! не хочет Маша кушать, а на дне сидит корова и тонет! Давай поедим суп и спасем корову!" Ложка звякала о дно пустой тарелки, корова спасена, а Маша абсолютно счастлива! Этот запрещенный прием еще и сейчас решает обеденные трудности, но все чаще Маша находит нестандартные способы решения проблем: например, спасает корову переливанием супа в другую тарелку..."

 

НОВЫЙ СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Суть приема. Если ложкой и вилкой ребенку есть уже не интересно, предложите ему выпить суп через трубочку для коктейля, а кашу съесть, как мороженое, палочкой от эскимо или даже руками. Расскажите сыну или дочери о том как едят в разным странах, а потом объявите сегодня день Китая, Индии, Арабских Эмиратов (естественно, организовав стол в соответствующем стиле, спрятав вилки и ложки и дав крохе новые приборы для еды). Еще лучше ― устроить соревнование, кто быстрее съест суп палочками (только не забудьте, что суп должен быть густым). В итого убиваем множество зайцев поели, узнали что-то новое, потренировали мелкую моторику. Словом, вроде бы сплошные плюсы от этой уловки.

Подводные камни:

1.Вам придется освежить собственные знания о культуре приема пищи в разных странах. А также освоить палочки, трубочки, поедание плова руками, мясной подливки - лавашом и т.д. Ведь кто-то же должен показать ребенку, как все это делается.

2.Учтите, что необычный способ принимать пищу может настолько понравиться крохе, что он наотрез откажется использовать традиционные русские ложку и вилку, что повлечет за собой некоторые трудности в детском саду, школе или даже гостях.

3.Возможно, малыш с удовольствием будет тренироваться управляться новым прибо­ом, но вот проглатывать пищу не захочет. В таком случае моторику развить вам удастся, знания о чужестранной культуре дать тоже, а вот накормить- нет.

 

МАСКИРУЕМ ЕДУ

Суть приема. Ваш ребенок не любит овощи? Не хочет есть рыбу? Или, может, вообще отказывается от любой еды, кроме конфет, или котлет, или апельсинов? Попробуйте замаскировать еду под этот любимый продукт: заверните кусочек рыбы в конфетный фантик, картофельное пюре ― в апельсиновую кожуру и т. д. Главное ― определиться, под что эффективнее маскировать.

Подводные камни:

1.Маскировка может сработать раз-два, но потом малыш наверняка станет внимательнее и не поддастся на этот обман.

2.Замаскированная еда теряет свой первоначальный вид, а это значит, что ребенок лишается возможности научиться дома, то есть а безопасной обстановке, отличать при годные в пищу свежие блюда от красиво замаскированных испорченных. Б будущем это может обернуться отравлением.

 

РИСУЙ ВКУСНЯТИНУ

Суть приема. Чтобы карапуз доел полезное яблоко, предложите ему есть и разукрашивать картинку яблока. Подразумевается, что, рисуя красивое блюдо или рассматривая его изображение, человеку хочется его съесть.

Подводные камни.

Да, бывает, что вид картины рождает аппетит, но вызывает сомнение то, что поглощение пищи может выполняться одновременно с таким видом деятельности, как рисование или разукрашивание. Так что аппетитные картинки можно использовать как способ привлечения внимания к еде у малоежки или привереды, но вот непосредственно совмещать процесс еды и рисования любой гастроэнтеролог вполне обоснованно запретит.

 

Из опыта одной мамы:

"Однажды я тщетно пыталась позвать своих мальчиков к столу, когда они, расставив солдатиков, разыгрывали большое сражение. Дети, конечно, кричали, что совсем не хотят есть. И тогда папа взял кастрюлю с кашей и две большие ложки, вошел в детскую и объявил: Полевая кухня приехала солдатам надо подкрепиться и отдохнуть". "Генералы" схватили ложки и тут же, на полу, мигом съели всю кашу...Думаю, иногда гораздо разумнее включить обед в игру, чем прекращать ее, потому что пришло время очередной трапезы. Последнее часто заканчивается ссорой, а не вылизанными тарелками..."

 

АППЕТИТНАЯ ПРЕЛЮДИЯ

Суть приема. Если вы хотите, чтобы приготовленное вами было съедено, сумейте об этом аппетитно рассказать. Представьте вы приходите в ресторан с целью взять обычный бизнес ланч, но официант так «вкусно» рассказывает о фирменном салате из меню, что вы заказываете именно его. Способ действует и на детей. Главное - делать это не в двух словах, а не торопясь, чтобы детский аппетит успел проснуться, например, во время приготовления пищи.

Подводные камни:

1. Конечно, блюдо должно нравиться самому рассказчику: трудно аппетитно презентовать тыквенное пюре, если с детства с трудом переносишь запах тыквы и готовишь ее только потому, что рекомендовал педиатр.

2. Эта ловушка может оказаться настолько действенной, что вам волей-неволей придется ежедневно кормить ребенка, используя уже следующий прием.

 

ГОТОВИМ ВМЕСТЕ

Суть приема. Сделайте ребенка шеф-поваром или хотя бы поваренком. Пусть он подсказывает вам, как приготовить сегодня обед. Вполне вероятно, что суп, в котором все ингредиенты по рекомендации крохи порезаны маленькими кубиками (а не соломкой, как обычно), будет съеден за пять минут. Подводные камни:

1. Придется отважиться на эксперименты: часто дети предлагают очень оригинальные сочетания продуктов или способы их обработки (кстати, нередко вполне съедобные и даже весьма полезные).

2. Не исключено, что ребенок может захотеть готовить сам, даже если ему всего два года. Тогда вам придется выбирать или снова долгие посиделки перед полной тарелкой, или вы доверяете малышу продукты и приборы для кулинарных проб. Кстати, когда он подрастет, вероятно, что однажды попросит вас купить определенные продукты и оставить его с ними наедине на кухне ― он решит приготовить дли вас аппетитный сюрприз.

3. И наконец, все описанное может случиться, при этом ваш карапуз не будет есть больше, чем ел обычно. Но будет обижаться, если блюдо, приготовленное вместе с ним, откажутся есть папа, бабушка или гости.

 

Итак, теперь вы наверняка согласитесь, что 100-процентного рецепта заставить есть малоежку или привереду не существует: даже в самом на первый взгляд действенном приеме найдутся свои подводные камни. Что же делать? Выход прост- научиться жить с этим без конфликтов. Не надо уловок и хитростей. Вместо всего этого попробуйте соблюдать несколько простейших правил:

■ Не кормите малыша насильно.

■ Уважайте вкусы ребенка (не заставляйте есть то, что он не хочет).

■ Не создавайте ажиотажа вокруг приема пищи. Чем меньше вы будете акцентировать внимание на еде, чем безразличнее будет ваше отношение и аппетиту карапуза, тем охотнее он согласится поесть.

■ Собственный пример лучше просьб и уговоров.

■ Не злоупотребляйте любимыми блюдами ребенка- даже они могут опротиветь, если есть их ежедневно.

■ Чаще гуляйте - ничто так не повышает аппетит, как физические нагрузки и свежий воздух.

Не переживайте, не сердитесь и никогда не кричите на ребенка. Малыш не виноват в том, что ему не хочется есть, ― нужно просто поискать причину и устранить ее.

 

ЗАВТРАК СЪЕШЬ САМ?

Питание малыша ― очень важный, а иногда и болезненный вопрос для любой мамы. Как же организовать его так, чтобы и вы были спокойны, и карапуз ел с удовольствием?

 

СУТОЧНЫЕ БИОРИТМЫ

Уже у мамы в животике кроха живет по своим "биологическим часам", при этом он сам, как и мы, взрослые, регулирует свои потребности: хочет "кушать"- начинает быстрее двигаться, увеличивая циркуляцию крови, и таким образом получает необходимые питательные вещества и кислород.

После появлении на свет "часы" действуют по-прежнему, только о своем желании подкрепиться малыш сигнализирует плачем или беспокойством. Новорожденный может просить грудь чуть ли не каждый час (до 20 раз в сутки!), потому что она дает не только еду, но и защиту, чувство безопасности. По мере «взросления» и налаживания системы пищеварения этот ритм естественным образом меняется, и уже с 2 лет ребенок ест всего 4-5 paз в день. Эти основные приемы пищи совладают с подъемами и спадами в работе системы пищеварения, которая подчиняется природным суточным биоритмам.

Согласно представлениям древних восточных философов, которые подтверждены современной наукой, завтракать лучше с 7 до 9 часов утра. Это время активности желудка, поэтому пища будет хорошо усваиваться. Обед ребенку лучше предлагать в промежутке между 12 и 13 часами дня - в самый продуктивный период работы органов пищеварения (в частности, тонкого кишечника), когда сильно хочется есть. Поскольку разрыв между обедом и ужином достаточно большой, у малышей с 15 до 16 часов ecть потребность пополдничать. Ужинать оптимально в 18- 19 часов: после этого времени организм начинает расслабляться, готовясь к отдыху. И если этот естественный ритм питания поддерживать, в организме вырабатывается условно- рефлекторная связь, и к определенному времени он сам "просит" порцию питательных веществ.

В зависимости от возраста, активности, эмоциональной нагрузки и других факторов, ребенку может потребоваться и второй завтрак. С точки зрения физиологии его требует поджелудочная железа, которая регулирует уровень сахара в крови. И если малыш проголодался с 9 до 11 часов утра, но не поел, у него понижается уровень интеллектуального восприятия. Существуют и индивидуальные особенности питания, которые, по мнению диетологов, относятся скорее к семейным традициям. Из-за привычек и уклада жизни родителей дети постепенно становятся "жаворонками", "совами" или "голубями". Для «жаворонков»?питательная? активность, как и общая работоспособность, приходится на первую половину дня и к вечеру они устают и от ужина могут совсем отказаться. "Совята" - наоборот: с yтра не накормишь, вечером ― не остановишь (к ужину им можно добавить стакан молока или кисломолочного напитка). Наиболее же?универсальный? график питания у "голубят".

 

ЗАВTPAK БЕЗ МУЧЕНИЯ

Известная пословица "Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу", не про детей.Хотя есть малыши, которые и с утра едят с большим удовольствием, большинство все же не отличается хорошим аппетитом в это время суток. Чтобы завтрак не превращался в испытание для вас и для малыша, имейте в виду: Для?уровня? активности большое значение имеет то, как проснулся ребенок, если его разбудили ― он испытывает стресс, отрицательные эмоции и, как следствие, не хочет есть. Поэтому не стоит удивляться, что с утра ваш соня и ложки не может проглотить, особенно если вчера в 9 вечера еще носился по детской площадке с веселым гиканьем, а сегодня вы подняли его в семь, собирая в садик. После сна должно пройти минимум 30-40 минут, и желательно, чтобы малыш не только умылся, но и, например, сделал зарядку и "нагулял" аппетит. Если же вы водите его к завтраку в садик, расположенный поблизости, то дома кроху можно и не кормить. Для большинства детей завтрак должен быть легким, но при хорошем аппетите с утра можно предложить карапузу мясное или рыбное блюдо.

Для маленького организма не полезны постоянные поздние завтраки, а тем более отсутствие завтраков вообще. Длительный промежуток между ужином и завтраком (a тем более обедом) может вызвать гастрит и язвенную болезнь, привести к дискинезии желчевыводящих путей, а затем и к желчекаменной болезни.

 

ОБЕД: ВСЕГО ПОНЕМНОЖКУ

Обычно самый «комплексный» прием пищи ― обед. Он может выглядеть примерно так: овощной салат, суп (1/3 или 1/2 порции), 2-е блюдо, компот. Иногда мамы, устав постоянно уговаривать своего привереду, "сокращают" его только до первого блюда- мол, ничего страшного, тарелку борща съел -и на том спасибо, второе в полдник дам. Однако диетологи советуют все-таки не разделять обед на разные приемы пищи. Суп или борщ подготавливают желудок к перевариванию пищи, а больше питательных веществ, конечно, содержится во втором блюде. Kpoмe того, для мяса и рыбы середина дня - самое удачное время А чтобы малыш смог съесть за обедом и первое, и второе, и третье- нужно просто уменьшить порции. Если уж он такой любитель супа, что потом от всего отказывается, измените порядок блюд ― предложите сначала второе, а потом первое.

А ЧТО ЖЕ НА УЖИН?..

Если малыш ходит в садик, интересуйтесь тем. что он ел в течение дна, и при необходимости предложите дома «недостающие» продукты ― обычно это свежие фрукты и овощи. Бывает и так, что в некоторых садиках в летний период из-зa риска отравления сокращают количество молочных продуктов. А если кроха еще не пьет молоко, его организм недополучает кальция. В этом случае на ужин крохе можно предложить творожное блюдо или кефир. Мясо и рыба вечером не рекомендуются, так как возбуждают нервную систему и затрудняют засыпание.

ПОЙДЕТ ЛИ ЕДА ВПРОК?

При планировании меню надо учитывать, также и то, что продукты могут «помогать» или «вредить» друг другу.

Если стоит задача искоренить железодефицитную анемию, в диетотерапии не надо сочетать с мясом овсянку, пшеницу (манку).

■ Горох и картофель - эти продукты содержат фитиновую кислоту, которая ухудшает усвоение железа.

■ «Добыче» организмом кальция из творожных и молочных продуктов мешает сладость, поэтому лучше не добавлять в молоко, кефир или творог много сахара.

■ При борьбе с дефицитом йода советуют ограничить в меню малыша белокочанную, цветную и брюссельскую капусту, кукурузу, фасоль, сою и арахис.

■ Не все дети хорошо усваивают молочные продукты с сырыми фруктами и овощами.

■ «Союзниками» являются мясная пища и овощной гарнир. Из сырых овощей он будет или из тушеных ― зависит от времени года, состояния желудочно-кишечного тракта и вкусовых пристрастий малыша.

■ Все каши замечательно сочетаются с молоком по аминокислотному составу.

ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА

Во время еды ребенок не просто утоляет голод и восстанавливает силы. Этот процесс тесно связан с социализацией малыша, с тем, как а дальнейшем он будет относиться к окружающему миру и как будет определять свое место среди других людей. В период до двух-трех лет кроха учится управлять своим телом, осознает свою независимость и уникальность... если родители ему в этом не мешают.

 

ЖАЖДА - ВСЕ!

Мнения по поводу того, когда лучше пить - до еды, во время нее или после, - встречаются разные. Опираясь на труды знаменитого физиолога Ивана Павлова, некоторые современные ученые настоятельно рекомендуют не только взрослым, но и детям не пить перед едой, так как желудочный сок разжижается, и это ухудшает переваривание пищи. Hе coвeтуют они пить и после еды, но не говорят, как убедить 3-летнего карапуза «не пить 2 часа после крахмальной пищи», если ему очень хочется. Другие считают, что питье благоприятно влияет на усвоение продуктов, поскольку регулирует кислотно- щелочной баланс, и пить нужно обязательно Для мамы показателем все-таки должен оставаться ее малыш.

Не исключено, что у вашего водохлеба выделяется мало слюны, полому он просит пить. Во время еды можно дать ему немного минеральной воды без газа, или кипяченой, или фильтрованной комнатной температуры.

Известно также, что больше хочется лить после белковой пищи, чем после растительной. Поэтому у карапузов ― любителей мяса потребность в жидкости несколько больше чем у "растительноядных" малышей. Жажда может проснуться и после сладкого чая, молока, киселя - тогда ее тоже утолит вода. А вот сырые фрукты и ягоды запивать действительно нежелательно, чтобы не вы звать брожения. Не стоит позволять ребенку много пить прямо перед едой, особенно сладких, газированных напитков, иначе аппетиту можно будет сказать «прощай!».

 

ЕСТ — ЗНАЧИТ, ЛЮБИТ

He каждая мама может сохранять спокойствие при виде несъеденного крохой обеда, на приготовление которого она потратила столько времени. Для этого есть свои причины. Дело в том, что самый тесный эмоциональный контакт между женщиной и младенцем устанавливается во время кормления грудью. В этот период лучшая награда для мамы и наибольшее проявление любви к ней со стороны ребенка ―его аппетит. Это отношение женщина подсознательно сохраняет даже после окончания грудного вскармливании, когда кроха переходит на «взрослую» еду. Вы потратили столько вре­мени и сил на приготовление обеда, а малыш к нему не прикоснулся. Это никак не связано с отношением крохи к вам- он просто еще не успел проголодаться. Не обижайтесь и не упрекайте его, ведь впоследствии эмоциональный шантаж "если ты меня любишь, ты все съешь" может привести к развитию у ребенка зависимости от еды, которая начинает восприниматься им как самый верный способ заслужить материнскую любовь и, как следствие, к ожирению.

 

УЧИМСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Если малыш требует отдать ему ложку и пытается есть самостоятельно, предоставьте ему такую возможность. Желание мамы накормить кроху как можно быстрее и не тратить время на уборку последствий самостоятельной трапезы малыша вполне понятно. Тем не менее лишать его права есть самому не стоит. В этот период жизни ребенка интенсивно формируется его личность. Замечено, что дети, которых родители долгое время кормили с ложки, несмотря на их желание делать это самостоятельно, вырастали зависимыми, им было сложно принимать решения и руководить другими людьми. Кроме того, скорость, с которой кроха ест, напрямую зависит от его темперамента: если холерик сметет все с тарелки за минуту, то флегматик будет долго ковыряться, выискивая кусочки получше. Каждый из них выбирает свой естественный темп, который не нужно пытаться изменить.

 

СВОБОДА ВЫБОРА

Старайтесь доверять ребенку, каким бы??? он ни был, прислушиваться к его желаниям и мнению. Малыш вправе сам определить, когда, сколько и какой еды ему необходимо для хорошего самочувствия. Ребенок может отказаться от плотного завтрака (и в этом нет ничего страшного), но зато обед съест в полном объеме.Главная цель утреннего приема пищи -разбудить аппетит к обеду. Так что не паникуйте, если ваш кроха утром практически не притрагивается к еде, ― в обед он все наверстает. Если малыш отказывается съедать все приготовленные блюда, не заставляйте его. Дети ― большие консерваторы. Еда, для малыша, как и любое другое регулярное действие (купание, одевание, укладывание спать), ― своеобразный и привычный ритуал. Насилие же в любой форме отбивает у крохи вкус к самому ритуалу кормления. Поэтому попытки запихнуть в ребенка последнюю ложечку «за бабушку» могут вообще привести к отказу от еды. По причине той самой консервативности малыш может на протяжении месяца есть одно только блюдо ― кашу или макароны с котлетой, отказываясь от всего остального. Это совсем не так страшно, как кажется на первый взгляд: дети отлично «чувствуют» потребности своего тела и не будут сознательно ему вредить если на них не давят взрослые.

По наблюдениям специалистов, если родители полностью доверяют ребенку в вопросах предпочтений в еде, у него, как правило, не бывает проблем ни с весом, ни с аппетитом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...