Ирак: экономические достижения
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Слайд 2. Ближний Восток - регион, расположенный в Западной Азии и частично в Северной Африке. Исторически этот регион является колыбелью возникновения древнейших цивилизаций на планете (Древний Египет, цивилизации Месопотамии). В современной истории он включает страны Северной Африки (Египет), Малой Азии (Турция), а так же Сирию, Израиль, Ливан, Ирак, Иорданию и страны Аравийского полуострова (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Йемен, Оман). Это земли, в основном населенные арабами, а так же турками (Турция) и евреями (Израиль). В западной историографии так же существуют понятия "Среднего Востока" (middle east) и Большого Ближнего Востока" (great middle east). Иногда в отечественной историографии из стран Ближнего Востока исключают Ирак (относя его к Среднему Востоку), а так же наоборот, включая в страны Ближнего Востока еще и Иран.
Ближний Восток - это памятники культуры и архитектуры древнейших цивилизаций мира, страны имеющие огромный туристический потенциал, однако из за нестабильной политической ситуации (арабо-израильского конфликта, арабских революций, исламского фундаментализма), привлекательными для туризма здесь являются лишь несколько стран: Турция, ОАЭ, Иордания и Израиль.
Регион Ближнего Востока так же является эпицентром борьбы ряда мировых государств за контроль над ближневосточной нефтью, поскольку район Персидского залива является крупнейшим в мире местом залежей нефти-сырца.
Слайд 3. Средний Восток. Понятие Среднего Востока имеет двойную трактовку. В отечественной историографии под Средним Востоком понимали регион, лежащий на восток от Ближнего Востока, т.е. в этот географический регион входили Иран, Афганистан и Пакистан.
В Западной Историографии наоборот, понятие Среднего Востока (Middle East) гораздо более широкое чем понятие Ближний Восток (Near East). И если под Ближним Востоком на Западе в основном понимают исторический район возникновения цивилизаций Древнего мира, то под Средним Востоком подразумевают современный регион, который включает страны Северной Африки (От Марокко до Египта) и Ближнего Востока (включая Турцию и Иран).
Сегодня в отечественной литературе в основном распространено понятие "Ближнего и Среднего Востока" как единого целого стран Ближнего и Среднего Востока и тождественное западному понятию "Middle East" (Средний Восток).
Слайд 4. В регион Ближнего и Среднего Востока входят следующие страны: Египет, Турция, Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Йемен, Оман.
Рассматриваемый регион обладает рядом особенностей, которые можно охарактеризовать как: географические, политические и экономические.
Географические особенности состоят в том, что регион занимает выгодное географическое положение, представляет собой стратегический транспортный перекресток на пути из Атлантического океана в Индийский. Здесь пересекаются морские и воздушные коммуникации между Востоком и Западом, Севером и Югом. Мировое значение имеют стратегически важные проливы Ормузский, Босфор, Дарданеллы. Крупнейшие морские порты: Стамбул, Измир, Бейрут, Хайфа, Аден и другие. Межконтинентальная железная дорога: Гамбург-Басра (Ирак) по мосту через пролив Босфор соединяет Европу с Азией. По территории стран Ближнего и Среднего Востока проложена широкая сеть трубопроводов.
Политические особенности региона характеризуются нестабильностью и угрозой возникновения вооруженных конфликтов. Конкретное их проявление состоит в следующем:
Во-первых, постоянная напряженность в отношениях арабских стран с Израилем. (Агрессия и войны Израиля против арабских стран-соседей: в 1948-1949, 1956, 1967, 1982 годах).
Во-вторых, установленные в колониальное время государственные границы, в данном регионе, религиозные и другие разногласия порождают пограничные конфликты, вооруженные столкновения и войны между самими арабскими странами. (Ирак - Иран, Ирак - Кувейт, Южный и Северный Йемен).
В-третьих, внутриполитическая нестабильность в ряде стран региона вызывает социальные конфликты (Йемен, проблема иракских курдов, талибы в Афганистане).
В-четвертых, некоторые страны Ближнего и Среднего Востока являются «международными изгоями», поддерживающими терроризм, против которых действуют санкции ООН (Иран, Ирак).
В-пятых, для бедных стран региона характерен антиимпериализм и антиамериканизм с террористическим уклоном, выливающийся в радикальный исламский фундаментализм. В этой связи в регионе усиленными темпами расходуются средства на закупку вооружений. Поэтому данный регион является одним из самых перспективных рынков вооружения. Значительные контракты на поставку вооружений на Ближний и Средний Восток заключаются на международных выставках вооружений и военной техники (ВВТ), проходящих как в Абу-Даби, так и в других странах мира. Лидерами по закупкам ВВТ среди стран региона выступают главным образом государства Персидского залива. В период с 1986 г. по 2000 г. Саудовская Аравия осуществила закупки ВВТ на сумму около 70 млрд. долларов. После освобождения от Иракской агрессии, Кувейт разработал двенадцатилетнюю программу модернизации своих вооруженных сил, стоимостью более 11 млрд. долларов. За последние 15 лет Ирак приобрел оружия на сумму более 17 млрд. долларов. Значительные закупки оружия в конце XX столетия осуществили и другие страны Персидского залива, в том числе ОАЭ, Йемен, Оман.
Слайд 5. Экономические особенности региона.
В настоящее время главной особенностью стран региона является то, что здесь сосредоточены богатейшие в мире запасы нефти и газа. Практически все государства этого региона являются производителями и экспортерами указанных, сырьевых ресурсов, либо в той или иной мере с этим связаны. Именно нефть и газ составляют основу экономического развития большинства стран, входящих в зону Персидского залива.
Страны Ближнего и Среднего Востока, по-прежнему остаются ведущей кладовой энергоносителей мира. Доля региона в мировых достоверных запасах нефти составляет около 65%. Уникальные по размеру, качеству и дешевизне добычи прогнозные нефтяные поля мира сосредоточены преимущественно в районе Персидского залива. Среди них:
- в Ираке более 100 млрд. тонн;
- в Кувейте более 100 млрд. тонн;
- в ОАЭ более 100 млрд. тонн;
- в Саудовской Аравии около 80 млрд. тонн;
- в Иране около 70 млрд. тонн.
Ведущее место страны региона занимают и в мировой добыче нефти. Здесь ежегодно добывается более 3 млрд. тони нефти, что составляет более 30% мировой добычи. Регион обеспечивает 50% мирового экспорта нефти и более 25% мирового экспорта нефтепродуктов. Из 415 трлн., мировых разведанных запасов природного газа более 30% приходится на страны Ближнего и Среднего Востока.
Столь внушительный энергетический потенциал, составляющий основу внешней торговли, позволяет странам региона в определенной мере решать социально-экономические проблемы.
Слайд 6. Численность населения в странах Ближнего и Среднего Востока 270 млн. человек. Валовой национальный продукт около 1,4 трлн. долл., что составляет около 6 тыс. долл. на человека в год. По валовому национальному продукту на душу населения страны региона можно разделить на три группы:
- наименее развитые страны, в которых доход на душу населения менее 1 тыс. долларов в год - Афганистана, Йемен;
- страны со средним уровнем развития экономики, в которых доход на душу населения составляет от 2000 долл. до 10 000 долл. в год - Иордания, Иран, Ливия, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Ирак, Египет;
- страны с высоким развитием экономики, в которых доход на душу населения в год превышает 10 000 долл. - Израиль, Кипр, Катар. Кувейт, ОАЭ.
Страны Ближнего и Среднего Востока по своему географическому положению расположены вблизи южных границ Российской Федерации. Многие годы между Россией и странами этого региона поддерживаются добрососедские, взаимовыгодные внешнеэкономические связи. Однако, анализ экономических отношений России со странами данного региона за последние годы свидетельствует о том, что несмотря на их развитие, эти связи не являются приоритетом ее внешнеэкономической политики.
В то же время существуют возможности ускоренного и более сбалансированного сотрудничества России со странами региона. Россия может расширить экономические связи с этими странами в строительстве АЭС, поставках оборудования для них и подготовке национальных кадров для их эксплуатации. То же самое касается и крупных ТЭС. Сотрудничество в этой и других сферах будет способствовать решению проблемы долгов этих стран России, которые составляют около 30 млрд. долл., в том числе доля Сирии около 10 млрд. долл., Афганистана более 7 млрд. долл., Йемена около 5 млрд. долл., Ирака около 5 млрд. долл.
Перспективными формами сотрудничества могут стать внедрение новейших технологий по опреснению морской воды, в которой нуждаются практически все страны Персидского залива, а также поставки новейших вооружений и военной техники и подготовка военных специалистов для ее эксплуатации в регионе.
Таким образом, страны Ближнего и Среднего Востока занимают выгодное геостратегическое положение на политической карте мира.
Регион характеризуется высокой степенью вовлеченности в мировое хозяйство. Однако монотоварная структура экономики, характерная для большинства стран региона, представляет для них серьезную опасность в случае неблагоприятной мировой конъюнктуры. В частности из-за резкого падения мировых цен на нефть страны Персидского залива могут понести многомиллиардные потери.
Учитывая близость географического положения, значительные долги, взаимный интерес к производимой продукции, страны Ближнего и Среднего Востока могут получить приоритет во внешнеэкономической политике России.
Слайд 7. Международные экономико-политические организации стран Ближнего и Среднего Востока.
Международные организации - одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Они создаются, как правило, на основании договоров между участниками. Их деятельность регламентируется уставом или другими нормативно-правовыми актами. Эффективность функционирования организаций зависит от многих факторов, но главным образом от степени согласованности, которой удается достичь государствам.
В настоящее время функционируют различные виды международных организаций. Среди них:
1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития, Всемирная Торговая организация и другие.
2. Международные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе политических, экономических и финансовых, Например, Европейский банк реконструкции и развития, Лига арабских государств, Организация экономического сотрудничества и развития.
3. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. В этом случае они чаше всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих несколько стран из различных регионов мира. Например, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация арабских стран экспортеров нефти (ОАПЕК) и др.
Международные экономико-политические организации стран Ближнего и Среднего Востока относятся ко второму и третьему видам организаций. Речь идет о таких организациях, как: Организация Исламской конференции (ОИК), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Организация исламская конференция (ОИК). Организация была создана в 1971 г. на конференций глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате (Марокко). На основе религиозной общности она объединяет 50 мусульманских государств Европы, Азии и Африки. Среди них: Азербайджан, Албания, Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Бруней, Буркина-Фасо, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Камерун, Катар, Киргизия, Коморские острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Малайзия, Мали, Мальдивы, Марокко, Нигер, Нигерия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Палестина, Саудовская Аравия, Сенегал, Сирия, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Тунис, Турция, Уганда, Чад.
Основными направлениями деятельности являются:
- содействие укреплению мусульманской солидарности;
- укрепление межгосударственного сотрудничества;
- устранение расовой дискриминации и всех форм колониализма;
- поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав;
- поддержка борьбы палестинского народа;
- сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других областях жизни;
- сохранение «святых мест» и др.
Высший орган ОИК - Конференция глав государств и правительств. Исполнительным органом Организации исламская конференция является ежегодная Конференция министров иностранных дел. Постоянно действующий Генеральный секретариат находится в Джидде (Саудовская Аравия).
Слайд 8. Лига арабских стран (ЛАГ). В 1945 г. семь арабских государств: Египет, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания (Иордания) на конференции в Каире подписали пакт Арабской лиги, который положил начало функционирования ЛАГ. Позднее в ЛАГ вступили Ливия, Судан, Тунис, Марокко, Кувейт, Алжир, Народная демократическая республика Йемен, Катар, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Мавритания. С 1964 г. в работе ЛАГ участвует Организация освобождения Палестины. В настоящее время членами этой организации являются 22 арабских государства.
Устав ЛАГ предусматривает укрепление отношений между арабскими государствами, координацию их политических действий, осуществление тесного сотрудничества между ними в различных областях. Особое внимание уделяется сотрудничеству в области экономики, культуры, торговли, здравоохранения, защите их независимости и суверенитета. Высшим органом Лиги является Совет, состоящий из представителей всех государств-участников. Вместе с тем, решения Совета обязательны только для тех государств, которые за них голосовали.
Между сессиями Совета Лигой руководит генеральный секретарь, избираемый на пять лет. Штаб-квартира ЛАГ расположена в Тунисе. При Лиге имеются комитеты. Среди них: политический, экономический, совет совместной обороны, комитет начальников штабов вооруженных сил арабских стран. ЛАГ поддерживает рабочие отношения с рядом международных организаций, в том числе с ООН. В период израильской агрессии против арабских стран ЛАГ выдвигала ряд предложений, направленных на прекращение агрессии и ликвидацию ее последствий.
Главные цели ЛАГ:
- укрепление связей между государствами-членами в различных областях;
- координация действий стран-членов для защиты национальной безопасности и обеспечения их независимости и суверенитета;
- запрещение использования силы при урегулировании споров;
- уважение существующих в других странах режимов и отказ от попыток их изменения.
Слайд 9. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) - это объединение основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки. Оно создано в 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). Первоначально в эту организацию вошли: Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Позднее в нее вступили Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Индонезия, Эквадор (вышел из ОПЕК в 1990 г.) [Алисов Н.В.. Хорее Б. С. Экономическая и социальная география мир а (общий обзор): Учебник. - М.: Гардарики, 2000. С.426.] Штаб-квартира - в Вене (Австрия).
Основными направлениями деятельности этой организации являются:
- координация и унификация нефтяной политики государств-членов;
- определение способов обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках;
- установление квот на добычу нефти;
- определение наиболее эффективных средств защиты интересов государств-участников;
- поощрения освоения национальных нефтяных источников стран-участниц;
- охрана окружающей среды и др.
Высшим органом управления является Конференция, которая проводится два раза в год.
Борьба стран-членов ОПЕК за право распоряжаться нефтью на своей территории привела к резкому повышению цен на нее в 70-е и 80-е годы и последовавшими за этим энергетическими кризисами. Национализация в странах ОПЕК нефтяной промышленности и создание государственных компаний поставили под контроль большую часть не только разведанных нефтяных полей, но и ее добычу и переработку. Однако транснациональные корпорации развитых стран мира оказывают серьезное давление на деятельность ОПЕК в сфере современных технологий, оборудования, с целью снижения цен на мировых нефтяных рынках.
Кроме рассмотренных экономико-политических объединений на Ближнем и Среднем Востоке существуют и другие региональные экономические группировки. К их числу относится Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Это региональное экономико-политическое объединение шести аравийских монархий в составе: Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских эмиратов, Омана, Катара, Бахрейна. Оно создано в 1981 г. в Саудовской Аравии. Основными направлениями деятельности являются:
- осуществление координации, интеграции и взаимосвязей между государствами-членами во всех сферах;
- создание схожих систем в различных областях (финансы, экономика, торговля, образование и культура, право, управление, информация);
- стимулирование совместных научных разработок;
- сотрудничество в области укрепления обороноспособности.
Основными органами управления являются: Высший совет на уровне глав государств, который собирается два раза в год; Совет министров (один раз в три месяца). Штаб-квартира - в Эр-Рияде.
Важное место в консолидации возможностей стран Ближнего и Среднего Востока занимает экономическое объединение - Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК). Это объединение создано в 1978 г. В состав ОАПЕК входят 11 государств. Основная цель - сотрудничество в области добычи, транспортировки и глубокой переработки нефти. Для реализации указанных целей создана система фондов и банков, расположенных преимущественно в странах Персидского залива. Среди них:
- Кувейтский фонд арабского экономического развития (Кувейт);
- Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт);
- Арабский валютный фонд (ОАЭ);
- Исламский банк развития (Саудовская Аравия);
- Арабский банк экономического развития (Судан).
Таким образом, на Ближнем и Среднем Востоке созданы и действуют различные экономико-политические объединения. По уровню и масштабам их можно разделить на следующие виды: международные организации регионального и межрегионального характера, международные экономические организации функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка и региональные экономические объединения.
Специфика экономико-политических объединений стран Ближнего и Среднего Востока состоит в том, что они охватывают главным образом государства исламского мира. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, близостью географических границ. Во-вторых, общностью экономических интересов. В- третьих, схожестью исторических, культурных, национальных традиций. В-четвертых, решимостью добиться экономической независимости от развитых стран Запада. В-пятых, совместными усилиями противостоять израильской агрессии. Вместе с тем, на рубеже нового тысячелетия рассматриваемый регион продолжает оставаться не только ареной постоянных вооруженных конфликтов, но и очагом исламского фундаментализма. При этом мусульманские фундаменталисты свои воинствующие намерения направляют против ведущих западных держав, считая их главными виновниками трудностей, переживаемых исламскими странами.
История присутствия России на Ближнем Востоке восходит еще ко временам Киевской Руси, которая наладила торговый обмен с Византией по известному пути «из варяг в греки». Географическое положение заставляло Киевскую Русь вести активную политику в регионе, обороняя ее южные рубежи и торговые пути, что, в свою очередь, давало возможность и побуждало к новым территориальным приобретениям.
Позднее Ближний Восток становится ареной соперничества между Россией и европейскими державами, когда в основном спор ведется за проливы Босфор и Дарданеллы, открывающие путь в Средиземное море. Здесь жe необходимо вспомнить и о русском присутствии в Палестине: контроль над святыми местами также способствовал укреплению духовного влияния России в этом регионе.
Новый этап в истории Ближнего Востока совпал с началом первой мировой войны. Эта война и Октябрьская революция оказали значительное влияние на судьбы народов Ближнего и Среднего Востока. Революция в России стимулировала развитие освободительного движения в арабском мире. В 20-е годы в Марокко была создана Республика Риф, которая героически сражалась с численно превосходившими ее силы испанскими войсками. В Алжире усилилось забастовочное движение. В марте 1919 г. в Египте вспыхнуло восстание, которое явилось первой в арабском мире антиколониальной освободительной революцией.
До 1956 г. Ближний Восток занимал скромное место на шкале советских внешнеполитических приоритетов. Но в период Суэцкого кризиса он снова оказался в фокусе внимания Москвы. Начало активному советскому вовлечению в дела Ближнего Востока положил Хрущев, согласившись снабдить оружием Египет. Так возникла дружба между Хрущевым и Насером. С обострением «холодной войны» Ближний Восток превратился во второй после Германии ее полигон. Несколько десятилетий отношения в этом регионе, где арабо-израильский конфликт стал наиболее затяжной и трудноразрешимой проблемой, если не определялись, то в значительной степени корректировались уровнем противоборства двух сверхдержав.
С окончанием «холодной войны» и нормализацией американо-советских отношений произошло неизбежное – кардинальное изменение позиций Советского Союза на Ближнем Востоке. А после падения коммунистической системы и распада СССР в этом регионе возникла новая расстановка региональных и внерегиональных сил.
Каковы же те главные изменения, которые оказывают влияние на позиции и политику России на Ближнем Востоке?
Во-первых, произошло значительное ослабление влияния России на страны арабского мира. Процессы разоружения, поворот к конверсии, ограничение деятельности советского военно-промышленного комплекса – все это привело к тому, что практически исчез один из основных факторов, укреплявших позиции СССР на Ближнем Востоке, –военная поддержка арабских стран советской стороной, заключавшаяся в поставках в регион оружия, посылке военных экспертов, косвенном участии в вооруженных конфликтах.
Во-вторых, параллельно с этим шел активный процесс нормализации отношений России с Израилем – вплоть до восстановления в октябре 1991 г. в полном объеме дипломатических отношений, прерванных в 1967 г. Разрыв отношений был серьезной ошибкой советского руководства, т.к. этой акцией был нанесен малочувствительный укол Израилю и весьма, заметный ущерб интересам СССР, который лишился на многие годи доступа к одной из сторон ближневосточного конфликта. Кроме того, эта акция и антиизраильский курс СССР ощутимо резонировали внутри Советского Союза, став одной из причин массовой эмиграции евреев и сделав арабо-израильскую проблему в какой-то степени «внутренней проблемой» СССР. В разрыве дипотношений с Израилем ярко проявился характерный для советской дипломатии тех времен идеологизированный и догматизированный подход к международным отношениям.
В то жe время и в свою очередь происходило усиление американского влияния в регионе, которое ныне стало неоспоримо доминирующим. Из всех внешних сил США играют теперь центральную роль в решении ближневосточных вопросов, что было наглядно продемонстрировано в ходе войны в Персидском заливе и созыве мирной конференции по Ближнему Востоку в Мадриде, когда в основном благодаря усилиям госсекретаря Джеймса Бейкера впервые с момента провозглашения государства Израиль удалось усадить за один стол переговоров все стороны, вовлеченные в арабо-израильский конфликт. Необходимо подчеркнуть, что идея созыва такой конференции была выдвинута российской дипломатией.
Распад СССР привел к потере традиционных сфер влияния в зоне Ближнего Востока. Только с конца 90-х гг. Москва постепенно начала переходить к т.н. «прагматичной» внешней политике, под которой имелась в виду реальная экономическая выгода как искомый результат любых шагов в мировом политическом пространстве. Россия постепенно стала возвращаться на свои традиционные рынки, в первую очередь, на Ближний Восток.
С точки зрения национальных интересов России Ближний и Средний Восток являются важнейшим регионом. Влияние государств этого региона на страны СНГ, а также исламские и тюркоязычные регионы самой России определяют важность выработки такой внешней политики, которая соответствовала бы необходимости сохранения территориальной целостности государства, защиты его экономической и политической стабильностиi.
В 2000 г. был разработан проект под условным названием «Постепенное возвращение России на Восток 2000-2008», который продолжил провозглашенную еще при Ельцине политику «экономической дипломатии», т.е. продвижение и защиту российских экономических интересов за рубежом. Тогда были заложены такие сюжеты как иранский ядерный расклад, отношение к Хамас и отношения с Сирией. Затем этот проект был расширен. Новое звучание и особое значение приобрела модель «азиатского пути» российской глобальной стратегии.
Слайд 10. Ирак.
Слайд 11. Столица- Багдад Форма правления- парламентская республика Государственная религия- ислам Территория: 437 072 км² % водной поверхности: 1,1 Население: 31 234 000 чел. (2009) Граничит на юго-востоке с Кувейтом, на юге с Саудовской Аравией, на западе с Иорданией и Сирией, на севере с Турцией, и Ираном на востоке.
Слайд 12. ВВП итого: 82,150 млн. $ (2010) ВВП на душу населения: 4,000 $
Слайд 13. Дипломатические отношения России с Ираком установлены 9 сентября 1944 года. В 1955 года они были прерваны иракским монархическим режимом и восстановлены в июле 1958 года после его свержения.
В августе 1990 года СССР осудил иракскую аннексию Кувейта, присоединился к международным санкциям против Ирака и принял участие в выработке резолюций СБ ООН по урегулированию последствий кризиса в Персидском заливе.
Россия выступала одним из ближайших иракских союзников в 90-е, когда Багдад жил в изоляции и под санкциями ООН. В этот период времени Москва часто оказывала Багдаду политическую поддержку, оказывая давление в принятии решения о снятии с Ирака нефтяного эмбарго и осуждая время от времени случавшиеся воздушные атаки США и Великобритании на иракские объекты. В тот период российские дипломатические увертюры иногда шли на пользу всему региону, что стало очевидно в 1994 году, когда Москва убедила Багдад публично признать независимость и территориальную целостность Кувейта.
Покровительство Москвы помогло российским компаниям выиграть лакомые коммерческие контракты в Ираке. Контракты в иракском энергетическом секторе, т как и целый блок менее заметных деловых «пограничных» сделок на границе между нефтяным эмбарго и торговлей оружием, стали главной наградой, к которой так сильно стремились российские подрядчики. Главным трофеем было нефтяное поле West Qurna-II. По оценкам экспертов, ожидаемая прибыль российских компаний от концессий с Ираком составляла порядка 70 миллиардов долларов – российские компании мечтали об этом со времен правления Саддама Хусейна.
В период резкого обострения ситуации вокруг Ирака в конце 2002 – начале 2003 года Россия вместе с другими государствами «лагеря мира» прилагала усилия по предотвращению силовой развязки затянувшегося конфликта.
После свержения режима Саддама Хусейна в мае 2003 года Москва проводила линию на необходимость всеобъемлющего решения иракской проблемы при обеспечении центральной роли ООН, выступала за сохранение территориальной целостности страны и восстановление ее суверенитета.
Приоритетной задачей Москвы в пост-саддамовский период стало заполучить обратно основные контракты в энергетическом секторе – те самые, которые так радовали Россию во времена Саддама, а если точнее – то непосредственно нефтяное поле West Qurna-II – проект, будущее которого стало предельно туманным, как только сформировалось новое, проамериканское иракское правительство. К 2005 году, тем не менее, после того, как Москва согласилась списать большую часть иракского долга, тянущегося еще с советских времен, вдруг стало известно, что West Qurna-II будет передана обратно в распоряжение России, и что основную прибыль с нее будет получать нефтяная компания «Лукойл». Нефтяное поле West Qurna-II содержит, по некоторым подсчетам, порядка 11,3 миллиардов баррелей нефти, а присутствие «Лукойла» в Ираке на данный момент подчеркивается частыми визитами президента компании Вагита Алекперова.
В декабре 2003 года Россию с кратким рабочим визитом посетила делегация Временного управляющего совета во главе с его действующим председателем, лидером Высшего совета исламской революции в Ираке Абдель Азизом аль-Хакимом. Она была принята президентом России Владимиром Путиным.
В июле 2004 года в Москве находился министр иностранных дел Временного правительства Ирака Хошияр Зибари, который провел переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и встретился с секретарем Совета Безопасности Игорем Ивановым.
В декабре 2004 года в Москве с рабочим визитом побывал премьер-министр Ирака Айяд Аляви. Главу Временного правительства и сопровождавших его министров приняли президент России Владимир Путин и председатель правительства Михаил Фрадков.
В сентябре 2005 года в Нью-Йорке состоялась встреча президента России Владимира Путина с президентом Ирака Джалялем Талабани.
Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари был еще трижды принят в Москве 19‑21 ноября 2005 года, 18‑21 сентября 2007 года и 11‑13 февраля 2008 года.
Трагическая гибель от рук террористов в июне 2006 года пятерых сотрудников российского посольства в Багдаде в принципиальном плане не повлияла на подходы России к проблематике двусторонних отношений и настрой на всемерное укрепление и углубление взаимовыгодного сотрудничества с Ираком в различных сферах.
В ноябре 2007 года в Эрбиле (иракский Курдистан) было открыто генконсульство России.
Также Россия планирует восстановить консульство на юге Ирака – в городе Басра.
Россия, а до этого Советский Союз, на протяжении нескольких десятилетий была одним из главных экономических партнеров Ирака. В 2001 году Россия вышла на первое место по товарообороту с Ираком. С помощью российских специалистов в Ираке был реализован ряд крупных проектов в области электроэнергетики, нефтегазовой сфере, ирригации и сельском хозяйстве. В период действия экономических санкций (1991-2003) российские компании пользовались в Ираке особым приоритетом. Советский Союз был и основным поставщиком оружия для иракской армии.
С 1996 по 2003 год Россия участвовала в гуманитарной программе СБ ООН для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие». В программе приняли участие российские компании «Зарубежнефть» (координация закупок иракской нефти), «Альфа-Эко», «Зарубежнетегазстрой», РАО «МЭС», «Машиноимпорт», ЛУКОЙЛ, ОНАКО, СИДАНКО, Татнефть, ТНК, Нафта-Москва, «Роснефть» и «Сибнефть».
За время действия программы российскими компаниями было закуплено более 1 млрд баррелей иракской нефти, что составляло (варьируясь в зависимости от фазы гуманитарной программы) порядка 30‑40% нефтяного экспорта Ирака. В рамках программы российские компании участвовали в поставках в Ирак гуманитарных грузов, продовольствия, медикаментов, оборудования, а также оказывали сервисные услуги.
По данным Минэнерго России, на момент начала военных действий российскими компаниями, представившими отчет в Минэнерго, было заключено с различными иракскими министерствами и ведомствами контрактов на сумму 2,2 млрд евро, из них одобрено СБ ООН – на 846,8 млн евро, находилось на одобрении – на 536,9 млн евро. Кроме того, эти компании уже исполнили контрактов на 763,5 млн евро. По некоторым оценкам, прямой ущерб этих компаний (без учета упущенной выгоды) в результате военных действий (офисы, машины, оборудование и т.п.) составил около 150 млн евро.
После прихода в Ирак американских войск и резкого ухудшения обстановки в стране в 2004 году российские фирмы и специалисты были выведены из страны, а все работы практически свернуты.
В первое послевоенное время усилия России были сосредоточены на защите интересов российских организаций на завершающем этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. Российские компании объявили о готовности в случае подтверждения иракской стороной подписанных в предвоенный период крупных контрактов и коммерческих соглашений, инвестировать в нефтяные проекты в Ираке более 4 млрд долларов. Слайд 14. На сессии Парижского клуба 17‑21 ноября 2004 года Россия присоединилась к общему решению о списании большей части иракского долга. Соглашение об урегулировании задолженности Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам было подписано в Москве 11 февраля 2008 года министром иностранных дел Ирака Хошияром Зибари и министром финансов России Алексеем Кудриным. Соглашение предусматривает списание 93% иракского долга, который составляет 12,9 млрд долларов. Списание будет проходить в несколько этапов. Первоначально будет списано 65% долга. Оставшиеся 4,5 млрд долларов будут погашены в два этапа в рамках последующих переговоров.
В ходе визита Хошияра Зибари в Москву в феврале 2008 года состоялось пятое (и первое за послевоенный период) заседание Российско-Иракской Комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Был подписан Меморандум о намерениях по развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.
Отношения между Москвой и правительством Ирака постепенно нормализуются. В апреле 2009 года премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki) одновременно встретился в Москве с российским премьер-министром Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым и добился выхода на новый уровень сотрудн<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|