Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание Введение………………………………………………………………………….3 1. Организационные основы аудита затрат в строительстве……………….....5 1.1 Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве…….5 1.2 Цели и задачи аудита затрат строительной организации…...............8 2. Этапы аудита затрат в строительных организациях……………………..…10 3. Планирование аудита затрат МУП «ДРСУ»……………………...…………15 3.1 Оценка аудиторского риска…………………………………………..15 3.2 Оценка уровня существенности……………………………………...20 3.3 Разработка плана и программы аудита затрат в МУП «ДРСУ»…...21 4. Методика проведения аудита затрат МУП «ДСРУ»……………………….29 4.1 Методика проведения аудита расчетов с субподрядчиками……….29 4.2 Методика проведения аудита использования материальных ресурсов в строительстве………………………………………………....29 4.3 Методика проведения аудита расходов на оплату труда…………..33 4.4 Методика проведения аудита операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов……………….…….35 4.5 Методика проведения аудита накладных расходов ……………..…38 4.6 Методика проведения аудита учета остатков незавершенного производства………………………………………………………………39 4.7 Методика проведения аудита классификации и группировки затрат, формирования себестоимости……………………………………………41 Заключение……………………………………………………………………….44 Список использованной литературы………………………………………..….48 Приложения Введение Эффективная организация системы учета расходов становится в настоящее время насущной проблемой многих строительных предприятий, требующей оперативного решения. Необходимость планирования, четкого учета и контроля расходов на осуществление капитального строительства наряду с пониманием того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, обусловили повышение требований к системе, позволяющей получить оперативную и достоверную информацию для принятия соответствующих решений.
Особенно остро испытывают потребность в такой информации субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие финансирование капитального строительства, т.е. предприятия-инвесторы. Также многие строительные организации подпадают под экономический критерий деятельности предприятия, по которому отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке. Востребованность контроля со стороны аудиторов за правильностью калькулирования расходов на капитальное строительство позволяет говорить об актуальности рассматриваемого вопроса и о целесообразности выделения данного раздела аудита в качестве самостоятельной услуги. К настоящему времени в России сформировался рынок аудиторских услуг, создана и совершенствуется нормативная база аудита. В то же время существуют проблемы, связанные со структурой и функционированием этого сектора экономики. Одной из наиболее острых является отсутствие в арсенале российских аудиторов определенного набора методик планирования и проведения проверок, позволяющего снизить себестоимость и время проведения работ.Существует необходимость разработки, совершенствования и детализации методики проведения аудита затрат на осуществление капитального строительства, что делает рассматриваемую в работе тему еще более интересной и актуальной. В настоящей работе рассмотрен аудит затрат в строительстве на примере проведения всего спектра аудиторских процедур от организации проверки до составления аудиторского заключения на основе МУП «ДСРУ».
Объектом аудиторской проверки являются калькуляционные расчеты по определению себестоимости строительно-монтажных работ. Без налаженной калькуляционной работы, постоянного контроля за себестоимостью и рентабельностью продукции невозможно надолго обеспечить высокие доходы. Задача аудитора состоит в том, чтобы обратить внимание руководства ревизуемого предприятия на недостатки в учете затрат и калькулирования себестоимости, и внести соответствующие рекомендации по исправлению этих недостатков. В сферу деятельности аудитора по данному вопросу входит проверка правильности формирования себестоимости, состава затрат. Целью данной работы является изучение нормативной и методической базы по аудиту затрат в строительстве для выражения объективного мнения о достоверности ведения учета и формирования отчетных показателей по данному участку МУП «ДСРУ». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучение законодательных актов и отраслевых рекомендаций по аудиту затрат в строительстве; - ознакомление с организационной структурой, ведением учета и системой документооборота аудируемого предприятия; - оценка объемов предстоящей проверки; - планирование аудита затрат в условиях МУП «ДСРУ» - проведение аудиторских процедур в соответствии с разработанной методикой, составление аудиторского заключения. Организационные основы аудита затрат в строительстве Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 07.08.2001 аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения организации, осуществляемый компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение информационного риска, то есть вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Аудит обеспечивает также разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности аудируемого лица.
Задачами аудитора в процессе проверки являются: оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа); предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг и касающимся организации бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа и пр. Важнейшей функцией аудитора является засвидетельствование относительно удовлетворительного функционирования экономических субъектов. Выполнение этой функции основано на результатах проверки и способности аудитора к профессиональным суждениям. Аудитор определяет, правильно ли отражает учетная информация те экономические события, которые произошли за проверяемый период и важнейшие финансовые результаты которых отражены в бухгалтерской отчетности. А завершается выполнение этой функции выражением его мнения о соответствии деятельности проверяемых субъектов определенным критериям. В процессе проверки аудитор должен определить по каждому разделу аудита: полноту (не является ли завышенным или заниженным перечень объектов имущества и финансовых обязательств), точность (не было ли допущено ошибок в расчете суммы объектов имущества и обязательств), оценку (адекватны ли стоимость объектов и выбранный метод их оценки в реально сложившейся ситуации), наличие (все ли объекты реально находятся у экономического субъекта), временную определенность фактов хозяйственной жизни (отнесены ли операции по движению объектов именно к тем периодам, когда они реально произошли), принадлежность экономическому субъекту активов и пассивов (определение прав и обязанностей экономического субъекта, которых можно судить по состоянию данных статей баланса), пояснение к бухгалтерской отчетности и надлежащую классификацию (не противоречит ли установленным правилам применяемая корреспонденция счетов, представлены ли объяснения по спорным моментам).
Аудит строительных организаций (компаний), как и их деятельность в целом, характеризуется рядом отраслевых особенностей технологии производства, организационно-правовых основ деятельности, систем бухгалтерского учета и налогообложения. Особенности аудита строительных организации обусловлены спецификой ценообразования в отрасли и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложной, обычно многоступенчатой, системой расчетов между участниками строительства объекта недвижимости. Эффективная организация системы учета расходов – насущная проблема многих строительных организаций. Развитие аудита в строительстве вызвано необходимостью планирования, учета и контроля расходов на капитальное строительство. С учетом того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, возрастают требования к системе, которая должна обеспечивать получение оперативной и достоверной информации для принятия соответствующих решений. Особенно острую потребность в подобной информации испытывают субъекты, финансирующие капитальное строительство, т.е. инвесторы. Оказать помощь в решении этих проблем – задача аудита строительных организаций (компаний). Актуальность контроля калькулирования расходов на капитальное строительство позволяет говорить о целесообразности выделения аудита в строительстве как самостоятельной услуги. Аудит строительных организаций (компаний) проводится с учетом общих принципов, но, несомненно, имеет свою специфику. В зависимости от поставленных задач, выделяют следующие варианты проверки: · проверка от имени инвестора деятельности заказчика или подрядчика; · проверка от имени застройщика (инвестора и заказчика в одном лице) результатов деятельности подрядчика и расчетов с ним; · проверка от имени головной компании строительной деятельности филиалов;
· комплексная проверка достоверности отчетности строительной организации в рамках обязательного аудита. Аудит в строительстве требует повышенного внимания к определенным процедурам. При проведении аудита строительных организаций (компаний) специалисты делают акцент на следующих направлениях: · оценка сохранности (возможно проведение инвентаризации) материальных ценностей с акцентом на дорогостоящие и легко реализуемые запасы; · проверка правильности формирования стоимости материалов при их списании на производство строительных работ; · проверка объемов выполненных строительно-монтажных работ, которая осуществляется при участии в инвентаризации строительных объектов аудитора путем сопоставления полученных результатов с актами на выполнение строительно-монтажных работ (форма № КС-2, форма № 26). В рамках данной процедуры по взаимному согласию сторон допускается привлечение эксперта.
1.2 Цели и задачи аудита затрат строительной организации Специфическим вопросом при аудите подрядных строительных организаций является рассмотрение особенностей формирования себестоимости строительных работ. На любом предприятии вопрос учета затрат и формирования себестоимости является центральным и наиболее трудоемким, а для целей аудита в сфере строительства представляется наиболее интересным. Целью проверки затрат в строительных организациях является: 1. Проверка законности отнесения затрат на производство строительных работ; 2. Правильности документального отражения затрат; 3. Неизменности выбранного на год метода учета затрат и калькулирования; 4. Распределения затрат между отдельными объектами строительства и незавершенным производством строительных работ; 5. Списания сумм накладных расходов и способов их распределения; 6. Включение в себестоимость различных видов расходов (на оплату командировок, рекламу, подготовку кадров представительских расходов). Задачами проверки учета затрат являются: • определению правильности включения в расходы отдельных составляющих элементов; • определению права собственности на строительные материалы, машины и механизмы; • оценке основных и оборотных средств, используемых на капитальное строительство; • оценке достоверности исчисленной себестоимости строительства объектов; • проверке правильности составленной корреспонденции счетов. · оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов; · подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов; · арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета.
2. Этапы аудита затрат в строительных организациях Этапы аудита на любых предприятиях имеют много общего, так как любая аудиторская организация в своей деятельности должна придерживаться утвержденных стандартов. Однако, этапы аудита, а особенно этапы аудита затрат, для каждой организации индивидуальны и зависят от отраслевой принадлежности и специфики деятельности организации. Рассматриваемое в работе предприятие носит название МУП «ДСРУ» является юридическим лицом (муниципальным унитарным предприятием) и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе. Основным видом деятельности предприятия является строительство и капитальный ремонт улиц и дорог. Аудиторскую проверку затрат в условиях данного строительного предприятия можно условно разделить на 4 этапа: 1 этап-подготовительный. На этом этапе производится изучение потребностей клиента, подготавливается информация о нем, составляются документы, определяющие цели и задачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг. Завершается этап заключением договора. На данном этапе производится изучение организационных МУП «ДСРУ» и технологических особенностей, а именно анализ учредительных документов (приложение 1), планов и сметной документации, визуальный осмотр строительных объектов. Изучается учетная политика организаций, занимающихся капитальным строительством, регламентирующая порядок организации бухгалтерского учета, систему внутреннего контроля. На подготовительном этапе аудитор начинает сбор общих сведений о проверяемой организации: ее месте на региональном рынке строительства, организационной структуре, хозяйственных связях организации. Подготовительный этап частично затрагивает стадию предварительного планирования аудита. Для получения информации об организации для обеспечения дальнейшего планирования можно использовать следующую систему тестирования строительной организации: Таблица 1 Тесты проверки состояния финансово-хозяйственной деятельности строительной организации
На основе информации анкетных листов теста (табл. 1) аудитору следует изучить особенности финансово-хозяйственной деятельности строительной организации по следующим направлениям: степень выполнения договорных обязательств; уровень использования имеющихся производственных мощностей; состояние строительного задела; уровень ритмичности производства; качество выполняемых строительных работ. Количественный критерий вариантов ответов: 5-7-низкий уровень аудиторского риска; 7-10 - средний уровень аудиторского риска; 10-15- высокий уровень аудиторского риска. Для ответов на вопросы тестов используются следующие источники информации: утвержденная проектно-сметная документация; заключенные договоры подряда и субподряда; паспорт организации; журналы производства работ на объектах строительства (ф. КС-6); нормы продолжительности и задела в строительстве; актыприемки-сдачи выполненных работ (ф. КС-2)(приложение 2); акты инвентаризациинезавершенного строительного производства (ф. КС-7); справка об остатках незавершенного строительного производства (ф.КС-3)(приложение 3); акты и дефектные ведомости по некачественно выполненным работам, бухгалтерская отчетность. 2 этап-планирование аудита. В соответствии со стандартами аудита необходимо определить уровни существенности, аудиторские риски, а также рассчитать величину выборки. Кроме того, формируется общий план и сводная программа аудита. Согласно федеральному правилу (стандарту) № 3 планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Планирование аудита осуществляется поэтапно: 1) предварительное планирование; 2) сбор общих сведений об экономическом субъекте; 3) оценка существенности и аудиторского риска; 4) разработка общего плана и программы аудита. В результате планирования аудита рассматриваемого участка учета должны быть составлены: - общий план аудита затрат с определением объемов, графика и срока проверки того или иного объекта; - аудиторская программа аудита затрат МУП «ДСРУ» с установленными объемами, видами и алгоритмом проведения аудиторских процедур. Сложность данного этапа заключается в том, что необходимо учитывать отраслевую принадлежность и особенности функционирования данной организации. 3 этап - проведение аудита. Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится классификация выбранных разделов аудита. Для каждого из разделов аудита составлена программа работ, представляющая собой перечень всех необходимых аудиторских процедур. Аудит затрат в МУП «ДСРУ» решено проводить в разрезе следующих направлений: - проверка использования материальных ресурсов в строительстве; - проверка операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов; - проверка расходов на оплату труда; - проверка накладных расходов; - проверка расчетов с субподрядчиками; - проверка классификации, группировки и распределения затрат; - проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ. На данном этапе особое внимание уделяется контролю применяемых методов учета затрат, документальной обоснованности, законности и экономической целесообразности отдельных видов затрат, арифметическому контролю расчетов по формированию себестоимости и проверке взаимно корреспондирующих счетов. 4 этап — заключительный этап. Это этап включает формирование пакета рабочих документов, составление аудиторского заключения. Совместно с рабочей документацией его представляют руководителю проверки. Типичными ошибками (в обобщенном виде), выявляемыми в ходе аудита затрат, являются: - несвоевременное включение в себестоимость отдельных видов затрат; - несоответствие применяемого метода учета затрат методу, указанному в учетной политике организации; - неправильная оценка остатков незавершенного производства строительных работ; - необоснованное (без документального оформления) включение расходов в состав себестоимости.
Планирование аудита затрат МУП «ДСРУ» Планирование аудита – это процесс, позволяющий наиболее рационально выполнить аудит и одновременно уменьшить риск необнаружения существенных моментов. 3.1 Оценка аудиторского риска Одним из важных моментов этапа планирования аудита любого участка учета является оценка аудиторского риска. В контексте проверки организации, занимающейся капитальным строительством, общий аудиторский риск определяется как риск того, что аудитор на основании своих тестов сделает неправильный вывод о том, что интересующие его счета учета расходов на осуществление капитального строительства (счета учета: материальных ресурсов, расходов по оплате труда, расходов на эксплуатацию строительных машин и механизмов, себестоимости строительства объекта) представлены в финансовой отчетности без существенных искажений, и не сделает оговорок в аудиторском заключении, или наоборот, сделает оговорки, в которых не было необходимости. Также при определении величины аудиторского риска следует учитывать действующую на предприятии форму управления. МУП «ДСРУ» присуща линейно-функциональная форма организации управления, преимуществом которой является квалифицированное решение вопросов, а недостатком – проблема эффективной координации функциональных служб руководителем-единоначальником. Данную форму организации управления следует охарактеризовать, как имеющую средний аудиторский риск. Вообще при аудите в области строительства следует более тщательно планировать проверку и использовать большее количество аудиторских процедур и доказательств. Оценка аудиторского риска складывается из оценки риска средств контроля, оценки внутрихозяйственного риска и оценки риска необнаружения. Для оценки риска средств контроля решеноприменить следующую систему тестов: Таблица 2 Анкета тестов проверки системы внутреннего контроля МУП «ДСРУ»
Продолжение таблицы 2
По данным проведенного опроса можно сделать вывод, что надежность системы внутреннего контроля МУП «ДСРУ» находится на среднем уровне. Поэтому в программе аудита будет предусмотрен ряд процедур аудита, позволяющих убедиться в отсутствии искажений в регистрах учета по счетам затрат. В свою очередь, для оценки внутрихозяйственного риска по участку учета затрат разработана система тестирования, рассматривающая только материальные затраты и затраты на оплату труда. Такой подход объясняется: - система учета МУП «ДСРУ» организована со средним (стремящимся к высокому) проявлением контрольной функции; - практика аудиторских проверок показывает, что данные элементы затрат наиболее значимы при производстве строительных работ и по ним наблюдается наибольшее число искажений. Таблица 3 Анкета тестов проверки оборотов и сальдо по счетам учета материальных расходов на осуществление капитального строительства МУП «ДСРУ» Для оценки уровня используется систем цифр: 0 – учет вообще отсутствует; 1 – низкий уровень учет; 2 – средний; 3 – высокий уровень учета.
Продолжение таблицы 3
В качестве приблизительного ориентира используют следующие показатели уровня состояния учета: 0 — учет отсутствует; 0 - 15 — низкий уровень учета; 16 - 23 — средний уровень учета; 24 - 33 — высокий уровень учета. Таблица 4 Анкета тестов по проверке правильности отражения в учете операций по оплате труда МУП «ДСРУ»
Продолжение таблицы 4
По итогам проведенных тестов можно сделать вывод, о том что учет ведется на высоком уровне и внутрихозяйственный риск низкий. В связи с тем, что риск средств контроля средний (стремящийся к низкому), внутрихозяйственный риск низкий, то риск необнаружения можно оценить как высокий. Это объясняется тем, что при проверке будет рассмотрено меньше документов, т.к. аудитор признал, что системе внутреннего контроля и учета можно доверять с большой долей вероятности. Такое значение всех составляющих риска свидетельствует о высоком аудиторском риске.
3.2 Оценка уровня существенности Оценка уровня существенности производится на основании отчетности (приложение 4)«МУП «ДСРУ» и представляется в табличной форме с использованием системы базовых показателей: Таблица 5
1. Расчет среднестатистического значения уровня существенности: 605/ 5 = 121 (тыс. руб.) 2. Расчет отклонения наименьшего значения уровня существенности от среднего в %-х: (121-43) / 121* 100% = 64% 3. Расчет отклонения наибольшего значения уровня существенности от среднего в %-х: (225-121) / 121* 100% = 85% Требования стандарта выполняются, т.к. отклонение среднего значения составляет более 20%.
3.3 Разработка плана и программы аудита затрат МУП «ДСРУ» Следующим этапом планирования является разработка общего плана и программы аудита с учетом величины аудиторского риска. Таблица 6 План программы аудита затрат МУП «ДСРУ»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|