V. Основные направления функционирования системы выявления и развития молодых талантов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ КОНЦЕПЦИЯ Развития региональной системы работы с одарёнными детьми В Алтайском крае Настоящая Концепция определяет базовые принципы построения и основные цели и задачи формирования современной модели региональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования. I. Общие положения Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Настоящая Концепция опирается на положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», разработана в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации. II. Понятия, используемые в Концепции Одаренность (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный (талантливый) ребенок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности (таланта) определяется сложным комплексом природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, творческой, трудовой). Система мер по выявлению и поддержки одаренных детей – это комплекс мер, в котором должны быть синхронизированы усилия семьи, школы, региональных и федеральных властей разных ведомств (культура, спорт, образование). Такой комплексный подход в итоге должен обеспечить равные условия для того, чтобы выявлять и поддерживать одарённости детей с раннего детского возраста (дошкольный период) до профессиональной самореализации молодого специалиста вне зависимости от сферы одарённости, социального положения и финансовых возможностей семьи.
III. Базовые принципы построения системы выявления и развития молодых талантов · приоритет интересов личности, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье; · доступность и открытость; · опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения; · индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования; · межведомственное и сетевое взаимодействие; · общественный и профессиональный контроль; · сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов. · IV. Основные задачи системы выявления и развития Молодых талантов · создание условий для развития способностей всех детей и молодёжи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;
· формирование системы раннего выявления и поддержки одаренности начиная с дошкольного возраста; · поддержка лучших педагогов и образовательных учреждений, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения; · поддержка образовательных учреждений с передовым опытом в работе с одаренными детьми; · разработка механизма эффективного сетевого взаимодействия по выявлению и поддержке одаренных детей; · повышение качества, доступности и эффективности образовательных услуг для детей с повышенными образовательными потребностями; · обеспечение доступности образовательных ресурсов края для всех образовательных учреждений и их эффективное использование для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; · адресное сопровождение таланта до этапа профессионального самоопределения. · разработка системы мониторингов для определения динамики уровня организации работы с одаренными детьми на территории края V. Основные направления функционирования системы выявления и развития молодых талантов
а) развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих: создание системы «социальных лифтов»: учёт результатов всех учебных и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодёжи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам; консолидация ресурсов образовательных учреждений для развития системы работы с одаренными детьми; повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений и работодателей в выявлении и поддержке одарённых детей и молодёжи; б) развитие и совершенствование научной и методической базы образовательных учреждений, включая: аккумулирование, систематизацию, изучение и отбор научно-методического материала, методик работы с одарёнными детьми, диагностического инструментария по проблемам детской одарённости; дальнейшее внедрение в практику работы с одарёнными детьми современных научных разработок, рекомендаций специалистов, отечественного и мирового опыта;
организацию и проведение конкурсов инновационных разработок в сфере работы с одаренными детьми; внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодёжи в образовательных учреждениях; разработку индивидуальных траекторий развития и программ сопровождения одаренного ребенка; расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ; в) развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров, включая: стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодёжи; разработка эффективной системы поощрения и вознаграждения преподавателей и учителей, добивающихся высоких результатов в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью; подготовка педагогических работников в краевых вузах и сузах педагогического профиля с учетом современных тенденций сопровождения одаренности; (предусмотреть специальные дисциплины, обеспечивающие компетентность учителя в части сопровождения одаренных детей в его будущей педагогической деятельности); обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства; (предусмотреть на всех курсах повышения квалификации рассмотрение вопросов, связанных с выявлением и сопровождением одаренных детей, включив в них современные технологии и методики распознавания одаренности (таланта), в школьном возрасте); создание стажировочных площадок на базе лучших образовательных учреждений края или использование уже имеющихся площадок и по направлениям; г) реализация системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач на региональном и местном уровнях, включая: поиск и выявление одарённых детей дошкольного возраста через родительские консультационные пункты, центры игровой поддержки, различные формы работы с родителями;
разработку и реализацию региональных и муниципальных целевых программ по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодёжи, реализующих задачи настоящей Концепции; развитие сети специализированных образовательных учреждений для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, детских спортивных школ, школ искусств, центров технического творчества, зимних и летних школ и лагерей, дистанционных школ интеллектуального развития; развитие системы заочных и очно-заочных школ для старшеклассников, позволяющих независимо от места их проживания, осваивать программы профильного обучения по различным направлениям; организацию научных и творческих мероприятий для детей и молодёжи; создание и обеспечение функционирования регионального информационно-образовательного интернет-сайта; поддержку сообществ (в том числе интернет-сообществ) детей и молодёжи по интересам в области науки, техники, культуры, искусства, спорта; повышение доступности дополнительного образования детей и молодёжи; расширение возможностей педагогической организации свободного времени одарённых школьников в условиях образовательного учреждения, особенно для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение использования и дальнейшее внедрение в деятельность образовательных учреждений края, работающих с одарёнными детьми, инновационных образовательных технологий (в т.ч. дистанционных); расширение направлений работы с родителями, функционирование на базе образовательных учреждений центров поддержки и консультативных пунктов для родителей (законных представителей), направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и создания наиболее благоприятных семейных условий для формирования личности ребёнка и развития способностей с раннего возраста; психолого-педагогическое сопровождение конкурсных мероприятий, профильных лагерных смен, слётов, фестивалей для талантливых и одарённых детей; разработку и реализацию программ, направленных на развитие личности, социально-психологическую адаптацию и формирование здорового образа жизни для детей следующих категорий: - с ограниченными возможностями здоровья; - оставшихся без попечения родителей; - из семей беженцев и вынужденных переселенцев; - проживающих в малоимущих семьях; - с отклонениями в поведении; д) развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, включая: повышение качества, методического и организационного обеспечения, доступности и прозрачности таких состязаний;
увеличение спектра и совершенствование форм работы с одаренными школьниками, студентами и молодыми профессионалами, в том числе с детьми и молодёжью с ограниченными возможностями здоровья; развитие системы интеллектуальных состязаний среди старшеклассников при cсузах и вузах с целью повышения качества профессионального образования и привлечения лучших абитуриентов в вузы края; создание системы интеллектуальных и творческих состязаний (в том числе конкурсов профессионального мастерства) для обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования с привлечением к участию бизнес-сообщества; создание системы грантовой поддержки вузовских и межвузовских олимпиад, инновационных конкурсов студентов и молодых ученых; развитие форм поддержки победителей и призёров интеллектуальных и творческих состязаний, подготовивших их педагогических коллективов и учреждений; обеспечение участия школьников и студентов во всероссийских и международных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях; е) формирование условий для профессиональной самореализации молодёжи, включая: обеспечение качественных профориентационных услуг одарённым детям, начиная с младшего школьного возраста; стимулирование проектной и научно-исследовательской деятельности студентов; поддержку конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнёрства; предоставление победителям и призёрам интеллектуальных состязаний студентов и конкурсов профессионального мастерства дополнительных возможностей для профессионального роста (стажировки в передовых высокотехнологичных компаниях, программы повышение квалификации, грантовые программы, специальные стипендиальные программы и др.); формирование системы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проявивших выдающиеся способности в выбранной специальности, в ведущие краевые высокотехнологичные компании, учреждения культуры, искусства, спорта; привлечение перспективных молодых специалистов к работе в ведущих компаниях края и на предприятиях, в учреждениях культуры и спорта (предоставление социального пакета, жилья и так далее).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|