Уровни системы выявления и поддержки одаренных детей и молодежи
3-6 лет,
дошкольный период
Раннее выявление спортивной и творческой одаренностиРазвитие общих интеллектуальных способностей
Краевой
Центр по работе с одаренными детьми: работа с родителями, психолого-педагогическая диагностика, формирование банка данных, координация деятельности образовательных учреждений в области выявления и сопровождения одаренных детей.
АКИПКРО: работа по обобщению и диссеминации опыта выявления ранней одаренности, повышение квалификации воспитателей дошкольных учреждений.
Программы по выявлению и развитию спортивной и творческой одаренности: «Солнцеворот», «Моя семья – жемчужина Алтая», «Мама, папа, я – спортивная семья».Организация и сопровождение научных и творческих мероприятий для детейОрганизация и проведение конкурсов инновационных разработок в сфере работы с одаренными детьми.
Краевые ресурсные центры дополнительного образования: организация игровых программ по выявлению специальной одаренности, проведение дистанционных конкурсов.
АКДЭЦ - программа «Я – исследователь».
Муниципальный
Учреждения дошкольного образования: работа с родителями, психолого-педагогическое обследование детей, реализация дополнительных образовательных программ.
Общеобразовательные учреждения: работа школ раннего развития, развитие общеинтеллектуальных способностей.
Учреждения дополнительного образования: работа школ раннего развития, выявление и развитие специальной одаренности, организация и проведение конкурсов, игровых программ.
7-10 лет,
начальная школа
Создание условий для интеллектуального и личностного роста.Выявление и развитие выявленной специальной одаренности (спортивной, художественной и др.).Психологическая поддержка и помощь одаренным детям.Начало формирования портфолио одарённого ученика.
Краевой
Центр по работе с одаренными детьми: работа с родителями, психологическая поддержка и помощь одаренным детям, формирование банка данных одаренных детей, координация деятельности образовательных учреждений в области выявления и сопровождения одаренных детей.
АКИПКРО: работа по обобщению и диссеминации опыта выявления одарённости в начальной школе, повышение квалификации учителей начальных классов, координация деятельности образовательных учреждений в области выявления и сопровождения одаренных детей.
Краевые ресурсные центры дополнительного образования: система конкурсных мероприятий по выявлению общей и специальной одаренности (очно и в дистанционной форме).
АКДЭЦ – программы по выявлению общеинтеллектуальных способностей и исследовательских навыков «Я – исследователь», «Сохраним биосферу».
АКДТДиМ программы по выявлению художественных способностей (вокал, хореография, театральное мастерство, дизайнерское и изобразительное искусство через программы: «Хрустальные родники», «Алтайские россыпи», «Золотое крыльцо», «Театральная карета» и другие. АКДЮСШ через систему спортивных соревнований.
АКЦДЮТиК через мероприятия туристско-краеведческого характера.
АКЦИТР через мероприятия технического творчества.
Муниципальный
Общеобразовательные учреждения: развитие общеинтеллектуальных способностей, проведение и организация участия в игровых и конкурсных мероприятиях.
Учреждения дополнительного образования: выявление и развитие специальной одаренности, организация и проведение конкурсов, игровых программ; индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам развития в определенной области.
11-14,
основная школа
Развитие социальной компетентности.Психологическая поддержка одаренности в период социализации личности.Обеспечение участия в олимпиадах, конкурсах.Обеспечение адресной поддержки в удовлетворении повышенных образовательных потребностей.Первичная профориентация.Выбор профиля обучения.
Краевой
Центр по работе с одаренными детьми: работа с родителями, психологическая поддержка и помощь одаренным детям, формирование банка данных общей и специальной одаренности, координация деятельности образовательных учреждений в области выявления и сопровождения одаренных детей.
АКИПКРО: работа по обобщению и диссеминации опыта выявления одаренности в основной школе, повышение квалификации учителей.
Краевые ресурсные центры дополнительного образования: краевые этапыконкурсных мероприятий по выявлению общей и специальной одаренности (как в очной, так и в дистанционной форме).
АКДЭЦ – программы по выявлению способностей и исследовательских навыков в области экологии, биологии, географии, агрономии, дизайна, лесоведения «Сохраним биосферу», «Алтай – сердце Евразии», «Подрост», «Молодые хозяева Земли».
АКДТДиМ программы по выявлению художественных способностей (вокал, хореография, театральное мастерство, дизайнерское и изобразительное искусств через программы: «Хрустальные родники», «Алтайские россыпи», «Золотое крыльцо», «Театральная карета» и другие.
АКДЮСШ через систему спортивных соревнований.
АКЦДЮТиК через мероприятия туристско-краеведческого характера.
АКЦИТР через мероприятия технического творчества.
Реализация следующих форм дополнительного образования:
- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
- очно-заочные школы;
- каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
- АКЦП профориентация
Краевые ресурсные центры эксклюзивного образования одарённых детей: деятельность сети образовательных учреждений для одаренных детей и детей, способных и мотивированных к получению качественного образования, которая включает:
- Бийский лицей-интернат Алтайского края
- краевые учреждения кадетского гимназического образования
Окружной
Окружные этапы конкурсных мероприятий по выявлению общей и специальной одаренности (очно и в дистанционной форме).
Муниципальный
Общеобразовательные учреждения
Эксклюзивное образование одаренных детей: деятельность сети образовательных учреждений для одаренных детей и детей, способных и мотивированных к получению качественного образования, которая включает муниципальные гимназии, лицеи, школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов.
Инклюзивное образование одаренных детей в условиях общеобразовательной школы через сочетание школьного и внешкольного обучения:
обучение одаренных детей на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.);работа по индивидуальному плану предполагает использование современных информационных технологий (в том числе дистантного обучения);формирование системы наставничества (тьюторства);организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете;развитие проектного метода.
Через реализацию в каждом общеобразовательном учреждении специальных образовательных программ факультативных, элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми.
Учреждения дополнительного образования
Выявление и развитие специальной одаренности, организация и проведение конкурсов, игровых программ; индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам развития в определенной области; индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области; работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса).
15-17,
старшие классы
Психологическая поддержка одаренности в период социализации личности (развитие социальной компетентности.)Обеспечение участия в олимпиадах, конкурсах.Обеспечение адресной поддержки в удовлетворении повышенных образовательных потребностей (не зависимо от места проживания и материального состояния семьи).Выбор профиля обученияПостроение профессиональной траектории.
Краевой
Центр по работе с одаренными детьми: психологическая поддержка и помощь одаренным детям, формирование банка данных одаренных детей, координация деятельности образовательных учреждений в области выявления и сопровождения одаренных детей;
олимпиадное движение, включающее всероссийскую олимпиаду школьников; краевую университетскую олимпиаду; олимпиады, вошедшие в федеральный перечень; краевые олимпиады школьников, обучающихся по программам развивающего обучения; интернет-олимпиады для школьников; форум победителей; форумы талантливых школьников.
АКЦП: Профориентационная работа.
АКИПКРО:работа по обобщению и диссеминации опыта выявления одаренности в старшей школе, повышение квалификации учителей предметников.
Краевые ресурсные центры эксклюзивного образования одаренных детей: деятельность сети образовательных учреждений для одаренных детей и детей, способных и мотивированных к получению качественного образования, которая включает:
- Бийский лицей-интернат Алтайского края
- краевые учреждения кадетского гимназического образования
Краевые ресурсные центры дополнительного образования:
- краевые этапыконкурсных мероприятий по выявлению общей и специальной одаренности (как в очной, так и в дистанционной форме);
- АКДЭЦ – программы по выявлению способностей и исследовательских навыков в области экологии, биологии, географии, агрономии, дизайна, лесоведения «Сохраним биосферу», «Алтай – сердце Евразии», «Подрост», «Молодые хозяева Земли».
- АКДТДиМ программы по выявлению художественных способностей (вокал, хореография, театральное мастерство, дизайнерское и изобразительное искусство, через программы «Хрустальные родники», «Алтайские россыпи», «Золотое крыльцо», «Театральная карета» и другие.
- АКДЮСШ через систему спортивных соревнований.
- АКЦДЮТиК через мероприятия туристско-краеведческого характера.
- АКЦИТР через мероприятия технического творчества, программу «Будущее Алтая».Реализация следующих форм дополнительного образования:
- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
- очно-заочные школы;
- каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
- научно-практические конференции.
Окружной
Окружные этапы конкурсных мероприятий по выявлению общей и специальной одаренности (очно и в дистанционной форме).
Муниципальный
Эксклюзивное образование одаренных детей: деятельность сети образовательных учреждений для одарённых детей и детей, способных и мотивированных к получению качественного образования, которая включает:муниципальные гимназии, лицеи, школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов;деятельность летних школ, выездных сборов, образовательно-творческих центров, инновационных проектов для одарённых детей;
Инклюзивное образование одарённых детей в условиях общеобразовательной школы:
- реализация в каждом общеобразовательном учреждении специальных образовательных программ факультативных, элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми;
- организация профильного образования на старшей ступени, выделение физико-математического и естественно-научного профилей в качестве приоритетных;
- использование дифференциации и индивидуализации обучения одарённых школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);
- реализация программ дополнительного образования для одарённых детей;
- использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем и дополнительном образовании;
- проведение предметных олимпиад;
- научно-практические конференции школьников;
- социально-образовательные программы и проекты, интенсивные школы;
- многоаспектная профессиональная ориентация одаренных школьников;
- участие выпускников в работе студенческих фирм, бизнес-инкубаторов, экспедиций, аукционов идей и т.п.;
- деятельность школьно-студенческих инновационных творческих коллективов;
- взаимодействие с высшими учебными заведениями по целевому набору одарённых выпускников;
- развитие договорных отношений школа-вуз-производство по сопровождению одарённых выпускников;
18-21,
студенты
Создание условий для проявления студентами способностей и талантовОбеспечение участия в конкурсных мероприятиях и иных состязанияхПривлечение одарённых и талантливых студентов к инновационным проектам успешно развивающихся предприятий края, организаций-партнёров.
Привлечение одарённых и талантливых студентов к участию в реализации инновационных проектов образовательного учреждения,Содействие в трудоустройстве студентов и выпускникови получении ими следующего уровня профессионального образования.Адресная поддержка перспективных студентов и выпускников-молодых специалистов («социальный лифт».)Формирование в учреждении профессионального образования банка данных по одарённой и талантливой молодёжи
Краевой
Центр по работе с одарёнными детьми: координация деятельности образовательных учреждений в области выявления и сопровождения талантливой молодёжи.
Высшие учебные заведения
- проведениеконкурсных мероприятий по выявлению общей и специальной одарённости (как в очной, так и в дистанционной форме);
- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, учёный, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
- кружки и секции для развития спортивных, творческих и интеллектуальных способностей;
- участие студентов в работе студенческих фирм, бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий;
- меры по стимулированию и поддержке общей и специальной одарённости (повышенные стипендии, стипендии Губернатора, Президента и Правительства)
- научно-практические конференции.
Средние специальные учебные заведения
- проведение конкурсов профессионального мастерства, олимпиад по специальности и предметных олимпиад, выставок, конференций, соревнований, фестивалей, чемпионатов и иных конкурсных мероприятий в очной, дистанционной, on-line и других формах;
- работа по исследовательским и творческим проектам в системе сотрудничества и наставничества со стороны высококвалифицированных педагогов и мастеров производственного обучения, специалистов;
- центры, кружки, клубы, научные студенческие общества, секции для развития интеллектуальных, практических (технических, технологических), творческих, способностей и спортивных достижений;
- участие студентов в работе научных студенческих обществ, учебных имитационных фирм, учебных сервисных центров; бизнес-инкубаторов;
- меры по стимулированию и поддержке талантливых и одарённых студентов: повышение стипендии, именные стипендии Администрации Алтайского края, именная стипендия Губернатора Алтайского края, именные стипендии администрации г. Барнаула, стипендии Правительства Российской Федерации, премии для поддержки талантливой молодежи, учрежденной Указом Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006 года № 325, другие премии и формы поддержки