Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Портрет Печорина глазами автора-повествователя




Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814–1841)

Роман «Герой нашего времени» (1840)

История создания

М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837). Первые две повести — «Бэла» и «Фаталист» — были опубликованы в 1839 г. в журнале «Отечественные записки», в начале 1840 г. там же — «Тамань». Все они шли под рубрикой «Записки офицера на Кавказе». В апреле 1840 г. повести были объединены в единый роман под заглавием «Герой нашего времени». Сюда вошли и две новые повести — «Максим Максимыч» и «Княжна Мери». Порядок расположения повестей в отдельном издании не соответствовал последовательности их публикации. Кроме того, «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» были объединены общим заглавием («Журнал Печорина») и снабжены специальным «Предисловием». Во втором издании «Героя нашего времени» (1841) М. Ю. Лермонтов пишет предисловие ко всему роману. Это был ответ на критические отзывы. «Предисловие» к роману перекликается с написанным в 1840 г. «Предисловием» к «Журналу Печорина».

Особенности композиции

Лермонтов отказывается от хронологического принципа в расположении повестей, нарушает порядок их первоначальной публикации
Цель композиции — показать Печорина с разных сторон, в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю
«Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью <…> Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать» (В. Г. Белинский)
Предисловие  
Часть первая О Печорине рассказывает Максим Максимыч, человек с цельным и глубоко русским складом ума и характера («чудесная душа», «золотое сердце»). Он видит главные противоречия в характере героя, но понять их истоки не может
I. «Бэла»
II. «Максим Максимыч» Смена ракурса повествования: Печорин сталкивается с самим автором рассказчиком, обладающим большей проницательностью. Его глазами дается психологический портрет героя
«Журнал Печорина» Слово получает сам герой, который, с предельной степенью проникновенности, подвергает анализу каждое свое действие. Читателю становится понятна психологическая подоплека поведения героя
Предисловие
I. «Тамань»
Часть вторая (Окончание журнала Печорина)
II. «Княжна Мери»
III. «Фаталист»
Порядок повестей в хронологической последовательности Порядок повестей в романе
«Тамань» «Бэла»
«Княжна Мери» «Максим Максимыч»
«Бэла» «Предисловие» к «Журналу Печорина»
«Фаталист» «Тамань»
«Максим Максимыч» «Княжна Мери»
«Предисловие» к «Журналу Печорина» «Фаталист»

Фабула романа

Высланный из Петербурга Печорин с подорожной по казенной надобности едет на Кавказ и сталкивается с контрабандистами («Тамань»)
После участия в сражении, где он познакомился с Грушницким, Печорин отдыхает на водах («Княжна Мери»)
За дуэль с Грушницким Печорин сослан в отдаленную кавказскую крепость под начало Максима Максимыча («Бэла»)
Печорин по делам службы отлучается на две недели и живет в казачьей станице («Фаталист»)
Спустя пять лет Печорин проездом из Петербурга в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем и повествователем («Максим Максимыч»)
На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»)

«Бэла»

Печорин глазами Максима Максимыча

Портрет «Молодой человек лет двадцати пяти. <…> Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький»
«Славный был малый,<…> только Немножко странный» Мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от сквозняка; в одиночку ходил на кабана, но «ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет»; мог молчать часами, а мог и быть душой компании
Умеет играть на слабостях людей Использует любовь Азамата к деньгам и желание иметь коня Казбича для достижения своей цели (похищение Бэлы)
Упрям, эгоистичен, Идет на поводу своих желаний Пытается завоевать любовь Бэлы во что бы то ни стало, заключает с Максимом Максимычем пари. На упрек о Бэле отвечает: «А коли она мне нравится?» «Видно, в детстве был маменькой избалован» (Максим Максимыч о Печорине)
Имеет переменчивую натуру, не может найти свое место в жизни «Невежество и простосердечие» Бэлы надоели Печорину, как ранее «кокетство светских дам». Ему «скучно» ипод «чеченскими пулями». Считает выходом для себя путешествия в экзотические страны — Америку, Индию, Аравию. «Авось где-нибудь умру на дороге»
Остается загадочной Фигурой для Максима Максимыча Максиму Максимычу непонятна реакция Печорина на смерть Бэлы — в ответ на утешения Печорин смеется. «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»

«Максим Максимыч»

Портрет Печорина глазами автора-повествователя

Привлекательная внешность, крепкое телосложение «Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными»
Аристократические черты Тонкие бледные пальцы, нежная кожа,бледный, благородный лоб. «Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черныепризнак породы в человеке»
Неуловимость образа «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать»
Необыкновенные глаза Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся — «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Блеск его глаз «ослепительный, но холодный». «Взгляд егонепродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

Максим Максимыч и Печорин

Ожидание встречи Максимом Максимычем «Мы с твоим барином были друзья закадычные, жили вместе...» (лакею). «Ведь сейчас прибежит!..» (рассказчику). Ждет Печорина у ворот до поздней ночи; уходя по делам, просит сообщить ему, когда тот появится
Ожидание встречи Печориным «Ах, точно! мне вчера говорили: но где же он?»
Встреча Максим Максимыч «хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками»
Прощание Максим Максимыч: «Ну, да Бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться...». Печорин: «Однако прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли...»

 

Журнал Печорина

«Тамань»

Динамика внутренних состояний Печорина
Разум Герой подгоняет живой образ явившейся перед ним девушки под готовый литературный шаблон (он видит в ней гетевскую Миньону). Уверенность в силе своего разума при столкновении с действительностью оказывается всего лишь «силой предубеждения»
Печорин сознательно и расчетливо включается в предложенную ему жизнью игру, пытается разгадать тайну происходящего
Страсть Вспыхнувшая страсть тоже оказывается «слепой», не дает герою знания и ощущения, соответствующего жизненной реальности
Искреннее чувство к девушке увлекает его, игра отступает на второй план
Разум Печорин открывает трагическую суть своего разума и чувств, которые остаются в кругу его романтической субъективности (печоринское «я»)
В свои права вступают ирония и самоанализ — и все рушится
Трагичность личности Печорина — в разрыве между разумом и чувствами. Символична в этой связи в финале «Тамани» фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко. В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...