Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три эпизода испытания веры




 

1. Офицер Вулич не сомневается в существовании судьбы и предлагает пари. Пистолет дает осечку На первый взгляд, доказывает правоту фаталиста Вулича. Однако есть и рациональное объяснение
2. Вулич гибнет той же ночью от руки пьяного казака Доказывает предопределение. Есть и логическое объяснение («Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!»)
3. Подобно Вуличу, Печорин решается испытать судьбу. Участвуя в опасной операции по захвату пьяного казака, он остается невредимым «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» — говорит Печорин.Но он тщательно продумал план своих действий: прыгнул в окно в тот момент, когда есаул отвлек внимание казака, и т. д.
Вопрос о предопределении не решается однозначно — финал романа звучит открыто «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера <…> я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!» (Печорин)

 

Художественный метод

Черты реализма Печорин — «герой времени» (наделен типическими чертами человека своей эпохи и социального круга); · объективность (автор отделяет себя от героя); · историзм (показаны обстоятельства, в которых сложился характер героя); · психологизм (внутренний мир героя — объект художественного изучения)
«Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман в русской литературе

 

Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел.

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица, — а эта гора имеет около двух верст длины.

Нечего делать, я нанял шесть быков и нескольких осетин. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан, другие стали помогать быкам почти одним криком.

За моею тележкою четверка быков тащила другую как ни в чем не бывало, несмотря на то, что она была доверху накладена. Это обстоятельство меня удивило. За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Я подошел к нему и поклонился: он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма.

— Мы с вами попутчики, кажется?

Он молча опять поклонился.

— Вы, верно, едете в Ставрополь?

— Так-с точно... с казенными вещами.

— Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя, а мою, пустую, шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин?

Он лукаво улыбнулся и значительно взглянул на меня.

— Вы, верно, недавно на Кавказе?

— С год, — отвечал я.

Он улыбнулся вторично.

(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».)

B1 Укажите название главы, из которой взят фрагмент романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

 

B2 Кто является собеседником автора-рассказчика? (Назовите имя персонажа).

 

ВЗ Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на первую половину XIX века и черты которого можно найти в романе М. Ю. Лермонтова.

 

B4 Фрагмент открывается описанием Койшаурской долины. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?

 

B5 Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, создавая образ реки: «серебряная нить» Арагвы?

 

B6 Как в художественном произведении называется разговор двух (или более) героев между собой?

 

B7 Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в описании героя важную роль и наполненную особым смыслом (например, «офицерский сюртук без эполет»)?

 

В1. Бэла

В2. Максим Максимович

В3. Романтизм

В4. Пейзаж

В5. Метафора

В6. Диалог

В7. Деталь

 

Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался. Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку — желание, свойственное всем путешествующим и записывающим людям. Между тем чай поспел; я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил один перед ним. Он отхлебнул и сказал как будто про себя: «Да, бывало!» Это восклицание подало мне большие надежды. Я знаю, старые кавказцы любят поговорить, порассказать; им так редко это удается: другой лет пять стоит где-нибудь в захолустье с ротой, и целые пять лет ему никто не скажет

«здравствуйте» (потому что фельдфебель говорит «здравия желаю»). А поболтать было бы о чем: кругом народ дикий, любопытный; каждый день опасность, случаи бывают чудные, и тут поневоле пожалеешь о том, что у нас так мало записывают.

— Не хотите ли подбавить рому? — сказал я своему собеседнику, — у меня

есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

— Нет-с, благодарствуйте, не пью.

— Что так?

— Да так. Я дал себе заклятье. Когда я был еще подпоручиком, раз, знаете, мы подгуляли между собой, а ночью сделалась тревога; вот мы и вышли перед фрунт навеселе, да уж и досталось нам, как Алексей Петрович узнал: не дай господи, как он рассердился! чуть-чуть не отдал под суд. Оно и точно: другой раз целый год живешь, никого не видишь, да как тут еще водка — пропадший

человек! Услышав это, я почти потерял надежду.

— Да вот хоть черкесы, — продолжал он, — как напьются бузы на свадьбе или на похоронах, так и пошла рубка. Я раз насилу ноги унес, а еще у мирнова князя был в гостях.

— Как же это случилось?

— Вот (он набил трубку, затянулся и начал рассказывать), вот изволите видеть, я тогда стоял в крепости за Тереком с ротой — этому скоро пять лет. Раз, осенью пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и

объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно. «Вы, верно, — спросил я его, — переведены сюда из России?» — «Точно так, господин штабс-капитан», — отвечал он. Я взял его за руку и сказал: «Очень рад, очень рад. Вам будет немножко скучно... ну да мы с вами будем жить по-приятельски... Да, пожалуйста, зовите меня просто _________________, и, пожалуйста, — к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке». Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости.

— А как его звали? — спросил я <…>. смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..

— А долго он с вами жил? — спросил я опять.

— Да с год. Ну да уж зато памятен мне этот год; наделал он мне хлопот, не тем будь помянут! Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

— Необыкновенные? — воскликнул я с видом любопытства, подливая ему чая.

— А вот я вам расскажу….

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

B1 К какому роду литературы принадлежит произведение, отрывок из которого приведен выше?

B2 Как называется часть (повесть), из которой взят приведенный фрагмент?

B3 Вставьте вместо пропуска имя и отчество героя.

 

B4 Как называется герой литературного произведения, от лица которого ведется повествование, рассказ (интересно, что, если говорить о романе в целом, то этот термин будет приложим к трем героям, упомянутым в отрывке)?

B5 Как называется изображение в произведениях литературы (и шире – искусства) внешности героя, его лица, мимики, жестов, одежды?

B6 Как называется в литературоведении разговор двух действующих лиц между собой (в приведенном отрывке есть два таких разговора)?

B7 Описывая “странности” Печорина, штабс-капитан контрастно сталкивает некоторые поведенческие особенности героя. Выпишите противительные союзы, которые помогают оформить этот контраст.

 

C1 Как характеризует штабс-капитана этот отрывок?

C2 Какие герои русской литературы заставляют нас вспомнить о Печорине и почему?

 

 

…Мы с Печориным сидели на почетном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати, и пропела ему... как бы сказать?.. вроде комплимента <…>: «Стройны, дескать, наши молодые джигиты, и кафтаны на них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между ними; только не расти, не цвести ему в нашем саду». Печорин встал, поклонился ей, приложив руку ко лбу и сердцу, и просил меня отвечать ей, я хорошо знаю по-ихнему и перевел его ответ.

Когда она от нас отошла, тогда я шепнул Григорью Александровичу: «Ну что, какова?» — «Прелесть! — отвечал он. — А как ее зовут?» — «Ее зовут Бэлою», — отвечал я. И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала. Только не один

Печорин любовался хорошенькой княжной: из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца__________. Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то, чтоб немирной. Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был замечен. Бывало, он приводил к нам в крепость баранов и продавал дешево, только никогда не торговался: что запросит, давай, — хоть зарежь, не уступит. Говорили про него, что он любит таскаться на Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий... А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь его славилась в целой Кабарде, — и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. Недаром ему завидовали все наездники и не раз пытались ее украсть, только не удавалось. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги — струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена — как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало__é$A____p, он ее никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь!.. В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-нибудь, и я заметил, что у него

под бешметом надета кольчуга. «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я, — уж он, верно, что-нибудь замышляет»…

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

B1 Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей. Укажите цифрой, какой по счету идет повесть, откуда взят отрывок.

B2 Какое имя нужно вставить в текст вместо пропуска?

B3 Герои этого отрывка встречаются на праздничном событии. Что это за событие?

B4 Какую композиционную роль играет в сюжете повести приведенный отрывок (ответ дайте в именительном падеже)?

B5 Как называется изображение в произведениях литературы (и шире – искусства) внешности героя, его лица, мимики, жестов, одежды?

B6 Кто из героев вышеприведенного отрывка выполняет в этой повести (части романа) роль рассказчика?

B7 Какой художественный прием несколько раз применяется в приведенном отрывке: «он как тополь между ними», «глаза черные, как у горной серны», «ловок, как бес», «вороная, как смоль»?

 

C1 В этом отрывке много раз встречается мотив разглядывания, наблюдения. Какую роль, по-вашему, он играет?

C2 В этом эпизоде внутреннее действие важнее и содержательнее, чем внешнее. Какие еще эпизоды из произведений русской литературы обладают таким свойством?

 

Лошади были уже заложены; колокольчик по временам звенел под дугою, и лакей уже два раза подходил к Печорину с докладом, что все готово, а Максим Максимыч еще не являлся. К счастию, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и кажется, вовсе не торопился в дорогу. Я подошел к нему.

- Если вы захотите еще немного подождать, - сказал я, - то будете иметь удовольствие увидаться с старым приятелем...

- Ах, точно! - быстро отвечал он, - мне вчера говорили: но где же он? - Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи... Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колени его дрожали... он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить.

- Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы поживаете? - сказал Печорин.

- А... ты?.. а вы? - пробормотал со слезами на глазах старик... - сколько лет... сколько дней... да куда это?..

- Еду в Персию - и дальше...

- Неужто сейчас?.. Да подождите, дражайший!.. Неужто сейчас расстанемся?.. Столько времени не видались...

- Мне пора, Максим Максимыч, - был ответ.

- Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?..

- Скучал! - отвечал Печорин, улыбаясь.

- А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...

- Да, помню! - сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...

Максим Максимыч стал его упрашивать остаться с ним еще часа два.

- Мы славно пообедаем, - говорил он, - у меня есть два фазана; а кахетинское здесь прекрасное... разумеется, не то, что в Грузии, однако лучшего сорта... Мы поговорим... вы мне расскажете про свое житье в Петербурге... А?

- Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч... Однако прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли... - прибавил он, взяв его за руку.

Старик нахмурил брови... он был печален и сердит, хотя старался скрыть это.

- Забыть! - проворчал он, - я-то не забыл ничего... Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться...

- Ну полно, полно! - сказал Печорин. обняв его дружески, - неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога... Удастся ли еще встретиться, - бог знает!.. - Говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи.

- Постой, постой! - закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, - совсем было/парт забыл... У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... Что мне с ними делать?..

- Что хотите! - отвечал Печорин. - Прощайте...

- Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. - кричал вслед Максим Максимыч...

Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

В1. К какому литературному роду относится роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

 

В2. Каким термином называют глубокое изображение внутренней жизни персонажа?

 

В3. К какой главе относится приведённый выше эпизод?

 

В4. Укажите литературное направление, пришедшее на смену романтизму, в русле которого написан роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и нарисован типичный герой.

 

В5. В основе данного фрагмента лежит беседа двух персонажей романа. Укажите термин, которым называют разговор двух или нескольких лиц в литературном произведении.

 

В6. Назовите средство характеристики героя. Строящееся на описании его облика («…он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колени его дрожали...»).

 

В7. Как называется эмоциональные, не требующие ответа вопросы, обращения к герою, которые лежат в основе речи Максим Максимыча («А… ты? …а вы?», «Неужто сейчас?..», «…Сколько лет… сколько дней… да куда это?», «Ну что? В отставке?.. как?.. что поделывали?...)?

 

С1. Почему Печорин избегал встречи и разговора со старым другом?

 

С2. Чем герои русской литературы, имеющие пагубную привычку скучать, похожи на Печорина?.

 

В1. Эпос

В2. Психологизм

В3. М.М.

В4. Реализм

В5. Диалог

В6. Портрет

В7. Риторический

 

...Теперь я должен нарисовать его портрет.

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застёгнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой А)________________ руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлён худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои

собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то Б)______________ слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трёх лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные – признак породы в человеке, так, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного

вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать ещё несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то В)______________________ блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и Г)____________, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвёл бы совершенно различное впечатление; но так как вы о нём не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще очень недурён и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.

(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

 

B1 К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят отрывок?

 

B2 Укажите фамилию героя, о котором идёт речь в отрывке.

 

B3 Как называется в литературоведении описание внешности человека, его одежды, позы, черт лица?

 

B4. Какие слова надо вставить в текст на место пропусков? К пропуску,обозначенному в левой колонке буквой, подберите цифру,обозначающую подходящее слово в правой колонке.

А) А 1)нервический
Б) Б 2)фосфорический
В) В 3)аристократический
Г) Г 4)тяжёлый
    5)лукавый

B5 Как называется приём, употреблённый в следующих примерах: стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка; то был

блеск, подобный блеску гладкой стали?

B6 В приведённом описании героя есть много противопоставлений, отражающих внутренние противоречия характера. Как называется в литературоведении противопоставление, контраст?

 

B7 Каким термином называют героя произведения, от лица которого ведётся повествование (в данном отрывке он обозначен местоимением «я»)?

 

C1 Приведённый фрагмент часто называют «психологическим портретом». Почему этот фрагмент можно охарактеризовать именно так?

C2 Какие герои русской литературы приходят Вам на память при чтении этого фрагмента и почему (свой выбор объясните)?

 

…1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка. 2) Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню. <…>

3) Мне невольно пришло на мысль, что ночью я слышал тот же голос; я на минуту задумался, и когда снова посмотрел на крышу, девушки там уж не было. 4) Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое, и, пощёлкивая пальцами, вбежала к старухе, и тут начался между ними спор. 5) Старуха сердилась, она громко хохотала. 6) И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя ________________: поравнявшись со мной, она остановилась и пристально посмотрела мне в глаза, как будто удивлённая моим присутствием; потом небрежно обернулась и тихо пошла к пристани. 7) Этим не кончилось: целый день она вертелась около моей квартиры; пенье и прыганье не прекращались ни на минуту. 8) Странное существо! На лице её не было никаких признаков безумия; напротив, глаза её с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. 9) Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь.

10) Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. 11) Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчёт красоты. 12) В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит юной Франции. 13) Она, то есть порода, а не юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. 14) Правильный нос в России реже маленькой ножки. 15) Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. 16) Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — всё это было для меня обворожительно. 17) Хотя в её косвенных взглядах я читал что- то дикое и подозрительное, хотя в её улыбке было что-то неопределённое, но такова сила предубеждений: правильный нос свёл меня с ума; я вообразил, что нашел Гётеву Миньону, это причудливое создание его немецкого воображения, — и точно, между ими было много сходства: те же быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности, те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни.

(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

B1 К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят отрывок?

 

B2 Укажите фамилию героя, от лица которого ведётся рассказ.

 

B3 Вставьте вместо пропуска в текст слово, обозначающее в западноевропейской традиции русалку (поэма с таким названием есть у В.А. Жуковского).

 

B4 Кто является основным повествователем (рассказчиком) вперечисленных в левой колонке главах? К главе, обозначеннойбуквой, подберите цифру, обозначающую повествователя(расказчика) в правой колонке.

НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ (РАССКАЗЧИК)
А)«Максим Максимыч» 1)Печорин
Б)«Бэла» 2)странствующий офицер
В)«Фаталист» 3)Максим Максимыч
  4)Вернер

B5 Как называется в литературоведении описание внешности человека, его одежды, позы, черт лица?

 

B6 В описании героини рассказчик фиксирует множество противоречий, противопоставлений (вдруг она пробежала мимо – тихо пошла; старуха сердилась – она хохотала; как будто ждала вопроса –

немедленно убегала). Как называется в литературоведении противопоставление, контраст?

 

B7 Запишите номер предложения, в котором содержится отсылка (реминисценция) к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

C1 Можно ли считать «русалку» двойником рассказчика (и главного героя всего произведения)? Что общего есть в их изображении, поведении, характерах? Ответ обоснуйте.

C2 Какие герои русской литературы приходят Вам на память при чтении этого фрагмента и почему (свой выбор объясните)?

 

 

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодежи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убежден в разных разностях.

- Что до меня касается, то я убежден только в одном... - сказал доктор.

- В чем это? - спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

- В том, - отвечал он, - что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

- Я богаче вас, сказал я, - у меня, кроме этого, есть еще убеждение - именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

В1. Укажите название главы романа «Герой нашего времени», из которого
взят приведенный фрагмент.

 

В2. Назовите профессию Вернера.

 

В3. Кем не желает быть Печорин в дружбе?

 

В4. Размышления главного героя М.Ю.Лермонтова помещает в «Журнал Печорина», который состоит из датированных записей. К какому жанру он относится?

 

В5. Приведённый фрагмент является частью романа, в которой раскрываются взгляды героев и их взаимоотношения. Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей?

 

В6. Назовите средство характеристики героя, основанное на описании его внешности: «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…»

В7. В приведённом фрагменте Вернер затрагивает вопрос о смерти. Как называется такой жизненный вопрос о смерти. Как называется такой жизненный вопрос, художественно осмысленный в произведении?

 

С1. Как слова Печорина о дружбе объясняют его взаимоотношения с окружающими людьми?

 

С2. Какие русские писатели испытывали своих героев дружбой? Чем эти герои близки Печорину?

 

В1. «Княжна Мери»

В2. Доктор

В3. Рабом

В4. Дневник

В5. Композиция

В6. Портрет

В7. Философский

 

 

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

— Вы опасный человек! — сказала она мне, — я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается
обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, — я думаю, это вам
не будет очень трудно.

— Разве я похож на убийцу?..

— Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:

— Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был
скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро
и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, —
другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже.
Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я
выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и
умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет
и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом
пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что
никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии
кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, — а это великий признак!

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)


В1. Укажите название главы романа «Герой нашего времени», из которого
взят приведенный фрагмент.

В2. От чьего лица ведется повествование в данном фрагменте?


В3. Как называется прием, основанный на резком противопоставлении («добро — зло», «ласкал — оскорбляли», «угрюм — весел» и др.) пользованный автором в монологе Печорина?

В4. Укажите номер строки (строки с 1 по 11), содержание которой указывает на отсутствие искренности в исповеди Печорина.


В5. Как в литературоведении называют разновидность комического, основанную на скрытой, завуалированной насмешке, характерную для самоанализа героя в данном фрагменте?


В6. Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности, использованное автором для передачи чувства героини (строка «Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце»)?

 

В7. К какому роду литературы принадлежит «Герой нашего времени?

 

С2. Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»?

СЗ. Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

 

А1. «Княжна Мери»

А2. Печорин

А3. Антитеза

А4. 11

А5. Ирония

А6. Метафора

А7. Эпос

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

— Вы опасный человек! — сказала она мне, — я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается
обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, — я думаю, это вам
не будет очень трудно.

— Разве я похож на убийцу?..

— Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:

— Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был
скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро
и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, —
другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже.
Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я
выучился ненави

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...