Человек как личность в системе социогенеза
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Выделите и опишите проблемы, характерные для биогенетической, социогенетической и персоногенетической ориентации в исследовании личности. Человек как «элемент» одновременно принадлежит к разным системам, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества. Такая методология изучения человека позволяет рассматривать его через диадическое взаимодействие субъекта с миром. Существует три подхода к исследованию развития человека: — на уровне индивида: биогенез — эволюционное, природное развитие; — на уровне личности: социогенез — развитие как социального существа; — на уровне индивидуальности: персоногенез — уникальность жизненного пути.
3 П: биогенез – приспособление, социогенез – присвоение, персоногенез – преобразование. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
Междисциплинарный характер решение вопросов каждого подхода принимает в системном историко-эволюционном деятельностном подходе. Человек как индивид в системе биогенеза В системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид – целостное генотипическое образование, реализующее в ходе жизни историю своего вида и ответственное за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций. Индивидные свойства генетически фиксированы, однако, для них в зависимости от средовых влияний существует коридор развития. В личности это выражено через темперамент и задатки. Классификация индивидных свойств (Ананьев): 1. Возрастно-половые 2. Индивидуально-типические · конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида);
· нейродинамические свойства человека; · особенности индивида, связанные с функциональной геометрией больших полушарий. Наивысшей формой интеграции индивидных свойств человека являются темперамент и задатки. Проблемы данного уровня : 1) По каким историко-эволюционным закономерностям развиваются ИС в антропогенезе и онтогенезе (+эволюционный смысл различий индивидных свойств человека) • Биологизаторство -естественный отбор продолжает оставаться основной движущей силой эволюции • Социологизаторство- влияние биологической эволюции с началом развития человеческого общества практически исчезло • Историко-эволюционный деятельностный подход. Эволюция социально-исторического образа жизни приводит к тому, что биологические закономерности развития преобразовываются; и сами по себе ИС начинают развиваться в виде функциональных органов, которые обладают способностью к адаптации к изменяющимся условиям окр. среды. Впоследствии, человек научается вырабатывать культурные средства для овладения своими функциональными органами, начинает их подчинять. (Лео+ Выга). 2) Место индивидных свойств человека в организации личности и ее развитии. 3) Что такое индивидные свойства человека? Где заканчиваются их границы? ИС как базальный уровень организации личности: • Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности (Э. Кречмер, У. Шелдон). • «Факторная» стратегия изучения черт личности (Р.Кэттел, Г.Айзенк, Дж. Гилфорд). • «Блочная» стратегия изучения структуры личности. • Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности (А.Маслоу, К.Роджерс, КЛевин, Г.Мюррей). • Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности. Асмолов и КИП: ИС характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов
ИС определяют диапазон возможностей выбора Д. В процессе коммуникации происходит «означение» ИС, что меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности. ИС расположены не под социальными качествами личности, не над ними, а в конкретной целенаправленной деятельности между людьми могут выступить КАК: - предпосылки этой Д, совершенствуясь в ней и внося вклад в развитие личности, - психофизиологические реализаторы деятельности, обеспечивающие достижение тех или иных целей, - средства, считаясь с которыми и овладевая которыми, личность оценивает свои возможности, выбирает разные по сложности классы задач. Человек как личность в системе социогенеза становится носителем совокупности социальных системных качеств, к-ые подчиняются одновременно природным и общественно-историческим закономерностям (по Марксу). В процессе труда происходит «очеловечивание» природы: дерево становится стулом, однако, при этом природные свойства дерева как материала этот стул сохраняет. Будучи изъяты из системы мира человека, социальные системные качества любой вещи исчезают. В определённых ситуациях эти же объекты могут становиться носителями интегральных, сверхчувственных системных качеств, которые утрачивают связь с природным материалом, и становятся исключительно символом. Например, деньги не из золота, а из бумаги. Социальная сущность человека лежит вне его как биологического индивида. Т.к. социум развивается и изменяется, то эти интегральные системные качества человека тож изменяются в зависимости от конкретных историко-временных реалий, а так же от культурно-этнического компонента. Так, например изменяются со временем соц. роли, они в каждую эпоху свои, они помогают личности встроиться в систему соц. отношений, но в то же время и ограничивают личность.
Категория "социально-исторический образ жизни». (1) дает возможность снять оппозицию "личность-общество" и рассмотреть закономерности развития личности в социогенезе и (2) провести анализ развития личности как бы на пересечении трех координат - координат исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.
Характерные черты категории «образ жизни»: 1. "СИОЖ" выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, личность развивается в ногу с эволюцией общества. 2. СИОЖ – пространство выбора для появившегося на свет индивида. Он становится членом общества, конкретной группы, конкретного статуса: э ти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности. Но они не автоматически определяют жизненный путь личности, а опосредованно: A. отношением к типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормам; B. оценкой как участниками совместной деятельности, так и самой личностью ее индивидных свойств (задатков, темперамента и т. п.); C. мотивами и целями, ради которых живет данный конкретный человек. 3. СИОЖ имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества. У кажого общества есть свое представление о счастье и благе, оно к нему стремится. Человек, следовательно, черпает смыслы жизни, ценности из этого представления о «светлом будущем». Проблемы: 1. На всех ли этапах развития общества существовала личность? Когда она появилась в историческом аспекте? 2. Изучение развития личности в разных КУЛЬТУРАХ "социального пространства" данной эпохи, а также в разных больших и малых СОЦ ГРУППАХ данной культуры. Как конкретный социум влияет на личность и личность на социум? Где мы измеряем свойства индивидуальности, а где этно-культурный вклад в личности? Вопрос для этно-пси. 3. построение ПЕРИОДИЗАЦИИ развития личности в социальных группах. Как коллективные знания и ценности становятся смыслообразующими мотивами поведения личности и являются средствами саморегуляции поведения. Как рождается личность в группе: механизмы усвоения личностью социально-исторического опыта. П ланы исследования системных качеств личности в развитии общества:
· исследование существующих у определенной социальной группы представлений о взаимоотношениях между «руководителями вообще» и «подчиненными вообще»; · исследование «нормативно-ролевых» отношений между участниками совместной деятельности; · изучение отношений между людьми, при которых мотивы одного человека приобретают личностный смысл для другого человека
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|