Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведите анализ проблемы «Я» в русле различных направлений ее изучения в психологии




Я-концепция -относительно устойчивая, более или менее осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.
Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и выделяют в ней 3 структурных компонента:

1) когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. У Роджерса: реальная и идеальная Я-концепции.

2) эмоционально-оценочный - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д. Ядро Я-концепции.

3) поведенческий - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе.

 

У Джеймс - одним из первых начал разрабатывать проблематику Я – концепции. Целостное "Я" разделил на:

· "Я"-осознающее – т.е. чистый опыт, чистое сознание

· "Я"-как-объект – содержание этого опыта. Тоже делится:

o Духовное Я

o Материальное Я

o Социальное Я

o Физическое я

«Самооценка = успех / притязания»

Ч. Кули и Дж. Мид – представители символического интеракционизма.

Доказали, что главным ориентиром для представлений человека о самом себе (= Я-концепции), являетсяпредставление индивида о том, что о нем думают другие. Ч. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я, выдвинув в 1912 году теорию "зеркального Я". Эта идея была развита Дж. Мидом, который детально показал, каким образом именно на основании социального взаимодействия происходит формирование того, что У. Джеймс называл "Я-как-объект". Механизмом была названа интериоризация установок, т.е. смыслов и ценностей, принадлежащим "Другим".

Э. Эриксон. Развил концепцию Фрейда, рассматривал Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности (= возникающий на биологической основе продукт определенной культуры). Механизм формирования эго-идентичности во многом схож с описанным у Кули и Мида, но при этом Эриксон считает, что этот процесс происходит в основном в сфере бессознательного и критикует статичность модели Я - концепции.

К. Роджерс. основная смыслообразующая картина жизни – опыт.

2 вида опыта по Роджерсу:

1) прямой (знания человека о самом себя, полученные им самостоятельно. Напр, я могу зажечь костёр с 1 спички, каждый раз делаю это в походе);

2) символизированный (кто-то извне транслировал; личного опыта проверки нет; Напр.,:«У тебя нет музыкального слуха!»).

Т.е. общество выступает в качестве ограничителя получение прямого опыта.

Так или иначе, ребёнок воспринимает этот опыт и строит на его основе самосознание.

Однако опыт становится содержанием Я-концепции только в процессе рефлексии (работа Я сознающего). Т.е. пока Я как процесс не включено, никаких содержаний не будет.

 

Олпорт. Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

- детская стадия; (ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего")

- стадия относительной дифференциации (возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки))

- стадия интегрированного единства (происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я)

С переходом от стадии к стадии формируется самосознание (характеристика Я). Необходимо для стремления личности к поставленным целям.
Критерий проявления единства личности- постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна.

Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.

Р. Бернс представил Я-концепцию как иерархическую структуру. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:
1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле);
2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать);
3) зеркальное Я (каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...