Проведите анализ проблемы «Я» в русле различных направлений ее изучения в психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Я-концепция -относительно устойчивая, более или менее осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми. 1) когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. У Роджерса: реальная и идеальная Я-концепции. 2) эмоционально-оценочный - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д. Ядро Я-концепции. 3) поведенческий - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе.
У Джеймс - одним из первых начал разрабатывать проблематику Я – концепции. Целостное "Я" разделил на: · "Я"-осознающее – т.е. чистый опыт, чистое сознание · "Я"-как-объект – содержание этого опыта. Тоже делится: o Духовное Я o Материальное Я o Социальное Я o Физическое я «Самооценка = успех / притязания» Ч. Кули и Дж. Мид – представители символического интеракционизма. Доказали, что главным ориентиром для представлений человека о самом себе (= Я-концепции), являетсяпредставление индивида о том, что о нем думают другие. Ч. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я, выдвинув в 1912 году теорию "зеркального Я". Эта идея была развита Дж. Мидом, который детально показал, каким образом именно на основании социального взаимодействия происходит формирование того, что У. Джеймс называл "Я-как-объект". Механизмом была названа интериоризация установок, т.е. смыслов и ценностей, принадлежащим "Другим".
Э. Эриксон. Развил концепцию Фрейда, рассматривал Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности (= возникающий на биологической основе продукт определенной культуры). Механизм формирования эго-идентичности во многом схож с описанным у Кули и Мида, но при этом Эриксон считает, что этот процесс происходит в основном в сфере бессознательного и критикует статичность модели Я - концепции. К. Роджерс. основная смыслообразующая картина жизни – опыт. 2 вида опыта по Роджерсу: 1) прямой (знания человека о самом себя, полученные им самостоятельно. Напр, я могу зажечь костёр с 1 спички, каждый раз делаю это в походе); 2) символизированный (кто-то извне транслировал; личного опыта проверки нет; Напр.,:«У тебя нет музыкального слуха!»). Т.е. общество выступает в качестве ограничителя получение прямого опыта. Так или иначе, ребёнок воспринимает этот опыт и строит на его основе самосознание. Однако опыт становится содержанием Я-концепции только в процессе рефлексии (работа Я сознающего). Т.е. пока Я как процесс не включено, никаких содержаний не будет.
Олпорт. Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности: - детская стадия; (ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего") - стадия относительной дифференциации (возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки)) - стадия интегрированного единства (происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я)
С переходом от стадии к стадии формируется самосознание (характеристика Я). Необходимо для стремления личности к поставленным целям. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной. Р. Бернс представил Я-концепцию как иерархическую структуру. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|