Уровни анализа личности в системах:
Стр 1 из 2Следующая ⇒ · «роль-для-всех» («квазипсихологический» уровень анализа), · «роль-для-группы» («интерпсихологический» уровень анализа), · «роль-для- себя» («интрапсихологический» уровень анализа).
3. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза Жизненный путь личности — это путь становления ее индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев). Персоногенез — процесс развития индивидуальности личности, в которой личность предстает как субъект выбора. Получается, персоногенез — это жизненный путь, состоящий из личностных выборов.
А. Н. Леонтьев об индивидуальности: На ранних стадиях личность проделывает путь от индивида к элементу социума, которая усваивает ценности и нормы этого социума и культуры. Когда же наступает рубеж превращения личности, то механизмы формирования личности изменяются, и личность не просто интериоризирует все подряд: для субъекта с ростом возможностей растет проблема выбора следования тем или иным мотивам. События, которые ранее присвоила личность – это теперь не просто ее накопленный опыт. Постепенно, в ходе деятельности наступает переоценка событий и опыта, что-то теряет свою ценность, а что-то приобретает новый смысл. Индивидуальность: говорим не просто о социальных ролях и функциях Ч в обществе, а проблеме личностного выбора, личностного отношения к своим поступкам, качествам, мотивам, ценностям, способностям. Уровень проблем индивидуальности: это проблема воли и характера, способностей и одаренности.
2 вида проявлений индивидуальности: продуктивные проявления: • выбор между различными мотивами, позициями и ролями, • создание средств для овладения поведением
• использование защитных механизмов и средств для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.
+ те преобразования, те «личностные вклады» (В.А. Петровский), с помощью которых личность преобразовывает себя и других
инструментальные проявления — характер и способности. • характер – фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются мотивы. Характер определяет ТАКТИКУ поведения. • Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.
Индивидуальность в целом понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые • присваиваются в ходе жизни в обществе, • обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей • обеспечивают овладение поведением в ситуации БОРЬБЫ МОТИВОВ; • воплощаются через ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ОБЩЕНИЕ в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.
2. Проанализируйте проблему движущих сил и условий развития личности и вариант решения этой проблемы в культурно-деятельностном подходе. Примерный план: 1. Теории развития (однофакторные и двухфакторные)-но в чем проблемка- как смотрел на это Выготский 2. Движущие силы: западные подходы (стремление к равновесию-напряжению) и отечественный (саморазвитие)
Развитие – процесс качественных преобразований некоторой системы. Условие – обстоятельства, которые необходимы для наличия развития; исходная база, но не предопределяют. Независимы от субъекта, но при этом и сами они не будут активной действующей силой.
Источник – ресурс вовне; что-то, содержащее в себе необходимые нам для развития элементы (видимо, то же, что условие). Фактор – сила, независимо от человека продвигающая развитие (АКТИВНОСТЬ НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ). Факторные теории.
Движущая сила – сам процесс, в котором протекает развитие, исходящий от человека (АКТИВНОСТЬ УЧИТЫВАЕТСЯ). Деятельность, стимулирующая развитие.
Про теории развития. (однофакторные и двухфакторные). Сами факторы – среда и наследственность. Однофакторные теории развития:
Теория чистой доски. Наследственность — то, с чем мы приходим в мир, а воспитание и среда делают нас теми, кто мы есть. Локк, Гартли и бихевиоризм (психическое развитие=процессы научения)
Объяснение развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и его генотипом. В более современных формах- «диспозиционные» подходы к личности, в которых различные внутренние факторы (врожденные и приобретенные) определяют индвидуальные различия в поведении человека. Преформизм- все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша (метафора «гомункулуса) Рекапитуляция -С.Холл: онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза). Созревание -развитие детерминировано био созреванием структур ЦНС в соотв с врожденной наследственной программой.
Двухфакторные теории (взаимодействие наследственности и среды): 1. Теория конвергенции 2 факторов (В. Штерн) личность – продукт и социальной среды, то есть социального фактора, и наследственных диспозиций 2.Теория конфронтации 2 факторов (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) Сверх-Я ( социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности) конфронтирует с Оно (спрятанным в глубине организма природное началом).
НО! Фактор – сила, независимо от человека продвигающая развитие. То есть активность субъекта не учитывается.
ЛСВ: принципиально нельзя сравнивать три различных линии развития: фило, онто и социогенез. Для человека характерен принципиально иной тип жизнедеятельности, чем для животных, у жив - адаптивный, биологический, у чел-ка – культурно-исторический. Недопустимо отрицать значимую роль обучения и воспитания.
Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений. Образ жизни как «социальная ситуация развития» (ЛСВ). Среда не есть «обстановка развития», а представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Развитие личности происходит на пересечении двух осей в одной системе координат: - оси исторического времени (в какое время родился, протяжённость детства, режим смены игры учёбой и работой, % времени досуга) и - оси социального пространства («институты социализации»: семья, школа; большие и малые социальные группы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|