Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей и через их систему усвоит экстериоризированные в человеческом мире «значения».




 

Движущая сила – сам процесс, в котором протекает развитие, исходящий от человека (то есть, наконец-таки, активность субъекта учитывается). Другими словами, это какая-то деятельность (что уже подразумевает активную включенность человека в нее), стимулирующая развитие.

1. Принцип стремления к равновесию и принцип стремления к напряжению

ПА, необихевиоризм, когнитивка: скрытый или явный гомеостатический адаптивный подход к изучению движущих сил развития личности.

Принцип стремления к напряжению - персонологический подход к личности.

· концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу, постулирующая положение о тенденции к самоактуализации как внутреннем источнике развития личности;

· теория личности Г. Оллпорта, в которой в качестве основной движущей силы выступает тенденция к самореализации личности.

Общими чертами в понимании движущих сил развития личности являются следующие:

· постулирование существования некоего единого «первоисточника» развития личности, неизменного и запрятанного в глубинах индивида (ЛИБИДО в теории З. Фрейда, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ в концепции А. Маслоу

· преобладание ФОРМАЛЬНОГО, чисто ДИНАМИЧЕСКОГО описания движущих сил развития личности над содержательным их анализом и отсутствие адекватного подхода к изучению их общественно-исторической обусловленности

· постулирование положения о ПОДЧИНЕННОСТИ активности субъекта некоторой конечной заранее предустановленной цели, а тем самым и понимание человека как преимущественно АДАПТИВНОГО существ

2. Принцип саморазвития личности (СОВЕТСКАЯ ПСИ). Положения:

· роль борьбы ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, противоречия и гармония этих противоположностей как движущей силы развития личности (Л. И. Анцыферова,Б. В. Зейгарник);

· существование источника саморазвития деятельности В САМОМ ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ Д (А. Н. Леонтьев, С. Л.Рубинштейн)

Второе положение конкретизировали:

Узнадзе. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ как источник развития поведения. ФТ - источник таких форм поведения личности, как игровая, творческая и спортивная деятельность.

Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности.

Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека.

Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности.

Петровский: человеку присуща НЕАДАПТИВНАЯ тенденция ставить «сверхзадачи», и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности.

 

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.

 

Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три момента:

Ü индивидные свойства личности как предпосылки развития личности

Ü социально-исторический образ жизни как источник развития

Ü принцип саморазвития деятельности; совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в реальном мире

 

Детерминация развития личности в отечественной психологии.

А.Г.Асмолов: движущая сила развития личности – в противоречиях, рожденных в деятельности.

Выделяют три момента системной детерминации развития (СДР):

1. Индивидные свойства человека

2. Социально-исторический образ жизни

3. Совместная деятельность

Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности

 

“Индивидные свойства” - условие развития личности. Термин Ананьева.

Темперамент и задатки определяют аспекты поведения и оказывают влияние на становление личности.

Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности. Когда человеку говорят о его «индивидных свойствах», происходит их символизация. Вследствие возникает образ его ИС и появляется возможность произвольного управления своим собственным телом.

 

 

2. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.

 

Образ жизни как “социальная ситуация развития”.

Выготский: среда представляет собой условие осуществления деятельности человека и ИСТОЧНИК развития личности.

Понятие ССР связано с кризисом. Кризис – фундаментальное изменение всех сторон психики человека.

После кризиса старая ССР распадается и подготавливает в основных чертах новую ССР.

 

В ходе общения ребёнка с взрослым происходит формирование его ВПФ. Роль ССР - интериоризация, ВПФ начинает выполнять функцию внутренней регуляции поведения человека, его отношений с окружающим миром посредством знаков.

РОЛЬ Д-ТИ

Д – движущая сила развития, она осмысленная и предметная.

· Развитие – в форме присвоение социо-культурного опыта –осуществление адекватной, но не тождественной родовым способностям, кристаллизованным в предметах культуры деятельности.

· В д-ти впервые возникает структура ВПФ

· Интериоризация как последовательное преобразование внешней предметной Д во внутреннюю психическую (Лео, Гальперин)

Ведущая деятельность

ВД — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Леонтьев: Д.Б.Эльконин добавил 2 признака
1. ВД определяет формирование психологических новообразований познавательной сферы 2. ВД определяет формирование психологических новообразований личности 3. ВД определяет возникновение и развитие новых видов Д, одна из к-ых впоследствии становится ведущей 1.ВД задает ведущий для данной возрастной стадии тип отношений и форму общения со взрослыми и сверстниками 2.ВД связывает реб с теми эл-тами среды, к-ые являются источником развития, задает «идеальную форму развития»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...