Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ формирования доходов муниципального образования г. Владикавказ за 2013-2015 годы




Доходы бюджета муниципального образования г. Владикавказ в 2013 г. составили 3 641 859,9 тыс. руб., в 2014 г. – 3 875 321,5 тыс. руб., а в 2015 г. – 3 930 648 тыс. рублей. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. доходы увеличились на 233 461, 6 тыс. руб., а в 2015 г. по сравнению с 2013 г. – на 288 788,1 тыс. руб. Но в основном увеличение доходов произошло за счет безвозмездных поступлений, что не является хорошим показателем. (таблица 1).

Таблица 1

Состав доходов бюджета

муниципального образования г. Владикавказ за 2013-2015 гг.

 

  2013 г. 2014 г. 2015 г.
Сумма тыс. руб. Уд. вес, % Сумма тыс. руб. Уд. вес, % Сумма тыс. руб. Уд. вес, %
Доходы, всего: 3 641 859,9   3 875 321,5   3 930 648,0  
Налоговые доходы 1 916 181,5 52,6 1 621 969,7 41,9 1 634 719,7 41,7
Неналоговые доходы 289 097,4 7,9 383 058,6 9,9 246 442,8 6,2
Безвозмездные поступления 1 436 581,0 39,5 1 870 293,2 48,2 2 049 485,4 52,1

В 2013 г. удельный вес налоговых доходов составил 52,6%, неналоговых доходов – 7,9%, а безвозмездных поступлений – 39,5%. В 2014 г. удельный вес налоговых доходов составил 41,9%, неналоговых доходов – 9,9%, а безвозмездных поступлений – 48,2%. В 2015 г. удельный вес налоговых доходов составил 41,7%, неналоговых доходов – 6,2%, а безвозмездных поступлений – 52,1%. Как видно из таблицы 1, удельный вес налоговых доходов в 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизился на 10,7%, а в 2015 г. еще на 0,2%. Удельный вес неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Владикавказ в 2014 г. по сравнению с 2013 г. имел тенденцию роста и увеличился на 2%, но в 2015 г. удельный вес неналоговых доходов, по сравнению с 2014 г. уменьшился на 3,7%. Удельный вес безвозмездных поступлений в 2014 г. по сравнению с 2013 г. возрос на 8,7%, а в 2015 г. еще на 3,9%.

В таблице 2, рассмотрим динамику, налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Владикавказ за 2013-2015 гг.

 

Таблица 2

Анализ динамики налоговых доходов бюджета г. Владикавказ за 2013-2015 гг.
Наимено-вание 2013 г. 2014 г.   2015 г.  
Факт тыс. руб. Факт тыс. руб. Темп роста, % 2014/ Факт тыс. руб. Темп роста, %, 2015/ 2014 Темп роста, %, 2015/
Налоговые доходы, всего, из них: 1 916 181,5 1 621 969,7 -15,4 1 634 719,7 0,8 -14,7
Налог на доходы физических лиц 1 386 653,1 858 983,6 -38,1 849 332,5 -1,1 -38,7
Акцизы на автомобиль-ный и прямогон-ный бензин, дизельное топливо и моторные масла - 10 404,2   13 069,6 25,6  
Налоги на совокупный доход 394 810,9 437 096,7 10,7 443 703,7 1,5 12,4
Налоги на имущество 105 362,3 280 980,0 166,7 285 137,9 1,5 170,6
Государст-венная пошлина 29 275,5 34 400,1 17,5 43 476,7 26,4 48,5
Задолжен-ность и перерасчеты по отменен-ным налогам, сборам и иным обязатель-ным платежам 79,7 105,1 31,9 -0,7 -100,7 -100,9

 

Налоговые доходы бюджета муниципального образования г. Владикавказ в 2013 г. составили 1 916 181, 5 тыс. руб. В 2014 г. – 1 621 969,7 тыс. руб., что на 15,4% меньше, чем в 2013 г. В 2015 г. налоговые доходы составили 1 634 719,7 тыс. руб. и это означает, что по сравнению с 2014 г. они незначительно увеличились на 0,8%. Но в 2015 г. налоговые доходы, по сравнению с 2013 г. снизились на 14,7%.

Налог на доходы физических лиц в 2013 г. составил 1 386 653,1 тыс. руб., а в 2014 г. поступления по данному налогу снизились на 527 669,5 тыс. руб. и составили 858 983, 6 тыс. руб. В 2015 г. поступления по налогу на доходы физических лиц составили 849 332,5 тыс. руб., и по сравнению с 2014 г. уменьшились 9 651,1 тыс. руб. или на 1,1%.

Акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла в 2014 г. составили 10 404,2 тыс. руб., в 2015 г. увеличились на 2 665,4 тыс. руб. или 25,6% и составили 13 069,6 тыс. руб.

Налоги на совокупный доход в состав, которых входят: налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, в 2013 г. составили 394 810,9 тыс. руб. В 2014 г. можно проследить, что поступления по налогам на совокупный доход выросли на 42 285, 8 тыс. руб. или 10,7% и составили 437 096,7 тыс. рублей. Незначительная тенденция роста продолжилась и в 2015 г., поступления по данному налогу составили 443 703,7 тыс. руб., и по сравнению с 2014 г. увеличились на 6 607 тыс. руб. или 1,5%. Если сравнивать 2013 и 2015 гг., то можно увидеть, что поступления по налогам на совокупный доход в общем увеличились на 48 892,8 тыс. руб. или 12,4%.

Налоги на имущество, состоящие из земельного налога, а также налога на имущество физических лиц в 2013 г. составили 105 362,3 тыс. руб. В 2014 г. поступления по налогам на имущество значительно увеличилось и составило 280 980 тыс. руб., что на 175 617,7 тыс. руб. или 166,7 % выше, чем в 2013 г. Налоги на имущество в 2015 г. составили 285 137, 9 тыс. руб., и по сравнению с 2014 г. возросли еще на 4 157,9 тыс. руб. или 1,5%.

Поступления по государственной пошлине также имели тенденцию роста. В 2013 г. они составили 29 275,5 тыс. руб., а в 2014 г. увеличились на 5 124,6 тыс. руб. или 17,5%. В 2015 г. рост продолжился и составил 43 476,7 тыс. руб., и по сравнению с 2014 г. увеличение составило 9 076 тыс. руб. или 26,4%, а по сравнению с 2015 г. – 14 201,2 тыс. руб. или 48,5%.

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в 2013 г. составили 79,7 тыс. руб. В 2014 г. поступления составили 105,1 тыс. руб.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поступления по налоговым доходам в бюджет муниципального образования г. Владикавказ за последние три годы уменьшились. Особенно поступления по налогу на доходы физических лиц. Основным фактором, оказавшим влияние на данную ситуацию, является установление с 01.01.2014 года норматива зачисления в местный бюджет налога на доходы физических лиц в размере 24%, взамен раннее действующего норматива 40%. Также можно отметить тенденцию роста по поступлениям таких налоговых доходов, как: налоги на совокупный доход, налоги на имущество и государственная пошлина.

Неналоговые доходы являются одним из источников формирования доходов бюджета муниципального образования г. Владикавказ.

Рассмотрим динамику неналоговых доходов бюджета муниципального образования г. Владикавказ за 2013-2015 гг. (таблица 3).

Неналоговые доходы в бюджете города Владикавказ в 2013 г. составили 289 097,4 тыс. руб. в 2014 г. – 383 058,6 тыс. руб. и в 2015 г. – 246 442,8 тыс. руб. По таблице 3 видно, что поступления по неналоговым доходам в 2014 г., по сравнению с 2013 г. увеличились на 93 961,2 тыс. руб. или 32,5%. Но в 2015 г. неналоговые доходы уменьшились по сравнению с 2014 г. на 136 615, 8 тыс. руб. или 35,7%, а с 2013 г. на 42 654,6 тыс. руб. или 14,8%. Проанализируем подробней динамику неналоговых доходов бюджета г. Владикавказ за последние три года.

Таблица 3

Анализ динамики неналоговых доходов бюджета г. Владикавказ за 2013-2015 гг.
Наименование 2013 г. 2014 г.   2015 г.  
Факт тыс. руб. Факт тыс. руб. Темп роста, % 2014/2013 Факт тыс. руб. Темп роста, %, 2015/2014 Темп роста, %, 2015/2013
Неналоговые доходы, всего, из них: 289 097,4 383 058,6 32,5 246 442,8 -35,7 -14,8
Доходы от использования имущества 86 962,7 106 460,2 22,4 92 320,8 -13,3 6,2
Платежи при пользовании природными ресурсами 5 927,1 4 756,4 -19,8 4 932,3 3,7 -16,8
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 1 081,0 1 286,9 19,0 380,4 -70,4 -64,8
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 164 593,1 243 771,8 48,1 122 751,6 -49,6 -25,4
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 29 364,8 24 776,8 -15,6 23 371,4 -5,7 -20,4
Прочие неналоговые доходы 1 168,7 2 006,5 71,7 2 686,3 33,9 129,9

 

Доходы бюджета муниципального образования г. Владикавказ от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2013 г. составили 86 962,7 тыс. руб., а в 2014 г. увеличились на 19 497,5 тыс. руб. или 22,4% и составили 106 460,2 тыс. руб. В 2015 г. поступления составили 92 320, 8 тыс. руб., что на 14 139,4 тыс. руб. или 13,3% меньше, чем в 2014 г. и на 5 358,1 тыс. руб. или 6,2% больше, чем в 2013 г.

Основные поступления указанных доходов формируются за счет:

· доходов от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов;

· доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений).

Платежи при пользовании природными ресурсами на 2013 г. составили 5 927,1 тыс. руб., которые включают плату за негативное воздействие на окружающую среду. В 2014 г. поступления уменьшились на 1 170,7 тыс. руб. или 19,8%, и составили 4 756,4 тыс. руб. В 2015 г. поступления по платежам при пользовании природными ресурсами незначительно увеличили по сравнению с 2014 г. на 175,9 тыс. руб. или 3,7%, но по сравнению с 2013 г. уменьшились на 994,8 тыс. руб. или 16,8%.

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства в 2013 г. составили 1 081 тыс. руб. В 2014 г. поступления увеличились на 205,9 тыс. руб. или 19%, и составили 1 286,9 тыс. руб. В 2015 г. поступления по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства уменьшились по сравнению с 2014 г. на 906,5 тыс. руб. или 70,4%, а по сравнению с 2013 г. уменьшились на 700,6 тыс. руб. или 64,8%.

Объемы доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 2013 г. составили 164 593,1 тыс. руб. В 2014 г. наблюдается увеличение на 79 178,7 тыс. руб. или 48,1%. Но в 2015 г. поступления доходов от продажи материальных и нематериальных активов снижаются, в сравнении с 2014 г. на 121 020,2 тыс. руб. или 49,6%, а по сравнению с 2013 г. на 41 841,5 тыс. руб. или 25,4%.

Поступления в бюджет муниципального образования г. Владикавказ указанного дохода обеспечиваются за счет: реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности и доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.

Объемы доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба в бюджет муниципального образования г. Владикавказ в 2013 г. составили 29 364,8 тыс. руб. В 2014 г. наблюдается уменьшение на 4 588 тыс. руб. или 15,6%. В 2015 г. поступления доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба продолжают снижаться, в сравнении с 2014 г. на 1 405,4 тыс. руб. или 5,7%, а по сравнению с 2013 г. на 5 993,3 тыс. руб. или 20,4%.

Прочие неналоговые поступления составили в 2013 г. 1 168 тыс. руб. В 2014 г. поступления увеличились на 837,8 тыс. руб. или 71,7%, и составили 2 006,5 тыс. руб. В 2015 г. поступления в бюджет муниципального образования г. Владикавказ продолжают увеличиваться, по сравнению с 2014 г. на 679,8 тыс. руб. или 33,9%. А по сравнению с 2013 г. поступления возросли на 1 517,6 тыс. руб. или 129,9%.

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что поступления по неналоговым доходам в бюджет муниципального образования г. Владикавказ в 2014 г. увеличились, а затем в 2015 г. стали меньше, чем в 2013. Такой скачок произошел в основном из-за поступлений по доходам от продаж материальных и нематериальных активов. В 2014 г. данные поступления увеличились почти в два раза, а затем в 2015 г. уменьшились на столько же.

Перейдем к анализу безвозмездных поступлений в бюджет муниципального образования г. Владикавказ за 2013-2015 гг.

Сущность межбюджетных отношений состоит в самостоятельности, обособленности, взаимозависимости бюджетных фондов и субъектов межбюджетных отношений и их объективной ориентированности на реализацию, как интересов каждого уровня бюджетной системы, так и бюджетных интересов государства в целом.

Самостоятельность и обособленность бюджетов муниципальных образований означает не только самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, право самостоятельно определять направления расходования средств, но и наличие собственных источников доходов бюджетов. К безвозмездным поступлениям относятся:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд софинансирования расходов. В составе бюджета субъекта РФ могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд компенсаций.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет:

1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;

2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ, между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

В доходной части бюджета городского округа г. Владикавказ безвозмездные поступления занимают значительную долю. За последние три года они имели тенденцию роста от 1 436 581 тыс. руб. или до 2 049 485,4 тыс. руб. (таблица 4).

Таблица 4

Анализ динамики безвозмездных поступлений бюджета г. Владикавказ за 2013-2015 гг.

  Наименование 2013 г. 2014 г.     2015 г.    
Факт тыс. руб. Факт тыс. руб. Темп роста, % 2014/2013 Факт тыс. руб. Темп роста, %, 2015/2014 Темп роста, %, 2015/2013
Доходы всего: 1 436 581,0 1 870 293,2 30,2 2 049 485,4 9,6 42,7
Дотации 268 859,0 69 152,8 -74,3 70 744,0 2,3 -73,7
Субсидии 192 713,8 308 090,6 59,9 360 773,6 17,1 87,2
Субвенции 982 627,1 1 496 699,0 52,3 1 621 169,5 8,3 65,0
Иные межбюджетные трансферты 9 217,9 -   70,8   -99,2
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет 944,7 1 494,1 58,2 -    
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов городских округов -17 781,5 -5 143,4 -71,1 -3 272,5 -36,4 -81,6

Безвозмездные поступления в бюджете города Владикавказ в 2013 г. составили 1 436 581 тыс. руб. в 2014 г. – 1 870 293,2 тыс. руб. и в 2015 г. – 2 049 485,4 тыс. руб. Исходя из таблицы 4 видно, что безвозмездные поступления в 2014 г., по сравнению с 2013 г. увеличились на 433 712,2 тыс. руб. или 30,2%. В 2015 г. рост продолжился и по сравнению с 2014 г. он составил 179 192,2 тыс. руб. или 9,6%.

Анализируя динамику объемов дотаций необходимо отметить, что за период 2013 - 2015 гг. наблюдается уменьшение на 198 115 тыс. руб.

В исследуемом периоде наблюдается рост сумм субсидий и субвенций, поступивших в бюджет. В 2013 г. субсидии составили 192 713,8 тыс. руб. В 2014 г. они увеличились на 115 376,8 тыс. руб. или 59,9% и составили 308 090,6 тыс. руб. В 2015 г., по сравнению с 2014 г. увеличение произошло на 52 683 тыс. руб. или 17,1%, а по сравнению с 2013 г. на 168 059, 8 или 87,2%.

В 2013 г. субвенции составили 982 627,2 тыс. руб. В 2014 г. они увеличились на 514 071,9 тыс. руб. или 52,3% и составили 1 496 699 тыс. руб. В 2015 г., по сравнению с 2014 г. увеличение произошло на 124 470,5 тыс. руб. или 8,3%, а по сравнению с 2013 г. на 638 542,4 или 65%.

Иные межбюджетные трансферты занимали незначительный удельный вес в структуре доходов бюджета городского округа г. Владикавказ, при этом их доля снизилась.

За период 2013 - 2015 гг. общий объем безвозмездных поступлений в бюджет увеличился на 612 904,4 тыс. руб.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что безвозмездные поступления играют значительную роль в формировании доходов бюджета муниципального образования г. Владикавказ. Это указывает на большую зависимость бюджета города от вышестоящих бюджетов и указывает на необходимость укрепления доходной базы бюджета. Следует отметить, что непосредственно на местные налоги, которые должны составлять основу собственной доходной базы бюджета, приходится не большая доля поступлений, основная же часть налогов – это федеральные и региональные налоги, нормативы от которых устанавливаются вышестоящими органами власти и влиять на их ставки и долю отчислений местные власти не могут.

 

Заключение

На основании проведенного анализа в отчете сделан вывод, что безвозмездные поступления играют значительную роль в формировании доходов бюджета муниципального образования г. Владикавказ. Это указывает на большую зависимость бюджета города от вышестоящих бюджетов и указывает на необходимость укрепления доходной базы бюджета.

Действующая система формирования доходной базы не совершенна. Структурный дисбаланс бюджетной обеспеченности между регионами настолько велик, что попытки сгладить его только при помощи трансфертов, по существу, не приносят реальных результатов.

Эти и другие имеющиеся трудности указывают на сложность и противоречивость процесса становления и развития местного самоуправления, при этом, не ставя под сомнение его необходимость и объективную обусловленность, суть которой заключается в том, что местное самоуправление непосредственно связано с формированием гражданского общества, является важнейшим его институтом.

В сложившихся условиях обеспечение реальной самостоятельности органов местного самоуправления во многом определяется политикой укрепления собственной доходной базы местных бюджетов.

Укрепление доходной базы местного самоуправления должно идти по двум направлениям: базовое обеспечение путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства и повышение уровня собственных доходов. На укрепление финансовой основы местного самоуправления влияют внешние и внутренние факторы в зависимости от потенциальной возможности органов местного самоуправления влиять на ситуацию в муниципальном образовании.

Бюджетная практика показывает, что доля налоговых доходов в структуре собственных доходов местных бюджетов особо не увеличивается.

 

Список использованной литературы

1. Дорджиева О.Б. Проблемы финансовой независимости местных бюджетов в современных условиях// Финансы и кредит. – 2013.- № 9.

2. Ермакова Е.А., Болякина О.В. Подходы к определению финансовой самостоятельности местных бюджетов России// Финансы и кредит-2012- №12

3. Кузнецова О.С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: направления модернизации// Финансы и кредит. - 2012.- №1.

4. Куницина Н.Н., Ковязина Е.В. Инструменты повышения бюджетной самостоятельности муниципальных образований // Финансы и кредит. -2012. - №30.

5. Копыченко Г. С. Муниципальные программы как инструмент повышения конкурентоспособности муниципальных образований // Финансы. - 2014.- №

6. Левина В.В. Оценка приоритетов региональной бюджетной политики// Финансы и кредит. – 2012. - №30.

7. Мельников С. И. Правовые проблемы мес­тного самоуправления в условиях финансового федерализма//Законодательство и экономика. - 2010. -№12.

8. Морозов И.А. Факторы, влияющие на инструменты регулирования межбюджетных отношений в рамках региона//Финансы и кредит. -2012. - №45.

9. Мудрова Н. В. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов. // Финансы. – 2014. – №3.

10. Малис Н.И. Совершенствование налогового механизма – путь к повышению доходов бюджета // Финансы. – 2014. – №4.

11. Никиткова У.О. К вопросу финансовой самостоятельности муниципальных образований// Финансы. – 2012. – №7.

12. Овчинникова О.П. Основные направления межбюджетного регулирования доходной части местных бюджетов//Финансы и кредит. -2010.- №44.

13. Официальный сайт АМС г. Владикавказ [электронный ресурс] http://www.vladikavkaz-osetia.ru/

14. СПС «Консультант плюс».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...