Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимоотношения языка с разными типами мышления.




Менталингвистика: Язык и мышление.

1. Дискуссионные подходы к проблеме соотношения языка, мышления и
сознания.

2. Взаимоотношения языка с разными типами мышления

3. Язык и сознание.
4. Язык и познание.

5. Локальные поражения мозга и нарушение речи.

 

Дискуссионные подходы к проблеме соотношения языка, мышления и

Сознания.

Вопрос о взаимоотношении языка и мышления относится к «вечным»

проблемам не только лингвистики, но и психологии, логики, философии. Он

является одной из сторон философского вопроса о взаимоотношении материи

и сознания.

В идеалистической философии, которой придерживались многие лингвисты, «дух» провозглашается первичным по отношению к материи. Согласно учению младограмматиков, мышление первично и независимо от языка. Язык - внешняя оболочка для мыслей, параллельно существующее явление, которое самой мысли не передает, а служит лишь физическим средством для привлечения внимания собеседника. Крайней формой субъективного идеализма в языкознании является логический позитивизм в учении Луи Ельмслева, который признает единственной реальностью даже не мышление в целом, а лишь структуру отношений, выявляющуюся в языковой системе.

Учение Леонарда Блумфильда исходит из концепции вульгарного материализма. Оно основано на бихевиоризме. Язык в этом учении понимается как набор сигналов и реакций на голод, жажду и другие физиологические сти­мулы организма. Мышление как особый феномен отрицается, сводится к условным рефлексам животного. В концепции Блумфильда проблемы языка и мышления не существует.

С позиций диалектического материализма мышление идеально, так как вторично, оно является свойством высокоорганизованной материи. Мышление - это работа человеческого мозга, направленная на отражение действительности в форме понятий, суждений и умозаключений. Язык - это открытая знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей, средством выражения их мыслей и чувств.

Существует две точки зрения на соотношение языка и мышления.Вербалисты считают, что мышление совершается исключительно на базе языка, они взаимосвязаны настолько, что существовать друг без друга не могут. К вербалистам относятся Владимир Зиновьевич Панфилов, Ф.П. Филин, Алексей Нилович Савченко. Они выделяют мышление образное (при помощи образов) и мышление понятийное (при помощи понятий). Образное мышление присуще не только человеку, но и животным, и не нуждается в языке. Понятийное мышление - отвлеченное, основанное на обобщениях; оно присуще только человеку. По учению И.П. Павлова, оно осуществляется только посредством языка. Абстрактные понятия не могут быть представлены наглядно, они остаются неуловимыми для процесса мышления пока не связываются со словесными знаками. Для того чтобы вызвать в сознании понятие, нужно вызвать образ обозначающего его словесного знака. Только по ассоциации с ним и возникает в сознании все содержание понятия. Мышление без слов невозможно.

К авербалистам относятся Бертран Рассел, Борис Александрович Серебренников, В.Я. Мыркин, Георгий Павлович Мельников. Эти исследователи отрицают функцию языка как средства мышления. Слова являются лишь техническим средством коммуникации. По мнению Б.А. Серебренникова, понятие возникает раньше и уже существует в голове, когда человек подбирает для него звуковой комплекс. Мышление предшествовало языку. Существуют внеязыковые формы мышления: инструментальное, техническое, художественное, наглядное, образное, практическое, лингвокреативное, авербально-понятийное, поисковое и редуцированное. Например, раскрывая с помощью слов содержание живописного или музыкального произведения, мы тем самым доказываем, что это содержание существовало и было заключено в другом виде отражения действительности. С помощью языка только выражается понимание того, что воспринято нами, замысел автора, воплощенный в язык живописи или музыки, «переводится» на универсальную знаковую систему - язык. Причем «перевод» осуществляется приблизительно, никогда не исчерпывающе, так как природа этих форм отражения принципиально отлична.

Мышление в своем движении опережает язык, иначе был бы невозможен прогресс человечества. В мышлении создается образ, а затем в языке появляется соответствующее слово для его обозначения.

 

Взаимоотношения языка с разными типами мышления.

К дословесным формам мышления относится общее у человека и высших животных образное и практическое мышление. Человек может без слов созна­вать мотивы, побуждающие его говорить, ситуативные условия общения и лишь потом обратиться к языку для материализации сообщения. С помощью жестов, мимики и других несловесных средств часто передаются побуждения, вопрос, утверждение, отрицание. Вербальная часть высказывания накладывается на предваряющую ее невербальную часть. Структура довербального мышления может быть только предварительной, начальной, мимолетной.

Формами мышления являются чувственное и абстрактное мышление.

а) Чувственное мышление.

Непосредственная связь человека с действительностью осуществляется с помощью чувств: зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса. Чувства человека - это каналы получения им разнообразной информации о действительности. Различаются следующие формы чувственного мышления: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений в результате их воздействия на чувства человека. Ощущение является отражением лишь отдельных свойств предмета. Восприятие - не­посредственное отражение предмета или явления в целом, как совокупности определенных признаков. Представление - психический процесс, позволяющий воссоздать в мышлении человека чувственно-наглядный образ предмета как целого на основе предшествующих восприятий.

Обычно подчеркивается, что со словом связано абстрактное мышление, поскольку за любым словом стоит обобщение. Однако язык не оторван от чувственных форм мышления.

1. Чувственные формы мышления отражаются в денотативных значениях
номинативных единиц. А.А.Потебня писал: «Слово может одинаково выражать
и чувственный образ и понятие», то есть конкретное и отвлеченное значение.
Одной из основных функций слова как языкового знака является перцептивная
функция, когда в общении слово выступает заместителем предмета или явления
действительности. Абстракция, которая закреплена за словом, остается при
таком применении «за кадром». Она известна всем говорящим на данном языке
и редко бывает предметом сообщения. Конкретную предметную отнесенность
имеет не только слово, но и другие номинативные единицы языка:
словосочетания, фразеологизмы, предложения.

Абстракция не противоречит чувственным формам мышления, так как вырастает из них, основывается на них. Общее существует в отдельных предметах и явлениях, в чувственных формах их восприятия, а затем переходит в словесные значения.

2. Чувственные формы мышления отражаются в содержании и во внутренней
форме слова
. Слово не математический знак, и его значение состоит не только
из классификационных, общих признаков. Значение слова формируется
исторически и отражает субъективный подход в познании обозначаемого
явления. Например, значение слова «холод» у русских существенно отличается по
своему содержанию от значения этого слова у бразильцев. Характерный признак, который как образ кладется в основу названия и становится внутренней формой нового обозначения, также отражает чувственное восприятие предмета. Это хорошо видно на примере слов с ясной внутренней формой: рыжик, наседка, подорожник, подосиновик, подснежник, оборванец, белок, желток. Говорящие отчетливо сознают разницу между внутренней формой слова и его значением.

3. Чувственные формы мышления выражаются индивидуальными смыслами слов. Например, в художественных произведениях слова участвуют в создании субъективного авторского образа действительности. В таких случаях значения слов прирастают различными смыслами и выполняют изобразительную функцию. У Пастернака: грохочущая слякоть; у Есенина: как с белых яблонь дым.

Уже одной своей звуковой стороной, внешней формой, слово вызывает в сознании человека наглядно-чувственный образ обозначаемого предмета.

Следовательно, и в своем формировании, и в дальнейшем применении в качестве общеупотребительного знака слово не порывает с чувственными формами мышления.

б) Абстрактное мышление.

Мысль достигает завершения только в понятии. Субъективная, колеблю­щаяся, интуитивная мыслительная структура может перейти в четкую, логическую структуру только посредством знаков. О роли слова в мыслительной деятельности ярко и выразительно написал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский: «Слово поднимает рассудочную работу на высшую ступень. Каждое слово для нас есть то же, что номер книги в библиотеке; под этим номером скрывается целое творение, стоившее нам продолжительного труда в свое время... Слова, значение которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, это произвольные значки, которые мы положили на бесчисленные творения, нами же выработанные».

Конкретные связи языка и мышления координируются правым и левым полушариями головного мозга. Нейролингвистические механизмы мышления и языка изучаются специальной наукой — нейролингвистикой, сформировавшейся в нашей стране во второй половине XX века. Ее создателем является Александр Романович Лурия.

Головной мозг состоит из 10 миллиардов нервных клеток - нейронов и их соединений - аксонов. Сочетание нейронов создает физиологическую основу образов, возникающих во всех участках коры в результате деятельности мозга. Возбуждение одного сочетания нейронов вызывает и другие сочетания нейронов, что приводит к образованию понятий. Мысль образуется сочетанием различных по величине, форме, плотности расположения нейронов.

С правым полушарием коры головного мозга связано чувственно-образное, конкретное мышление, а с левым - абстрактное мышление.

Л.С. Выготский предлагал схематически обозначить связь языка с мышлением в виде двух пересекающихся кругов. Площадь пересечения обоих кругов показывает неразрывную связь данных явлений. Не входящие в зону пересечения площади обоих кругов подчеркивают специфичность языка и мышления. Эти специфические сферы исследуются, с одной стороны, в психологии, логике, философии, а с другой — в языкознании. Площадь пересечения языка и мышления неодинакова у различных людей и зависит от специфики их интеллектуальной деятельности. У писателей, журналистов, филологов площадь пересечения языка и мышления больше, чем у композиторов, шахматистов, математиков, конструкторов, оперирующих в своей творческой деятельности неязыковыми знаками.

Связь между абстрактными формами мышления и языком достаточно хорошо исследована. Абстрактное мышление имеет две формы: понятие и суждение.

Понятие определяется как совокупность познанных на практике отличительных, существенных признаков, по которым выделяются и отождествляются в мышлении предметы, их признаки, действия и отношения. Понятие - это классификационная по своей природе мысль. С ее помощью осуществляется анализ и синтез отражаемых предметов и явлений, их дифференциация и интеграция.

Понятия выражаются в языке словами и разной формы сочетаниями слов: грузовой автомобиль - грузовик, маховое колесо - маховик, столовая комната - столовая, сделать ошибку - ошибиться. Понятие может быть обозначено аббревиатурой и соответствующим номинативным сочетанием слов: вуз - высшее учебное заведение, ТЮЗ - театр юного зрителя, колхоз - коллективное хозяйство. В искусственных языках понятие может быть обозначено любым символом, заменяющим словесное обозначение понятия (азбука Морзе).

Большинство лингвистов придерживается мнения, что не все разряды слов выражают понятия. Например, служебные части речи не обозначают понятий ввиду отвлеченности и формальности своих значений. Не обозначают понятий личные имена, так как вне отношения к конкретному лицу они не имеют конкретного содержания. В таком случае остается нерешенным вопрос о том, какая форма мысли связана с лексическими значениями этих слов.

Логики считают, что незнаменательные части речи выражают понятия. Эта точка зрения более соответствует действительности. Служебные части речи формировались на базе знаменательных частей речи. По мере развития отвлеченности и «выветривания» вещественного содержания знак такого понятия постепенно терял строение, лишался внутренней формы, приобретал тенденцию к сокращению. Но этот процесс не может изменить заключенную в слове форму мысли. Незнаменательные части речи также обозначают понятия. Только признаки понятий, обозначенных такими словами, отвлеченны, формальны и малоинформативны. Но отвлеченность и малоинформативность не исключают понятийности.

У математиков и логиков нет сомнений, что конъюнкция, дизъюнкция, импликация, выражающие определенные отношения между понятиями и суждениями, суть полновесные математические понятия. В языке прообразом этих отношений являются соединительные, противительные, условные союзы, не потерявшие с математическими терминами семантического и функционального родства.

Значение личного имени также классификационно; оно содержит целый ряд дифференциальных признаков, обозначающих: а) человека; б) его пол; в) класс определенных лиц, обозначенных данным именем; г) принадлежность к определенному национальному языку; д) совокупность грамматических показателей. Антропоним, обозначая конкретное лицо, содержит смысл, который образуется у определенного круга людей, знающих данное лицо. Таким образом, у личных имен, как и у нарицательных, выделяются разные уровни семантики - абстрактный и конкретный. Игнорирование лингвистами абстрактного, классификационного уровня семантики у личных имен говорит о том, что они смешивают понятийность с конкретной информативностью.

Человеческая мысль может достигать разных степеней отвлечения и обобщения, однако форма мысли при этом не меняется. Лексические, грамматические, словообразовательные значения выступают классификациями разной степени отвлечения. В них присутствует одна и та же форма мысли, только в разной степени разработанности и развития и в разных своих функциях.

Суждение определяется как мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Языковой формой выражения суждения является повествовательное предложение. Суждение двучленно, оно включает субъект (предмет речи) и предикат, то есть то, что говорится о предмете речи. Субъект совпадает с группой подлежащего, предикат — с группой сказуемого.

С предикатом связано то новое, что приписывается предмету речи, но новое не всегда выражается сказуемым. Коммуникативно и логически новым в суждении может быть любой член предложения. Универсальным средством выделения логического предиката в языке является логическое ударение.

Кроме этого, логический предикат может выражаться определительными и указательными местоимения, частицами, вводными словами, порядком слов. В некоторых языках для выделения логического предиката используются особые морфемы и служебные слова. Субъект суждения тоже может выражаться морфемой, например в русском языке - окончанием спрягаемого глагола в определенно-личных предложениях: Иду, Идешь.

В языкознании считается, что не всякое предложение выражает суждение. Вопросительные, побудительные, условные предложения, с этой точки зрения, не выражают суждение. При этом не решен вопрос, какая форма мысли

выражается в этих предложениях.

Ряд ученых считает, что и в таких предложениях следует видеть особую

разновидность мысли, имеющей познавательное значение и заключающей в себе суждение. Эти предложения содержат суждение в неявной форме, имплицитно. Например, вопросительные предложения: Кто принес эти книги? Кто ответит на этот вопрос? предполагают утвердительный или отрицательный ответ. В.В. Виноградов писал: «Ведь и в вопросе что-то высказывается, сообщается и понимается. Вопрос тоже может быть истинным или ложным. Искомый предикат в вопросе не раскрыт. Но и в вопросе содержатся свернутые (имплицитные) или неопределенные предикаты, обеспечивающие самую возможность указать на искомый предикат».

 

Язык и сознание.

Сознание — это понимание человеком собственного, своего существования, своего отношения к внешнему миру; психическая деятельность, включающая интеллект, чувства и волю человека. Сознание определяет поведение людей в обществе, цели и планы их деятельности, оценку всего окружающего. Сознание, таким образом,— это категория, создающая общую духовную атмосферу жизни и деятельности людей. Сознание, являясь отражением жизни народа и действительности, исторически изменчиво. Сознание формируется с помощью языка, используя знания, накопленные в течение многих поколений и отражая условия жизни и деятельности общества, особенности его мировосприятия в ту или другую эпоху его развития.

Сознание народа в определенную историческую эпоху отражается в письменной и устной речи: в непосредственном общении, в произведениях художественной литературы, в трудах по разным отраслям знания, деловых бумагах, мемуарах, эпистолярном наследии.

Предметом теоретического языкознания не может быть общественное сознание как таковое в тот или другой период его истории. Языкознание изучает его влияние на язык.

Ярче всего такое влияние отражается в лексической системе языка. Историзмы и архаизмы отражают характерные черты той или другой эпохи в жизни общества, его реалии, представления и понятия.

Содержание слова неоднослойно. Отвлеченная предметно-логическая схема слова, по которой выделяется класс предметов или явлений действительности, может не меняться исторически длительное время. И поэтому создается впечатление о неизменности всего содержания слова. Однако речевое содержание слов и выражений, их общественно-исторические смыслы складываются в определенную историческую эпоху из общественного понимания соответствующих предметов, степени проникновения в их природу, роли этих предметов в конкретных условиях. Кроме того, значения одних и тех же слов в разные исторические эпохи имеют неодинаковую глубину отражения сущности обозначаемого. Соотношение их «ближайших» и «дальнейших» значений будет различным. Поэтому содержание и смыслы одних и тех же слов и выражений в разные исторические эпохи развития общества не могут быть совершенно тождественными. Семантика языковых знаков состоит из семантических слоев, образовавшихся в разное время.

Например, многие слова во времена Пушкина имели явно осознаваемое современниками политическое, гражданское звучание. Слова вольнолюбивый, вольный имели антикрепостнический смысл по сравнению с синонимами свободный, либеральный. Не случайно, что цензура не пропустила прилагательное вольнолюбивый при публикации стихотворения «К Чаадаеву».

Синонимы родина, отечество, отчизна имели заметные отличия, которые не отмечаются современными словарями. Слова отечество и отчизна имели острый общественно-политический, революционный смысл.

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя.

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря» (Деревня).

Слово родина преимущественно употреблялось в значении «место, где кто-либо родился». Например, Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины (Дубровский).

Сознание воздействует на содержание языковых единиц в виде внешне не явных пресуппозиций. Реализация таких пресуппозиций в употреблении слов приводит к определенным смысловым сдвигам и приращениям. Такие изменения значений слов становятся фактом языка, закрепляя тем самым произошедшие изменения в общественном сознании. Например, в советское время изменились значения слов помещик, барчук, кадет. Значение слова, его содержание и смысл отражает понимание «кусочка действительности» так, как он осознавался народом в известную эпоху.

Сознание воздействует на образование внутренней формы слова и словесного образа. Чтобы словесный образ был однозначно воспринят всем говорящим сообществом, этот образ должен быть социально обусловлен, общепонятен, подготовлен сознанием народа. Это предполагает наличие у народа общего мыслительного запаса, определенной направленности мысли, иными словами, исторически и социально обусловленного сознания. Например, во время войны возникли характерные наименования: фриц, ганс, шпрехать.

Народное сознание обладает в ту или другую историческую эпоху известным запасом стереотипов речевого поведения, понимания и оценки совершающихся на глазах процессов и событий. Поэтому понятия и представления, связанные с такими процессами и событиями, употребительны и участвуют в образовании новых слов и выражений. Такие слова и обороты индивидуально окрашивают речь говорящих, делая ее характерным признаком эпохи. Например, слова лира, чело, венец, очи, ланиты являются характерным признаком XIX в.

Новый взгляд на вещи в соответствии с сознанием народа в ту или другую историческую эпоху вызывает появление синонимов в уже имеющихся рядах синонимов. Синонимическая система языка пополняется за счет вызывающих общий интерес, ассоциативно богатых, злободневных понятий. В их свете по-новому воспринимаются и обозначаются известные предметы и явления; они становятся индикаторами определенного периода времени в жизни общества, образа мыслей говорящих, свидетельствуя об особенностях восприятия действительности и ее оценке. Например, синонимический ряд сыщик, филер, ищейка, шпик, легавый, соглядатай, в котором слова имели отрицательную коннотацию, в конце XX в. пополнился словом детектив с положительной коннотацией. Изменило коннотацию и слово сыщик.

Общественное сознание отражается в подборе внутренней формы фразеологизмов. Нередко фразеологизм представляет собой осколок какого-либо произведения народной словесности или связан с определенным историческим событием, содержание которых мотивировало значение этих единиц. Такое произведение может быть утрачено, историческое событие может быть забыто. Утрачиваются семантические условия, питавшие осо­бенный смысл фразеологизма. Но то, что такие условия были, напоминает неожиданный, немотивированный смысл этих образований в современном языке: где Макар телят не гонял, не по Сеньке шапка, мели Емеля — твоя неделя, как на Маланъину свадьбу, Иван не помнящий родства, с Коломенскую версту. Этимология подавляющего большинства подобных фразеологизмов не раскрыта.

С проблемой соотношения языка и сознания тесно связана проблема языковой картины мира, которая была поставлена В. Гумбольдтом и А.А.Потебней. В последующее время она стала предметом специального исследования в теории лингвистической относительности Сепира - Уорфа. В настоящее время проблема картины мира вызвала интерес у представителей разных наук: философов, физиков, искусствоведов, антропологов, химиков.

Языковая картина мира формируется вместе с языком. Язык системой своих значений, выражаемых понятий создает промежуточный мир между человеческим сообществом и действительностью. В. Гумбольдт писал: «Каждый язык образует вокруг народа своего сферу, поэтому изучение чужого языка всегда должно быть приобретением новой точки миросозерцания». Этот промежуточный мир создают понятия, представления, образы, смыслы, суждения.

К сожалению, отсутствуют значительные обследования эмпирического материала, воссоздающие цельную ту или другую языковую картину мира. В лучшем случае описание картины мира ограничивается отдельными наблюдениями над лексическими или грамматическими фактами, свидетельствующими о своеобразном преломлении действительности в изучаемом языке. Это объясняется объективными трудностями. Нет разработанных методов и методик описания языковой картины мира; нет четкого разграничения между собственно языковой и так называемой концептуальной картиной мира, основанной на знании человека о действительности.

На протяжении всей своей истории человек взаимодействовал с окружающим миром, отражая и познавая его в своей деятельности. Человек не может непосредственно познать окружающую действительность, «войти» в нее, узнать ее внутреннее устройство. Для познания противостоящего ему мира человек нуждается в особых опосредованных знаковых, символических структурах, прежде всего в языке, но также в мифологии, религии, науке, искусстве. На основе понятий и категорий этих структур человек создает картину мира.

Картина мира есть целостный глобальный образ мира, который является результатом духовной активности человека. Картина мира возникает у человека в ходе всех его контактов с действительностью.

Язык как естественная знаковая система, как средство познания дает возможность личные достижения в познании мира делать общими. Общие, накопленные предшествующими поколениями достижения может усваивать отдельная языковая личность. Все это служит накоплению знаний об окружающем мире. Языковая картина мира регулирует поведение, деятельность людей данного сообщества и обеспечивает понимание между его членами, несмотря на разницу в возрасте, образовании, развитии.

Такое взаимопонимание различных людей возможно потому, что между ними существует общее смысловое поле. Существуют разные уровни в семантической структуре слова. А.А.Потебня выделял в семантической структуре слова «ближайшее» и «дальнейшее» значения. «Ближайшее» значение народно, это семантическое ядро или семантический минимум, необходимый для общения и взаимопонимания людей. «Ближайшие» значения обеспечивают понимание между неграмотным человеком и академиком-интеллектуалом. Они образуют общее смысловое поле. Картина мира академика сложнее картины мира неграмотного человека. Но и в картине мира неграмотного человека обобщен и закреплен опыт многих поколений людей. «Дальнейшее» значение ненародно, субъективно, лично.

Индивидуальная картина мира - это единство «личного» и «народного». Картины мира у людей соизмеримы, потому что они имеют общее ядро, которое «народно».

Языковая картина мира создается стихийно, независимо от индивида как отражение мира в значениях и категориях языка. Она не осознается человеком в качестве цельного мировидения. Тем не менее он, не отдавая себе отчета, руководствуется в своей жизни этой картиной вместе с усвоенным языком. Она влияет на сознание индивида и всего общества. Картина мира представляет собой безотчетный, типический мотив поведения, деятельности человека.

Языковая картина мира есть не только понятийное и категориальное отражение мира; это одновременно и образно представляемое, эмоционально переживаемое, динамично изменяющееся отражение мира в зависимости от возраста человека, условий его жизни, рода деятельности, образования.

Распространено мнение, что языковая картина создается семантической организацией словарного состава языка. Отсюда делается заключение, что целью изучения языковой картины мира должно быть описание его особенностей: семантических, понятийных, тематических полей, гиперо- и гипонимии, синонимии, вариантности. Однако в создании языковой картины мира участвуют и глубинные, относящиеся к внутренней структуре, слои языка. Фундаментальные, основополагающие черты в языковую картину мира вносит форма языка, создавая особый ракурс отражения мира. Своеобразие картины мира создается в значительной мере категориальным представлением действительности в морфологической, синтаксической, словообразовательной системе языка. В языках, относящихся к разным морфологическим типам, действительность организуется и отражается по-разному.

Кроме того, языковая картина мира зависит от характера образности языка. Внутренняя форма языка включает различные типы внутриязыковых значений: лексических, морфологических, синтаксических, сло­вообразовательных. Этот категориально-понятийный запас выработан в языке в течение тысячелетий. Форма языка закрепляет в «снятом» виде типичные, устоявшиеся взаимоотношения человеческого сообщества с окружающим миром. Посредством грамматических и словообразовательных аффиксов выражаются отношения между словами, образуются словоформы, синтаксические модели словосочетаний и предложений, словообразовательные модели слов, отражающие понятийное и категориальное членение словарного состава. Эти предельно отвлеченные модели и формы глубинны, национальны.

Форма консервативна в своем применении и эволюции сравнительно с содержанием; она имеет значительную историческую глубину, и поэтому национальна. Форма включает пережитки предшествующих картин мира. Непрерывность языка не отбрасывает эти пережитки, а преобразует их под воздействием нового знания и тем самым углубляет национальный характер языка.

Языковые категории формально, а потому глубинно обусловливают мировосприятие, образ жизни, отношение людей к действительности, поведение людей. Категориальное воздействие языка на мировосприятие и поведение человека в достаточной степени не исследовано. Однако, если определенная грамматическая абстракция в одном языке выражается грамматически, а в другом всякий раз лексически, то это не может не указывать на различие в структуре вербального мышления двух народов, на особенности их психологического склада.

 

Язык и познание.

Язык традиционно рассматривается как орудие и средство познания действительности. В силу своей сложности и многогранности тема «Язык и познание» разрабатывается с разных точек зрения в современных направлениях лингвистики и философии. В. Гумбольдт первым высказал идею, что язык является основным орудием отражения и познания действительности: «Человек окружает себя миром звуков, чтобы отразить и переработать мир предметов».

В отечественном языкознании проблемой языка и познания занимался А.А.Потебня. Он вскрыл глубинный, свойственный языку, постоянно действующий механизм познавательных процессов, происходящих в вербальном мышлении. Ряд поднятых Потебней вопросов об антропоморфизме познания, о субъективном и объективном в познании, о влиянии средств познания на результаты познания, о познавательной роли вербального мышления отразился в острых дискуссиях в науке XX в.

Получение и закрепление нового знания происходит в практической деятельности человека, в которую входит и речевая деятельность. Следовательно, познавательную роль языка нужно рассматривать в единстве с практической деятельностью человека. Как орудие знания и естественная знаковая система язык закрепляет результаты познания в любой области человеческой деятельности. Но предметом языкознания не могут быть мыслительные достижения в тех или других областях знания.

Лингвистику интересует исследование той стороны языка, которая обеспечивает отражение и закрепление в знаках результатов деятельности говорящего коллектива.

В лингвистике распространилось мнение, что значения слов общеупотребительного языка представляют собой «наивные понятия», а семантика языка - это «наивная картина мира». Между тем закрепленные в языке понятия и языковая картина мира далеко не наивны; об этом писали многие ученые. В семантике общеупотребительного языка отложился итог развития мысли и речи народа.

Первая классификация предметов и явлений мира находится в языке. Понятия общеупотребительного языка достигают высокой степени отвлечения и разработанности. Значения общеупотребительных слов не порывают семантических связей с соответствующими научными категориями: время, пространство, сознание, мышление, причина, движение, совесть, давление. Формирование таких категорий, как субъект, субстанция, объект, предмет уходит в общеупотребительный язык.

Язык устроен так, что весь его механизм служит отражению и познанию действительности. Познание действительности с помощью языка осуществляется в процессе повседневной речевой деятельности людей, обменивающихся друг с другом новой информацией, в различных произведениях словесности.

Исследователи указывают на собственные эвристические возможности языка. С помощью языка человек может понимать и усваивать новое содержание, новые понятия, создавать представления о таких явлениях и предметах, которых он никогда ранее не видел, о которых ничего не слышал и не знал. Л. Витгенштейн писал: «Предложение должно в старых выражениях сообщать нам новый смысл».

Человек как субъект познания противостоит окружающему миру. Проникнуть в этот мир и познать его человек может только субъективными средствами. Язык и является субъективным средством отражения и познания действительности. Это не исключает наличия в нем объективного содержания. Образованная с помощью языка абстракция не оторвана от действительности. Материалом для абстракций служат чувственные формы отражения действительности, непосредственно с ней связанные.

Субъективность языка проявляется в характере отражения действительности. Своими отдельными знаками язык расчленяет то, что в действительности и в чувственном восприятии существует как единство. Предложению «Летит белая птица», состоящему из трех слов, соответствует один предмет. И в действительности, и в чувственном восприятии признаки не отделены от предметов. Язык и наше мышление вычленяют из предмета его признаки и тем самым делают их отдельными, самостоятельными сущностями. Такое вычленение позволяет оперировать ими в разных связях и отношениях со многими другими предметами и явлениями. И, наоборот, слово может представлять множество различных предметов и явлений как единое целое: лес, страна, народ, население, толпа, совокупность. С помощью языка осуществляется анализ и синтез отражаемых предметов и явлений действительности, а это необходимый путь к познанию их сущности.

Субъективизм проявляется и в образовании слова. Выбор признака, взятого в название, обусловлен подходом человека к обозначаемому предмету, интересом к нему, конкретными социальными, культурными, бытовыми условиями. Но эта субъективность корректируется значением слова, содержащим множество признаков обозначаемого предмета. Между этими полюсами - от отдельного признака, взятого в основу названия, к множеству познаваемых признаков движется коллективное познание.

Первостепенную роль в познании действительности играет форма языка. Именно в форме «встречаются» и взаимодействуют два противостоящих друг друга мира — субъективный и объективный.

Генетически элементы формы языка отражают установившиеся отношения человека и действительности. В силу этого они не могут не быть изоморфными самой действительности. Сама по себе форма субъективна, но благодаря ей из мыслительного потока могут отчуждаться и усваиваться элементы объективного содержания. Форма позволяет проникнуть в объективный мир и познать его.

Познание действительности — бесконечное движение субъективным путем к объективному положению вещей.

Выражением субъективности является человекообразность, антропоморфизм познания. Способы познания человеком действительности не могут не быть человекообразными, язык пронизан человекообразными элементами.

Предложение строится как связь, тождество субъекта и предиката. А.А.Потебня отмечал: «Субъектом называем вещь как познающую и действую­щую, то есть прежде всего наше я, потом всякую вещь, уподобляемую в этом от<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...