Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Локальные поражения мозга и нарушение речи.




Нарушения речи многообразны: афáзия, дислексúя, дисгáрфия, дизартрúя, афонúя, алалúя.

Афазии.

Афазии исследуются в нейролингвистике — отрасли психологии, стоящей на границе психологии, неврологии и лингвистики и изучающей мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение речи. Развитие нейролингвистики в России связано с работами Александра Романовича Лурии.

Афáзия (проф. афазúя от греч. а «не» + phasis «речь») – системное расстройство уже сформировавшейся речевой деятельности, возникающее при локальном поражении левого полушария и ближайшей подкорки в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия - обобщающее обозначение расстройств речи, возникающих у людей с сохранным артикуляторным аппаратом и достаточным слухом, при которых частично или полностью утрачивается возможность активно пользоваться речью для выражения мыслей и чувств или понимать слышимую речь.

С целью выявления афазии проверяются спонтанная речь (участие больного в диалоге, способность давать конкретные ответы на вопросы), автоматизированная речь (перечисление времен года, дней недели, месяцев), называние предметов и их изображений, повторение вслед за обследующим гласных, щелевых, взрывных, переднеязычных, губно-губных согласных звуков и звукосочетаний, имеющих различную фонетическую основу: [б - п], [т - д], [г - к], [па - ба], [да - та], [то - до], повторение простых слов (стол, лес, гром), более трудных слов (конституция, кораблекрушение), различных по сложности фраз, скороговорок (Клара украла кораллы, тридцать третья артиллерийская бригада). Для того, чтобы убедиться в понимании больным смысла отдельных слов и фраз, он должен показать предметы, части тела, изображения на картинках, разъяснить различие между похожими по звучанию словами, например, «бочка-почка-дочка». Также проверяется понимание больным заданий: коснуться пальцем левой руки правого уха, трижды постучать по столу.

Афазия может сочетаться с другой нейропсихологической и очаговой неврологической симптоматикой: дислексией, дисграфией, дизартрией, афонией, алалией. Поэтому для определения диагноза необходимо неврологическое и нейропсихологическое обследования больного.

Афазия обычно сочетается с нарушениями чтения (дислексия) и письма (дисграфия), тогда как при афонии и дизартрии они нехарактерны. При афонии и дизартрии больной может писать и читать, при этом в первом случае нарушена звучность голоса, во втором отмечается нечеткость произношения, однако у больного нет нарушений понимания обращенной к нему речи и чтение «про себя» соответствует уровню интеллектуального развития и общему состоянию пациента.

В зависимости от нарушения одного из факторов, на которых основана речевая система, при локальных поражениях мозга А. Р. Лурия разработал классификацию афазий. Выделяется семь видов афазий — сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, афферентная моторная, семантическая, динамическая и эфферентная моторная афазии.

1.1. Сенсорная афазия (лат. sensus «чувство, ощущение») возникает при поражении верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария (зона Вернике). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, то есть способности различать звуковой состав слова. Больной путает близкие по звучанию фонемы (б — п, г — к). В тяжелых случаях он воспринимает родную речь как иностранную или вместо речи слышит неречевой шум. Нарушение фонематического слуха приводит к дезорганизации всей речевой системы, дефектам понимания устной речи, непониманию речи в усложненных условиях. Больные говорить не могут, нет звукового анализа. Их речь – «словесный салат». Если долго повторять слово, больной его поймет. Больные общительны (жестикуляция, интонация). Наблюдается парафазия, нарушение письма (под диктовку), частичное нарушение чтения.

Парафазúя (от греч. рara «возле, около» + phasis «речь») — замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов устной и письменной речи. Различают два вида парафазии: литеральную и вербальную. Литеральная парафазия выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которых лежат сенсорные или моторные нарушения речи. Вербальная парафазия характеризуется заменой одних слов другими, близкими по смыслу, отчуждением смысла слов, трудностями понимания длинных фраз, поиском нужного слова, нарушением связи между образом и словом.

Литеральные и вербальные парафазии у детей наблюдаются при алалúи и представляют собой проявление общего речевого недоразвития.

1.2. Акустико-мнестическая афазия (греч. mnēsis «память, воспоминание») наблюдается при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария. Больной правильно понимает обращенную к нему речь, но не способен запомнить даже самую короткую фразу. Объем слухоречевой памяти снижается до 3 или 2 единиц, что приводит к непониманию устной речи, а также к трудностям в активной устной речи (скудная речь, частый пропуск слов, обычно существительных). При акустико-мнестической афазии сохраняется фонематический слух, но наблюдаются трудности в поиске нужного слова, возникают вербальные парафазии, налицо снижение скорости переработки словесной информации. Простые короткие фразы больной может понять. Письмо, чтение сохранны при небольшом объеме.

1.3.Оптико-мнестическая афазия имеет место при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов, в силу чего больной не может правильно назвать предмет. В этом случае распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом и его наименованием. У больных нарушается способность изображения объекта, в их описаниях отсутствуют зрительные образы. Нарушен процесс опознания предмета, трудности номинации. Постоянный поиск нужного слова. Пропуск существительных. Понимание речи более сохранно.

1.4. Афферентная моторная афазия (лат. аfferentis «приносящий») появляется вследствие поражения нижних отделов вторичных зон теменной области левого полушария и связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. В медицине термин «афферентные нервы» употребляется в значении «нервы, приносящие импульс от рецепторов к мозгу». Нарушается обратная связь, идущая в мозг. Больной не чувствует артикуляцию (она нарушена). Он не может найти нужное положение губ и языка при назывании слов. Нарушаются тонкие артикуляционные движения. Больной путает близкие по артикуляции звуки («д» — «л» — «н»), например: «халат» — «хадат». Часто наблюдается нарушение орального праксиса: больной не может надуть щеки, высунуть язык - «рот не подчиняется». В грубых случаях больные не могут говорить: ни произнести самостоятельно, ни повторить слово. Замена близких звуков видна и при письме. Понимание речи может быть нарушено или сохранно. Есть эмболы, то есть речевые стереотипы: у больного сохранены 1-2 слова, которые он чаще всего произносил до заболевания. Это имена близких, стихи, междометия. Чтение страдает.

1.5. Семантическая афазия связана с областью стыка височных, теменных и затылочных зон левого полушария. У таких больных нарушается понимание определенных логико-грамматических конструкций, которые отражают одновременный анализ и синтез явлений, когда для понимания выражения требуется одновременное представление нескольких явлений. Больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов («круг под крестом» или «круг над крестом»), слова с суффиксами, сравнительные отношения (длиннее, светлее и т. п.), конструкции родительного падежа (отец брата, брат отца), временные конструкции («прежде чем позавтракать, я прочитал газету»), пространственные конструкции (не понимает, что правильно — «Земля освещает солнце» или «Солнце освещает землю»). Как правило, эта форма афазии сопровождается дефектами счетных операций (акалькулúя). Больной понимает простую речь, говорит простые фразы. Логические связи больного понять сложно.

1.6. Эфферентная моторная афазия (лат. efferens «выносящий») связана с поражением нижних отделов премоторной области (зона Брока). В медицине термин «эфферентные нервы» используется в значении «нервы, относящие импульс от мозга к другим органам или частям тела». Распадается двигательная сторона речевого акта, нарушается четкая временная последовательность речевых движений, больной не может переключиться с одного звука на другой, с одного слова на другое, возникают речевые персеверации, то есть постоянные повторы, которые проявляются и в письме. Слияние отдельных слов в плавную речь у таких больных невозможно. В грубых случаях - нечленораздельные звуки, в речи остаются эмболы, которые произносятся постоянно (может быть ругательное слово). Больной слышит, что говорит что-то не то. Пытается при помощи эмбол выразить все. Понимание речи нарушено из-за нарушения плавного проговаривания.

В легких случаях могут произноситься слоги. Возникают нарушения в автоматизации речи. Наблюдается аграмматизм, выпадение глаголов, телеграфный стиль речи. Вторичные нарушения касаются письма, чтения и даже понимания речи.

1.7. Динамическая афазия связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого полушария. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной (или развернутой) организации речевого высказывания. У больных страдает внутренняя схема речевого высказывания, его замысел, поэтому их речь бедная, преимущественно диалогическая, снижено использование глаголов, наблюдается эхолалúя, то есть повтор последнего слова, которое больной слышит, персеверация слов и использование речевых стереотипов. Наблюдаются дефекты и внешней, и внутренней речи. Распадается ее предикативность, то есть имеются трудности в построении высказывания, встречаются аграмматизмы в виде пропуска глаголов, предлогов, встречается употребление шаблонных фраз. Теряются в основном глаголы. Больной может повторить фразу, но самостоятельно выстроить высказывание не может. Пассивная речь – односложные ответы на вопросы. Нарушается предикативность внутренней речи.

2. Дизартрúи.

Дизартрии исследуются в логопéдии. Дизартрия (др.-греч. dys «затруднённость, расстройство» + arthson «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

В отличие от афазии дизартрия проявляется лишь дисфункцией речедвигательного аппарата. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нет нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту».

Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии:

2.1. Бульбарная дизартрия (гр. bulbaris— луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг) обусловлена периферическим параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания.

2.2.Корковая дизартрия обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова.

2.3. Мозжечковая дизартрия обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.

2.4.Экстрапирамидная дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп.

2.5.Паркинсоническая — вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса.

2.6. Псевдобульбарная дизартрия обусловлена центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи.

2.7.Экстрапирамидная дизартрия обусловлена поражением стриопаллидарной системы - древнего образования мозга, включающего в себя полосатое тело (стриатум) и бледное тело (паллидум). Она является главным двигательным центром, обеспечивающим диффузные движения тела и различные способы передвижения животного, его поведение в целом. С развитием коры головного мозга стриопаллидарная система взяла на себя роль главного двигательного центра, стала обеспечивать фон «предуготованности» к совершению движения, отвечая за перераспределение мышечного тонуса, экономизацию и автоматизацию движений в процессе овладения ими.

2.8. Стёртая форма дизартрии— нарушение произношения свистящих и шипящих звуков.

2.9.Холодовая дизартрия — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или врожденной миопатии.

3. Алалúи.

Алалии исследуются в логопéдии. Алалия (др.-греч. a «не» и lalia «речь») — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Различают две основные формы алалий:

4.1. Алалия моторная (лат. motor «двигательный») — недоразвитие речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. Моторная алалия проявляется в позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова). Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока). В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

4.2. Алалия сенсорная (лат. sensus «чувство, ощущение») — недоразвитие речи, при котором наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. У ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в грубом нарушении фонетической стороны речи с отсутствием дифференциации звуков. Затруднено соотнесение между предметом и словом: дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы. Резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких задержек развития до олигофрении).

Алалии могут быть различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10 — 12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи.

Для всех форм алалии характерна диссоциация между вербальными и невербальными формами психической деятельности. Невербальные задания выполняются без выраженных затруднений в соответствии с возрастом ребенка (смысл и последовательность сюжетных изображений, графические аналогии и пр.). Задержки темпа развития речи проявляются в том, что отдельные этапы речевых навыков — гуление, лепет, появление лепетного монолога, отдельные слова, фразы — формируются с запаздыванием, отмечается их редуцированность или они отсутствуют. Помимо растягивания сроков формирования функции, характерно длительное сохранение ранее пройденных этапов развития речи — эгоцентрическая речь, замена речи жестикуляцией или выразительными криками без слов. Кроме того, могут отмечаться бедность словарного запаса, аграмматизмы, косноязычие.

4. Дисгрáфúя.

Дисграфии исследуются в логопéдии. Дисграфия (от др.-греч. dys «затруднённость, расстройство» + grapho — «пишу») – это частичное расстройство процессов письма, основными симптомами которого являются специфические (то есть не связанные с применением орфографических правил) ошибки, имеющие стойкий характер. Возникновение этих ошибок не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Аграфия (от др.-греч. а «не» + grapho — «пишу») — полная неспособность читать и писать.

Выделяются три группы специфических ошибок: ошибки на уровне буквы и слога, ошибки на уровне слова и ошибки на уровне предложения.

5.1. Ошибки на уровне буквы и слога. Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок:

5.1.1.Ошибки звукового анализа.

Несформированность звукового анализа проявляется в письме в виде пропуска, перестановки, вставки букв или слогов.

Пропуск букв свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» — санки, «кичат» — кричат, здоровье — «дорве», брат — «бт».

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан — «чунал», плюшевого — «плюшегово», ковром — «корвом». Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом: он — «но», от школы — «то школы», из берегов — «зи берегов». В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима - «зиам», дети — «дейт». Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор — «довр», стёр — «сёрт», брат — «барт».

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

В последние годы у младших школьников стали обнаруживаться ошибки, которые нельзя отнести ни к одному из известных типов, а именно: в словах, начинающихся с прописной буквы, первая буква воспроизводится дважды, но во второй раз уже в виде строчной — Аавгуст, Рручей, Сскоро, Ггрибы,, Оосень, Рребята. Эти ошибки — результат механического закрепления графо-моторных навыков, к которому привели первоклассников письменные упражнения в «Прописях», где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде: Вв, Лл, Сс, Ии, Ёё, Хх, Ээ. Нередко учителя проводят по этому принципу написание букв алфавита. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти детей и сохраняется в их письме в последующие годы.

5.1.2. Ошибки фонематического восприятия.

В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Применительно к письму в подобных случаях обнаруживается смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы, и при нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты. Например, смешиваются буквы Д – Т: «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «допетое бревно», «итут домой».

5.1.3. Смешение букв по кинетическому сходству.

Буквы рукописного шрифта — это различные комбинации определенных элементов, принятых в графической системе данного языка. Например, часто смешиваются в письме буквы:

О - А (в сильной позиции): «бонт», «куполся», «ураки», «глозки»;

Б – Д: «людит», «рыдоловы», «угача», «дольшой», «мебведь», «ядлоки»;

И – У: «прyрода», «села мuха», «на береги», «кукишка», «криглый»;

Т – Л: «стасли», «спанция», «стешил», «стисывать», «пемнеет».

В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л — м, п — т, и — ш), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у - и, г - р, б - д).

С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ. В широкой распространенности подобных смешений играет отрицательную роль также неправомерное методическое требование «безотрывного» написания слов с первых недель обучения детей в 1-ом классе. Стадия поэлементного написания букв практически отсутствует. Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки) может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.

5.1.4. Персеверации, антиципации.

Персеверации (лат. persevērātiō «застревание, настойчивое повторение») – это искажение фонетического состава слов, возникающее по типу прогрессивной ассимиляции: «магазим» - магазин, «колхозниз - колхозник», «у деда Модоза», «Девочка кормила петуха и курм».

Антиципации (от лат. аnticipatio «упреждение, предвосхищение») – это искажение фонетического состава слов, возникающее по типу регрессивной ассимиляции: «на девевьях», «дод крышей», «Жукчат ручейки». «У нас дома есть» - «У насть...». «Жалобко замяукал котенок».

Возможна персеверация и антиципация слога (и даже слова): «стутупали» — ступали, «спуспуклись» — спускались; «мелго мелкой рыбы» — много мелкой рыбы.

5.2. Ошибки на уровне слова.

Если в устной речи слова в синтагме произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова предстают обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. 5.2.1. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи, как нарушение индивидуализации слов: ребенок не умеет уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к раздельному написанию частей слова, которое чаще всего наблюдается в следующих случаях:

- когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.);

- при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова «б рат», «поп росил», «д ля», «п челы».

Нарушение индивидуализации слов ведет и к слитному написанию смежных слов. Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом «ветки елии сосны», «кдому, надерево». Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более: «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идетработа», «светитлуна».

5.2.2. Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования. Например, мед — «медик», рука — «рукища», нога — «ногища», цветок, растущий в поле - «поленой цветок», в воде — «водной цветок», хвост медведя — «медведин, медведий хвост»; лисы — «лисичий хвост», день, когда дует ветер — «ветерный день»; вьюга — «вьюгный день».

Несформированность языковых обобщений проявляется в уподоблении различных морфем, например: «сильнеет греет солнышко», «взмахнул лопатый», «глубокие скважинные» — вместо скважины.

Многочисленные примеры из письменных работ школьников подтверждают, что дети не осознают обобщенного значения морфем, часто ошибочно используют приставку или суффикс: «Пожарник поливает пожар» - вместо заливает; «Лосиха присторожилась» — вместо насторожилась; «Башня выглянуло гмуро» — вместо выглядела хмуро.

5.3. Ошибки на уровне предложения.

5.3.1. На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложений — заглавных букв и точек, например: «гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».

В определенной мере подобное написание объясняется тем, что поначалу внимание ребенка не может продуктивно распределяться между многими задачами письма: техническими, логическими, орфографическими. Имеет значение и несформированность умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации.

5.3.2. Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в синтаксических аграмматизмах, то есть в нарушении связи слов: согласования и управления. Неумение выделить ведущее слово в словосочетании приводит к ошибкам согласования даже при письме под диктовку, например: «Засыпанным снегом лес был сказочно красив» — вместо «засыпанный снегом лес».

Особенно многочисленны ошибки в употреблении норм управления:

«Зима ждала, ждала прурода», «на ветки деревьях», «по дорожках сада», «сквозь деревьев», «по веткам деревей», «на ветках деревьях» «упал с санкох», «шел к фермы».

5.3.3. Определенные трудности представляет оперирование однородными членами предложения, например: «Девушка была румяной, гладко причесана», «Эта книга учит честности, смелости и уважать своих друзей», «Все это добро портилось, привращалась в труху, так как охватившая Плюшкина алчность, скупость вытравило из него всякое понимание действительной ценности вещей».

5.3.4. Значительные трудности связаны с употреблением предлогов: их могут опускать, заменять, реже — удваивать, например: «вызвал доске», «мы Шариком бегали», «зайка жил живом уголке», «играю из девочкой Леной», «мой щенок збелом и сером», «тень за деревом, перед деревом» — вместо под деревом; «в прохладную воду в светлой реки».

5. Дислексúя.

Дислексия(от др.-греч. dys «затруднённость, расстройство» + leksis «слово») - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Алексия – это полная неспособность овладения процессом чтения.

Выделяются следующие виды дислексии:

6.1. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц - с; с - ш; ж - ш).
Отмечается также побуквенное чтение и искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

6.2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).
6.3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии происходит изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

6.4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В - З); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т - Г; Р - Ь; П – Н - И).
6.5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
6. Афонúя.

Афония исследуется в отоларингологии. Афония (от др.-греч. a «не» + phon «звук») — потеря звучности голоса при сохранении шепотности речи. Афония может быть следствием болезненных процессов голосовых связок (острый катар, туберкулёз, опухоль, сифилис), профессионального утомления голоса, у здоровых людей — при внезапных и сильных волнениях.

Выделяют истинную афонию (гортанного типа), паралитическую афонию, спазматическую афонию, функциональную афонию (истерического типа).

Истинная афония развивается в процессе поражений гортани, препятствующих надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. К таким заболеваниям относятся рубцовые ткани, злокачественные и доброкачественные новообразования. Данная разновидность афонии лечится устранением е причин.

Афония паралитического типа зависит от расстройств функций нервных окончаний гортани, которые соединены с огромным количеством гортанных мускулов. Нервные окончания могут быть парализованы по причине повреждения, например, в процессе хирургических операций, пережатия аорты, злокачественных новообразований легких, заболеваний щитовидки и трахеи, пищеварительного тракта и нарушениями работы нервной системы. Паралич нервных окончаний гортани может возникать из-за их поражения токсинами в процессе заболевания гриппом либо иными заболеваниями респираторного характера.

Спазматическая афония развивается по причине судорог гортанных мышц, делающих голосовую щель слишком узкой, в процессе разъедания гортанной и глоточной слизистой вредными химикатами. Нарушение психики также может являться причиной спазматической афонии.

Функциональная афония возникает обычно как сопровождающий недуг при ларингите острого и хронического характера у людей, страдающих неврозами. Симптомами функциональной афонии являются отсутствие реальных болезненных изменений в гортани, звонкий кашель при откашливании либо при раздражении гортани какими-либо предметами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...