Последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования
Все эти меры не носят исключительно положительного и отрицательного характера, что влияние различно на различных субъектов экономики. Можно проанализировать это влияние с использованием понятия излишков потребителя и производителя. Основными инструментами воздействия государства на процесс рыночного ценообразования являются система налогообложения и декретирование уровня цены. Рассмотрим, как на рыночную цену и благосостояние участников рыночных сделок влияют косвенные налоги и дотация производителям. На рис.2 точка E0 представляет рыночное равновесие до введения налога. Вследствие установления налога (акциза) в размере Т денежных единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога (S0
Рис.2. Последствия введения акциза Обратим внимание на то, что цена для продавцов снизилась не на всю величину налога: P0 - РS < T. Из-за повышения рыночной цены часть его в размере (P1 - P0) оказалась переложенной на потребителя. В какой пропорции акциз распределяется между производителем и потребителем, зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис.3 показаны предельные ситуации, в которых налог либо не может быть переложен на покупателя (а, б), либо полностью перекладывается на него (в, г).
Рис.3. Предельные варианты распределения акциза между продавцами и покупателями Чтобы установить, какое влияние налог оказал на благосостояние участников рыночных сделок, определим изменения излишков потребителей и производителей. До введения налога потребительский излишек соответствовал площади gE0P0, а после его введения - площади gE1P1,(см. рис.2) т.е. потери потребителей соответствуют площади Р1E1E0P0. Излишки производителей сократились с величины, представленной площадью Р0E0m, до величины, соответствующей площади РSAm т.е. их потери отображаются площадью Р0Е0АРS. Величина собранных налогов TQ соответствует площади Р1Е1АРS, которая меньше суммарных потерь потребителей и производителей. Площадь треугольника E1E0A представляет чистые потери общества вследствие введения налога. Аналогичные потери возникают, когда государство дает производителю дотацию за каждую единицу проданной продукции. Последствия поштучной дотации в размере Н денежных единиц показаны на рис.4.
Рис.4. Последствия введения дотаций Без дотаций рыночное равновесие устанавливается в точке E0. Дотация для производителя равносильна тому, что часть производственных затрат государство берет на себя, поэтому линия предложения сдвигается вниз на величину дотаций (S0
Еще одним инструментом косвенного воздействия государства на рыночную цену является импортная пошлина. Рассмотрим экономические последствия ее введения при совершенно эластичном предложении импортного блага (рис.5).
Рис.5. Последствия введения импортной пошлины В отсутствии импорта на данном рынке устанавливается цена PA, по которой покупают QA единиц блага. Наличие совершенно эластичного предложения из-за границы, представленного линией Sim, снижает цену до PH, в результате чего спрос повышается до QH, а предложение отечественных производителей сокращается до QG. Разность (QH - QG) соответствует объему импорта. Вследствие свободного доступа на рынок импортного блага излишки потребителей возросли на величину, соответствующую площади PAАНРH, а производителей снизилась на величину площади PAАGРH. Следовательно, импорт обеспечивает чистый выигрыш общества, представленный площадью треугольника GAH. Допустим, государство для поддержки отечественных производителей вводит импортную пошлину в размере Т денежных единиц с единицы ввозимого блага. На рис.5 это отобразится сдвигом линии Sim вверх на расстояние T. Цена возрастет до PF, увеличивая объем отечественного предложения до QE и снижая объем спроса до QF. В результате излишки производителей возрастут на величину, соответствующую площади PFEGPH, а излишки потребителей сократятся на величину площади PFEHPH. Сумму поступивших в госбюджет пошлин представляет площадь прямоугольника KEFL, а чистые потери общества вследствие введения пошлины соответствуют сумме площадей треугольников GEK и LFH. Площадь первого треугольника представляет потери из-за меньшей по сравнению с заграницей эффективности отечественного производства, а площадь второго вследствие искусственного ограничения потребления данного блага.
Кроме косвенного регулирования рыночных цен через налоги, дотации и пошлины, государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены. Задавая верхний предел цены, государство желает предоставить потребителю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных рыночных цен. Если при ситуации на рынке, изображенной на рис.6, сложилась равновесная цена Р0, то установление верхнего предела цены на более низком уровне Рf приведет к дефициту в размере (QD - QS).
Рис.6. Директивная цена и «черный» рынок Из-за того что в условиях дефицита цена спроса превышает верхний предел цены (PD > Рf), возникает «черный» рынок, на котором осуществляются нелегальные сделки, связанные с риском подвергнуться административным или уголовным санкциям. Затраты риска вместе с дополнительными затратами по организации «черного» рынка добавляются к производственным и кривая предложения после достижения QS смещается вверх. В результате цена, уравновешивающая спрос и предложение на «черном» рынке, превышает не только верхний предел цены, установленный государством, но и рыночную цену: (Р1 > Р0). Покупатели, которые не смогли купить («достать») необходимое им количество по директивной цене, вынуждены переплачивать на «черном» рынке. Но при этом общий объем сделок не достигает равновесного объема продаж на свободном рынке (Q1 < Q0). Другим последствием установления верхнего предела цены является снижение качества продукции. Чтобы увеличить объем предложения по директивной цене, производители снижают затраты на производство за счет ухудшения качества продукции, не опасаясь в условиях дефицита потерять покупателей. На рис.7 это показано сдвигом линии предложения вправо (S0
Рис.7. Директивная цена и увеличение предложения при снижении качества продукции Установление нижнего предела цены выше рыночной обычно практикуется государством для экономической поддержки производителей отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства. Ситуация, возникающая на рынке при установлении нижнего предела цены, представлена на рис.8, (рыночное равновесие устанавливается при P0,Q0).
Рис.8. Последствия декретирования нижнего предела цены При директивной цене Таким образом, директивное ценообразование, как и косвенное воздействие государства на рыночные цены через налоги, дотации и пошлины, в условиях совершенной конкуренции сопровождается экономическими потерями общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|