Глава 2. Вмешательство государства в рыночный процесс ценообразования в РФ
Ценовая политика РФ Ценовая политика – это практические действия федерального центра, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, сфере услуг и осуществление контроля над соблюдением законодательства в области ценообразования. Ценовая политика является важной составляющей экономической политики нашего и любого другого государства, которая проводится путем анализа практики формирования цен (свободных, регулируемых и устанавливаемых государством). Государственными органами власти разрабатываются общие положения, рекомендации, направления, принципы, методы и нормативы установления и регулирования цен (тарифов), надбавок, наценок. Говоря о регулировании цен в России, мы пытаемся не только анализировать роль, значение и методы государственного регулирования цен в настоящее время, но и определить пути совершенствования. Важнейшие направления государственной ценовой политики определяются наряду с законодательными и нормативными правовыми актами указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. С 1992 г. генеральной линией ценовой политики в России становится либерализация цен, которая открывает возможности для формирования новых ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение, позитивных структурных сдвигов в экономике, государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую преимущественно государством, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, другие наиболее значимые социальные услуги.
Указом Президента РФ от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов» [2], которым признается необходимость дальнейшей либерализации цен (тарифов) и осуществление их государственного регулирования на продукцию естественных монополий, постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены Перечни продукции производственного технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем российском рынке осуществляют Правительство РФ, федеральные органы государственной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок [3]. Это прежде всего касается цен и тарифов на стратегическое сырье (газ, нефть), электро- и теплоэнергию, топливо, реализуемое населению, алмазное сырье и драгоценные камни, продукцию оборонного назначения, транспорт (перевозки пассажиров, багажа и грузов), связь, жилищно-коммунальные услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения и др. Объективная необходимость государственного регулирования цен обуславливается тем, что цены, равно как и налоги, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсии, пособия – являются важнейшей составляющей совокупности экономических рычагов, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики, реализация основных функций государства, решение основополагающих задач по стабилизации экономики, повышению ее эффективности и поступательному развитию, повышению уровня и качества жизни населения, достижению социальной справедливости. И так, государство берёт на себя решение следующих фундаментальных задач:
- перераспределение доходов и богатства общества; - создание всех необходимых условий, обеспечивающих стабильность и сбалансированный экономический рост; - аллокация материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов. Государственное регулирование цен заключается в том, чтобы с помощью законных, административных и бюджетно-финансовых, кредитных мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать: а) снижению степени дифференциации населения по критерию получаемых доходов; б) стабильному развитию экономической системы в целом; в) достижению оптимального распределения и использования всех ограниченных ресурсов общества. Государственное регулирование цен (тарифов) продукции естественных монополий закреплено Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» [1]. Также имеются нормативные документы по тарифам на электро- и тепловую энергию, которые регулируются федеральной службой по тарифам. В Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, введенных Министерством экономики РФ (в настоящее время Министерство экономического развития и торговли РФ), предусматривается порядок формирования и применения свободных цен (тарифов) продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме тех видов, по которым согласно действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. Так, в своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке. Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
В России в условиях серьезной разбалансированности экономики роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: формировании предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и так далее. Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержку и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования». Я вам писала сюда добавить конкретный анализ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|