Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип единого мышления и профессиональное мышление.




Мышление. Интеллект.

1. Понятие о мышление. Мышление как процесс.

2. Виды мышления.

3. Интеллектуальные свойства личности.

Мышление это процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком предметов, явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях. Мышление является наивысшей ступенью познания, это ведущий познавательный процесс.

Отражение на стадии мышления отличается от чувственного познания на стадии восприятия тем, что мышление отражает действительность опосредованно, с помощью системы средств, в частности, мыслительных операций, речи, знаний. Обобщенный характер – выделяя общее, мы опираемся не только на объекты, которые воспринимаем непосредственно в данный момент, но и на те, которые были восприняты в прошлом.

М. дает возможность отразить и понять то, что скрыто от непосредственного чувственного восприятия: инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиацию, звуковые колебания, радиоволны)

Через мышление происходит соединение отдельных познавательных процессов в единый блок – интеллект человека, оно обеспечивает способность человека строить индивидуальную картину мира, по-своему отражать и понимать окружающую действительность, развивать свой опыт взаимодействия с окружающей средой. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей человека (с латинского – разумение, понимание, постижение).

Мышление – процессуально, т. е. развернуто во времени, динамично. Мышление как процесс происходит благодаря мыслительным действиям и операциям. Мыслительные действия – это действия с объектами, которые отражены в образах, представлениях, понятиях, - человек не действует непосредственно с предметами, он делает это мысленно.

Мыслительные действия являются основным видом умственных действий. Они формируются на основе внешних практических действий путем их интериоризации. В исследовании П. Я. Гальперина описан процесс поэтапного формирования умственных (мыслительных) действий. 1 этап – внешняя деятельность с опорой на материальные предметы. 2 этап – материальные предметы заменяются символами. 3 этап – вербализация символов (голосом). 4 этап – внутренняя речь.

Пройдя эти этапы постепенной интериоризации, действия становятся внутренними, умственными, мыслительными. Они обобщаются, поэтому легко переносятся с одного материала на другой, сокращаются, автоматизируются. Каждое интеллектуальное действие включает мыслительные операции: это обобщение и абстрагирование, классификация и систематизация.

Со сравнения начинается познание. Но самые существенные признаки выявляются с помощью предварительного анализа и последующего синтеза. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ чаще всего осуществляется через синтез, через соотношение условий с требованиями.

Ныне разработано новое понимание процесса мышления как такого, который включает динамику и порождение смыслов, целей, оценок, потребностей.

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление – с этого вида началось развитие мышления человека (когда умственная деятельность еще не отделилась от предметно-практической). С этого же вида начинается развитие мышления у ребенка. Оно включает, как правило, внешние действенные попытки и развивается в связи с овладением предметной деятельностью.

Когда ребенок накапливает опыт практической деятельности, его мышление происходит с помощью образов и вместо того, чтобы осуществить реальные попытки, он выполняет их умственно, представляя себе возможные действия и их результаты (интериоризация). Так возникает наглядно-образное мышление. Важным в этом процессе является возникновение в мышлении ребенка так называемой знаковой функции – понимания того, что определенные вещи и действия могут использоваться для определения других.

По данным психологов (В.С. Мухина, Л.А. Венгер) ребенок сначала практически пользуется заменителями предметов и действий и только на этой основе постепенно устанавливается связь между обозначениями и тем, что они обозначают.

Наглядно-образное мышление дошкольников и млад. школьников еще тесно связано с восприятием. Они не могут абстрагироваться от явных признаков предмета. Образное мышление взрослого человека сосуществует с наглядно-действенным и вербальным и имеет достаточно важную нагрузку в системе интеллекта.

Образное мышление отражает существенные связи действительности через смену образов представлений, то есть преобразование представлений. Образ в искусстве, художественном творчестве – это источник мысли, понимания, анализа.

Визуальное мышление связано со зрительным, визуальным образом. В методиках определения и развития образного мышления используют принцип «дорисовывания» определенного образа, картинки на основе исходного рисунка (стимулы Торренса).

Основным и более развитым типом мышления взрослого человека является словесно-логическое. Это мышление, которое воплощается в понятиях, логических конструкциях (суждениях, умозаключениях) и характеризуется применением речевых средств.

В психологии существуют также несколько парных, дихотомичных классификаций видов мышления. В.В.Давыдов выделяет эмпирическое и теоретическое мышление. Они базируются на обобщениях и абстрагировании. При эмпирическом обобщении сравниваются отдельные свойства разных предметов – разные и похожие, одинаковые повторяющиеся признаки. Эти общие признаки отождествляются с существенными, и оформляются вербально. В итоге такое мышление приводит к созданию эмпиричного понятия, в котором фиксируются эмпиричные знания, не отражающее сути предметов.

Теоретическое мышление выявляет не только внешнее сходство или отличие предметов и явлений, а их внутреннюю природу, суть. В теоретическом мышлении выделяют три компонента: теоретический анализ, рефлексию сознания и планирование.

Теоретический анализ дает возможность определить внутреннюю существенную основу, свойства предметов и явлений, и абстрагироваться от внешних несущественных особенностей.

Содержательная рефлексия обеспечивает поиск и рассмотрение принципа собственных действий. Она помогает человеку мысленно анализировать собственные действия, взвесить способы и средства, которые используются.

Планирование (мысленное экспериментирование или внутренний план действий) выражается в способности человека мысленно выстроить систему возможных действий и определить оптимальные действия в соответствии с условиями задачи.

Теоретическое мышление выступает как процесс познания и создания законов, правил (например, система Менделеева).

Практическое мышление – направлено на решение практических задач или преобразование практических ситуаций. Речь идет о мыслительном интеллекте, который дает практический результат. Одна из важнейших характеристик практического мышления – его протекание в условиях дефицита времени.

Оперативное мышление – тип практического мышления. Протекает обычно в экстремальных условиях. Это разрешение практических задач на базе моделирования объектов деятельности, в результате чего формируется модель последующих действий (план). Связано с переживанием ответственности за принимаемое решение и требует большого эмоционально-волевого напряжения.

Если практический интеллект тесно связан с волевыми качествами человека, то следующая классификация подчеркивает связь мышления с эмоциями и переживаниями.

Патогенное мышление – стресс, напряженность могут усиливать вероятность возникновения психических расстройств. Мысли связываются с завистью, неудачей, стыдом, обидой, страхом, ревностью и др. негативными эмоциями, переживаниями человека. Характерна полная свобода воображения, отсутствие контроля над свободным ходом мысли, отсутствие рефлексивного анализа своего мышления и неосознанность тех умственных операций, которые рождают эмоцию.

Саногенное мышление – способствует преодолению негативных эмоций и психологическому оздоровлению человека.

В процессе саногенного мышления субъект отделяет себя от переживаний и наблюдает за ними; он воспроизводит стресс, ситуацию на фоне концентрации внимания, спокойствия, приспосабливается к ней. Важно, что человек понимает те психические состояния, которые контролируются. Саногенное мышление требует высокого уровня развития психологической культуры.

Саногенное мышление рассматривается как один из вариантов более широкого понятия позитивного мышления. Речь идет о создании и постоянной поддержке положительного образа собственного «Я» в результате влияния успешных поступков и вообще жизненных успехов.

Благодаря принципам позитивного мышления никогда не бывает поздно сменить представление о себе, создать целостный позитивный образ собственного "Я" и тогда жизненные проблемы, согласовываясь с этим новым образом, разрешаются легко. Однако для создания и поддержки положительного образа собственного "Я" необходимы такие черты интеллекта, как творческое мышление и творческое воображение.

По степени новизны полученного в ходе мыслительной деятельности продукта относительно исходных знаний субъекта различают мышление творческое (продуктивное) и репродуктивное.

Реалистическое и аутичное мышление. Первое направлено на внешний мир, руководствуется реальными законами, второе - почти не зависит от действий, логических законов и руководствуется желаниями человека или его аффективными потребностями (стремление человека получать наслаждение и избегать неприятных переживаний). Ослабление логического мышления приводит к преобладанию аутичного. Аутичное мышление является врожденным, а логическое приобретается в результате опыта.

 

Принцип единого мышления и профессиональное мышление.

Все виды и типы мышления обязательно сосуществуют в интеллекте взрослого человека, взаимодополняя друг друга. В зависимости от конкретной цели деятельности и задачи тот или иной тип мышления может преобладать или в данных конкретных моментах или в определенной профессиональной деятельности. Субъект мыслит и решает все задачи, которые состоят перед ним, благодаря своему интеллекту. Принцип единого интеллекта Б.М. Теплов формулирует так: "интеллект у человека единый и едины основные механизмы мышления, но различаются формы мыслительной деятельности, поскольку различаются задачи, которые стоят в том или другом случае перед разумом человека"

Понятие "профессиональное мышление" широко используется во второй половине ХХ в. в связи с объективной интеллектуализацией труда, потребностью в формировании профессионала. Профессиональное мышление - это интеллектуальная деятельность по разрешению профессиональных задач. Мышление, которое дает возможность обновлять знания, повышать квалификацию, критично мыслить и находить новые способы разрешения задач, хорошо ориентироваться в потоке разнообразной информации, преодолевать "нештатные", экстремальные ситуации.

Профессиональные типы мышления дифференцируются по характеру деятельности (юридическая, педагогическая, медицинская, художественная - музыкальная, сценическая, поэтическая).

Уровень профессионализма зависит от мышления. Высший уровень профессионализма связан с теоретическим, творческим, часто интуитивным мышлением и развитым практическим интеллектом.

Важное значение для профессионального мышления имеет "ощущение" материала, партнера, противника, действия, ощущение проблемной ситуации, которая еще не возникла, но может возникнуть в профессиональной деятельности. (Хирург - зонд - рана; машинист - весь поезд). Профессионалы не только ощущают, но и прогнозируют, предвидят возникновение проблемной ситуации (запах или шум машины, определенные черты в поведении больного).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...