Интеллектуальные свойства личности.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Главное в личности – ее мотивационное отношение к себе и к окружающему миру. Отношение изменяется, и это изменение специалисты описывают как интеллектуализацию личности (В.Н. Мясищев). В процессе мышления человек разрешает задачи, которые имеют для него личностный смысл. Это отношение может быть позитивным или негативным, отличаться по объекту, форме и проявлению. Кроме того, задачи имеют разную социальную и индивидуальную значимость (кроссворд - борьба со СПИДом). Самым желательным является совпадение социальной значимости задачи и высокой личностной значимости. Самое плохое, когда высокая личностная значимость задачи направлена против общества и человека. Мотивация - главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. Существуют две группы мотивов мыслительной деятельности: внешние и внутренние. При внешней мотивации задача разрешается ради достижения каких-либо результатов, не связанных с познанием объекта (получить отличную оценку за контрольную работу). Деятельность полимотивирована. Субъект характеризуется иерархией мотивов, поэтому акт принятия задачи - это установление ее связи с группой мотивов, разных по своей значимости для субъекта. Кроме внешних и внутренних мотивов играют роль и ситуативные, устойчивые, глубинные мотивы, и отношение личности. Исследования показывают, что мотивы личности не являются просто условием развертывания актуальной мыслительной деятельности, но и фактором ее продуктивности. Например, решение одинаковых задач в трех экспериментальных ситуациях: нейтральная ситуации (нужно решить задачу); ситуация соревнования и ситуация определения интеллектуальной одаренности. Когда актуализировались высоко значимые мотивы, было выявлено возрастание продуктивности решения задач.
Ярким доказательством личностной обусловленности мышления и интеллекта является понятие интеллектуальной активности личности (Д.Б. Богоявленская). Речь идет об активности личности в поиске, постановке и решении интеллектуальных задач. Интеллектуальная активность - это не стимулированное извне (внешне) продолжение мышления. Интеллектуальная активность является свойством индивида, целостной личности, которое не сводится ни к общим умственным способностям, ни к мотивационным факторам умственной деятельности. Такой подход дает возможность различать творчество и интеллект. Методом "креативного поля" (несколько вариантов: "цилиндрические шашки", детский вариант "морского боя") Д.В. Богоявленская определяла три уровня интеллектуальной активности - стимульно-продуктивный, эвристичный, креативный. Стимульно-продуктивный уровень соответствует принятию и продуктивности решения задачи, но в рамках уже поставленных проблем. Эвристический уровень соответствует открытию новых закономерностей эмпирическим путем. Креативный уровень соответствует теоретическим открытиям, когда ученный выстраивает теорию, которая объясняет факты, и ставит новую научную проблему. Мыслительная деятельность обусловлена не только личностно, но и индивидуально, субъективно. Речь идет о совокупности качеств, которые характеризуют индивида и его мышление. В процессе мышления, в постановке и решении задач, продуктивности мышления не могут не проявляться характер человека, его темперамент, типы акцентуации, психофизиологические особенности. Так, каждая классификация индивидуальных типов в психологии сопровождается ярким описанием особенностей мышления. К Юнг характеризует мышление экстра- и интровертов. У экстравертов мышление направлено на категории объективных данных (факты, идеи). Мышление интроверта ориентируется на субъективный фактор, его суждения меньше касаются объекта.
Эрнст Кречмер видел связь между конституцией и мышлением. Считал, что для ученых-циклотомиков характерны экстенсивный характер работы, наглядно-эмпирическая направленность, склонность к популяризации. Ученым-шизотомикам свойственна тяга к практической работе, к четкому формальному построению, склонность к ирреальному. Различные виды психопатии сопровождаются различными нарушениями и характерными особенностями интеллектуальной деятельности. Б.В. Зейгарник описал отклонения в операциональной стороне мышления (снижение уровня обобщения и искривление процесса обобщения), а так же нарушение личностного компонента мышления (разноплановость М., нарушение критичности и саморегуляции). Интеллектуальные свойства личности, которые обеспечивают продуктивность мышления, его творческий характер: Скорость мыслительных процессов – важна, когда мышление включено в конкретную практическую деятельность, требующую немедленного принятия нестандартных решений, часто в сложных, экстремальных условиях (врач, следователь, водитель). При этом быстро протекать может как свернутый, интуитивный мыслительный процесс, преимущественно осознанный, так и процесс логического мышления с полным осознанием, рефлексивным анализом всех этапов. Именно скорость мыслительного процесса измеряется в так называемых тестах интеллекта (Г.Ю. Айзенк), когда необходимо как можно быстрее дать правильный ответ на поставленный вопрос. Разрешить анаграммы и исключить лишнее слово: АТСЕН, АРКЫШ, ТИНОВКР, КООН. Вставить пропущенную букву и пропущенное число: 1 В 5; А 3 Д Выбрать нужную фигуру из пронумерованных. Глубина мышления - это свойство, способствующее анализу, сравнению, нахождению существенных связей. Означает способность учитывать все известные и необходимые данные, предложенные в условиях задачи, и связи между ними. Задача: 1 8 16 25? - продолжить ряд. Ошибка – 36 (62 – 1=12 , 16=42 , 25=52 . Не учитываются все данные (8).. Полный анализ всех членов числового ряда и взаимосвязей между ними приводит к правильному объекту 35 (8 = 1+7, 16 = 8+8, 25 = 16+9; 35 = 25+10).
Широта мышления выявляется в привлечении для разрешения задачи необходимых способов и знаний, не данных непосредственно в условиях задач, а взятых из других сфер знаний, наук. Гибкость мышления (противоположное качество – ригидность, то есть инертность) важная предпосылка эффективной творческой деятельности. Чуткость мышления к формированию стереотипов, установок определяется с помощью методики Лачинса, который предлагал решить серию задач. Задача: решается 10 простых арифметических задач. В каждой задаче предлагается с помощью трех посудин разной вместимости отмерить необходимое количество жидкости. На посуде никаких делений нет. Задача решается письменно. На одну задачу – не больше 2 минут. Стратегичность мышления предусматривает выбор адекватных способов решения задач и соответствующих умственных действий. Методика создания «искусственных» понятий Брунера. Набор из 81 карточки, которые содержат 4 признака, каждый из которых имеет 3 значения: Количество фигур (1, 2, 3) Фигура (треугольник, квадрат, круг) Цвет фигуры (красный, зеленый, синий) Цвет фона карточки (белый, черный, желтый) Основная стратегия решения задачи Брунера – сканирование и фокусирование, т.е. последовательное выдвижение гипотез и последовательное определение релевантных признаков и их значений. Эффективной в данных условиях является стратегия фокусирования. Импульсивность – осторожность мышления. Для большинства людей характерна осторожность мышления, для них достаточно сложно принимать рискованные решения. Однако в творческом мышлении иногда не обойтись без риска, так как новое всегда в известной степени является рискованным и необычным. Для определения и тренировки этих качеств мышления предлагается очень простая игровая методика: на листе бумаги в клетку рисуется квадрат 8×8. Обозначьте его как для игры в «морской бой» (а, б....; 1, 2....). Далее в клетке в 2в поставьте точку, потом зачеркните крестиком какую угодно клеточку в квадрате.
Самостоятельность (дивергентность, нешаблонность) мышления – очень важная черта продуктивного творческого мышления, которая способствует возникновению оригинальных и новых подходов в разных сферах искусства, науки и техники. Методика исследования дивергентности – определение новых функций какой-нибудь достаточно распространенной вещи, например, куска бумаги. Для определения и тренинга самостоятельности (дивергентности) мышления выполняются задачи: Ø Найти как можно больше способов использования коробок из картона (если их у вас много и они разные); (Торренс) Ø К небу прикреплены веревки, которые свисают на землю. Какие возможны последствия? Что случится? (Торренс) Ø Человеческую жизнь удалось продлить до 250 лет. Что будет? Каковы последствия? Обратите внимание, что задачи не имеют правильного ответа (открытые). Их постановка и решение направлены на разрушение стереотипов, связанных с поиском единственно правильного ответа. Творческое задание имеет множество вариантов ответов, и их правильность зависит только от того, соответствуют они выбранному варианту постановке и рефлексивной позиции. Рефлексия (способность к рефлексивному анализу ситуации) – самосознание личности в проблемных ситуациях, которые выражаются в осознании, анализе и коррекции не только собственных действий, но также их базы, действий противника (если игровая ситуация), предвидение и прогнозирование. Задача 1. В большой организации (по количеству сотрудников) открылись 2 столовые: близкая (на 1 этаже здания) и дальняя (в 7 минутах ходьбы от здания). Вход в обе столовые только для сотрудников; меню, обслуживание одинаковы. В какой столовой в первый день будет больше людей и почему? А на второй день? Постоянно? Задача требует чисто рефлексивного анализа ситуации. В меньшей очереди будут каждый день стоять люди, которые проведут рефлексивный анализ на 1 шаг глубже, чем остальная масса. Однако, поскольку тут выбор только из 2-х вариантов, то в выигрыше, как это ни парадоксально, будут и те, кто провел рефлексию на шаг менее глубокую, чем остальные. Задача 2. Мальчик взял в руку маленькую птичку и спросил мудреца: «Что у меня в руке – живое или не живое?» Он был уверен, что дать правильный ответ невозможно. Если ответ «неживое», мальчик покажет живую птицу, если «живое», он птичку задушит в руке. Что ответил мудрец? Искать решения нужно с помощью смены рефлексивной позиции относительно задачи и соответственно смене объема данных. Новая рефлексивная позиция включает аспекты, которые учитывают самого человека, который ставит вопрос, его желания и волю, анализ ситуации поднимается на высший уровень и отыскивается мудрый ответ: «Как ты захочешь».
Среди других важных интеллектуальных качеств личности можно назвать организованность мышления (способность мобилизоваться в сложных ситуациях), дисциплинированность мышления (способность осуществить трудоемкую техническую работу), последовательность мышления и т.д. Критичность мышления (осознанный контроль за ходом интеллектуальных действий, показатель сохранения и силы личностно-мотивационной сферы. Некритичность, характеризуется неосознанностью, невозможностью произведения коррекции содержания и хода мышления. Существуют интересные методики исследования активизации творческой деятельности, направленные на снижение критичности и соответствующую актуализацию «свободного полета» мышления, фантазии. Так по методу Осборна «брейн-сторминг» («мозговая атака») группа людей предлагает какие-либо идеи разрешения определенной задачи, иногда абсурдные, а всякая критика категорически запрещается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|