Но спустя четыре года после Октябрьской революции В.И. Ленин признал ошибочным чрезмерную монополизацию и полное закрытие местного рынка.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 1. ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО - ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ 1.1 История развития торговли в России 1.2. Понятие торговли, ее виды и формы осуществления
История развития торговли в России На Руси торговля появилась в VIII-IX веках. Рынок («торг», «торжище») считался центром древнерусского города. Во второй половине XIV века Москва стала крупным торговым центром, где основной формой торговли были ежедневные рынки. Торговые ряды располагались на месте современной Красной площади перед Кремлем и в Китай-городе. Торговлю вели, как правило, сами производители, без посредников. В рьночную суету, там внедрялись глашатай и зазывалы, приглашая покупателей в чулочные, башмачные, рукавичные, кушачные, пушные и ремесленные ряды. Продажей галантерейних товаров, ситца и лубочных картинок занимались коробейники, мелкие торговцы. А торговцы-разносчики бродили по улицам города, предлагая нехитрый товар - квас, чай, блины, сдобу. Основной торговой точкой на Руси стала лавка. Их владельцы лавочники придерживались одного-единственного принципа - поудачнее разрекламировать и продать с максимальний выгодой свой товар. В конце XVII века в Москве построили каменное здание торговых рядов там, где в настоящее время стоит ГУМ. Каждый ряд имел особое название. Купцов, торговавших с зарубежными странами, называли сурожанами, позтому ряд привозных изделий назывался Сурожский. Галантерею продавали в женском и завязочном рядах, в ветошном – старье, в железном и серебряном - изделия из металла. Во всех русских городах имелись гостиные дворы, где за прилавками стояли приказчики. Они отличались ловкими манерами, статной выправкой и щеголеватой одеждой. Покупателям приказчики сообщали разнообразную информацию о качестве и свойствах товара, о замысловатых названиях.
Центральное место в русской торговле занимал купец. Купечество делилось на гильдии и занималось развозной и разносной торговлей. Купцы разъезжали по стране для закупок и продажи товаров. Так развивались зкономические и торговые связи между различными районами Руси и зарождался единый всероссийский рынок. ХVII-ХІХ вв. Преобразования экономической жизни Российской Империи при Петре І внесли изменения и в торговлю. Была введена монополия государства на торговлю табаком, солью, на зкспорт икры, пеньки, хлеба, смолы и др. Купечество теряло былую зкономическую мощь и фактически было вытеснено новым слоем предпринимателей - гильдейских купцов. Индивидуальные капиталы вовлекались в «компанейскую» форму предпринимательства. В самостоятельное сословие купечество окончательно оформилось в 1785 году, согласно «Жалованной грамоте городам». При наличии определенного размера капитала каждый торговец имел право записаться в одну из трех гильдий. Купцы I гильдии могли торговать не только в Российской Империи, но и за ее пределами, имея собственные морские суда. Купцы II гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг, а купцы III гильдии ограничивались мелким торгом. В российском законодательстве того времени определялась деятельность двух видов предпринимательских обьединений - акционерной компании и торгового дома (на вере или полного). В первой половине XIX века наибольшего развития достигли ярмарки. В зтот период их насчнтывалось более 4,5 тыс. И устраивались они в городах, селах, при заводах и фабриках. На крупных ярмарках торговали определенным товаром, что отражало хозяйственную специализаиию и обособление районов промышленности и сельского хозяйства. Так, на реках Лене и Волге торговали лесом, в Якутске - пушниной, на Украине - скотом. В то время в России было 64 ярмарки, где продавалось и покупалось товаров более, чем на миллион рублей. С 1817 года всероссийское значение приобретает Нижегородская ярмарка с торговим оборотом в 139 миллионов рублей, играя роль не только всероссийского торга, но и определяя важное значение в международной торговле. Китайские купцы привозили чай, персидские - шелка и другие товары, которые растекались по всем уголкам России. Покупатели на Нижегородской ярмарке делились на имущих и бедных. К услугам первых были театр, банк, трактиры и комедиантские балаганы, т. е. все приманки моды и роскоши.
После летней Нижегородской ярмарки по своей значимости шла Ирбитская ярмарка, проходившая в феврале в Пермской губернии. А далее шли Сорочинская в Полтаве, Крещенская в Харькове, Коренная в Курске, Афанасьевская в Верхнеудинске. Обилие товаров и праздничная атмосфера привлекали на ярмарки огромное количество народа. Середина XIX века характеризуется обновлением делового мира Российской империи и укреплением позиций капитализма; ярмарки постепенно теряют свое исключительное значение. Ведущее место занимает лавочная и магазинная торговля, большую популярность приобретают так называемые лабазы (от татарского «лапас» - навес). Зто заведение представляло собой лавку или амбар, где хранились и одновременно продавались разнообразные товары. Но с развитием зкономики и производства в лавках и лабазах становится тесно, торговля плавно переходит из зтих заведений в магазин. «Магазин» в переводе с арабского - склад. Французы расширили значение зтого слова в следующем смысле: где хранят товары, там и торгуют. В русский язык слово магазин вошло в значении «торговое предприятие». Вторая половина XIX века - начало XX века. В 60-х годах XIX века предпринимательство формируется на основе зкономической свободы субьектов рынка и рынка рабочей силы. Согласно Положению «О пошлинах за право торговли и других промыслов» от 8 января 1863 года, вместо трех купеческих гильдий утверждались две, а разряд торгующих крестьян был отменен. Оптове торговцы, действовавшие на всей территории Российской империи, получали Гильдейские свидетельства первого разряда. В пределах города или уезда распространялась сфера деятельности торговцев второй гильдии.
Стационарные торговые заведення делились на пять разрядов. Большие рестораны, склады. Оптове магазины и аптеки относились к І разряду. Трактиры, магазины и средние по оборотам оптовые склады имели II разряд, чайные, распивочные и мелкие лавки - ІII, палатки, ларьки - IV, разносная и развозная торговля - V разряд. К началу XX века магазинной торговлей занимались в основном акционерные общества, так как эта торговля требовала большого размера оборотного капитала. Капитал, размещенный в сфере торговли, приносил более весомый доход по сравнению с другими отраслями экономики. 1917-1990 гг. Торговля и торговцы никогда не пользовались популярностью в России. Дворянско-сословная брезгливость правящих и народническо-социалистическое неприятие интеллигенции встретились и дружно слились в широких обывательских массах хозяйственноотсталой страны. К моменту октябрьского псреворота торговый класс был совершенно терроризирован. На местах торговцы перестали пополнять запасы товаров, спешили по возможности скорее распродать их или переуступить в кредит кооперации, которая, как тогда думали, была застрахована от стихийных и своеобразных форм «революционного упорядочивания». К этому моменту нормальные условия ценообразования были изуродованы, а расстройство транспорта, явно обозначившееся к зиме 1917-1918 г., содействовало разрыву единого рынка к тому его дроблению, которое получило свое полное завершение в период, когда рынок был объявлен официально не существующим, а торговля - злейшим преступлением. Полное запрещение всякой торговой деятельности и упразднение свободного рынка на всем пространстве России были обьявлены 21 ноября 1918 года в декрете Совета Народных Комиссаров «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства, в целях замены частного торгового аппарата» и в дополнительном к нему приказе Высшего Совета Народного хозяйства от 26 ноября 1918 года «О государственной монополии на торговлю некоторыми продуктами и предметами».
Но спустя четыре года после Октябрьской революции В.И. Ленин признал ошибочным чрезмерную монополизацию и полное закрытие местного рынка. Торговлю оживило введение НЭПа в 1921 году. Однако это оживление было непродолжительным, т. к. целенаправленная государственная политика полностью вытеснила частника из товарооборота к 1931 г. В зтот период преобладающие позиции в торгове заняла потребительская кооперация. В 1935 году специальным постановлением правительства разграничились сферы деятельности государственной торговли и потребительской кооперации: первая охватывала города, вторая - сельскую местность. Торговля развивалась планомерно вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|