Тема 2. Организационное построение торговли
2.1. Отраслевая инфраструктура торговли 2.2. Структура нормативной правовой базы по регулированию отношений в сфере торговли
2.1. Отраслевая инфраструктура торговли Торговля как отрасль имеет сложное организационное построение, сущность которого состоит в упорядочении взаимодействия различных торговых организаций и объединений. Сочетание различных систем, осуществляющих торговое обслуживание на территории РФ и обеспечивающих удовлетворение спроса на потребительском рынке, представляет структуру торговли как отрасли. Она характеризуется многообразием форм управления торговыми Организациями, наличием отдельных торговых систем. Торговая система — совокупность организаций розничной, оптовой торговли, общественного питания и их объединений с учетом форм собственности, реализуемого ассортимента, контингента обслуживаемого населения. Организационное построение торговли республики осуществляется с учетом административно-территориального, товарно-отраслевого и ведомственного признаков. В основу организационного построения торговли положены следующие принципы: • экономическое обоснование необходимости и целесообразности создания каждой торговой системы и организации; • научное выявление наиболее рациональных форм хозяйствования и создание на их основе организационно-хозяйственных звеньев отрасли; • построение систем торгового обслуживания по определенному признаку; • создание равных экономических условий для всех субъектов торговли независимо от их организационно-правовых форм; • обеспечение баланса интересов всех участников процесса товарного обращения — производителей, торговых организаций, потребителей и государства.
Отраслевая инфраструктура торговли — упорядоченная совокупность взаимосвязанных систем, организаций, их материально-технической базы, осуществляющих торговую деятельность и находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. В отраслевую инфраструктуру торговли входят: 1) торгвые организации и их объединения; 2) рынки. Торговые организации и их объединения Торговая организация — юридическое лицо, осуществляющее торговлю на территории РФ. Обязательной функцией торговой организации является осуществление законченного торгового процесса, начиная от закупки товаров и заканчивая их реализацией покупателю. Такие организации могут создаваться двумя способами 1) приватизацией торговых объектов, принадлежащих государству, и 2) регистрацией вновь созданного субъекта хозяйствования. Существуют такие виды торговых организаций, как хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (ООО, ОАО, ЗАО), унитарные предприятия, производственные кооперативы. Организации торговли могут быть представлены как отдельными объектами, так и разного рода объединениями в виде ассоциаций, концернов, торговых домов, трестов. В случае наличия такого рода объединений объекты, входящие в его состав, могут действовать как в виде структурных подразделений, филиалов, так и самостоятельных юридических лиц. Ассоциация — добровольное объединение торговых организаций, формируемое при органах управления и действующее на основе устава и договора. Цель ее создания координация деятельности участников. Поэтому ассоциация является вневедомственной структурой. Высшим органом управления является Совет ассоциации, который избирает правление и президента ассоциации. Членство в ассоциации не ограничивает экономическую свободу торговой организации, но предлагает определенные выгоды, вытекающие из з адач ассоциации.
Концерн — объединение предприятий и организаций, Осуществляющих совместную деятельность по производству товаров и оказанию услуг на основе договора, объединения финансовой и других сфер деятельности для эффективного использования имеющегося потенциала. По сравнению с ассоциацией для него характерна более высокая степень централизации управленческих функций. Концерны осуществляют выпуск ценных бумаг, организацию туризма, строительство жилых домов. Торговый дом — крупное оптовое объединение, занимающееся продажей товаров внутри страны, но главным образом выполняющее экспортно-импортные операции. Особенность деятельности торгового дома состоит не только в купле-продаже товаров, но и в участии в производстве и кредитно-финансовых структурах. Потребительская кооперация — система потребительских обществ, союзов и созданных или унитарных предприятий и учреждений в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения. Это негосударственная общественно-массовая организация. Рынки Ф. Котлер определяет рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Но, понятие рынка сегодня — это не некая абстракция, общее наименование группы покупателей, а более четкое и логически обоснованное толкование представленное ниже. Рынок — имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для осуществления юридическими и физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными. В зависимости от ассортимента реализуемых товаров различают продовольственные, вещевые, зооботанические и смешанные рынки, от вида осуществляемой торговли — оптовые и розничные. Ассортимент товаров, реализуемых на рынке, схема расположения торговых зон и торговых мест определяются органом управления рынка по согласованию с местным исполнительным органом по месту нахождения рынка, с органом государственного пожарного надзора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|