Определение межосевого расстояния зубчатой
Передачи и модуля зацепления
Межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи определяют по зависимости: , мм где [ σ ] H – допускаемое контактное напряжение в МПа; М1 – номинальный крутящий момент на шестерне в Нмм; U - передаточное число; КП – коэффициент, учитывающий влияние суммарной длины контактных линий на повышение нагрузочной способности передачи.
Для косозубых колес: при твердости НВ ≤ 350 и β < 250 КП = 1,35…1,5 (меньшие значения при Z ≤ 20, а большие – при Z1 > 40); при твердости HB > 350, а также при β > 250 независимо от твердости КП = 1,15.
Полученное значение аw округляем до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 2185-88. Таблица П1 Стандартные значения межосевого расстояния, мм
Выбираем аw = 160 мм.
Модуль зацепления ориентировочно принимают по зависимости: m = (0,01…0,02) aw , мм. В нашем случае примем m = 0,02·160 = 3,2 мм.
Полученное значение модуля округляем до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 9563 – 88
Таблица П2 Стандартные значения модуля, мм
Выбираем m = 3 мм из первого предпочтительного ряда. Расчет чисел зубьев, фактического передаточного Числа и угла наклона зуба. Определение числа зубьев
Суммарное число зубьев Zc для косозубых и шевронных колес: Угол наклона зуба β принимаем (для косозубых колес) β = 130.
Числа зубьев шестерни и колеса:
Z1 = (Zc)/(u +1); Z2 = Zc – Z1
Уточняем фактическое передаточное число. Uф = Z2/Z1
Так как отклонение фактического передаточного числа от проектного (заданного) не должно превышать ± 3,5%, то в нашем случае отклонение в -1,45% является допустимым.
Проверка условия сборки
Для косозубых колес уточняют фактический угол наклона зуба β: ,
Угол наклона зуба не подлежит изменению и стандартизации. Затем назначаем степень точности передачи, ориентируясь на окружную скорость:
, м/с
Для такой низкой окружной скорости можно назначить пониженную 8-ю степенью точности изготовления.
Таблица П3 Рекомендуемая степень точности изготовления зубчатых передач
Проверка действительных контактных напряжений Проверка действительных контактных напряжений выполняется после уточнения величины коэффициента нагрузки и определения геометрических размеров зубчатых колес по зависимости: , МПа
где К – уточненное значение коэффициента нагрузки; Uф – фактическое передаточное число. Ширина колеса (венец) b2 = aw ψа=125*0,5=70 мм; ширина шестерни назначается больше – b1 = aw ψа + (4…5) мм. Для колеса: Для шестерни:
Затем необходимо рассчитать отклонение действительного контактного напряжения σН и [σ]Н, отклонение не должно превышать +5…- 20%. При перегрузке необходимо увеличить межосевое расстояние до ближайшего большего из стандартного ряда.
, Запас прочности на 3,62% превышающий действительные напряжения передачи.
ВЫВОД. Расчет передачи на контактную прочность выполнен правильно.
Проверка прочности зубьев шестерни и колеса на изгиб
Проверка изгибных напряжений производится по формуле: , МПа
где Р – окружное усилие, Н; Y – коэффициент формы зуба, определяется в зависимости от числа зубьев: действительного для прямозубых колес и эквивалентного (Zv) для косозубых и шевронных колес,
КП – коэффициент повышения нагрузочной способности на изгиб косозубых и шевронных колес (его значения такие же, как и для расчета на контактную прочность): mn - нормальный модуль (стандартный модуль), мм. где = 170,3 МПа. Полученные значения действительных изгибных напряжений существенно ниже допускаемых, что также свидетельствует о правильности расчета на контактную прочность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|