Научно – методическое обоснование Программы.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ «ОТ ЧИСТОГО ИСТОКА» ГОУ СОШ № 499 Юго-Восточного округа города Москвы Разработчики Программы: Чернова Ирина Геннадьевна Учитель истории Классный руководитель 7 «А» класса. * Романько Марина Геннадьевна Социальный педагог, Классный руководитель 3 «Б» класса. * Самсонова Олеся Владимировна Педагог-психолог школы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ «ОТ ЧИСТОГО ИСТОКА». Введение. В России на протяжении ХХ века произошли социально-экономические изменения. Считается, что в постсоветский период перед россиянами открылись большие возможности и перспективы. Однако реформы 90-х г. ХХ века не способствовали укреплению экономической независимости семьи, что привело к расслоению общества, перевороту в системе жизненных ценностей и как следствие произошли существенные сдвиги в институте семьи, кризис традиционных семейных устоев. Причинами этих явлений по мнению крупных экспертов являются: экономические факторы (их доля в кризисе нации составляет около 30%), отказ от традиций, утрата нравствен- ных ориентиров неуважение к собственной истории-70 %.
Сейчас наше общество находится в опасном состоянии временной утраты способности противостоять идеологической интервенции. В течение много- вековой истории человечества рушились империи, исчезали государства и народы, но через тысячелетия прошла и сохранилась единственная общность СЕМЬЯ. Программа семейного воспитания «От чистого истока» направлена на обес- печение воспитательного процесса реального взаимодействия ребёнка, роди- телей и социума.
Программа разработана в соответствии с концепцией модернизации россий- ского образования на период до 2010 года, на основании законов и постанов- лений федерального и московского правительства (Письмо Министерства образования РФ от 2002 г. «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» Закон РФ «Об образовании», Закон г. Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в г. Москве»), документов департамента образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты (Закон «О молодёжи(14-25 лет)»2004 г.,Закон о профилактике безнадзорнос ти и правонарушениях несовершеннолетними в г. Москве 2003 г.) В Программе отражены основные цели, задачи, методы, мероприятия по развитию традиционного семейного воспитания, а также формы интегриро- вания ценностно-значимой педагогической компоненты в практике совре- менного семейного воспитания. Программа «От чистого истока» по семейному воспитанию ориентирована на учащихся 5-9-х классов, с учётом преемственности начальной школы. В перспективе планируется разработать направление- Возрождение семьи в рамках воспитательной системы школы.
Актуальность проблемы семейного воспитания. В основу программы положены проблемы современной семьи России, которая находится в процессе модернизации. Суть этих проблем на уровне государства заключается в том, что в настоящее время отсутствует единая целостная система воспитания подрастающего поколения, общенациональная идея. В обществе нет общих целей, задач, желаний и воззрений.
По данным мониторинга социальной сферы России, проведенного Российским государственным социальным университетом, российская семья сталкивается с такими сложными проблемами как: - увеличение числа малообеспеченных, живущих за чертой бедности семей (37%); - по продолжительности жизни Россия занимает 191 место в мире;
- ухудшается состояние здоровья детей и родителей (здоровыми признаются 32 % российских детей); - рост числа детей, рожденных вне брака; - рост количества неполных семей (ежегодно в результате разводов 700 тыс. детей остаются без отца); - рост социального сиротства; - увеличение количества конфликтных семей; - насилие в семье.
В этой ситуации особенно тяжелым становится положение детей, что ведёт к росту числа беспризорных, безнадзорных детей, к развитию детской преступности (среди несовершеннолетних правонарушителей 46% являются выходцами из неполных семей). Сегодня под лозунгом перехода к рынку продолжается коммерциализация детских учреждений, что делает их недоступными для большинства детей. Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные ориентиры, т.е. те, которые являются сущностными в семейной жизни, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. Став главными в семье, разрушают её гуманистическую сущность. Это проявляется в формализации семейных отношений, отдалении супругов друг от друга, родителей от детей.
Детский возраст является одним из благодатных периодов для раскрытия и развития талантов, заложенных в человеке, следовательно, наиболее ответственным. Неправильное воспитание может, если не загубить творческую искру, то затруднить её проявление, поэтому необходимо разработать и предложить способы семейного воспитания, которые помогут в создании благоприятных условий для развития ребенка.
Проблемы семьи рассматриваются и решаются как на международном уровне (Стратегия семейного воспитания ООН, Резолюция, посвященная международному году семьи, 1997г.), так и на государственном уровне(Указ Президента РФ «О годе ребенка» 2007 г.). Традиционная семейная политика РФ направлена на благополучие семьи, укрепление и развитие института российской семьи, связанных с возрождением её исконных традиций и устоев.
В настоящее время перед школой стоит задача в процессе обучения и воспитания создать условия помощи и поддержки со стороны родителей, в достижении самой главной цели воспитания- воспитание нравственности.
Научно – методическое обоснование Программы.
Выбор семьи в качестве предмета исследования обусловлен тем, что «кризис семьи и детства поразивший Россию угрожает национальной безопасности и ставит под угрозу перспективы развития страны». Ознакомившись с трудами педагогов и социологов прошлого (П.А.Фло- ренского, Л.Н.Толстого, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и других) можно сделать выводы о видимых переменах в мире. По сущности своей человек не претерпел особых изменений. Те ошибки, которые совершали педагоги и родители в Х111, Х1Х, ХХ веках – в ХХ1 веке те же.
В современных условиях стране нужна физически и нравственно здоровая семья, способная вырастить и воспитать своих детей как полноценных граж- дан России. Семья - один из самых эффективных социальных институтов со- циализации молодого поколения, она создаёт обстановку, которая является наиболее благоприятной средой для здорового роста и всестороннего разви- тия ребенка, формирования его личности. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должно осуществляться на всех этапах его возрастного развития и быть неотделимой от общих проблем воспитания.
С начала 90-х годов ХХ века в российских школах стали укрепляться новые направления деятельности педагогических коллективов. Приоритетным нап- равлением в воспитательной системе школы является нравственное воспита- ние, которое невозможно без участия семьи. Родители должны быть знакомы не только с основополагающими документами, регламентирующими жизнь ребенка в школе, но и хорошо знать те требования, которые предъявляет се- годня школа к воспитаннику, а государство к школе.
Таким образом воспитание нравственной личности, способной поддержи- вать и приумножать лучшие отечественные традиции традиции семейного воспитания – результат равноправного взаимодействия педагогического мастерства значимых взрослых (родственников, близких, педагогов). Воспитательная Программа «От чистого истока» призвана поддержать и развить основы нравственной воспитанности ребёнка в семье и помочь родителям, которые смогут успешно готовить детей к будущей самостоятельной жизни. «Существует глубокая связь поколений, ребенок одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». В.А.Сухомлинский.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|