Закономерности, связанные с восприятием визуальной и речевой информации. Единые законы подачи и управления информацией
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В конце 50-х годов на Западе возникла теория Inteligent eye — «разумный глаз», представители которой утверждают, что глаз развил мозг. В основе этой теории лежат наблюдения, результаты исследования, полученные психологами. Советская психология полностью не приняла эту теорию, однако и не отвергла особую роль зрительного. анализатора в обучении. Так, например, И. М. Яглом отмечает: «По некоторым данным орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и то же время 1000 единиц информации, орган осязания — 10 000, а орган зрения — 100 000» /. Это напоминает народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Психолог Б. Г. Ананьев подчеркивает, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему — только на уровне представления /162/. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем «со слуха». 20 % поступающей слуховой информации может потеряться, так как: • мысли текут в 8—10 раз быстрее, чем речь; • есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители); • через каждые 5—10 с мозг «отключается», срабатывают защитные свойства мозга. Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами и лексическими средствами. В. Ф. Шаталов, как вы помните, повторял одно и то же не менее трех раз, широко используя наглядность. Более 400 лет существует педагогика, а в ней дидактический принцип наглядности обучения, но теперь он получил теоретическое, научное обоснование. Комбинированное же воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память.
Замминистра ВиССО СССР, проф. Н. В. Краснов, приводит в одной из своих статей интересные данные по поводу восприятия человеком информации. «Исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме и 25% — в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации». Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, телевизор и пр.). Необходимо знать некоторые особенности кино и телевидения, поскольку они используются в учебных целях: а) в кино изображение хорошее, в телевидении — плохое; б) в кино звук плохой, в телевидении — хороший; в) кино — это зрелище, телевидение — это информация и мысль (например, фильм «17 мгновений весны», передачи «Очевидное — невероятное» и т.п.); г) в кино ведущий изжил себя, в телевидении — утвердил себя, поднялся до образа (например, передача «Угадай мелодию»). Однако есть и телепередача «Что? Где? Когда?», ведущий которой почти все время остается за кадром. В визуальной информации есть свои закономерности. Вот некоторые из них: вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине: Поле чтения при горизонтальном варианте увеличивается, текст читается быстрее. Хотя существует и противоположная точка зрения: при широком поле чтения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение. Психологи утверждают, что для быстрого и четкого считывания информации нужно, чтобы промежутки между ними равнялись единице информации. А. А. Леонтьев утверждает, что «в широком, но неглубоком зале удобнее следить за слушателями — движение глаз лектора как бы запрограммировано самой внутренней структурой помещения и не остается не охваченных взглядом «мертвых зон» /165/. Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный. Не случайно на телеэкране срезаны углы. Это необходимо для того, чтобы не дать глазу выскочить за рамку, продлить воображение.
Зрение требует группировки информации. Психологи утверждают, что вертикально нужно давать нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, — это 7 ± 2 /имен, наименований/. Четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже. Величина букв на доске играет немаловажную роль в визуальной информации. Чтобы установить размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине — на 4, а мужчине — на 3, т. е. буква высотой в 1см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шагов. Американские исследователи, занимавшиеся психологией восприятия, еще в 20-е годы определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут соответственно левый верхний (28%), правый нижний (23%) и левый нижний (16%) углы. Для студентов технического вуза характерно стремление использовать формулы, таблицы, схемы, графики и т.п., которые позволяют вести более наглядное сравнение, анализ и оценку данного явления и, следовательно, лучше понимать и запоминать его. Это относится и к особенностям зрительного анализатора, о котором уже говорилось. Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, т. е. играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати и т.д. Особое значение в восприятии текста играет цвет печати и цветовой фон. Как показали исследования, наиболее удобочитаем черный шрифт на белом, затем черный набор на всех цветных планшетках (т. е. фон). Неудобочитаемы желтый на белом фоне,и наоборот. При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как влияет цвет на психику, а значит, и на восприятие информации. По мнению специалистов к взаимодополняющим цветам относятся три пары:
• красный — зеленый, • желтый — фиолетовый, • синий — оранжевый. При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости. Например, красные буквы выглядят более насыщенными на зеленом фоне, а зеленые — на красном. Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром. Цвет оказывает влияние на психическое самочувствие. Первым, кто сделал попытку проанализировать эмоциональное воздействие цвета на человека, был И. В. Гёте, великий немецкий поэт, писатель и ученый. В своем «учении о цветах» он писал: «В самых общих элементарных проявлениях, независимо от структуры и формы материала, на поверхности которого мы его наблюдаем, цвет оказывает воздействие на зрение, которому он главным образом и предназначен, а через это посредство и на душу». Давно известно, что зеленый цвет действует на человека успокаивающе. Потому и делали когда-то настольные лампы с зеленым абажуром, письменные столы покрывали зеленым сукном. Голубой и желтый цвет тоже успокаивает сангвиника и холерика, клонит ко сну флегматика, располагает к замкнутости меланхолика. Красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы, правда, на меланхолика воздействие алого может быть изменчивым. Желательно учитывать эти психологические особенности, связанные с типом центральной нервной системы, темпераментом. В процессе чтения на самочувствии человека сказываются утомление, квалификация, профессиональные склонности. Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Есть и другие особенности восприятия текста. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят. То же относится и к заголовкам. Когда в ФРГ изучали особенности заголовков в различных объявлениях, наиболее распространенными из тех, которые были замечены читателями, оказались заголовки в 3—7 слов (опять магическое слово «семь»). Кроме того, доказано, что студенты лучше понимают текст при дедуктивном способе изложения мыслей, характерном для научно-технических и газетных текстов.
При изучении иностранного языка, по данным опыта Сежера, описанного Ж. Пиаже (Париж, 1965), запоминаются в единицу времени: буквы — 7%, слоги — 11%, слова — 25%, группы слов — 78%, предложения — 37%. В экстремальных условиях лучше запоминаются слова, хуже всего цифры. Советские психологи заметили, что существительные запоминаются лучше, чем глаголы и прилагательные. Лучше всего информация воспринимается и запоминается по аналогии с чем-то знакомым. Немаловажную роль играет мнемоника. Одной из важных психофизиологических закономерностей является закономерность запоминания по теории ряда: начало и конец запоминаются лучше, чем середина (ср. в фильме «17 мгновений весны» Штирлиц входит к следователю с целью узнать, что стало с радисткой, чемоданом с рацией, который доставили следователю. Штирлиц начинает и кончает разговор вопросом, нет ли таблеток от головной боли, узнав в ходе беседы все о радистке. При допросе, на вопрос, зачем к нему приходил Штирлиц, следователь ответил: «За таблетками от головной боли»), На восприятии информации сказывается и сама организация учебного процесса, занятия, индивидуальное и коллективное творчество. Часто студент лучше поймет материал, если что-то объясняет своему товарищу. Кстати, наблюдения за работой студентов в парах свидетельствуют об активизации обучения и повышении его эффективности. Важную роль в обучении играют: 1. Направленность внимания на объект обучения. Иногда бывает, что человек слышал, не слушая и, наоборот, слушал, но не слышал.; 2. Вероятное прогнозирование как упреждение, предвосхищающее то, что пойдет следом. Быстрое установление связи новой информации с той, которая имеется. 3. Память. Для того, чтобы понять конец предложения, нужно удержать в памяти его начало. 4. Установка. Важна задача, определяющая установку. Чрезвычайно важно проанализировать весь учебный материал в плане выявления возможных связей между его частями. Схема организации и предъявления материала включает в себя три звена, взаимообусловленных и тесно связанных между собой: 1) набор изученных ранее известных элементов материала (И.М.); 2) главное содержание целенаправленной деятельности студента на занятии, основной материал (О.М.); 3) элементы учебного материала, который лишь впоследствии должен стать основным, а пока как бы предвосхищает часть будущего материала (Б.М.).
Это можно представить в виде следующей схемы: 2-е звено — основное, 1-е и 3-е — второстепенные, но они представляют собой фон для усвоения главного, основного материала. Таким образом, обучение следует вести, опираясь на прошлое и будущее с учетом трех закономерностей нашей памяти (оперативной, кратковременной и долговременной). Существует еще целый ряд психофизиологических закономерностей, отмеченных в гипнопедии и ритмопедии (обучение под музыку, подача информации с учетом биологических ритмов). Однако немаловажным является утверждение западногерманского ученого Г. Рауха, что непрерывный поток развлекательной музыки способствует выделению стрессгормона, который может стирать в мозгу часть запечатлевшейся там информации, то же происходит и во время предэкзаменационной лихорадки, когда в результате стресса «вылетает все из головы». Тихая музыка тоже представляет собой опасность, она действует подобно алкоголю, длительно принимаемому малыми дозами, но тем не менее наносящему вред организму. Следующим чрезвычайно важным фактором восприятия информации является вера студента и преподавателя в успех дела. Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствия — вот условия, обеспечивающие успех задуманного (как в сказке). Пример с бревном, приведенный В. Л. Леви, подтверждает, что по бревну, лежащему на земле, человек пройдет спокойно. Если поднять его на 1,5 м, человек потеряет уверенность, это передается вестибулярному аппарату, и человек идет по бревну неуверенно, шатается. Если поднять бревно еще выше, человек не пойдет по нему, мешает чувство страха. Это значит, что человек создает установку, которая рождает веру, а та уже является условием, обеспечивающим успех. Еще пример: венгерские ученые проводили эксперимент (описанный в «ЛГ» 17.11.82): тренер за дверью дает двоим участникам задание вести диалог на тему, стоит или не стоит устраивать дни рождения на работе. Одному предлагается отстаивать преимущества таких вечеринок (сплочение коллектива и т.д.), другому — говорить об их отрицательных последствиях, об ухудшении дисциплины труда и пр. Задача каждого из них привлечь на свою сторону как можно больше участников игры. В это же время ассистент тренера инструктирует оставшихся в комнате. Первые 10 мин они должны всячески поддерживать участника «А», говорить ему, насколько правильна его точка зрения, какие тонкие и оригинальные мысли он высказывает и т.п. С участником «Б» нужно спорить, грубо его обрывать, демонстрировать ему, что он совсем не разбирается в сути проблемы. Через 10 мин по незаметному знаку ассистента «зрители» должны полностью изменить свою линию поведения — игнорировать доводы и грубо прерывать участника «А», поддерживать во всем участника «Б». «И вот начинается немного жестокая, но очень поучительная игра». Все видят, какое влияние оказывает на участников реакция окружающих. Участник «А» сидит, гордо распрямившись в кресле, закинув ногу на ногу, и говорит медленно, неторопливо. Через несколько минут он уже начинает поучать аудиторию, несколько снисходительно смотрит на второго участника. Вид у него уверенный и спокойный. Участник «Б» чувствует себя совершенно иначе. Он говорит неуверенно, сбивчиво, часто теряется, словом, выступает явно ниже своих возможностей. Но через 10 мин все меняется. Очень быстро от прежней самоуверенности «А» не остается ничего. Сначала он смущается, потом начинает недоумевать, пропадает его немного менторский тон, и говорит он неубедительно, избитыми фразами. Еще через несколько минут на него уже жалко смотреть, так отражаются на его лице все переживания. Наоборот, «Б» держится все увереннее. Он начинает шутить, речь его становится свободной и легкой. Он высказывает действительно интересные мысли. Вот так поддержка коллектива и вера в себя заставляют человека активно и эффективно работать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|